Горний монастырь в 1892 году

Горне-Успенский монастырь

Горне-Успенский монастырь (также Успенский Горний монастырь или просто Горний монастырь) — женский монастырь Вологодской епархииРусской православной церкви, расположенный в исторической части Вологды, называемой Верхний Посад, в районе, ограниченном улицами Завражская, Бурмагиных и Мохова.

Основан в 1590 году, но закрыт в 1924 году. Отдельные здания сохранились и реставрированы, другие сохранились частично или полностью утрачены. Является комплексом памятников архитектуры (категория охраны местная)1. Возрождён в 2014 году.

История

Монастырь получил название по местности, на которой располагался (когда-то она называлась «горой»), и соборной церкви Успения Божией Матери23.

Монастырь основан в 1590 году старицей Домникией, в годы царствования Фёдора Иоанновича и правления архиепископаВологодского и ВеликопермскогоИоны Домникия стала первой настоятельницей. Дата основания монастыря устанавливается на основании двух сохранившихся грамот (одна из них — челобитная1613 года, поданная старицами монастыря архиепископу Сильвестру)2.

Первым каменным зданием монастыря был одноэтажный больничный корпус, выстроенный во второй половине XVII века. В 16921699 годах построена соборная церковь Успения Божией Матери с колокольней и приделом (зимней церковью) преподобногоСергия Радонежского. В 17091714 годах построена надвратная церковь Алексия, человека Божия. Каменной оградой с четырьмя башенками по углам монастырь обнесён со всех сторон в конце 1790-х годов2.

В 1792 году в монастыре был пожар, уничтоживший все деревянные постройки. Сгорели и многие документы, поэтому сведений об истории монастыря до XIX века сохранилось немного3.

В 1824 году монастырь посетил император Александр I. В 18261828 годах на его средства был построен двухэтажный настоятельный корпус.

В 1860 году по указу Святейшего Синода к Горнему Успенскому монастырю была приписана Николаевская Озерская (бывшая когда-то монастырской) церковь2.

В 18701890-х годах строятся здания сиротского приюта и епархиального женского училища. Монастырь до конца XIX века служит местом ссылки для женщин за прелюбодеяние и проституцию4.

В 1880 году перестраивается колокольня2.

В 1888 году епископ Феодосий преобразовал приют при монастыре в епархиальное женское училище, которое в 1903 году переехало в новое здание за пределами монастыря56.

В 1918 году монастырь был закрыт, но часть монахинь оставалась в нём до 19231924 годов, пока он не был окончательно отдан под нужды Красной Армии. Успенский собор оставался действующим до 1924 года. После выселения некоторые из монахинь поселились в домах рядом с монастырём. В советский период на территории монастыря располагались пересыльная тюрьма НКВД для политических заключенных и для спецпереселенцев, а также воинская часть (солдатская столовая)78. Монастырская ограда была разрушена910.

В 1995 году началось восстановление Успенского храма, и с 1996 года в нём стали проводиться службы. Игуменский дом и здание приюта используются под магазины и склады11.

15 ноября 2014 года, после совершения всенощного бдения в Успенском храме, глава Вологодской митрополии митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий (Депутатов) осмотрел сохранившийся на территории Успенского прихода настоятельский двухэтажный корпус. В ходе осмотра здания и оценки его сохранности и пригодности для проживания монахинь, он принял решение образовать Горне-Успенский женский монастырь в статусе Архиерейского подворья12. За год бывший игуменский корпус был подготовлен для проживания сестер обители и размещения в нем регентского отделения Вологодской духовной семинарии13. 24 декабря 2015 года Священный Синод Русской православной церкви постановил открыть монастырь и назначить на должность игумении монахиню Филарету (Дорохину)14. 26 декабря митрополит Игнатий возвёл монахиню Филарету (Дорохину) в игуменское достоинство с вручением посоха и возложением наперсного креста.

После возрождения монастыря был выполнен капитальный ремонт нескольких помещений келейного корпуса, произведена замена части кровли старинного здания, создано монастырское подсобное хозяйство, развивается иконопись и швейное дело15.

Постройки

Храм в честь Успения Божией Матери

Успенский собор, вид со стороны колокольни и придела Сергия Радонежского, 2009 год
Успенский собор, вид со стороны колокольни и придела Сергия Радонежского, 2009 год
Апсиды Успенского собора и придела Сергия Радонежского, 2009 год
Апсиды Успенского собора и придела Сергия Радонежского, 2009 год

Успенская церковь, давшая впоследствии название монастырю, а также Успенской трети Вологды, была впервые построена и освящена на этом месте значительно раньше основания монастыря.Первая деревянная церковь Успения была одним из древнейших строений Вологды. В 1303 году на праздник Успенияновгородский епископФеоктист освятил в Вологде церковь Пресвятой Богородицы16. Вероятно, эта «церковь пречистая старая» сгорела «со всем узорочьем и с ыконами, и с кузнью, и с книгами, да и монастырь весь» в 1499 году17. Под «монастырём», возможно, имеются в виду несколько келий, существовавших при храме, которые, однако, официально монастырём не являлись. На её месте была построена также деревянная церковь Успения, которую в свою очередь сменил нынешний каменный Успенский храм, построенный уже как монастырский собор.

Каменный холодный Успенский собор с колокольней и тёплой зимней церковью (приделом) преподобного Сергия Радонежского был построен в 1692—1699 годах на месте двух прежних деревянных церквей на пожертвования царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича3,18. В 1691 году начали «ров копати и набутили», а с 1692 года началось строительство самого здания, которое было закончено в 1694 году. 23 мая1695 года храм был освящён архиепископом Вологодским и Белозерским Гавриилом19.

