Вход в музей из внутреннего двора

Государственный музей В. В. Маяковского

Госуда́рственный музе́й Влади́мира Маяко́вского — музей Владимира Маяковского, основанный в 1937 году по инициативе Лили Брик как библиотека-музей. Изначально располагался в Гендриковом переулке, где поэт проживал вместе с Лилей и Осипом Бриками с 1926 по 1930 год. В 1972-м музей был перемещён в бывшую коммунальную квартиру в Лубянском проезде, где Маяковский покончил жизнь самоубийством. В 1989-м по проекту музееведа Тараса Полякова экспозиция была модернизирована в конструктивистском стиле, создано четырёхэтажное выставочное пространство, посвящённое не только памяти поэта, но русскому авангарду2.

С 2013 года основное здание закрыто на капитальный ремонт3.

История

Владимир Маяковский и Лиля Брик в 1915 году
Владимир Маяковский и Лиля Брик в 1915 году
Дом в Гендриковом переулке, где Маяковский проживал в 1926—1930 году
Дом в Гендриковом переулке, где Маяковский проживал в 1926—1930 году
Мемориальная доска Владимиру Маяковскому в доме в переулке Маяковского, 2017 год
Мемориальная доска Владимиру Маяковскому в доме в переулке Маяковского, 2017 год
Экспозиция музея, 2010 год
Экспозиция музея, 2010 год

Библиотека-музей

Основная статья: Дом Маяковского в переулке Маяковского

В 1935 году Лиля Брик отправила Иосифу Сталину письмо с жалобой на бездействие чиновников Госиздата по отношению к литературному наследству поэта4:

В ответ на обращение Брик в 1936-м была опубликована резолюция о создании в доме в Гендриковом переулке Библиотеки-музея имени Владимира Маяковского. В этом здании поэт проживал вместе с Лилей и Осипом Бриками с 1926 по 1930 год. Кроме того власти Москвы переименовали Гендриков переулок в переулок Маяковского. В этом же году к дому пристроили одноэтажный читальный зал и подсобную одноэтажную пристройку. Также была проведена перепланировка и отреставрирована квартира Маяковского. Лиля и Осип Брики посильно помогали в создании музея: супруги привозили мемориальную обувь, одежду, белье и бытовые предметы, принадлежавшие поэту4.

К 1937 году в доме была оборудована библиотека с двумя читальными залами и четырьмя кабинетами для индивидуальной работы. Открытие библиотеки-музея состоялось в 1938 году в качестве научного учреждения Наркомпроса. Экспозиция состояла из мемориальной комнаты поэта и столовой, а в остальных помещениях разместили временные выставки, лекционный и читальные фонды, библиотеку, фонотеку и библиографический кабинет. От Лили Брик в фонды музея поступил архив Маяковского, в который входили более 600 творческих и личных документов, 115 писем, 5000 записок, прижизненные издания произведений и другие документы4.

За время деятельности музея научные работники Надежда Реформатской, Варвара Арутчева, Фаина Пицкель, Владимир Земсковый, Е. А. Диренштейн, Рудольф Дуганов, Владимир Радзишевский, Л. Огинская подготовили ряд монументальных изданий, например, 13-томное собрание сочинений Маяковского, тома «Литературного наследства»6.

С 1938 по 1939 год в закрытом здании музея устраняли поражения бревенчатого сруба. С началом Великой Отечественной войны экспонаты мемориальной комнаты-кабинета в Лубянском проезде были вывезены в помещения библиотеки-музея. Музей Маяковского был единственным работающим на протяжении всего времени обороны Москвы. Шестнадцать работавших в то время сотрудников принимали посетителей, организовывали лекции и выставки, чинили и стирали верхнее обмундирование для истребительного батальона. Все они были награждены медалью «За оборону Москвы»7.

В 1955 году перед домом была установлена бронзовая скульптура Владимира Маяковского, созданная по проекту скульпторов Гурама Кордзахия и архитектора Д. Н. Мордебадзе4. В 1950—1960-е годы директор Агния Езерская, заместитель директора по науке Надежда Реформатская, заведующий научной библиотекой Ефим Динерштейн и коллекционер Николай Харджиев организовали ряд научных временных экспозиций, посвящённых художникам русского авангарда — современникам Маяковского. Так, в 1957 году прошла выставка 120 полотен Василия Чекрыгина4.

