
Городская усадьба Вандышниковой — Банза
Городская усадьба Е. Н. Вандышниковой — Э. М. Банза — архитектурный ансамбль в Москве на улице Воронцово Поле1234. Название дано в честь основных владельцев: в XVIII веке она принадлежала Елизавете Ивановне из рода купцов Вандышниковых. С 1892-го усадьбу унаследовала Эмма Максимовна Вогау, в замужестве — Банза5.
Усадебный комплекс составляют главный особняк под номером 3 по улице Воронцово Поле, а также флигели, ограда и парковая скульптура. Главный особняк возведён на основе каменных палат XVIII века, остальные здания были достроены в разное время. Современный внешний облик усадьбы сложился в XIX веке в результате многочисленных перестроек под руководством выдающихся зодчих XIX века — Сергея Воскресенского, Виктора Коссова, Артура Карста и других6.
История


Вандышникова
Первые документальные упоминания об усадьбе относятся к периоду владения Елизаветы Ивановны Вандышниковй7. Некогда очень богатый род в XVIII веке был признан банкротом8. Семье принадлежал обширный участок на востоке Воронцова Поля, в 1815 году владение разделили на две части. Западную продали, а на земле к востоку от современного Дурасовского переулка сформировался усадебный комплекс69. Главный дом в классическом стиле был построен на основе каменных палат XVIII века1011.
Прочие владельцы
В 1817 году участок на месте нынешней усадьбы Вандышниковой-Банза приобрела губернская секретарша Мария Семёновна Алексеева. В 1832-м землю выкупил князьКирилл Багратион, впоследствии её унаследовала его вдова Александра Ивановна7.
C начала 1860-х годов земли перешли к Софье Францевне де Монси, а уже в 1868-м — к её сестре Эмилии Францевне12. Последняя была супругой крупного предпринимателя Максима Максимилиановича Вогау7. По инициативе Эмилии в 1888 году началась перестройка усадьбы. Для работ пригласили инженераНиколая де Рошефора, позднее — архитекторов Александра Степановича Каминского и Романа Клейна. Последний руководил строительством двухэтажного дворового флигеля1314.
Банза
Второе название усадьба получила по фамилии крупного предпринимателя Конрада Карловича Банзы (1842—1901), который поочерёдно состоял в браке с обеими дочерьми Максима Максимовича Вогау и Эмилии Францевны15. В 1864 году Конрад Банза женился на младшей из сестёр, Эмилии Максимовне. Спустя два года после свадьбы она скончалась при родах в возрасте 22 лет. Старшая дочь Вогау, Эмма Максимовна, была замужем за Василием Германом, рано овдовела и после смерти супруга стала второй женой Конрада Банзы16. У пары родилась дочь, которую в память о тётке назвали Эмилией171813.
Сын Эммы Банзы от первого брака Рудольф Васильевич Герман был последним владельцем усадьбы на Воронцовом Поле, ему же принадлежало имение Вогау в Виноградове. Как и все представители династии, Рудольф Герман занимался не только развитием семейного бизнеса, но и вёл крупные благотворительные проекты: спонсировал филармонию, автомобильное общество, строительство приютов для бедняков и беспризорных. Известно, что во время Первой мировой войны вместе с врачом Генрихом Артуровичем Поленским он организовал в своём загородном имении госпиталь для раненых и больных туберкулёзом1912.
В 1890-х усадьбу Банза перестраивали Сергей Воскресенский и Виктор Коссов. В 1898-м Воскресенский руководил перестройкой главного особняка — тогда здание получило декор фасадов в эклектичном неоклассическом стиле14. В этот период у главного дома был надстроен мезонин. В 1902-м к строительству привлекли Сергея Соловьёва13.
В 1907 году главный дом подвергся значительной перестройке13. Для неё были приглашены архитектор Константин Васильевич Аполлонов и техник архитектуры Артур Фёдорович Карст, которые в начале XX века много сотрудничали с семьёй Вогау. В оформлении здания использовались те же приёмы, что и при отделке усадьбы Виноградово: мелкая стекловка окон с арочными завершениями, круглая форма мансардных окон12.
Последующий статус
Сведения о дальнейшей истории усадьбы сохранились частично. После революции и национализации в главном здании усадьбы размещался Австро-Венгерский Совет20. В сталинскую эпоху особняк стал домом политэмигрантов, согласно архивам, из его жильцов 56 человек были расстреляны во время репрессий21.
С 2001 года усадьба была передана в управление Комитета по культурному наследию города Москвы. 24 декабря 2009 года правительство Москвы предоставило усадьбу в пятилетнюю аренду компании ООО «Лайнстрой». Договор предписывал проведение реставрации в три года с момента передачи и запрет на передачу объекта в субаренду22.
По состоянию на 2018 год в усадьбе располагается «режимный объект», владельцы не разглашаются, доступ на территорию закрыт7.
