Italiansky Bridge SPB 01

Итальянский мост

Италья́нский мост — пешеходный мост через канал Грибоедова в Центральном районеСанкт-Петербурга, соединяет Казанский и Спасский острова.

Расположение

Является продолжением Итальянской улицы, рядом с храмом Воскресения Христова (Спас-на-Крови).

Выше по течению находится Ново-Конюшенный мост, ниже — Казанский мост.

Ближайшая станция метрополитена (300 м) — «Невский проспект», выход на канал Грибоедова.

Название

Мост получил своё название в 1910-х гг.1 по расположенной рядом Итальянской улице.

История

В 1896 году на месте бывшего яличного перевоза по проекту инженера Л. Н. Колпицына был возведён однопролётный деревянный мост23. Финансировал строительство сам Колпицын, смета составила 3500 руб. Торжественное открытие моста состоялось 6 октября 1896 года45. Инженер планировал сделать проход по мосту платным, однако городские власти отклонили это предложение6. Пролётное строение состояло из 10 дощато-гвоздевых ферм раскосной системы, пролёт в свету был равен 19,7 м78. Основанием для моста служила стенка набережной. Характерными особенностями моста являлись его положение над каналом (для сохранения подмостного габарита пришлось построить с обеих сторон наружные лестницы для подъёма на мост), а также новое для мостостроения того времени использование ксилолитовых плит для мощения мостового полотна751902 году мост был перестроен по проекту архитектора К. В. Бальди с заменой ксилолитовых плит дощатым настилом. В 19111912 гг. мост был перестроен по проекту инженера К. В. Ефимьева. Новый мост был брусчатым, подкосной системы, опорами для него служили трёхрядные деревянные сваи в двух взаимно перпендикулярных направлениях; при этом пролет его уменьшился до 9,1 м78.

В 1937 году мост был капитально перестроен для укладки между его прогонами двух теплофикационных труб8. Судя по документу 1946 г., длина моста равнялась 18,4 м, ширина между перилами — 2,07 м, отверстие моста 8,5 м; кованые железные перила имели простой рисунок9.

В 1955 г. в связи с аварийным состоянием моста и капитальным ремонтом набережных канала Грибоедова был построен новый металлический однопролетный мост8. Проект был разработан в институте Ленгипроинжпроект архитектором В. С. Васильковским и инженером А. Д. Гутцайтом9. В 1969 г. произведены работы по золочению архитектурных деталей моста, в 1996 г. были отреставрированы фонари и перильное ограждение5.

Конструкция

Мост однопролётный металлический балочный. Несущими элементами пролётного строения являются две сварные главные балки с криволинейным очертанием нижнего пояса. Опорами главных балок служат подпорные стенки набережных канала. Минимальная высота балок в середине пролета, равная 0,7 м, обусловлена габаритами теплофикационных труб, размещённых под конструкцией покрытия. Поперечными связями служат обратные полурамы, ригели которых несут продольную среднюю балку двутаврового сечения9. Сверху пролётное строение перекрыто железобетонными сборными плитами. Покрытие прохожей части моста асфальтобетонное. Длина моста составляет 19,66 м (22,5 м по задним граням устоев); ширина — 3 м; расчетный пролет — 19,5 м8; расстояние между осями главных балок — 2,39 м95.

Перильное ограждение чугунное, художественного литья, на устоях завершается гранитными тумбами с металлическими торшерами. Декор моста не оригинален, но разнообразен и обладает высокими художественными качествами. Украшения исполнены по рисункам, навеянным элементами декора мостов, построенных в первой половине XIX века. Секции перил моста по композиции, характеру и содержанию во многом близки классическим образцам, но они претворены современным художественным языком10. Облик торшеров и фонарей также напоминает образцы русского классицизма (очень похожие торшеры на Зелёном мосту через Мойку). Фасадные листы моста декорированы рельефами.

Итальянский мост весьма органично вписан в окружающую городскую среду. Стиль декора, характерный для XIX века, удачно сочетается с гранитной набережной канала Грибоедова и окружающей застройкой11.

Примечания

  1. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 51. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  2. , с. 307.
  3. Хроника // Неделя строителя. — СПб., 1896. — Вып. 29. — С. 129. Архивировано 7 ноября 2017 года.
  4. Хроника // Неделя строителя. — СПб., 1896. — Вып. 41. — С. 196. Архивировано 7 ноября 2017 года.
  5. Итальянский мост//СПб ГБУ «Мостотрест»
  6. Обзор деятельности С.-Петербургского градоначальства и столичной полиции за 1895 год. — СПб., 1896. — С. 31.
  7. , с. 224.
  8. , с. 99.
  9. , с. 225.
  10. , с. 226.
  11. , с. 227.