Музей на Лубянке

Страница записной книжки Маяковского (1916—1917 гг.) с записью стихотворения «Революция. Поэтохроника»., 1916—1917 год
Страница записной книжки Маяковского (1916—1917 гг.) с записью стихотворения «Революция. Поэтохроника»., 1916—1917 год
Людмила Маяковская в 1910-е
Людмила Маяковская в 1910-е

В конце 1960-х — начале 1970-х начался спор между близкими и родственниками Маяковского за дальнейшую судьбу музея памяти поэта. За создание музея в мемориальной комнате на Лубянке выступали сестра поэта Людмила Маяковская и государственный деятель Владимир Воронцов, а Лиля Брик и поэт Константин Симонов боролись за сохранение мемориального музея в здании в переулке Маяковского4.

В 1967 году Секретариат ЦК КПСС выпустил постановление «О музее В. В. Маяковского», утвердившее перенос музейной экспозиции из переулка Маяковского в здание в Лубянском проезде, где у Маяковского была комната-кабинет, в которой он впоследствии покончил жизнь самоубийством. Помещение площадью 11 м² Маяковский снял в 1919 году после ссоры с Лилей Брик. Найти комнату для съёма ему помог лингвист Роман Якобсон, проживавший на четвёртом того же здания. Сам доходный дом был построен в конце XIX века по проекту архитектора Михаила Бугровского для предпринимателя Николая Стахеева. Рекомендация Якобсона помогла получить Маяковскому комнату у владельца квартиры Ю. Бальшина48.

Перевод музея из Гендрикова переулка в Лубянский проезд инициировала сестра поэта Людмила Маяковская, когда Лиля Брик отвлеклась на суд Луи Арагона, мужа её сестры Эльзы Триоле9. Людмила Маяковская так аргументировала необходимость закрытия музея в Гендриковом переулке в письме Леониду Брежневу:

После выпущенного в 1967-м постановления об открытии музея за пост директора развернулась борьба между Лилей Брик, её мужем Василием Катаняном и Владимиром Воронцовым, родственником и помощником влиятельного партийного деятеля Михаила Суслова. Десятилетием ранее Воронцов стал одним из ярых критиков 65-го тома «Новое о Маяковском» серии «Литературного наследства» и добивался исключения упоминаний Лили Брик в биографии поэта. Суслов поручил Воронцову рассмотреть на должность директора музея партийного функционера Геннадия Гусева, которого рекомендовали главный редактор журнала «Молодая гвардия» Анатолий Никонов, заместитель главного редактора журнала «Огонёк» Иван Стаднюк и писатель Иван Шевцов11. Спустя тридцать лет Гусев так вспоминал об этом:

Весной 1968 года Воронцов вместе с журналистом Александром Колосковым опубликовал в «Огоньке» статью «Любовь поэта»12, в которой противопоставил Лиле Брик другую возлюбленную поэта Татьяну Яковлеву. В вышедшем затем в приложении к «Огоньку» собрании сочинений Маяковского Воронцов убрал все посвящения поэта Лиле Брик. После этого возмущённый Константин Симонов стал добиваться приёма у Леонида Брежнева, и Суслов был вынужден уволить Воронцова с должности своего помощника11.

Московские власти расселили коммунальную квартиру, чтобы разместить все экспонаты. Официальное открытие Государственного музея Владимира Маяковского состоялось в 1974 году, первым директором назначили искусствоведа Светлану Стрижнёву4. В новый музей были возвращены мемориальные вещи поэта, Людмила Маяковская передала в новый музей вещи брата: книги, документы, мебель. Также Маяковская занималась кураторской работой по созданию первой музейной экспозиции48.

