Грот «Руины», 2014 год

Итальянский грот

Италья́нский грот (известен также как грот «Руины», павильон-руина «Грот») — мемориальное и декоративное сооружение в Александровском саду у подножия Средней Арсенальной башниМосковского Кремля. Грот был сооружён по проекту архитектора Осипа Бове в 1821 году в память о московских разрушениях 1812 года. Своё название — «Руины» — постройка получила в связи с тем, что при её строительстве использовались обломки зданий, разрушенных французскими войсками123.

История

Вид грота, 2007 год
Вид грота, 2007 год

В 1820—1823 годах шла работа над устройством мемориального парка у стен Кремля — Александровского сада. В 1821-м у подножия Средней Арсенальной башни по проекту Осипа Бове был сооружён Итальянский грот (или грот «Руины»), символизирующий возрождение Москвы после опустошительного пожара 1812 года. Грот врезан в искусственный холм — бастион (больверк), который был насыпан при подготовке Кремля к обороне от несостоявшегося шведского нападения во время Северной войны42.

Искусственные пещеры были частым элементом садово-парковой архитектуры XIX века. Помимо мемориальной, грот выполнял также увеселительные функции и служил украшением Александровского сада. По свидетельствам историков, в XIX веке над гротом был устроен павильон, в котором по праздникам играл оркестр56.

Во время коронационных мероприятий Итальянский грот украшался вместе со Средней Арсенальной башней. Например, во время коронации Александра III постройка была освещена бенгальскими огнями и разнообразной иллюминацией, рядом работал фонтан7.

Архитектура

Арка, 2007 год
Арка, 2007 год
Голова льва со смотровой площадки грота, 2007 год
Голова льва со смотровой площадки грота, 2007 год

Памятник представляет собой искусственную пещеру, образованную каменным сводом и четырьмя белыми дорическимиколоннами. На архитраве приземистой колоннады расположены барельефы с символами воинской славы и изображениями гиппокампусов, мифологических лошадей с рыбьими хвостами3. Грот выполнен в форме полукруглой арки из красного кирпича и чёрного гранита, а в его стены вмонтированы детали разобранных после пожара московских зданий. В качестве декоративного оформления использовались также обломки пьедесталов, колонн и каменные ядра. Над гротом помещены фигуры львов42.

Романтический силуэт грота визуально разбивает единую линию стен Кремля8. По мнению историка и краеведа Петра Сытина, «имитация ветшающей древности, создающая наглядный образ уходящего времени, должна была придать постройке грустное очарование в духе театрального романтизмасадово-парковых ансамблей того времени»5.Построенный в форме белокаменной раковины, грот стал последним образцом русского классицизма в кремлёвском ансамбле910.

Задуманный как мемориал разрушенному в 1812 году городу, грот символизирует возрождение Москвы из пепла1112. Исследователь Оксана Махнева-Барабанова рассматривает идею контраста простоты и «игры масс» с «искусно обработанным» ордером в контексте работ Клод-Николе Леду13.

В стены пещеры вмонтированы детали разрушенных французами в 1812 году московских зданий. Однако краевед и историк Александра Смирнова считает это легендой14. В качестве декоративного оформления использовались также обломки пьедесталов, колонн и другого строительного материала. Так, среди обломков легко заметить детали с отделкой расположенного поблизости здания Арсенала. Наиболее удивительной деталью является средневековое каменное ядро диаметром 60 сантиметров42.

На вершине грота помещается смотровая площадка, украшенная двумя скульптурами львов. Вход на площадку находится в южной части памятника3.

Археология

В 2004 году проводилась реставрация грота в Александровском саду. По сообщениям официального сайта Московского Кремля, срочный ремонт был вызван плохим состоянием постройки и вандализмом — своды, колонны и фигуры львов были разрисованы и расписаны. В работах участвовали археологи музея-заповедника «Московский Кремль», которые были особенно заинтересованы в исследованиях засыпки несущих конструкций арки и участка между ней и кремлёвской стеной15.

Известно, что территории второй надпойменной террасы левого берега реки Неглинной никогда не были заселены, потому археологи не предполагали сделать существенные находки. Тем не менее, анализ земли, использованной в петровские времена для насыпки больварка, дал неожиданные результаты и содержал вещевой материал городской культуры XIV—XVIII веков. В числе прочего археологами были обнаружены человеческие останки XV века (возможно, часть земли брали на старом кладбище), черепица, посуды, осколки горшка XVII века с заметным присутствием ванадия. Археологи связали повышенное содержание этого металла с варкой мухоморов, видимо, в качестве галлюциногенного средства. Установить точно, из каких частей города была взята земля на данный момент нельзя. Найденные археологические артефакты хранятся в фондах музея — заповедника «Московский Кремль»1615.

Галерея

Примечания

  1. , с. 34.
  2. , с. 41.
  3. Грот "Руины" в Александровском саду. Моспрогулка. Дата обращения: 31 мая 2018.
  4. , с. 312.
  5. , с. 164.
  6. Средняя Арсенальная башня Московского Кремля. Начало новгородской дороги.. Прогулки по Москве. Дата обращения: 31 мая 2018.
  7. , с. 203.
  8. , с. 150.
  9. , с. 107.
  10. , с. 21.
  11. , с. 17—21.
  12. , с. 117—119.
  13. .
  14. , с. 166.
  15. В Александровском саду во время реставрации грота. 2004 г.. Музеи Московского Кремля (2004). Дата обращения: 31 мая 2018.
  16. .