The State Tretyakov Gallery

Государственная Третьяковская галерея

Госуда́рственная Третьяко́вская галере́я — московский художественный музей, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым. В 1867-м галерея была открыта для посещения, а в 1892 году передана в собственность Москве. На момент передачи коллекция музея насчитывала 1276 картин, 471 рисунок, десять скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров5.

После революции 1917 года галерею национализировали, а коллекция стала пополняться из конфискованных частных собраний и музеев. В 1985-м Государственная картинная галерея на Крымском Валу была объединена с Третьяковской галереей и образовала единый музейный комплекс Новая Третьяковка вместе с Центральным домом художника. В здании в Лаврушинском переулке была размещена коллекция живописи с древнейших времён до 1910-х годов, а в отделе на Крымском Валу — искусство XX века5.

По состоянию на 2018 год экспозиция насчитывает более 180 000 предметов и включает в себя предметы живописи, скульптуры и изделия из драгоценных металлов, созданные с XI по XX век5. Музей расположен в здании, построенном в 1906 году, — объекте культурного наследия народов России федерального значения и охраняется государством6.

История

Портрет Павла Третьякова работы Ильи Репина, 1883 год
Портрет Павла Третьякова работы Ильи Репина, 1883 год
Проект фасада Третьяковской галереи, 1900 год
Проект фасада Третьяковской галереи, 1900 год
Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 1913 год
Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 1913 год

Становление галереи

Основателем галереи является промышленник и меценатПавел Михайлович Третьяков, происходивший из небогатого купеческого рода. Вместе со своим братом Сергеем они создали Костромскую мануфактуру льняных изделий, которая приносила стабильный доход. Впоследствии братья Третьяковы увлеклись благотворительностью и коллекционированием живописи: Павел — работами русских художников, а Сергей — полотнами западноевропейских мастеров789.

Датой создания галереи считается 1856 год, когда Павел Третьяков приобрёл две работы современных русских художников: «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова10. Это не первые купленные меценатом работы, однако достоверных данных о более ранних приобретениях не сохранилось. Коллекционер хотел создать национальный музей, в котором будут представлены работы русских художников11912.

В 1862 году Третьяков приобрёл работу «Сельский крестный ход на пасхе», написанную Василием Перовым. На полотне изображалась антицерковная сатира — участники крёстного хода показаны выпившими, а их образы примитизированы, — что вызвало вопросы следователя Пречистенской и Хамовнической полицейских частей14. В последующие годы в собрание галереи вошли работы художников-передвижников: «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Ге, картины Ивана Шишкина, Алексея Боголюбова, Михаила Клодта, Константина Савицкого, Архипа Куинджи и Карла Гуна. Большое влияние на формирование музея оказало общение Третьякова с художником Иваном Крамским, который помогал формировать экспозицию и отбирать полотна59.

В 1867 году Третьяков открыл для общественности свою усадьбу — музей в Лаврушинском переулке носил название «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых» и включал в себя 1276 картин, 471 рисунок, 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров16. В 1868-м Третьяков был избран почётным вольным общества Академии художеств, что позволило меценату официально поддерживать малоизвестных мастеров: Василия Максимова, Иллариона Прянишникова, Виктора Васнецова и Владимира Маковского5. По совету Льва Толстого, Третьяков купил картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Ильи Репина и «Милосердие» Николая Ге, не одобренные имперскими властями. Это вдохновляло художников не бояться цензуры17.

На рубеже 1890-х годов Третьяковская галерея приобрела статус национального музея, частного по принадлежности и общественного по характеру. Это означало, что галерея была открыта для бесплатного посещения для любого посетителя7. В это же время Павел Третьяков стал принимать участие в организации государственных мероприятий. Так, меценат решал вопрос о создании отдела русской живописи на международной выставке 1892 года в Париже5.

В 1892 году Павел Третьяков передал галерею в дар Москве. Поводом послужила смерть брата, завещавшего перед смертью Москве половину дома в Лаврушинском переулке, капитал размером 125 тысяч рублей и собранную художественную коллекцию. Чтобы ускорить передачу, Павел объединил коллекции и подарил их городу. На тот момент в собрании братьев Третьяковых находилось более двух тысяч произведений живописи, скульптуры и графики. По решению городской думы Павел Третьяков был назначен пожизненным хранителем галереи. В его обязанности входил отбор произведений для постоянной экспозиции, приобретение картин на государственные средства, а также решение вопросов о расширении помещений музея71618. В честь передачи галереи городу в 1894 году Московское общество любителей художеств собрало Первый съезд русских художников, на котором с речью выступил художник Николай Ге5.

