TsarskoeSeloEmperorStationOld

Императорский павильон (станция)

Импера́торский (Ца́рский) павильо́н — неиспользуемое здание железнодорожного вокзала в узле веток Петербурго-Варшавской железной дороги и Императорской ветки. Павильон находится в городе Пушкин.

История

Первый вокзал

Для приёма поездов через станцию АлександровскаяПетербурго-Варшавской железной дороги, идущих в Царское Село, в 1895 году началось строительство Царского павильона. Проект, утверждённый 30 июня 1895 года, включал в себя деревянный вокзал2 и крытую платформу длиной 100 саженей (213,4 м) и шириной 4 сажени (8,5 м). Павильон имел 4 помещения: проход (вестибюль) — 7,00 кв. саженей (31,9 м²); императорский зал — 12,25 кв. саж. (55,8 м²); уборная — 3,38 кв. саж. (15,4 м²); туалет — 1.76 кв. саж. (8,0 м²). Общая площадь здания составила 24,4 кв. саж. (111 м²).

9 августа 1896 г. утвердили проект пристройки к Царскому павильону3. Здание павильона стало симметричным — появились свитская комната площадью 11,2 кв. саж. (51 м²); телеграф с тамбуром — 4,32 кв. саж. (19,67 м²); уборная — 1,84 кв. саж. (8,36 м²). Общая площадь павильона возросла до 41,7 кв. саж. (190 м²).

Движение по Императорской ветке, построенной Московско-Виндаво-Рыбинской железной дорогой и начинавшейся у Императорского павильона45Царскосельского (Витебского) вокзала, было открыто в 1902 году. По ней в Царское Село отправлялись члены императорской фамилии и представители иностранных держав.

В 1903 году67 станция Царский Павильон, расположенная в Царском Селе, получила дальнейшее развитие.

Второй вокзал

25 января 1911 года деревянный вокзал полностью сгорел, уцелела лишь платформа и часть навеса. На месте сгоревшего павильона по проекту архитектора В. А. Покровского и при участии выпускника Академии художеств М. И. Курилко, работавшего по приглашению мастерской «Наследники П. П. Пашкова», возведено новое здание, от которого по территории Фермского парка была проложена шоссейная дорога к Александровскому дворцу. На плановое и конструктивное решение нового Императорского павильона в Царском Селе оказал влияние Императорский павильон Царскосельского (Витебского) вокзала Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги в Санкт-Петербурге. Парадная часть здания включала три зала: в центре находился квадратный вестибюль с парадным крыльцом, залы по сторонам вестибюля предназначались для императора и его свиты: с южной стороны находился Царский зал, с северной — Свитский зал. Металлический дебаркадер над перронами и путями, примыкавший к восточному фасаду вокзала, служил для приема поездов. К главному входу был пристроен пологий пандус, а под своды арочного проёма парадного крыльца заезжала карета или автомобиль.

Росписи в залах выполнены в темперно-клеевой технике по штукатурке. Полихромная орнаментальная живопись — это стилизованное заимствование элементов живописного декора оформления интерьеров дворца Алексея Михайловича в Коломенском. Уникальная живопись, частично сохранившаяся до нашего времени, является неотъемлемой частью авторского решения В. А. Покровского.

В период Первой мировой войны 1914—1917 годов Императорский (царский) павильон, служил для доставки раненых в развёрнутый в Феодоровском городке госпиталь8.

Архитектура

  • Стиль архитектуры Императорского павильона, роднит его с постройками Феодоровского городка, Ратной палаты и казармами Собственного Его Императорского Величества Конвоя. Все вместе они образовали архитектурный ансамбль, в котором широко использовались мотивы древнерусского зодчества.
  • Роспись выполнена художниками московской мастерской «Наследников П. П. Пашкова», под руководством её совладельца Николая Павловича Пашкова.

Павильон в советское время

В 1918 году станция была переименована в Павильон Урицкого и использовалась как общежитие работников Путевого ремонта механического завода, созданного на базе императорского железнодорожно-ремонтного депо («Ремпутьмаш»). С шатра над крылом были сняты царские эмблемы, парадные залы были разделены перекрытиями, крыльцо приспособлено под кухню, утрачена мебель, светильники, предметы декоративно-прикладного искусства. В 1970-е годы здание было расселено и с тех пор не используется8. Стометровый дебаркадер был окончательно разобран в 1930-х гг. Императорский павильон сильно пострадал в период Великой Отечественной войны.

Угроза разрушения, перспективы

Императорский павильон летом 2011 года
Императорский павильон летом 2011 года

До настоящего времени здание не восстановлено. Сохранился основной объём здания с каменной резьбой на фасаде, а также росписи сводов парадного крыльца и некоторых интерьеров. Шатёр над парадным крыльцом утрачен, под землёй могли сохраниться остатки въездных пандусов.

К 300-летию Царского Села (в 2010 году) декларировалось восстановление павильона, однако бюджетные средства на реставрацию не выделялись9.

18 марта 2008 года в Фонде имущества прошли торги по продаже прав на заключение договоров аренды здания павильона, которое именовалось как «Царскосельский вокзал» (г. Пушкин, Академический пр., д. 35б, лит. А). Победителем аукциона стало ООО «Сансара», которое заключило договор на срок 49 лет. Возможное использование объекта — под торговый комплекс или ресторан10.

В декабре 2017 года ранее свободный доступ внутрь здания был перекрыт.

Примечания

  1. Здание 1912 года.
  2. РГИА, Фонд 350, Опись 44, Дело 773
  3. РГИА, Фонд 350, Опись 44, Дело 774
  4. Вокзальный комплекс | Октябрьская ЖД. ozd.rzd.ru. Дата обращения: 30 июля 2020.
  5. Витебский вокзал . Императорский павильон, Модерн, Архитектор Бржозовский С. А., Загородный пр., 52А. www.citywalls.ru. Дата обращения: 30 июля 2020.
  6. .
  7. .
  8. Павильон «Царский вокзал» в Пушкине законсервирован в ожидании инвестора - Администрация Санкт-Петербурга. www.gov.spb.ru. Дата обращения: 31 июля 2020.
  9. Царский вокзал отреставрируют к 300-летию города Пушкина - Невское время. www.nvspb.ru. Дата обращения: 19 августа 2017.
  10. Памятники архитектуры 19 и 20 веков в Пушкине сдали в аренду.(недоступная ссылка). Дата обращения: 20 марта 2009.Архивировано 25 марта 2018 года.