Реставрация
К 2010 году усадьба была в аварийном состоянии: изношенность фасадов составляла 80 %, обшивка сгнила, обвалились карнизы и штукатурка, на крыше акротерия выросло дерево. Специалисты прогнозировали полную утрату памятника в течение одного-двух лет. В период между 2011 и 2012 годами был разработан и согласован план укрепления инженерных конструкций и восстановления облика зданий.Реставрацию провело проектное бюро «АрКо»10. Работы спонсировал частный инвестор, смета составила более ста миллионов рублей23.
В ходе реставрации был сохранён оригинальный сруб главного дома, восстановлены интерьеры и приусадебная территория23. Помимо воссоздания исторического облика, работы включали прокладку инженерных коммуникаций и приспособление зданий к современным требованиям24.
Проект восстановления усадьбы стал лауреатом конкурса «Московская реставрация — 2015»25.
Статуя Галатеи
Один из элементов оформления усадьбы — садовая скульптура парадного двора — использовалась для съёмок фильма Марка Захарова «Формула любви». По сюжету молодой помещик Алексей Федяев влюбился в статую и мечтал оживить её, «как некогда греческие боги вдохнули жизнь в каменную Галатею»26. Скульптура появлялась и в других советских кинокартинах, например «Старый Новый год», «Служебный роман», «Вечерний лабиринт», «Васса»7.
Точной информации об авторстве и дате установки статуи не сохранилось. По мнению искусствоведов, она является типичным образцом садово-парковой скульптуры XIX века. Статуя воплощает образ классического идеала красоты, реального прототипа она не имела2627.
В 2010 году скульптуру перенесли во внутренний двор из-за опасений, что разрушающийся фасад здания повредит её. Вскоре началась реставрация усадьбы. Самой статуе не требовалось восстановление, мрамор только покрыли влагозащитным составом. 16 июля 2015 года скульптуру установили на прежнее место7.
Примечания
- Городская усадьба Е.Н. Вандышниковой - Э.М. Банза, конец XVIII - XIX вв.. Памятники архитектуры Москвы и области. Дата обращения: 22 марта 2018.
- Главный дом, конец XVIII в., 1891 г., 1898 г., городская усадьба Е.Н. Вандышниковой - Э.М. Банза. Памятники архитектуры Москвы и области. Дата обращения: 22 марта 2018.
- Ограда, 2-я половина XIX в., городская усадьба Е.Н. Вандышниковой - Э.М. Банза. Памятники архитектуры Москвы и области. Дата обращения: 22 марта 2018.
- Флигель, 1830-е гг., 1861 г., 1870 г., 1902 г., арх. Б.Н. Шнауберт, городская усадьба Е.Н. Вандышниковой - Э.М. Банза. Памятники архитектуры Москвы и области. Дата обращения: 22 марта 2018.
- , с. 118.
- Мосгорнаследие: в центре Москвы отреставрирована усадьба XVIII века(недоступная ссылка). Департамент культурного наследия города Москвы (17 июля 2015). Дата обращения: 5 апреля 2018.Архивировано 5 апреля 2018 года.
- Фочкин О.Усадьба и её владельцы Вогау // Москва. Лица улиц. Продолжение легенд. — АСТ, 2016. — ISBN 978-5-17-096677-6.
- , с. 17.
- Постановление от 9 февраля 2010 года N 114-ПП Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории квартала N 310 Центрального административного округа. Правительство Москвы (9 февраля 2010). Дата обращения: 5 апреля 2018.Архивировано 5 апреля 2018 года.
- Павликова А.Подробный рассказ о проектах реставрации, получивших главные награды премии «Московская реставрация – 2015», с комментариями ведущих реставраторов Москвы. ООО «Архи.ру» (10 декабря 2015). Дата обращения: 3 апреля 2018.
- , с. 418.
- , с. 51.
- , с. 37.
- , с. 119.
- Банза Конрад Карлович (ок.1832 - 1901). Российская портретная галерея. Дата обращения: 4 апреля 2018.
- , с. 78.
- , с. 265.
- , с. 88.
- , с. 739.
- , с. 18.
- kapuchin.Ул. Воронцово поле, дом 3. Живой Журнал (30 октября 2011).
- Распоряжение правительства Москвы№ 3303-РП Об использовании объектов культурного наследия по адресам: ул.Воронцово Поле, д.13, стр.1, 2, Подсосенский пер., д.25, стр.3. Правительство Москвы (24 декабря 2009). Дата обращения: 7 апреля 2018.Архивировано 7 апреля 2018 года.
- Реставрация усадьбы на улице Воронцово поле в Москве обошлась в 100 млн руб. РИА Недвижимость (16 июля 2015). Дата обращения: 5 апреля 2018.Архивировано 5 апреля 2018 года.
- , с. 28.
- Сергей Собянин наградил лауреатов конкурса «Московская реставрация — 2015». Официальный сайт Правительства и мэра Москвы (1 декабря 2015). Дата обращения: 3 апреля 2018.
- Статую Прасковьи из фильма "Формула любви" вернули на исконное место. Информационное агентство Interfax (19 июля 2015). Дата обращения: 5 апреля 2018.
- Николаева Е.Столице подарили каменную кинозвезду. Газета «Московский комсомолец» (16 июля 2015). Дата обращения: 7 апреля 2018.