Формирование коллекции

Основа музейной коллекции сформировалась в 1860—1880-е годы. В 1872—1873 годах Перов написал для Павла Третьякова портреты писателей Фёдора Достоевского и Ивана Тургенева, историка Михаила Погодина, учёного Владимира Даля, поэта Аполлона Майкова. Портрет Тургенева не понравился Третьякову, который лично знал писателя59.

Специально для коллекции Третьяковской галереи в 1873 году Иван Крамской нарисовал портрет Льва Толстого. Для этого художник приехал в Ясную Поляну, однако граф не был настроен на позирование и всячески мешал процессу. Сын писателя Сергей вспоминал, что Крамской смог написать только голову Льва Толстого, остальные части тела и одежду ему пришлось дописывать по памяти5.

В последующие годы Третьяков заказывал у Николая Ге портреты Александра Герцена, Михаила Салтыкова-Щедрина, Николая Некрасова, историка Николая Костомарова и писателя Алексея Потехина5.

В 1884 году в галерею поступила работа Репина «Крестный ход в Курской губернии», которая, по мнению Третьякова, отражала «крестьянскую реальность» и должна была экспонироваться в отдельном зале. Через несколько лет полотно переместили в общий зал, а Третьяков купил у Репина другие его работы: «Отказ от исповеди» и «Арест пропагандиста», в которых художник воплотил образы революционных борцов и деятельность группировки «Народная воля». В это же время в коллекцию Третьяковской галереи вошли работы Василия Сурикова, первая из которых — «Утро стрелецкой казни» — была куплена в 1881 году на IX Передвижной выставке. Позднее Третьяков приобрёл «Боярыню Морозову» и другие полотна Сурикова, за созданием некоторых из них Третьяков следил прямо в мастерской519.

Многие работы для Третьяковской галереи приобретались на выставках в оживлённой борьбе за покупку. Художник Аркадий Рылов так описывал процесс покупки его картины «Догорающий костёр»:

В 1890-е годы в фонды вошли работы русских художников-реалистов, которые изображали жизнь русских рабочих. Примером таких произведений стали «Кочегар» Николая Ярошенко, «Шахтёрка», «Смена» и «Шахтёр-тягольщик» Николая Касаткина. В этот же период в музейную коллекцию вошли картины Виктора Васнецова «Богатыри», «Псковитянка», портрет Петра Чайковского работы Николая Кузнецова и другие5.

Многие художники приносили в дар Третьяковской галерее свои произведения. Так, в 1894 году Исаак Левитан презентовал галерее работу «Владимирка», Ге — свой портрет, написанный Репиным, Сын Перова — полотно отца «Чаепитие в Мытищах»5.

Строительство здания

Изначально галерея располагалась в специально выделенных комнатах особняка Третьяковых. В 1859 году братья приобрели более 140 работ из Туркестанской серии картин и этюды Василия Верещагина, из-за чего в особняке не стало хватать места. В 1860-м встал вопрос о постройке отдельного здания для картинной галереи. Строительство возглавил архитектор Александр Каминский. К 1874-му он закончил возведение двухэтажного здания, примыкающего к особняку. В нём был обустроен отдельный вход для посетителей, а художественная коллекция перемещена в два просторных зала7.

К концу 1880-х здание галереи неоднократно достраивалось из-за растущей коллекции Третьякова, которая занимала четырнадцать залов. По мере роста собрания к жилой части особняка также пристраивали новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусства — подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 годах. После смерти Павла Третьякова в 1898-м особняк реконструировали под экспозиции, а в 1902—1904 годах комплекс зданий объединили общим фасадом в виде древнерусского терема, проектированием которого занимался Васнецов7. Возглавлял строительство Василий Башкиров, стоимость реконструкции составила около 30 тысяч рублей21.

Музей в начале XX века

Картина Валентина Серова «Художник Илья Остроухов за роялем», 1886 год
Картина Валентина Серова «Художник Илья Остроухов за роялем», 1886 год
Владимирская икона Божией Матери в коллекции музея, 2016 год
Владимирская икона Божией Матери в коллекции музея, 2016 год

После смерти Павла Третьякова управление галереей перешло к Совету попечителей, избираемому городской думой. В состав совета в разное время входили известные деятели искусства и коллекционеры: Валентин Серов, Илья Остроухов, Иван Цветков, Сергей Щербатов, Игорь Грабарь, а также Александра Боткина — дочь Павла Третьякова. Начиная с 1904-го члены Совета переизбирались раз в четыре года716.

В 1903 году в галерее впервые были выставлены образцы иконописи, которые Третьяков купил ещё в 1890-е у антикваров И. Л. Силина и Н. М. Постникова. Работы хранились в личных комнатах Третьякова и являлись частью купеческих покоев. Решение о включении икон в основную экспозицию принадлежало главе совета Илье Остроухову, также увлекающемуся коллекционированием иконописи. В 1905 году Остроухов был назначен главой музея5.

