Гробница Богородицы, вид от северного входа в кувуклию. Красным покровом покрыт православный престол, установленный над священным ложем.

Гробница Богородицы

Гробница Богородицы, вид от северного входа в кувуклию. Красным покровом покрыт православный престол, установленный над священным ложем.
Гробница Богородицы, вид от северного входа в кувуклию. Красным покровом покрыт православный престол, установленный над священным ложем.

Гробни́ца Богоро́дицы — христианская святыня на Святой земле, где, согласно Священному Преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Находится в пещерном храме Успения Богородицы в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). Храм находится в собственности Иерусалимской православной церкви и Армянской церкви. Сирийская и Коптская православные церкви имеют доступ для совершения богослужений1.

Погребение Богородицы

Погребение Богородицы (Дуччо ди Буонинсенья, Маэста, 1308—1311)
Погребение Богородицы (Дуччо ди Буонинсенья, Маэста, 1308—1311)

Основная статья: Успение Пресвятой Богородицы

Согласно церковному преданию, Богородица скончалась в Иерусалиме на горе Сион. Апостолы похоронили Её в Гефсимании, где находилась гробница Её родителей Иоакима и Анны, а также гробница Иосифа Обручника2. Апокриф «Cказание об успении Святой Богородицы» (написан не ранее IV века) сообщает, что Богородица была похоронена апостолами «в Гефсимании в новом гробе»3. Отсутствовавший при погребении апостол Фома пришёл через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией. Открытый гроб оказался пустым.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Церковь Успения Богородицы в Гефсимании, фасад XII века
Церковь Успения Богородицы в Гефсимании, фасад XII века

История

Первое письменное упоминание о церкви на этом месте датируется VI веком, когда над гробницей Богородицы была построена круглая церковь императором Маврикием Тиберием. Храм был разрушен персами в 614 году. Затем церковь была перестроена и стала иметь два уровня4.

В VII веке гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, по преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены5.

Затем церковь вновь была разрушена (вероятно при Аль-Хакиме в 1009 году), но гробница Богородицы оставалась сохранной1. Крестоносцы восстановили церковь также двухэтажной в 1130 году и сделали храмом бенедиктинского монастыря, назвав «Аббатская церковь Пресвятой Девы Марии Иосафата». Монастырский комплекс включал ранние готические колонны, красно-зеленые фрески и три защитные башни. Королева Мелисанда, дочь короля Балдуина II, была похоронена в нижней церкви в 1161 году4.

Церковь была разрушена воинами Салах-ад-Дина, взявшими Иерусалим в 1187 году, но нижний уровень с гробницей сохранился, поскольку мусульмане почитают Марию как мать пророка Исы1.

С 1363 по 1757 год церковь принадлежала францисканцам6. Затем турки передали храм Иерусалимской православной церкви и Армянской церкви. Сирийская и Коптская православные церкви получили лишь право на совершение богослужений1.

Лестница, вид от входа в церковь
Лестница, вид от входа в церковь
Гробница Богородицы (кувуклия), вид с запада
Гробница Богородицы (кувуклия), вид с запада

Описание

Храм находится под землёй, вход в него с юга. От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. Подземная церковь имеет форму креста, и в ней находится мраморная кувуклия (то есть небольшая часовня, чуть более чем 2 x 2 м) с гробом Богородицы. Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход. За кувуклией, в восточной части храма, находится почитаемая чудотворной1Иерусалимская икона Божией Матери русского письма, которая помещена в киот из розового мрамора7. Слева от неё, у стены, расположен православный жертвенник. С южной стороны кувуклии, вероятно в начале XVII века, во время турецкого владычества, был устроен михраб, так как мусульмане также почитают Деву Марию8, и турки использовали церковь в качестве мечети9.

Основной объем храма имеет размер примерно 34 метра в длину, с востока на запад, и 6 метров в ширину, с севера на юг. Лестница, ведущая в храм, имеет ширину примерно 6,5 метров.

Приделы и престолы

Церковь имеет по меньшей мере девять престолов, и в настоящее время в ней совершают богослужения православные и представители древневосточных православных церквей (армянской, коптской и сиро-яковитской)1. Католические и протестантские богослужения в храме не совершаются.