Музей в основном занимался выставками и организацией мероприятий. Так, в 1971 году там открыли экспозицию «Маяковский — поэт Октября и социалистического строительства». В 1980-е в музее стали организовывать поэтические вечера, посвящённые писателям и кинематографистам. В мероприятиях принимали участие Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Сергей Юткевич, Давид Самойлов, Юрий Левитанский, Сергей Викулов, Юнна Мориц, Ираклий Абашидзе, Имант Зиедонис, Иван Драч, Анатолий Жигулин, Олег Чухонцев4. Кроме того, многие советские литераторы принимали участие в организации музейной экспозиции. Большой вклад внесли Николай Асеев, Борис Пастернак, Семён Кирсанов, Александр Межиров, Михаил Дудин, Давид Самойлов, Сергей Наровчатов, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Ираклий Абашидзе, Расул Гамзатов, Имант Зиедонис, Иван Драч, Наум Коржавин, Андрей Дементьев, Юнна Мориц и многие другие. В музей также приезжали иностранные деятели культуры: Жоржи Амаду, Альфредо Варела, Мария Майерова, Катарина Сусанна Причард, Диего Ривера, Поль Элюар, Жорж Садуль, Луи Арагон, Эльза Триоле, Назым Хикмет, Го Можо11.

В 1987-м музей открыли после годовой реконструкции, в ходе которой помещения, кроме мемориальной комнаты, оформили по проекту художников Тараса Полякова, Евгения Амаспюра, Ивана Лубенникова, Игоря Обросова. Пространство создавалось без чертежей, все инсталляции выполнялись по импровизации художников24814. В результате проведённых работ публичное пространство музея было переоформлено в конструктивистском стиле. Инсталляции повествовали не только о жизни поэта, но и о судьбе русского авангарда. В музее можно было услышать голос поэта, увидеть личные письма Маяковского, книги, фотографии, а также прижизненные издания15.

В музее отменены вертикаль и горизонталь, предметы: стулья, столы, водосточные трубы, штыки, бюст Ленина – реалии стихов Маяковского – плавают в невесомости, будто морфемы в смысловом поле, ещё не скреплённые грамматикой и синтаксисом высказывания. Силу тяготения заменяют пространственные линии – строчки, которые ухватывают смыслы и выстраивают из них пространство так, как строится стих.Всё это будто постоянно движется, куда-то падает, колышется, и есть только одно место во всём этом бурном становлении пространства, которое совершенно спокойно, жёстко, статично и симметрично. От него, собственно, и расходятся все линии — или, точнее, к нему и сходятся. Это комната Маяковского, единственное историческое место в этом музее. Как в русском конструктивизме вообще, тут приняты очень конкретные, вещественные метафоры, комната буквально превращена в «комнатёнку-лодочку», где он «проплыл три тыщи дней»,— она плывет через эту инсталляцию. Прожил — и застрелился. Это в каком-то смысле не вполне музей восхождения к самоубийству — и в этой точке вся экспозиция вдруг становится не последовательно изложенной биографией поэта, рассказанной языком авангардной инсталляции, а миром в момент взрыва в мозгу, когда остатки смыслов и слов разлетаются во все стороны, теряя связи друг с другом и пространством. Музей одного, довольно острого мгновения.Искусствовед Григорий Ревзин об экспозиции музея16.

Современность

Полковник Игорь Морозов во время выступления в Музее Маяковского, 2011 год
Полковник Игорь Морозов во время выступления в Музее Маяковского, 2011 год

В честь 75-летия со дня основания музея в 2012 году совместно с галереей «ПРОУН» была организована выставка в Винзаводе, посвящённая советским агитационным работам Александра Родченко, Густава Клусица, Ивана Сенькина и Лазаря Лисицкого17. Также экспонировались работы Маяковского на рекламу профсоюза: «Члену союза нэпач нипочем/профсоюз защитит и справится с нэпачем», коллаж «Ленин — это марксизм в действии» и другие18.

В 2012 году стало известно о пропаже 52 музейных экспонатов. Факт кражи был выявлен при проверке Министерства культуры. В числе пропавших экспонатов были очки Маяковского, подсвечник и несколько плакатов19, из них удалось найти только две вещи — обе у заграничных перекупщиков2.