После революции 1905 года по решению Совета попечителей в Третьяковской галерее был оборудован отдельный зал с портретами художников-демократов: Василия Перова, Ивана Крамского, Иллариона Прянишникова, Ильи Репина, Василия Сурикова, а также других деятелей искусства, занимавшихся развенчиванием официальной истории царской Руси. Позиционируя себя как прогрессивное учреждение, музейное руководство не могло проигнорировать происходящие в стране события, однако новые приобретения вызвали долгие споры в городской думе. Так, обсуждались работы Михаила Врубеля «Пан» и «Демон поверженный»18.

Конфликты между Советом попечителей и членами думы возникали и по другим поводам. Депутаты выступали за консервативный характер галереи, то есть только известных художников, в то время как Совет попечителей стремился приобретать работы молодых мастеров. В 1909 году думский гласный Васильев выдвинул обвинение совету, что из-за их «попустительства» и небрежного отношения к экспонатам многие полотна были испорчены. Специально созданная комиссия установила ложность показаний Васильева, однако слухи возобновились после инцидента в 1913-м, когда Абрам Балашов, признанный психически больным, порезал лица на картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». После происшествия Илья Остроухов отправил телеграмму художнику с просьбой восстановить картину. На изнанку был приклеен новый холст, реставрация длилась шесть месяцев51018.

В 1913 году пост попечителя Третьяковской галереи занял художник Игорь Грабарь, под началом которого в музее изменилась концепция формирования экспозиции: если раньше новые поступления выставлялись отдельно от постоянных выставок, то теперь картины были развешаны в историко-хронологическом порядке7. В этом же году в Московской городской управе обсуждалась возможность построения нового здания для размещения там расширенной экспозиции. Члены Совета и специально созданной комиссии поделились на два лагеря: одна группа считала, что необходимо построить новое музейное здание, специально оборудованное под нужды галереи, а другая — что перенесение галереи нарушит волю её создателя Павла Третьякова. Последнюю точку зрения поддерживала группа петербургских художников, лично знавших коллекционера. Они же напечатали в газете «Новое время» письмо, в котором обсуждали несообразность строительства новых помещений. Мнение Совета попечителей Третьяковской галереи также разделились. Репин присоединился к мнению петербургских художников, считавший обратное Остроухов принял решение покинуть совет5182122.

Постреволюционное развитие

Портрет Алексея Щусева на марке, 2003 год
Портрет Алексея Щусева на марке, 2003 год
Памятник Павлу Третьякову во дворе музея, 2017 год
Памятник Павлу Третьякову во дворе музея, 2017 год

После революции 1917 года Третьяковская галерея была национализирована. Согласно новой культурной политике советской власти, музею присваивалась роль главного художественного центра страны, который должен был отражать развитие СССР. В 1918-м галерея получила статус национального достояния, а музейная экспозиция начала пополняться за счёт других национализированных частных коллекций из дворянских усадеб. Так, в 1919 году в Третьяковку вошла работа Владимира Боровиковского «Портрет князя Александра Куракина», ранее находившаяся в имении КуракиноОрловской губернии, а в 1921-м — «Вид соборной площади в Кремле» работы Фёдора Алексеева из имения Ивановское5101822.

Перед главным фасадом Третьяковской галереи стоял памятник Владимиру Ленину, на месте которого в 1939 году был установлен памятник Сталину работы скульптора Сергея Меркулова. В 1958-м памятник Сталину перенесли во двор, а у фасада правого крыла была установлена скульптурная группа «Футболисты». Памятники вождям в 1980 году заменил памятник Павлу Третьякову, выполненный скульптором Александром Кибальниковым по проекту архитектора Игоря Рожина2324.

После революции Третьяковская галерея начала развивать научную и выставочную деятельность. Первой временной экспозицией стала «Художественные произведения московских частных собраний, выставляемых в Третьяковской галерее» в 1918 году. В 1922-м был организован показ полотен Дмитрия Левицкого, в 1923-м — Фёдора Рокотова, а в 1924-м открылись выставки Михаила Врубеля и Петра Кончаловского18.

Также в 1924 году в состав Третьяковской галереи вошли филиалы: Музей живописной культуры, Цветковская галерея, Музей иконописи и живописи, основу фонда которого составила коллекция525.

В 1926 году пост директора музея занял архитектор Алексей Щусев, при нём музейная экспозиция пополнилась полотнами XIX века ликвидированного в 1927-м Госфонда21. Через два года в музей поступили картины в стиле формализм из расформированного Музея живописной культуры. В дальнейшем пополнение музейной коллекции происходило через Государственную закупочную комиссию, которая с 1930-х годов играла важную роль в формировании основной экспозиции51826.

