Вид со стороны Кронверкского пролива

Иоанновский мост

Иоа́нновский мост — автодорожный металлический балочный мост через Кронверкский пролив в Петроградском районеСанкт-Петербурга, соединяет Заячий и Петроградский острова. Построен на месте первого моста в Санкт-Петербурге. Памятник архитектуры федерального значения и находится под охраной государства.

Расположение

Соединяет Иоанновские воротаПетропавловской крепости и Кронверкскую набережную рядом с Каменноостровским проспектом.Ниже по течению находится Кронверкский мост.Ближайшая станция метрополитена — «Горьковская».

Название

Мост носил наименование Петровского с момента постройки, а с 1849 (18871) года стал называться Иоанновским, по расположенному поблизости Иоанновскому равелину. На плане 1875 года Иоанновский мост обозначен 1-м Крепостным23.

История

История Санкт-Петербурга началась в 1703 году с закладки Петропавловской крепости. Первым мостом в новом городе был наплавной деревянный мост, соединявший крепость на Заячьем острове со строениями на Городовом (ныне Петроградском) острове. Мост располагался несколько ниже по течению, у Меншикова бастиона45.

Наплавной плашкоутный мост образца 1705 года имел два разводных пролёта и размещался на деревянных барках. Он наводился летом, впервые обозначен на плане Петербурга 1705 года. По мнению историков, эти пролёты были сооружены для оборонительных целей: по приближении противника мост можно было сжечь67.

В 1706 году наплавной мост был заменён подъёмным мостом, имеющим свайно-подкосную конструкцию, он находился выше по течению Кронверкского пролива78. Несмотря на перестройку, два разводных пролёта сохранились, между ними было построено промежуточное крепостное укрепление. Одновременно с этим земляные бастионы Петропавловской крепости из земляных начали перестраивать в каменные. Включение разводных пролетов в структуру этого моста было необходимо, так как в Кронверкской протоке в петровское время была стоянка военных кораблей — Фрегатный порт9. Подъёмно-раскрывающийся пролёт для пропуска небольших судов состоял из двух симметричных частей, вращавшихся вокруг горизонтальных осей. Их подъём и раскрытие производились цепями при помощи рычагов в виде «журавлей», лебедок или блоков с противовесами10.

В 1738 году, когда необходимость в дополнительных укреплениях окончательно отпала, мост был перестроен. К тому моменту уже был построен Иоанновский равелин, активно строились Иоанновские ворота (закончены в 1740), и мост был ориентирован в эти ворота711. Пять пролётов со стороны крепости и три с Петроградской стороны были перекрыты арками из бутовой плиты. Восемь средних пролётов были деревянными на каменных опорах, один пролет был разводным12113.

В 1801—1802 годах деревянная часть моста снова заменяется восьмипролётным сооружением шпренгельной системы с однокрылой подъемной частью1. На каменных аркадах установили гранитный парапет14. В 1827 году при постройке дамбы Суворовского наплавного моста были засыпаны два арочных пролета правого крыла моста1.

В 1848 году при капитальном ремонте пролётное строение моста было заменено ригельно-подкосным1. В 1903 году мост был перестроен заново с сохранением прежней конструкции15. В таком виде мост просуществовал до его ремонта в 1934 году1. В дальнейшем вследствие наносов грунта все сквозные арки были засыпаны и с фасада заложены бутовой плитой1.

В 1951 году по проекту инженера В. В. Блажевича была проведена реконструкция с заменой несущих балок на металлические, при этом настил оставлен деревянным. Речные опоры были сделаны свайными. В 1953 году в период подготовки к празднованию 250-летия города на мосту были установлены новые металлические фонари и ограда, выполненные по проекту архитектора А. Л. Ротача116. Тип решёток был заимствован с перил дамбы Тучкова моста, а торшеры с фонарями созданы по мотивам тех, что стояли на въездах наплавного Суворовского моста41713.

В 2001—2003 годах мост капитально отремонтирован. В ходе работ были отремонтированы деревянные опоры, заменены металлическое пролётное строение и деревянный настил проезжей части и тротуаров, выполнена облицовка устоев и аркад; внутренний полукруглый свод моста был усилен и покрыт химическим защитным составом. Отреставрированы перильные ограждения и фонари, на которых восстановили фигуры двуглавых орлов18.

В 2016—2017 годах был произведён ремонт моста, включающий восстановление бутовой кладки и облицовки аркад, замену повреждённых деревянных элементов русловых опор и окраску металлического пролётного строения, реставрацию чугунного декора (перила и торшеры). Также заменены деревоконструкции моста и булыжное мощение мостовой над аркадами18.

На свае рядом с мостом 7 мая 2003 года установлена фигурка зайца. Неофициально её называют «Зайчик, спасшийся от наводнения»19. Авторы проекта — скульптор В. Петровичев и архитектор С. Петченко. Скульптура высотой 58 см выполнена из сплава силумина, алюминия и дюраля и покрыта нитридом титана18.

Примечания

  1. , с. 190.
  2. Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. — М.: АСТ ; СПб.: Астрель-СПб ; Владимир: ВКТ, 2009. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-057482-7.
  3. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 50. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  4. , с. 318.
  5. , с. 8.
  6. .
  7. , с. 9.
  8. , с. 9.
  9. А. Л. Пунин.Мосты // Адреса Петербурга. — 2003. — 6 октября (№ 8/20).
  10. , с. 34.
  11. , с. 10.
  12. , с. 10.
  13. Логачев К. И. Петропавловская (Санкт-Петербургская) крепость. Историко-культурный путеводитель. — Л.: Аврора, 1988. — С. 26—27, 59. — 143 с. — ISBN 5-7300-0121-5.
  14. .
  15. Отчёт С.-Петербургского городского общественного управления за 1903 год. — СПб., 1904. — С. 106.
  16. , с. 11.
  17. , с. 262—263.
  18. .
  19. Памятник «зайчик, спасшийся от наводнения» в Санкт-Петербурге