В 2013 году московские власти приняли решение закрыть музей на капитальный ремонт. Планировалось, что музей завершит ремонт к 125-летнему юбилею со дня рождения Маяковского в 2018 году, однако позже появилась информация о перенесении срока открытия на 2019-й2021. Решение чиновников вызвало общественный резонанс, многие музейные работники выступили против закрытия музея, аргументируя свою позицию возможным уничтожением уникальной экспозиции 1987 года2223.

Несогласная с решением чиновников, Светлана Стрижёнова покинула пост директора, на её место назначили Надежду Морозову22526. Через полгода пост руководителя занял Алексей Лобов, потому что между не имеющей музейного опыта Морозовой и сотрудниками случались конфликты2.

На момент вступления в должность нового директора в 2014 году в музее уже шли работы согласно принятого проекта реконструкции. Вскоре они были приостановлены из-за возникших проблем с коммуникациями, крышей, водостоками и потребности в обновлении экспозиции 1989 года. Проект реконструкции здания, неоднократно возвращавшийся на доработку, летом 2020 года в очередной раз подан на государственную экспертизу. Музей после ремонта планируют открыть к 2023 году, когда будет отмечаться 130-летие со дня рождения поэта2728.

Филиалы

Квартира на Большой Пресне

Выставка «Дочка» в Музее Маяковского, 2018 год
Выставка «Дочка» в Музее Маяковского, 2018 год

В 2017 году для посещения открыли филиал музея в квартире на Красной Пресне, где поэт проживал с матерью Александрой и сёстрами Людмилой и Ольгой с 1913 по 1915 год29. Семья Маяковских, приехавшая с Кавказа в 1906 году, сменила несколько съёмных квартир. Апартаменты на Красной Пресне — единственная сохранившаяся до сегодняшнего времени квартира. Владимир Маяковский занимал самую маленькую её комнату, две другие — мать и сёстры. А последнюю четвёртую комнату семья сдавала небогатым студентам или кавказским знакомым. В 1915 году Маяковский переехал в Санкт-Петербург, а семья арендовала квартиру поменьше30.

В 1957 году на фасаде дома на Красной Пресне была установлена мемориальная доска поэту. В 1964-м по инициативе Людмилы Маяковской в квартире открыли постоянную экспозицию «Владимир Маяковский на Красной Пресне», действующую на общественных началах. Спустя три года при выставке образовался клуб-музей, получивший официальный статус в 1978-м. В этом же году сотрудники Государственного музея Владимира Маяковского создали в квартире новую экспозицию на основе документальных источников и фотоматериалов. В музее были представлены фрагменты личной переписки поэта, прижизненные издания книг, автографы, записки, полученные во время выступлений30.

В 1982 году квартира на Красной Пресне вошла в состав Государственного музея Владимира Маяковского. В помещениях проводились тематические выставки: «Москва Маяковского» (1983), «Л. В. Маяковская» (1984), «Маяковский и Хлебников» (1986—1989). В 1990-е в квартире расположили библиотечный фонд, а начиная с 2013-го начались работы по созданию в квартире нового выставочного пространства. Экспозиция посвящена личной жизни поэта, его американской возлюбленной Элли Джонс и их дочке Патриции Томпсон (Елене Маяковской)30.

Квартира в Студенецком переулке

Мемориальная квартира Маяковских в Студенецком переулке, которая около полувека была законсервирована и недоступна для посетителей, в сентябре 2019 года открыла свои двери для всех, кто хочет больше узнать о жизни семьи поэта. Квартира стала второй площадкой музея в Пресненском районе, рассказывающей о семье поэта. Первая — «Квартира на Большой Пресне» — посвящена американской дочери Маяковского Патриции Томпсон.

Обстановка квартиры восстановлена по сохранившимся фотографиям и воспоминаниям современников. Реконструированы комнаты матери поэта Александры Алексеевны и старшей сестры Людмилы. Комната, принадлежавшая сестре Ольге, не могла быть восстановлена по причине полного отсутствия исторических свидетельств. В ней проводятся выставки, показы кинохроник Грузии и Москвы, встречи с замечательными людьми, интерактивные программы, дискуссионные клубы и творческое общение в непринужденной обстановке.  

Фонды

По состоянию на 2020-й в основном музейном фонде находится более 50 000 единиц хранения3132.