С увеличением фонда возрастала и необходимость обустроить дополнительные помещения. В 1920-е годы в упразднённой церкви Николы в Толмачах был сделан запасник картин. В 1927—1935 годах средняя часть особняка была дополнена шестнадцатью новыми зданиями, спроектированными лично Щусевым. В присоединённом соседнем доме разместили библиотеку и научный отдел. Благодаря пристройке в 1932 году работу Иванова «Явление Христа народу» и этюды к ней поместили в персональный зал51025 .

К концу 1920-х годов в Третьяковке организовали отдел, посвящённый работам художников из таких ведущих творческих объединений, как Ассоциация художников революционной России, Общество станковистов и другие. Рукописи из архива бумаг Павла Третьякова легли в основу фонда материалов по изучению русского искусства XIX—XX веков5.

В 1925 году в состав Третьяковской галереи вошла художественная коллекция из бывшего Румянцевского музея, в основном состоявшая из работ художников XVIII и первой половины XIX веков: Фёдора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Василия Тропинина, Карла Брюллова, а также представителей академического направления. Из Музея новой западной живописи поступили полотна второй половины XIX — начала XX века: Коровина, Головина, Серова, Коненкова. Несколько работ были приняты из Ленинградского музейного фонда52225 .

Советский период

В 1933 году в рамках новой культурной политики СССР вышло положение, согласно которому деятельность музея должна была сконцентрироваться на основных направлениях: изучении и экспонировании картин, а также политической и просветительской работе в области искусства России и народов СССР. В это же время происходила коренная перестройка экспозиции Третьяковской галереи по марксистскому принципу, поддерживая идею «бесклассового» искусства. Все произведения художников-авангардистов были перенесены в фондохранилище из-за начавшейся в 1936-м кампании по борьбе с формализмом22.

С началом Великой Отечественной войны большая часть фондов Третьяковской галереи была эвакуирована в Новосибирск и Молотов. Перед перевозкой полотна накатывали на деревянные валы, перекладывали папиросной бумагой, укладывали в ящики, обшитые водонепроницаемым материалом. Всего было отправлено 17 эшелонов. Многие сотрудники уходили на фронт, однако научная деятельность музея не прекращалась. Во время битвы за Москву в 1941—1942 годах здание Третьяковской галереи сильно пострадало, его реконструкция завершилась только к 1944-му. Первая послевоенная экспозиция открылась 17 мая 1945 года1622.

В 1960—1970 годы в музее проводились выставки произведений 1920-х: Общества художников-станковистов, групп «Четыре искусства» и «Союз русских художников», объединений «Мир искусства», «Голубая роза» и «Бубновый валет»27. После Октябрьской революции в фондах Третьяковки хранилась абстрактная композиция Василия Кандинского «Картина с белыми лилиями». В 1974 году полотно оказалось у частного немецкого коллекционера Вильгельма Хака. Доподлино не известно, как именно картина попала к нему. Предполагаются разные версии: советская власть могла обменять картину на письма Ленина, по другой версии её подарил Леонид Брежнев как знак благодарности. Хак изначально выставлял картину у себя, потом передал её в музей города Людвигсхафена28. В 2015-м наследники коллекционера забрали полотно и через два года продали на Sotheby’s за 42 млн долларов. «Коммерсантъ» пересчитал стоимость картины на количество слов в письме Ленина и иронично пишет: «Получается, что ленинское слово стоит без малого миллион, а буква идет по 200 тысяч»2930.

В 1980—1992 годах Третьяковскую галерею возглавлял художник Юрий Королёв. Он занялся вопросом расширения площади экспозиции из-за возросшего количества посетителей. В 1983-м начались строительные работы, через два года был введён в строй депозитарий — хранилище произведений искусства и реставрационные мастерские. В 1986 году началась реконструкция основного здания по проектам архитекторов Игоря Виноградского, Г. В. Астафьева и Б. А. Климова. В 1989-м с южной стороны от основного здания возвели новый корпус, где разместили конференц-зал, информационно-вычислительный центр, детскую студию и выставочные залы. Здание получило название «Инженерный корпус», потому что в нём была сосредоточена большая часть инженерных систем и служб31.

В 1985 году Государственная картинная галерея на Крымском Валу была объединена с Третьяковской галереей и образовала единый музейный комплекс Новая Третьяковка вместе с Центральным домом художника16. После этого в старом здании музея в Лаврушинском переулке решили разместить коллекцию с древнейших времён до 1910-х, а в здании на Крымском Валу — искусство XX века10.

