Литография С. Г. Хаммера по рисунку В. Треттера, 1820-е гг.

Исаакиевский наплавной мост

Исаа́киевский наплавно́й мост — несохранившийся наплавной мост через Неву в Санкт-Петербурге. Первый мост через Неву, соединял Васильевский остров с центральной частью города (Адмиралтейским островом). Сохранившиеся устои моста являются памятниками истории и культуры и находятся под охраной государства.

Расположение

Мост располагался в створе современной Сенатской площади.

Название

Мост получил своё название от церкви Исаакия Далматского, располагавшейся на левом берегу Невы, там, где сейчас стоит Медный всадник.

История

В июле 1727 года был наведен наплавной мост, состоящий из 26 деревянных барок-плашкоутов1. Мост строился под руководством корабельного мастера Ф. П. Пальчикова и капитана 1 ранга Н. П. Вильбоа. Однако простояв одно лето, в сентябре того же года мост был разобран и «для удобства судового хода» заменён перевозом2. Историк П. Н. Петров основной причиной разборки моста стали арест А. Д. Меншикова и конфискация его дворца: «Думали, что, при существовании моста, удобно могли что-либо увезти из пустых строений»3. В течение следующих 5 лет, пока двор находился в Москве, мост не наводился4.

4 марта 1732 году, после переезда императрицы Анны Иоанновны обратно в Петербург, вышел указ о строительстве нового моста5. Наплавной мост наводится на прежнем месте, причем из-за нехватки материалов по распоряжению Адмиралтейств-коллегии для строительства моста были привлечены барки, принадлежащие частным лицам4. Через 6 дней после указа, 10 марта 1732 года Ф. Пальчиков вместе с корабельными учениками В. Никитиным, А. Третьевым и П. Качаловым приступил к работе, и уже 30 мая последовал рапорт об её окончании6.

Во время шторма в 1733 году мост был разрушен — барки, на которых он стоял, затонули. Третий по счету мост был наведен в 1733 году «ластовых судов» мастером В. Соловьевым и «лекарским помощником» Стекловым из специально построенных плашкоутов16. Мост оказался достаточно надежным и наводился ежегодно на протяжении многих десятилетий.

До 1754 года за проход и проезд по мосту взималась плата: с каждого прохожего — по 1 копейке, за каждую лошадь — по 2 копейки, с владельцев карет брали 5 копеек78. За проход каждого судна при разводке моста — по 1 рублю9. Бесплатно пропускались лишь дворцовые кареты, дворцовые курьеры, участники церемоний и пожарные команды10. В 1754 году Елизавета Петровна, празднуя день рождения престолонаследника Павла Петровича, отменила плату «мостовых денег»8.

Дежурный офицер Адмиралтейской коллегии, выполнявший обязанности начальника караула, отвечал за своевременный развод моста в ночное время и четкое прохождение судов в обе стороны10. Во время спуска кораблей на Адмиралтейской верфи мост разводили, «дабы огромный новый спускаемый корабль не повредил мост или колебанием Невы, или могущим случиться ударом»8.

Исаакиевский мост разводился осенью перед ледоставом и весной, после ледохода, вновь собирался. С 1779 года мост наводился и зимой после ледостава11. Для наводки моста требовалось от 4 до 6 дней, причём наводка моста зимой, выполнявшаяся подрядчиками на договорных началах, оплачивалась крупной по тому времени суммой — 1800 рублей12.

4 (16) октября 1809 года капитаны судов Юнона и Авось Н. А. Хвостов и Г. И. Давыдов пытались при помощи проходившей барки перебраться по разведённому Исаакиевскому мосту с Васильевского острова на другую сторону Невы, упали в воду и утонули.

Исаакиевский мост после реконструкции 1819—1821 гг.
Исаакиевский мост после реконструкции 1819—1821 гг.

К началу 1820-х годов, после формирования ансамбля Сенатской площади, возникла необходимость переустройства моста. В 1819—1821 годах были построены каменные береговые устои, облицованные гранитом, и лестничные спуски к воде. В ноябре 1821 года мост был открыт после реконструкции, производившейся по проекту и под руководством А. А. Бетанкура13.

7 ноября 1824 года во время наводнения мост был разрушен: «По разлитии воды Исаакиевский мост, представлявший тогда крутую гору, был силою бури разорван на части, которые понеслись против течения реки в разные стороны так, что несколько флагштоков оного, с находившимися в то время на них людьми, взошли на возвышенный берег Адмиралтейства»14.