  • Рукописно-документальный фонд — 12 000 предметов, из которых большинство — личные документы Маяковского31.
  • Фонд изобразительных материалов — более 12 000 художественных произведений, созданных в 1910—1920-е, куда входят работы Маяковского, Давида Бурлюка, Натальи Гончаровой, Елены Гуро, Александра Дейнеки, Н. Ф. Денисовского, Густава Клуциса, Михаила Ларионова, Казимира Малевича, Петра Митурича, Ольги Розановой, С. Я. Сенькина, В. М. Ходасевича31.
  • Мемориальный фонд — 22 000 единиц хранения, большая часть которых была завещана музею Людмилой Маяковской, включает личные вещи поэта, семейные реликвии, документы, письма, рукописи членов семьи31.
  • В фотонегативном фонде собраны оригинальные фотографии и негативы с изображениями поэта, членов его семьи, а также фотографии поэтов и писателей 1910—1920-х годов. В отделе хранятся уникальные фотоработы таких мастеров как Александр Родченко, Алексей Темерин, А. П. Штеренберг, Борис Игнатович, Ласло Мохой-Надь31.
  • Фонд редкой книги сформировали в конце 1930-х из коллекции Библиотеки-музея Владимира Маяковского. В основе фонда — прижизненные издания произведений поэта, редкие собрания поэзии, включающее литографированные издания футуристов, поэтические сборники и альманахи 1910—1930-х годов, журналы «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», книги с автографами Маяковского его друзьям и родным31.
  • Значительную часть музейной коллекции составляют материалы личных коллекций современников Маяковского, представителей русского авангарда: Сергея Боброва, Давида Бурлюка, Василия Каменского, Алексея Кручёных, Людмилы Маяковской, Всеволода Мейерхольда, Петра Незнамова, Владимира Хлебникова, Игоря Терентьева, В. Ф. Шехтеля и других31.

Персоналии

Руководители

  • 1937—1960 — Агния Семёновна Езерская
  • 1960—1971 — ?
  • 1971—1981 — Владимир Макаров
  • 1981—2012 — Светлана Ефимовна Стрижнёва
  • 2013—2014 — Надежда Морозова
  • 2014 — по настоящее время — Алексей Лобов

Выдающиеся сотрудники

  • Геннадий Айги (1934—2006) — чувашский и русский поэт и переводчик, в 1961—1971 годах был заведующим сектора изобразительного искусства.
  • Варвара Арутчева — советский филолог, текстолог, специалист по рукописям Маяковского33.
  • Савелий Гринберг (1914—2003) — российский и израильский поэт, в 1930-е был участником Бригады Маяковского, а в 1960 годы работал в музее в Гендриковом переулке.
  • Дмитрий Данилов (1969) — российский писатель, сразу после реконструкции Музея Маяковского — в 1989—1990 годах — работал в музее сторожем.
  • Лошак, Марина Девовна (1955) — советский и российский куратор, галерист, искусствовед, музейный работник, работала в Музее Маяковского около года после переезда в Москву из Одессы в 1986-м; в 2012-м организовала выставку советского плаката 1920-х годов «Даёшь!»34353637.
  • Шилов, Лев Алексеевич (1932—2004) — советский и российский искусствовед, писатель, архивист, работал в Библиотеке-музее Маяковского с середины 1950-х годов до 1964 (по другим данным — 1965) года.