С 1986 по 1995 год комплекс старой Третьяковки был закрыт на капитальную реконструкцию. Единственной экспозиционной площадью музея на это десятилетие стало здание на Крымском Валу, куда перенесли основные экспонаты из основного здания31. За это десятилетие в состав Третьяковской галереи вошли московские мемориальные учреждения: дома-музеи Виктора Васнецова, Аполлинария Васнецова, Анны Голубкиной и Павла Корина, а также храм-музей Николая в Толмачах, восстановивший с 1997-го церковные служения. В 1999 году туда была перенесена икона «Богоматерь Владимирская»22.

Руководители

  • Илья Остроухов (1905—1913)
  • Игорь Грабарь (1913—1925)
  • Николай Щёкотов (1925—1926)
  • Алексей Щусев (1926—1929)
  • Михаил Кристи (1930—1939)
  • Поликарп Лебедев (1939—1941)
  • Александр Замошкин (1941—1951)
  • Борис Иогансон (1951—1954)
  • Поликарп Лебедев (1954—1979)
  • Юрий Королёв (1980—1992)
  • Валентин Родионов (1993—2009)
  • Ирина Лебедева (2009—2015)
  • Зельфира Трегулова (с 2015 года)

Современность

Основная статья: Третьяковская галерея на Кадашёвской набережной

В 2013 году российское архитектурное бюро SPEECH выиграло закрытый конкурс на разработку концепции архитектурно-художественного образа фасадов нового музейного комплекса. Здание, расположенное на Кадашёвской набережной рядом с главным зданием галереи, должно быть построено в 2018-м32. Согласно проекту, новый корпус Третьяковской галереи будет высотой в 4-5 этажей, а общая площадь составит около 35,1 тысячи м²33.

Музей осуществляет активную выставочную деятельность. Так, в 2016 году в здании Новой Третьяковки прошла выставка работ Валентина Серова, на которой было представлено более 250 полотен художника, в том числе из зарубежных музеев и частных коллекций. За время действия выставки её посетило более 400 тысяч человек34. Согласно данным пресс-службы музея, выставка Серова стала самым посещаемым мероприятием искусства за последние 50 лет, на которое выстраивались многочасовые очереди — руководство музея устраивало полевые кухни, чтобы кормить людей горячей едой. По мнению главного редактора газеты The Art Newspaper Russia Милены Перовой, выставка обязана успехом деятельности директора музея Зельфиры Трегуловой, а также выбору экспонируемых полотен — многие картины Серова были впервые привезены в Россию из частных коллекций35.

В 2016 году в Инженерном корпусе была представлена выставка «Шедевры пинакотеки Ватикана», на которой были представлены работы Рафаэля Санти, Джованни Беллини, Гверчино, Пьетро Перуджино и Караваджо36.

Проведённую в том же году выставку в Новой Третьяковке картин Ивана Айвазовского посещало около 5,5 тысяч людей в день. В музее было представлено более двухсот экспонатов: 200 живописных полотен и 55 произведений графики, предметы из фарфора, личные документы, макеты кораблей37. По некоторым данным, успех выставки Айвазовского побил рекорды экспозиции картин Серова38.

В 2018-м была открыта выставка к 175-летию со дня рождения Василия Верещагина39.

В 2017 году Третьяковская галерея презентовала новую концепцию развития музея. Проект был выполнен совместно с британскими компаниями Event Communications и AEA, которые работают на рынке музейного и выставочного проектирования4041. В соответствии с проектом выставочный комплекс на Крымскому Валу был переименован в Новую Третьяковку, а у музея разработали новый логотип и сайт42.

В августе 2018 года стало известно о вхождении в состав Третьяковской галереи мастерской Ильи и Эмилии Кабаковых, расположенной на Сретенском бульваре, 6. По словам Эмилии Кабаковой, в мастерской будет организовано дополнительное выставочное пространство современного искусства43.

Зал искусства XVIII века, 2011 год
Зал искусства XVIII века, 2011 год

27 января 2019 года в рабочее время из галереи вынесли картину Архипа Куинджи «Ай-петри. Крым». На следующий день её нашли неповреждённой, похититель арестован4445. По следам этого происшествия в Третьяковской галерее была установлена новая охранная система46. Также в феврале 2019 года, в связи с предстоящей выставкой работ Ильи Репина, Третьяковская галерея заключила дополнительный контракт с Росгвардией. Ведомство обязуется установить дополнительный пост охраны в здании Третьяковской галереи на Крымском валу47.

После выставки в Русском музее картина Куинджи направляется на реставрацию. Предполагается передублировать картину на новый холст, чтобы обезопасить её лицевую сторону. Старый холст при этом снимается, авторская бумага остается неприкосновенной48.

Как сообщил 27 февраля 2019 года директор департамента музеев Министерства культуры Владислав Кононов, созданный при Третьяковской галерее некоммерческий фонд за 2017—2018 годы перевел на поддержание деятельности и уставные цели музея более 2,6 млрд руб. По мнению Кононова, подобные фонды должны создаваться при каждом музее49.