Каменное ложе Богородицы в кувуклии (сверху православный престол)
Каменное ложе Богородицы в кувуклии (сверху православный престол)
Придел святых Иоакима и Анны, справа от лестницы
Придел святых Иоакима и Анны, справа от лестницы
  • Православный престол (главный) — внутри кувуклии, непосредственно над ложем Божией Матери, на высоте чуть более полуметра над ним. С недавних пор армяне также получили право совершать на нем службу. Над престолом висят лампады.
  • Православный придел святых Иоакима и Анны — справа при спуске по лестнице, на 23-й ступени. Здесь погребена королева Мелисанда7, о чем свидетельствует надпись на вмурованной в пол каменной плите.
    • Православный престол в честь святого Иоакима — у восточной стены придела Иоакима и Анны. По преданию он похоронен под этим престолом.8
    • Православный престол в честь святой Анны — у северной стены придела Иоакима и Анны. По преданию она похоронена под этим престолом.8
  • Армянский придел праведного Иосифа Обручника — слева при спуске, примерно в середине лестницы, с 1814 года принадлежит армянам.10
    • Армянский престол в честь праведного Иосифа Обручника — по преданию он погребен под этим престолом.
  • Православный престол в честь святого первомученика Стефана — сразу при сходе с лестницы на правой стороне у стены.8
  • Православный престол в честь святого Николая — в северной части храма.8
  • Армянский престол — пристроен снаружи к западной стене кувуклии, слева от входа в неё.
  • Сиро-яковитский престол — около северного выхода из кувуклии, в особом небольшом приделе.8
  • Коптский престол — в западной части церкви.

Свидетельство игумена Даниила

Христианки у гробницы Богородицы, Жан-Жюль-Антуан Леконт дю Нуи, 1871
Христианки у гробницы Богородицы, Жан-Жюль-Антуан Леконт дю Нуи, 1871

В начале XII века паломник игумен Даниил впервые описал гробницу Богородицы на русском языке в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»:

Расположен гроб святой Богородицы на ровном месте: была высечена в камне небольшая пещерка с маленькими дверьми, чтобы мог, наклонясь, войти человек; а в глубине той пещеры, напротив дверец, как бы скамья высечена в том же пещерном камне, — на той скамье и было положено тело Пречистой Владычицы нашей Богородицы, и оттуда же взято было в рай, оставаясь нетленным. По высоте пещерка та повыше человеческого роста, а в ширину четыре локтя и так и так; снаружи она, как терем, красиво отделана мраморными плитами. А сверху над гробом святой Богородицы была выстроена очень большая клетская церковь во имя святой Богородицы Успения; ныне же разорено погаными то место. Расположен гроб святой Богородицы внизу под великим алтарем этой церкви.11

Галерея

Примечания

  1. Беляев Л. А.Гефсимания // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — Т. XI. — С. 431-435. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-X.
  2. Димитрий Ростовский. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
  3. Успение Марии
  4. Tomb of the Virgin Mary - Jerusalem. www.sacred-destinations.com. Дата обращения 24 апреля 2020.
  5. Храм Успения и Гроб Богородицы в Гефсимании / Поместные Церкви // проект портала Православие.Ru. www.pravoslavie.ru. Дата обращения 24 апреля 2020.
  6. Tomb of Mary « See The Holy Land. Дата обращения 24 апреля 2020.
  7. Святая Земля. Исторический путеводитель по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана. / Ред. М. В. Бибиков. М., 2000, стр.66
  8. Архимандрит Леонид Кавелин. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. М.:Индрик, 2008. c.186-190
  9. Jack Finegan.The Archeology of the New Testament: The Life of Jesus and the Beginning of the Early Church - Revised Edition. — Princeton University Press, 2014-07-14. — 468 с. — ISBN 978-1-4008-6318-1.
  10. Праздник в Иерусалиме(недоступная ссылка). Дата обращения 3 марта 2009.Архивировано 6 мая 2009 года.
  11. Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли