Усадьба Банза

Городская усадьба Вандышниковой — Банза

Городская усадьба Е. Н. Вандышниковой — Э. М. Банза — архитектурный ансамбль в Москве на улице Воронцово Поле1234. Название дано в честь основных владельцев: в XVIII веке она принадлежала Елизавете Ивановне из рода купцов Вандышниковых. С 1892-го усадьбу унаследовала Эмма Максимовна Вогау, в замужестве — Банза5.

Усадебный комплекс составляют главный особняк под номером 3 по улице Воронцово Поле, а также флигели, ограда и парковая скульптура. Главный особняк возведён на основе каменных палат XVIII века, остальные здания были достроены в разное время. Современный внешний облик усадьбы сложился в XIX веке в результате многочисленных перестроек под руководством выдающихся зодчих XIX века — Сергея Воскресенского, Виктора Коссова, Артура Карста и других6.

История

Главный особняк, 2018
Главный особняк, 2018
Флигель, 2008
Флигель, 2008
Вид со стороны правого флигеля, 2018
Вид со стороны правого флигеля, 2018

Вандышникова

Первые документальные упоминания об усадьбе относятся к периоду владения Елизаветы Ивановны Вандышниковй7. Некогда очень богатый род в XVIII веке был признан банкротом8. Семье принадлежал обширный участок на востоке Воронцова Поля, в 1815 году владение разделили на две части. Западную продали, а на земле к востоку от современного Дурасовского переулка сформировался усадебный комплекс69. Главный дом в классическом стиле был построен на основе каменных палат XVIII века1011.

Прочие владельцы

В 1817 году участок на месте нынешней усадьбы Вандышниковой-Банза приобрела губернская секретарша Мария Семёновна Алексеева. В 1832-м землю выкупил князьКирилл Багратион, впоследствии её унаследовала его вдова Александра Ивановна7.

C начала 1860-х годов земли перешли к Софье Францевне де Монси, а уже в 1868-м — к её сестре Эмилии Францевне12. Последняя была супругой крупного предпринимателя Максима Максимилиановича Вогау7. По инициативе Эмилии в 1888 году началась перестройка усадьбы. Для работ пригласили инженераНиколая де Рошефора, позднее — архитекторов Александра Степановича Каминского и Романа Клейна. Последний руководил строительством двухэтажного дворового флигеля1314.

Банза

Второе название усадьба получила по фамилии крупного предпринимателя Конрада Карловича Банзы (1842—1901), который поочерёдно состоял в браке с обеими дочерьми Максима Максимовича Вогау и Эмилии Францевны15. В 1864 году Конрад Банза женился на младшей из сестёр, Эмилии Максимовне. Спустя два года после свадьбы она скончалась при родах в возрасте 22 лет. Старшая дочь Вогау, Эмма Максимовна, была замужем за Василием Германом, рано овдовела и после смерти супруга стала второй женой Конрада Банзы16. У пары родилась дочь, которую в память о тётке назвали Эмилией171813.

Сын Эммы Банзы от первого брака Рудольф Васильевич Герман был последним владельцем усадьбы на Воронцовом Поле, ему же принадлежало имение Вогау в Виноградове. Как и все представители династии, Рудольф Герман занимался не только развитием семейного бизнеса, но и вёл крупные благотворительные проекты: спонсировал филармонию, автомобильное общество, строительство приютов для бедняков и беспризорных. Известно, что во время Первой мировой войны вместе с врачом Генрихом Артуровичем Поленским он организовал в своём загородном имении госпиталь для раненых и больных туберкулёзом1912.

В 1890-х усадьбу Банза перестраивали Сергей Воскресенский и Виктор Коссов. В 1898-м Воскресенский руководил перестройкой главного особняка — тогда здание получило декор фасадов в эклектичном неоклассическом стиле14. В этот период у главного дома был надстроен мезонин. В 1902-м к строительству привлекли Сергея Соловьёва13.

В 1907 году главный дом подвергся значительной перестройке13. Для неё были приглашены архитектор Константин Васильевич Аполлонов и техник архитектуры Артур Фёдорович Карст, которые в начале XX века много сотрудничали с семьёй Вогау. В оформлении здания использовались те же приёмы, что и при отделке усадьбы Виноградово: мелкая стекловка окон с арочными завершениями, круглая форма мансардных окон12.

Последующий статус

Сведения о дальнейшей истории усадьбы сохранились частично. После революции и национализации в главном здании усадьбы размещался Австро-Венгерский Совет20. В сталинскую эпоху особняк стал домом политэмигрантов, согласно архивам, из его жильцов 56 человек были расстреляны во время репрессий21.

С 2001 года усадьба была передана в управление Комитета по культурному наследию города Москвы. 24 декабря 2009 года правительство Москвы предоставило усадьбу в пятилетнюю аренду компании ООО «Лайнстрой». Договор предписывал проведение реставрации в три года с момента передачи и запрет на передачу объекта в субаренду22.

По состоянию на 2018 год в усадьбе располагается «режимный объект», владельцы не разглашаются, доступ на территорию закрыт7.