В апреле 2020 года, на фоне карантина, вызванного пандемией коронавируса, Третьяковская галерея впервые опубликовала полный фотоархив своих выставок. Фотографии с 47 экспозиций были размещены на платформе «Яндекс.Коллекции»50. Потери галереи за три месяца простоя в условиях карантина составили 2,7 млн евро51.

Экспозиция

Древнерусское искусство XII—XVII веков

В коллекции Третьяковской галереи находится собрание иконописи XII — XVII веков. Так, в музее экспонируется Владимирская икона Божьей матери, привезённая в Киевскую Русь из Константинополя в начале XII века. Работа является ярким примером иконописи комниновского периодаВизантии, считающегося временем расцвета стилистических особенностей константинопольского искусства. В 1155 году Боголюбский перевёз икону во Владимир, в 1395-м её вернули в Успенский собор Московского кремля. В Третьяковку икона попала в 1930 году во время гонений на церковь52.

Икона «Троица» была написана художником Андреем Рублёвым в 1425—1427 годах по заказу игумена Никона для воспевания памяти Сергея Радонежского. Также в музее выставляется икона «Алексей митрополит», написанная мастером Дионисием в конце XV — начале XVI века в классическом стиле московской школы XV века для украшения Успенского собора52.

В собрании галереи находится мозаика с изображением святого Дмитрия Солунского, изготовленная в начале XII века неизвестными мастерами Михайловского Златоверхого монастыря. Образ святого расположен на внутренней стороне алтарной арки, а сам Дмитрий Солунский представлен в рост: в левой руке у него находится щит, а в правой — копьё с белым остриём. Лицо и руки святого набраны из матовых кусков цветных камней, а нимб — из концентрических рядов золотой смальты52.

Искусство XVIII века

В собрание входит портрет сподвижника Петра I, первого канцлера Российской Империи графа Гавриила Головкина, выполненный художником Иваном Никитиным в 1720 году. Другой известный экспонат — картина с изображением императрицы Елизаветы Петровны работы Георга Гроота. Картина выполнена в стиле рококо, рядом с Елизаветой изображён разряженный арапчонок. Также в коллекции представлены полотна Фёдора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Антона Лосенко, Фёдота Шубина, Михаила Козловского, Фёдора Алексеева, Владимира Боровиковского и других7.

Искусство XIX века

В коллекции представлены работы Ореста Кипренского, Александра Орловского, Алексея Венецианова, Александра Иванова, Павла Федотова, Карла Брюллова553.

Среди наиболее известных работ картина Константина Флавицкого «Княжна Тараканова», выполненная в 1863 году. Полотно посвящено авантюристке, выдававшей себя за дочь Елизаветы во время пугачёвского бунта. Картина описывает её смерть от наводнения в 1777-м, во время которого были затоплены камеры Петропавловской крепости. За картину Флавицкому было присвоено звание профессора исторической живописи. Также в музее представлены работы Ивана Крамского «Неизвестная» (1883), портрет Веры Репиной «Осенний букет» (1892), выполненный отцом — Ильёй Репиным, картина Серова «Девочка с персиками» (1887) и работы Ивана Крамского, Григория Мясоедова, Василия Перова, Николая Ге, Ивана Айвазовского, Сильвестра Щедрина, Алексея Саврасова, Фёдора Васильева, Ивана Шишкина, Василия Поленова, Ильи Репина, Генриха Семирадского, Валентина Серова, Исаака Левитана, Владимира Маковского, Николая ЯрошенкоСтудент»), Виктора Васнецова, Николая Рериха, Михаила Врубеля71654.

Искусство начала XX века

Экспозиция искусства XX века, 2018 год
Экспозиция искусства XX века, 2018 год

Одним из самых ценных полотен, входящих в эту коллекцию, является работа Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня», написанная в 1912 году. Композиция картины выстроена так, что из-за высокой линии горизонта создаётся оптическая иллюзия близости персонажа к зрителю. Также большой ценностью являются картины Василия Кандинского: «Композиция VII» (1913) и «Одесса. Порт» (1890-е). Другие представленные работы: «Императрица Елизавета Петровна в Царском селе» Евгения Лансере (1905), «Дама в голубом» Константина Сомова (1897—1900), «Вихрь» Филиппа Малявина (1906), «Прогулка короля» Александра Бенуа (1906), «Хризантемы» Игоря Грабаря (1905), «Нике» Сергея Конёнкова (1906), «Автопортрет с жёлтыми лилиями» Натальи Гончаровой (1907), «Весна. Времена года (Новый примитив)» Михаила Ларионова (1912), «Портрет Ф. И. Шаляпина в роль Олоферна» Александра Головина (1908), «Розы и фиалки» Константина Коровина (1912), «Московский пейзаж» Николая Крымова (1908), а также полотна Марка Шагала, Мартироса Сарьян, Петра Кончаловского, Ильи Машкова, скульптуры Веры Мухиной, Сарры Лебедевой, Николая Истомина, Павла Корина и Александра Герасимова75556.