После окончания строительства постоянного Благовещенского моста, расположенного ниже по течению Невы, Исаакиевский мост потерял транспортное значение. В 1853 году Николай I удовлетворил просьбу представителей купечества о перемещении моста к Зимнего дворцу для прямой и постоянной связи с Биржей и другими учреждениями Торгового порта. Проект установки моста на новой трассе разработал инженер И. К. Герард13. В состав нового моста вошли 3 плашкоута из старого Исаакиевского15. На осуществление проекта ушло более трёх лет. Перемещение Исаакиевского моста было завершено лишь 10 декабря 1856 года16. Новый мост стал называться Дворцовым. На старом месте был устроен лодочный перевоз.

Мемориальная доска на Университетской набережной
Мемориальная доска на Университетской набережной

В 1912 году, на время сооружения постоянного Дворцового моста, Исаакиевский мост был восстановлен на прежнем месте.11 июля 1916 года искра от проходящего по Неве буксирного парохода попала в плашкоут, где располагался запас керосина для освещения моста16. Огонь, раздуваемый ветром, быстро охватил весь мост. Ни городские пожарные, ни срочно вызванное из порта пожарное судно не смогли погасить пламя17. Существовала опасность повреждения конструкций Николаевского моста, но в итоге огнем опалило лишь краску пролетов моста. Как сообщалось в городской прессе, мост сгорел всего за несколько месяцев до запланированного демонтажа18. Поэтесса А. Ахматова, ставшая очевидцем пожара Исаакиевского моста, позднее писала: «...и снова деревянный Исаакиевский мост, пылая, плывет к устью Невы, а я с моим спутником с ужасом глядим на это невиданное зрелище, и у этого дня есть дата — 11 июля 1916 года...»19.

Напоминанием об этом мосте служат береговые устои с гранитной облицовкой и закругленными лестницами на Адмиралтейской и Университетской набережных. В 1991 году по проекту архитектора В. М. Иванова на Университетской набережной была установлена мемориальная доска20:«Здесь находился первый в городе наплавной Исаакиевский мост. Береговые устои сооружены в 1819–1821 гг. по проекту инженера А.А. Бетанкура. 1727–1916»

Конструкция

Мост был деревянный наплавной. Пролётные строения, состоящие из балок, поперечин и настила, укладывались на крытые барки, расставленные поперёк реки и закрепленные якорями7. Третий и пятый пролёты от берегов были разводными6. После реконструкции в 1821 году мост имел каменные береговые устои, пролётное строение подкосной системы опиралось на 15 усовершенствованных закрытых плашкоутов. Ширина моста составляла 18,1 м с двумя отделенными от проезжей части тротуарами по 1,83 м. Мост освещался 23 керосиновыми фонарями13.

Для пропуска судов предусматривался вывод одного плашкоутов и подъём с двух других смежных с ним плашкоутов половин пролётов посредством несложных устройств с зубчатыми колёсами13. Разводка моста производилась в течение двух часов12. Для эксплуатации переправы требовалось постоянное присутствие обслуживающего персонала, состоящего из 3 обер-офицеров морской службы, 2 унтер-офицеров и 3 рабочих на каждые два плашкоутов, т.е. примерно 30 человек12.

Мост в литературе

Мост упоминается в повести Н. В. Гоголя«Нос»: «Этот почтенный гражданин находился уже на Исакиевском мосту. Он прежде всего осмотрелся; потом нагнулся на перила, будто бы посмотреть под мост: много ли рыбы бегает, и швырнул потихоньку тряпку с носом»21.

Примечания

  1. , с. 46.
  2. , с. 20.
  3. , с. 250.
  4. , с. 20.
  5. , с. 271.
  6. , с. 22.
  7. , с. 47.
  8. , с. 21.
  9. , с. 305—306.
  10. , с. 183.
  11. Георги И. И.Описание российско-императорского столичного города Санктпетербурга и достопамятностей в окрестностях оного. Часть 1. — СПб., 1794. — С. 45. — 272 с.
  12. , с. 45.
  13. , с. 48.
  14. С. Аллер.Описание наводнения, бывшего в Санкт-Петербурге 7 числа ноября 1824 года. — СПб., 1826. — С. 5.
  15. , с. 53.
  16. , с. 49.
  17. , с. 22.
  18. К пожару Дворцового моста // Петроградский листок. — СПб., 1916. — 13 июля (№ 190). — С. 5.
  19. Ахматова А.А. Сочинения. — М.: Художественная литература, 1986. — Т. 2. — С. 187. — 463 с.
  20. Тимофеев В. Н., Порецкина Э. Н., Ефремова Н. Н. Мемориальные доски Санкт-Петербурга: справочник. — СПб.: Арт-Бюро, 1999. — С. 406. — 608 с.
  21. Гоголь Н. В. Сочинения. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2002. — С. 302. — 1054 с.