Реставрация

К 2010 году усадьба была в аварийном состоянии: изношенность фасадов составляла 80 %, обшивка сгнила, обвалились карнизы и штукатурка, на крыше акротерия выросло дерево. Специалисты прогнозировали полную утрату памятника в течение одного-двух лет. В период между 2011 и 2012 годами был разработан и согласован план укрепления инженерных конструкций и восстановления облика зданий.Реставрацию провело проектное бюро «АрКо»10. Работы спонсировал частный инвестор, смета составила более ста миллионов рублей23.

В ходе реставрации был сохранён оригинальный сруб главного дома, восстановлены интерьеры и приусадебная территория23. Помимо воссоздания исторического облика, работы включали прокладку инженерных коммуникаций и приспособление зданий к современным требованиям24.

Проект восстановления усадьбы стал лауреатом конкурса «Московская реставрация — 2015»25.

Статуя Галатеи

Один из элементов оформления усадьбы — садовая скульптура парадного двора — использовалась для съёмок фильма Марка Захарова «Формула любви». По сюжету молодой помещик Алексей Федяев влюбился в статую и мечтал оживить её, «как некогда греческие боги вдохнули жизнь в каменную Галатею»26. Скульптура появлялась и в других советских кинокартинах, например «Старый Новый год», «Служебный роман», «Вечерний лабиринт», «Васса»7.

Точной информации об авторстве и дате установки статуи не сохранилось. По мнению искусствоведов, она является типичным образцом садово-парковой скульптуры XIX века. Статуя воплощает образ классического идеала красоты, реального прототипа она не имела2627.

В 2010 году скульптуру перенесли во внутренний двор из-за опасений, что разрушающийся фасад здания повредит её. Вскоре началась реставрация усадьбы. Самой статуе не требовалось восстановление, мрамор только покрыли влагозащитным составом. 16 июля 2015 года скульптуру установили на прежнее место7.

Примечания

  1. Городская усадьба Е.Н. Вандышниковой - Э.М. Банза, конец XVIII - XIX вв.. Памятники архитектуры Москвы и области. Дата обращения 22 марта 2018.
  2. Главный дом, конец XVIII в., 1891 г., 1898 г., городская усадьба Е.Н. Вандышниковой - Э.М. Банза. Памятники архитектуры Москвы и области. Дата обращения 22 марта 2018.
  3. Ограда, 2-я половина XIX в., городская усадьба Е.Н. Вандышниковой - Э.М. Банза. Памятники архитектуры Москвы и области. Дата обращения 22 марта 2018.
  4. Флигель, 1830-е гг., 1861 г., 1870 г., 1902 г., арх. Б.Н. Шнауберт, городская усадьба Е.Н. Вандышниковой - Э.М. Банза. Памятники архитектуры Москвы и области. Дата обращения 22 марта 2018.
  5. , с. 118.
  6. Мосгорнаследие: в центре Москвы отреставрирована усадьба XVIII века(недоступная ссылка). Департамент культурного наследия города Москвы (17 июля 2015). Дата обращения 5 апреля 2018.Архивировано 5 апреля 2018 года.
  7. Фочкин О.Усадьба и её владельцы Вогау // Москва. Лица улиц. Продолжение легенд. — АСТ, 2016. — ISBN 978-5-17-096677-6.
  8. , с. 17.
  9. Постановление от 9 февраля 2010 года N 114-ПП Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории квартала N 310 Центрального административного округа. Правительство Москвы (9 февраля 2010). Дата обращения 5 апреля 2018.Архивировано 5 апреля 2018 года.
  10. Павликова А.Подробный рассказ о проектах реставрации, получивших главные награды премии «Московская реставрация – 2015», с комментариями ведущих реставраторов Москвы. ООО «Архи.ру» (10 декабря 2015). Дата обращения 3 апреля 2018.
  11. , с. 418.
  12. , с. 51.
  13. , с. 37.
  14. , с. 119.
  15. Банза Конрад Карлович (ок.1832 - 1901). Российская портретная галерея. Дата обращения 4 апреля 2018.
  16. , с. 78.
  17. , с. 265.
  18. , с. 88.
  19. , с. 739.
  20. , с. 18.
  21. kapuchin.Ул. Воронцово поле, дом 3. Живой Журнал (30 октября 2011).
  22. Распоряжение правительства Москвы№ 3303-РП Об использовании объектов культурного наследия по адресам: ул.Воронцово Поле, д.13, стр.1, 2, Подсосенский пер., д.25, стр.3. Правительство Москвы (24 декабря 2009). Дата обращения 7 апреля 2018.Архивировано 7 апреля 2018 года.
  23. Реставрация усадьбы на улице Воронцово поле в Москве обошлась в 100 млн руб. РИА Недвижимость (16 июля 2015). Дата обращения 5 апреля 2018.Архивировано 5 апреля 2018 года.
  24. , с. 28.
  25. Сергей Собянин наградил лауреатов конкурса «Московская реставрация — 2015». Официальный сайт Правительства и мэра Москвы (1 декабря 2015). Дата обращения 3 апреля 2018.
  26. Статую Прасковьи из фильма "Формула любви" вернули на исконное место. Информационное агентство Interfax (19 июля 2015). Дата обращения 5 апреля 2018.
  27. Николаева Е.Столице подарили каменную кинозвезду. Газета «Московский комсомолец» (16 июля 2015). Дата обращения 7 апреля 2018.