Советское искусство и сокровищница

В фонды музея входят работы советского периода, больше всего в стиле реализм. Коллекция включает полотна художников Дурды Байрамова, Исаака Бродского, Петра Кончаловского, коллектива Кукрыниксы, Михаила Куприянова, Александра Лактионова, Александра Самохвалова, Мартироса Сарьяна, Бориса Угарова, Татьяны Яблонской, Игоря Грабаря, Владимира Татлина, работы в пластике скульпторов Заира Азгура, Евгения Вучетича, Матвея Манизера, Николая Андреева, Александра Матвеева, Дмитрия Цаплина, Алексея Сотникова, Василия Ватагина, Владимира Домогацкого, Николая Томского, Ивана Ефимова, Андрея Марца, Алексея Цветкова, Леонида Сокова, Вадима Сидура, Александра Бурганова, Александра Рукавишникова, Владимира Соскиева, Владимира Цигаля, Георгия Попандопуло, Михаила Дронова и других57555859.

Изделиям из благородных металлов и драгоценных камней, выполненных в период с XI по XX век, отведён отдельный зал Третьяковки60. Собрание включает в себя предметы церковного и светского назначения61.

Филиалы

Примечания

  1. Visitor Figures 2015(англ.) // The Art Newspaper— 2016. — Iss. 278. — ISSN 0960-6556
  2. ИТОГИ 2015 ГОДАГосударственная Третьяковская галерея.
  3. Art's most popular(англ.): Exhibition and museum visitor figures 2018 // The Art Newspaper— 2019. — Vol. XXVIII, Iss. 311. — ISSN 0960-6556
  4. Art's most popular(англ.): Exhibition and museum visitor figures 2019 // The Art Newspaper— 2020. — Vol. XXIX, Iss. 322. — ISSN 0960-6556
  5. , с. 1—105.
  6. Постановление Совета министров «О дополнении и частичном изменении постановления Совета министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» № 624 от 04.12.1974
  7. .
  8. История создания Третьяковской галереи. Мир природы. Дата обращения 23 августа 2018.
  9. .
  10. Из истории создания Третьяковской галереи. Дилетант. Исторический журнал для всех (19 июня 2017). Дата обращения 23 августа 2018.
  11. .
  12. Павел Михайлович Третьяков и его галерея. История Российской империи. Дата обращения 30 августа 2018.
  13. .
  14. Сельский крестный ход на Пасхе, Перов, 1861. Музеи мира. Дата обращения 10 сентября 2018.
  15. Яна Белоцерковская, Наталья Шадрина.Третьяковка: опередить время и попасть в историю. Областная газета (17 августа 2018). Дата обращения 30 августа 2018.
  16. Государственная Третьяковская галерея. История создания.. Русичъ (12 февраля 2017). Дата обращения 23 августа 2018.
  17. Светлана Янкина, Евгений Вагин, Илона Грибовская.Тайны Третьяковской галереи. ТАСС (20 мая 2016). Дата обращения 23 августа 2018.
  18. .
  19. .
  20. .
  21. Государственная Третьяковская галерея. Культура.рф. Дата обращения 23 августа 2018.
  22. .
  23. Фильм о Зое Космодемьянской. История.рф. Дата обращения 23 августа 2018.
  24. Третьяковская галерея. Государственная Третьяковская галерея. Дата обращения 30 августа 2018.
  25. .
  26. «Тайны старых картин» в Третьяковской галерее. Artwork. Дата обращения 30 августа 2018.
  27. История. Государственная Третьяковская галерея. Дата обращения 3 октября 2018.
  28. Софья Багдасарова.7 самых дорогих русских картин. «Культура.РФ». Дата обращения 7 ноября 2018.
  29. Анна Джеджула.На аукционе в течение 22 минут был дважды побит ценовой рекорд на работы Василия Кандинского. «Факты» (23 июня 2017). Дата обращения 7 ноября 2018.
  30. Леонид Максименков.Линии партии. Как советское правительство скупало по всему миру ленинские документы, платя за них шедеврами Кандинского. Коммерсант (9 июля 2018). Дата обращения 7 ноября 2018.
  31. .
  32. Новый корпус Третьяковки на Кадашевской набережной построят в 2018 году. Комплекс градостроительной политики города Москвы (2016-30-03). Дата обращения 28 августа 2018.
  33. Современная стилизация Третьяковской галереи. Архи.ру (3 июля 2013). Дата обращения 30 августа 2018.
  34. Анна Кочарова.Это точно 2016-й? Почему посетители вынесли двери на выставку Серова. РИА Новости (22 января 2016). Дата обращения 30 августа 2018.
  35. Любовь к искусству или эффект толпы: в чем феномен успеха выставки Серова. РБК Стиль. Дата обращения 10 сентября 2018.
