Italiansky Bridge SPB 01

Итальянский мост

Италья́нский мост — пешеходный металлический балочный мост-теплопровод через канал Грибоедова в Центральном районеСанкт-Петербурга, соединяет Казанский и Спасский острова. Объект культурного наследия России регионального значения.

Расположение

Является продолжением Итальянской улицы рядом с храмом Воскресения Христова (Спас-на-Крови).Выше по течению находится Ново-Конюшенный мост, ниже — Казанский мост.Ближайшая станция метрополитена (300 м) — «Невский проспект», выход на канал Грибоедова.

Название

Мост получил своё название в 1910-х годах1 по расположенной рядом Итальянской улице.

История

В 1883 году журнал «Неделя строителя» сообщал о планах по строительству моста в створе Итальянской улицы2. В 1894 году инженер Л. Н. Колпицын обратился в городскую думу о разрешении ему за свой счет взамен существовавших яличных перевозов на Екатерининском канале, Мойке и Фонтанке построить пешеходные мосты3. Проход но ним предполагалось сделать платным (по одной копейке с человека) в течение 10 лет, после чего все мосты должны были перейти в собственность города. Городские власти отклонили это предложение4.

В 1896 году на месте бывшего яличного перевоза по проекту инженера Л. Н. Колпицына был возведён однопролётный деревянный мост56. Финансировал строительство сам Колпицын, смета составила 3500 руб. Торжественное открытие моста состоялось 6 октября 1896 года78. Пролётное строение состояло из 10 дощато-гвоздевых ферм раскосной системы, пролёт в свету был равен 19,7 м910. Основанием для моста служила стенка набережной. Характерными особенностями моста являлись его положение над каналом (для сохранения подмостного габарита пришлось построить с обеих сторон наружные лестницы для подъёма на мост), а также новое для мостостроения того времени использование ксилолитовых плит для мощения мостового полотна98. Длина моста составляла 21,7 м, ширина — 2,6 м11. В 1902 году мост был перестроен по проекту архитектора К. В. Бальди с заменой ксилолитовых плит дощатым настилом. В 1911—1912 годах переправа была перестроена по проекту инженера К. В. Ефимьева. Новый мост был брусчатым, подкосной системы, опорами для него служили трёхрядные деревянные сваи в двух взаимно перпендикулярных направлениях; при этом пролёт его уменьшился до 9,1 м910.

В 1937 году мост был капитально перестроен для укладки между его прогонами двух теплофикационных труб10. Судя по документу 1946 года, длина моста равнялась 18,4 м, ширина между перилами — 2,07 м, отверстие моста 8,5 м; кованые железные перила имели простой рисунок12.

В 1955 году в связи с аварийным состоянием моста и капитальным ремонтом набережных канала Грибоедова был построен новый металлический однопролетный мост10. Проект разработан в институте «Ленгипроинжпроект» архитектором В. С. Васильковским и инженером А. Д. Гутцайтом12. В 1969 году произведены работы по золочению архитектурных деталей моста, в 1996 году были отреставрированы фонари и перильное ограждение8.

Конструкция

Мост однопролётный металлический балочный. Несущими элементами пролётного строения являются две сварные главные балки с криволинейным очертанием нижнего пояса. Опорами главных балок служат подпорные стенки набережных канала. Минимальная высота балок в середине пролета, равная 0,7 м, обусловлена габаритами теплофикационных труб, размещённых под конструкцией покрытия. Поперечными связями служат обратные полурамы, ригели которых несут продольную среднюю балку двутаврового сечения12. Сверху пролётное строение перекрыто железобетонными сборными плитами. Длина моста составляет 19,66 м (22,5 м по задним граням устоев); ширина — 3 м; расчётный пролёт — 19,5 м10; расстояние между осями главных балок — 2,39 м128.

Мост предназначен для пропуска пешеходов и прокладки труб теплотрассы. Покрытие прохожей части моста асфальтобетонное. Перильное ограждение чугунное, художественного литья, на устоях завершается гранитными тумбами с металлическими торшерами. Декор моста не оригинален, но разнообразен и обладает высокими художественными качествами. Украшения исполнены по рисункам, навеянным элементами декора мостов, построенных в первой половине XIX века. Секции перил моста по композиции, характеру и содержанию во многом близки классическим образцам, но они претворены современным художественным языком13. Облик торшеров и фонарей также напоминает образцы русского классицизма (очень похожие торшеры на Зелёном мосту через Мойку). Фасадные листы моста декорированы рельефами. Итальянский мост весьма органично вписан в окружающую городскую среду. Стиль декора, характерный для XIX века, удачно сочетается с гранитной набережной канала Грибоедова и окружающей застройкой14.

Примечания

  1. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 51. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  2. Разные известия // Неделя строителя. — СПб., 1883. — № 35. — С. 264.
  3. Заметки Зодчего // Неделя строителя. — СПб., 1894. — № 33. — С. 166.
  4. Обзор деятельности С.-Петербургского градоначальства и столичной полиции за 1895 год. — СПб., 1896. — С. 31.
  5. , с. 307.
  6. Хроника // Неделя строителя. — СПб., 1896. — Вып. 29. — С. 129. Архивировано 7 ноября 2017 года.
  7. Хроника // Неделя строителя. — СПб., 1896. — Вып. 41. — С. 196. Архивировано 7 ноября 2017 года.
  8. .
  9. , с. 224.
  10. , с. 99.
  11. Инвентарь недвижимых имуществ города С.-Петербурга. — СПб., 1903. — С. 206—207.
  12. , с. 225.
  13. , с. 226.
  14. , с. 227.