Примечания

  1. Государственный музей В.В. Маяковского. Музеи России. Дата обращения: 26 декабря 2018.
  2. Дмитрий Чёрный.Государству не нужен музей Маяковского?. Литературная Россия (2017). Дата обращения: 24 декабря 2018.
  3. Музей Маяковского на Лубянке откроют в 2018 год. Москва24 (18 июля 2016). Дата обращения: 24 декабря 2018.
  4. История музея(недоступная ссылка). Государственный музей В. Маяковского. Дата обращения: 24 декабря 2018.Архивировано 2 октября 2016 года.
  5. О Лиле Брик — спутнице жизни и стихов Владимира Маяковского. Kamchadaly (1998). Дата обращения: 25 декабря 2018.
  6. .
  7. История поисков... по маминой линии. Генеалогический форум ВГД. Дата обращения: 25 декабря 2018.
  8. Анна Сергеева-Клятис.Музей В. Маяковского. Узнай Москву. Дата обращения: 24 декабря 2018.
  9. .
  10. Марианна Шатерникова.В пожелтевшей связке старых писем... Маяковский, Брик, Яковлева и др.. Чайка (8 июля 2002). Дата обращения: 25 декабря 2018.
  11. Бесстыжие партийные надзиратели. Литературная Россия (23 февраля 2015). Дата обращения: 25 декабря 2018.
  12. .
  13. Ксения Ларина, Анна Трефилова.Музей Маяковского. Эхо Москвы (1 мая 2010). Дата обращения: 25 декабря 2018.
  14. .
  15. Музей В. В. Маяковского в Москве. Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 24 декабря 2018.
  16. Музей довольно острого мгновенья. Коммерсант (23 апреля 2010). Дата обращения: 24 декабря 2018.
  17. Стою красивый, 75-летний. Коммерсант (6 апреля 2012). Дата обращения: 24 декабря 2018.
  18. Музей Маяковского начал отмечать 75-летие выставкой в галерее «Проун». Ведомости (11 апреля 2012). Дата обращения: 24 декабря 2018.
  19. Из музея Маяковского украли полсотни экспонатов. Вести (16 декабря 2012). Дата обращения: 25 декабря 2018.
  20. Роман Чернянский.Открытие музея Маяковского на Лубянке перенесли на 2019 год. The Village (28-09-2018). Дата обращения: 24 декабря 2018.
  21. Музей Маяковского примет посетителей в 2019 год. Москва Центр (29 сентября 2018). Дата обращения: 24 декабря 2018.
  22. Музей Маяковского закрылся на два года. Lenta.ru (16 сентября 2013). Дата обращения: 24 декабря 2018.
  23. Коллекция фотографий 1896—1930 гг. в Государственном музее В. В. Маяковского. Эхо Москвы (14 апреля 2012). Дата обращения: 25 декабря 2018.
  24. Зинаида Курбатова.Музей Маяковского в опасности: то ли разворуют, то ли отремонтируют до неузнаваемости. Вести (17 декабря 2012). Дата обращения: 24 декабря 2018.
  25. Как разрушали музей Маяковского. Один из главных музеев Москвы не откроется в юбилейный для поэта год. Открытая Россия (13 ноября 2017). Дата обращения: 24 декабря 2018.
  26. Александр Столярчук.Закрывается музей Маяковского. Colta (11 сентября 2013). Дата обращения: 24 декабря 2018.
  27. Юлия Кундрюкова.Когда завершится реконструкция в Музее Маяковского. Телеканал «Россия. Культура» (5 июля 2019). Дата обращения: 17 октября 2020.
  28. Музей Маяковского в Москве планируют открыть после ремонта к 130-летию поэта. ТАСС (10 июля 2020). Дата обращения: 17 октября 2020.
  29. Рафаэль Валян.Музей Маяковского в Москве откроют после ремонта. Вечерняя Москва (29 сентября 2018). Дата обращения: 24 декабря 2018.
  30. Квартира семьи Маяковских на Красной Пресне. Государственный музей Владимира Маяковского. Дата обращения: 25 декабря 2018.
  31. Государственный музей В. В. Маяковского. Культура. Дата обращения: 24 декабря 2018.
  32. .
  33. .
  34. Плакаты 20-х годов на выставке из фондов музея Маяковского. Россия Культура (9 апреля 2012). Дата обращения: 25 декабря 2018.
  35. 75 лет работы. В галерее "Проун" открылась выставка "Даешь!". Gazeta.ru (6 апреля 2012). Дата обращения: 25 декабря 2018.
  36. Кира Долинина.Стою красивый, 75-летний. Коммерсантъ (6 апреля 2012). Дата обращения: 25 декабря 2018.
  37. Музей Маяковского начал отмечать 75-летие выставкой в галерее «Проун». Ведомости (11 апреля 2012). Дата обращения: 25 декабря 2018.