  36. В очереди в Третьяковку произошла давка. Посетители пытались прорваться на выставку Караваджо и Рафаэля. Meduza (15 декабря 2016). Дата обращения 23 сентября 2018.
  37. Третьяковка продлит выставку Айвазовского до полуночи. Афиша Daily (7 ноября 2016). Дата обращения 30 августа 2018.
  38. Успех выставки Ивана Айвазовского в Третьяковской галерее побил рекорд очередей на Валентина Серова. Panorama (11-08-2016). Дата обращения 10 сентября 2018.
  39. Михаил Боде.Третьяковская галерея открывает свой главный проект сезона — выставку Василия Верещагина. The Art Newspaper Russia (5 марта 2018). Дата обращения 30 августа 2018.
  40. .
  41. Новая Третьяковка. Advertology. Дата обращения 30 августа 2018.
  42. Лёва Левченко.Третьяковская галерея объявила о ребрендинге. The Village (31 марта 2017). Дата обращения 2018-08=30.
  43. Мастерская Ильи Кабакова стала частью Третьяковской галереи. The Art Newspaper Russia. Дата обращения 30 августа 2018.
  44. Из Третьяковской галереи украили картину Куинджи. Strelka. Дата обращения 27 января 2019.
  45. Задержан похититель картины Куинджи из Третьяковки. Meduza (28 января 2019). Дата обращения 28 января 2019.
  46. Новую охранную систему установили в Третьяковской галерее. Российская газета. Дата обращения 17 февраля 2019.
  47. Третьяковка заключила допконтракт с Росгвардией на 1 млн рублей перед выставкой Репина. www.kommersant.ru (18 февраля 2019). Дата обращения 19 февраля 2019.
  48. Картину Куинджи "Ай-Петри. Крым" собрались перенести на новый холст. Interfax.ru (4 марта 2019). Дата обращения 11 марта 2019.
  49. Третьяковка за два года получила более 2,6 млрд рублей от своего некоммерческого фонда. www.kommersant.ru (27 февраля 2019). Дата обращения 27 февраля 2019.
  50. Третьяковка впервые опубликовала полный фотоархив выставок. ТАСС. Дата обращения 2 апреля 2020.
  51. Третьяковка за три месяца простоя недополучит прибыль в размере €2,7 млн. ТАСС. Дата обращения 27 мая 2020.
  52. .
  53. .
  54. Лидия Иовлева.Государственная Третьяковская галерея. Art Archive. Дата обращения 23 августа 2018.
  55. .
  56. Линии партии. Коммерсант (9 июля 2018). Дата обращения 30 сентября 2018.
  57. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Скульптура XVIII-XX веков: [в трех томах]. — Москва: Красная площадь, 1998. — ISBN 5-900743-46-2
  58. .
  59. .
  60. Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея". museum.ru. Дата обращения 23 августа 2018.
  61. .
  62. Инженерный корпус. Культура.рф. Дата обращения 30 августа 2018.
  63. Новая Третьяковка. Культура.рф. Дата обращения 30 августа 2018.
  64. Реставрация дома Третьяковых и новые выставки - юбилейные проекты Третьяковки. Телеканал Культура (18.05.2016).
  65. Департамент культурного наследия города Москвы.Акт ГИКЭ научно-проектной документации на проведение работ по сохранению ОКН регионального значения, расположенного по адресу: г. Москва, 1-й Голутвинский пер., д.16, стр. 1. официальный сайт мэра Москвы.
  66. Департамент культурного наследия города Москвы.Акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации "Проект реставрации и приспособления объекта культурного наследия регионального значения: "Дом, в котором родились и до 1846 г. жили: основатель Третьяковской галереи - П.М.Третьяков и видный деятель московского городского самоуправления, коллекционер С.М.Третьяков", (Дом-музей семьи Третьяковых), г. Москва, 1-й Голутвинский пер., д. 16, стр. 1". официальный сайт мэра Москвы (09.04.2018).
  67. Святителя Николая Чудотворца церковь. Малый Толмачёвский переулок, 9. Русские церкви. Дата обращения 30 августа 2018.
  68. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва. Энциклопедия искусства. Дата обращения 30 августа 2018.
  69. Музей-квартира А.М. Васнецова. Дата обращения 30 августа 2018.
  70. Мемориальный музей-мастерская скульптора А.С. Голубкиной. museum.ru. Дата обращения 30 августа 2018.
  71. Дом-музей Павла Корина. Музеи по соседству. Дата обращения 10 августа 2018.