Кресты на куполах были позолочены. Известно, что собор именовали «Золотые кресты». Находящаяся рядом с монастырём церковь Николая Чудотворца на Горе на данный момент также называется «Золотые кресты», но, как следует из архивных документов первой половины XVIII века, изначально он дополнительно назывался «у Золотых Крестов», то есть имелось в виду, что он находился недалеко от Успенского собора. В 1761 году в Успенском монастыре произошёл пожар, своды и главы храма были сильно повреждены и утратили свой золотой узор. Вследствие этого название «Золотые кресты» перешло к церкви Николая, которая стала именоваться «Никола на Горе» — «Золотые кресты»20.

Внешне Успенский храм больше напоминает обычную приходскую церковь, нежели монастырский собор. Его архитектура основывается на традициях зодчества XVI века. Основная часть здания кубической формы. Её венчают один световой и четыре декоративных барабана, украшенных аркатурой и несущих крупные луковичные главки. Декор фасадов довольно скупой: плоские лопатки, простые карнизы, наличники окон из валиков18.

В 1880 году придел, трапезная и колокольня были перестроены в псевдорусском стиле18.

В середине июля 1924 года собор перешёл в ведение отдельной роты связи Энской дивизии. 26 июля в нём был устроен первый киносеанс для красноармейцев7.

Успенская соборная церковь с приделом Сергия Радонежского является памятником архитектуры (категория охраны местная)21. На данный момент храм восстановлен и является действующим20. Составляет единый приход с церковью Константина и Елены22.

Иконы Успенского собора

К моменту закрытия Успенский собор имел резной золочёный пятиярусный иконостас.

Из Успенского собора происходят две выдающиеся иконы — Успение Богоматери23 и Вознесение — Сошествие во ад24, обе XVI века, и обе, вероятно, имеют вологодское происхождение. После закрытия монастыря иконы находятся в экспозиции Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (ВГИАХМЗ).

Икона Успения Богоматери являлась храмовым образом Успенского собора, куда была перенесена из деревянной церкви Успения, созданной на месте сгоревшего в 1499 году храма.

В собрании ВГИАХМЗ находится также рама с клеймами жития Богоматери начала XVIII века, которую по стилю относят к мастерской Ивана Григорьева Маркова. Икона трижды поновлялась, дважды украшалась окладами (сначала — басменным, затем — серебряным чеканным), реставрирована в 1977 году Николаем Федышиным.

Известно также об имевшихся в Успенском соборе «старинных» иконах Спасителя и преподобного Сергия Радонежского3.

Придел Сергия Радонежского

Успенский собор с приделом Сергия Радонежского на фотографии начала XX века. Слева в ветвях виден ныне разрушенный купол придела
Успенский собор с приделом Сергия Радонежского на фотографии начала XX века. Слева в ветвях виден ныне разрушенный купол придела

Тёплая придельная церковь Сергия Радонежского расположена с северной стороны Успенского собора. Её строительство началось в 1692 году и закончилось в 16971698 годах. Достроен придел Сергия был подмастерьем Василием Карповым, имевшим прозвище «Варган», с сыном Дмитрием. Работал он также «с товарыщи», крестьянами Спасо-Прилуцкого монастыря из села Коровничье1825.

Церковь во имя преподобного Сергия Радонежского одноэтажная, одноглавая, трёхпрестольная. Имеет обширную трапезную, на правой стороне которой находился придел во имя святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Иосифа иконописца, устроенный 4 апреля1866 года и освящённый в 1712 году. На левой стороне трапезной имелся придел во имя святого Николая Мирликийского, упоминаемый в монастырской описи 1634 года и освящённый в 1714 году225.

В настоящее время находится в предаварийном состоянии и нуждается в срочном проведении работ по укреплению стен и сводов. 6 марта 2019 года на телеканале «Спас» было объявлено о сборе средств на проведение противоаварийных работ26.

Колокольня Успенского собора

Колокольня монастыря, построенная в конце XVII века одновременно с Успенским собором, была шатровая по форме и связана с храмом2.

В 1880 году из-за «открывшихся повреждений» колокольня была перестроена и находится с западной стороны, над входом в собор. Колокольня двухъярусная, вверху постепенно сужающаяся в виде шатра. Высота колокольни с крестом около 36 м (17 саженей). На колокольне 10 колоколов: самый большой весит около 4 тонн. На втором ярусе колокольни было устроено помещение для ризницы2027.

Алексеевская церковь

Алексеевская церковь. 1926 год
Алексеевская церковь. 1926 год

Алексеевская надвратная церковь сооружена в 17091714 годах, освящена в 1720 году во имя преподобного Алексия, человека Божия. Для завершения её строительства игуменье с монахинями пришлось «на Москве и в городах собирать по верующим… кто что подаст».

Алексеевская надвратная церковь, 2013 год
Алексеевская надвратная церковь, 2013 год

Надвратная церковь была каменная, холодная (то есть неотапливаемая), одноэтажная, одноглавая, однопрестольная. Имела под собой Святые врата с двумя пролётами: большим и малым. Первоначально предполагалось освятить в церкви два престола: первый — во имя святителя Николая Чудотворца, второй — во имя Алексия, человека Божия. Нижний этаж не имел украшений на фасаде, был включён в ограду монастыря и служил подклетом храма. Верхний этаж занимал непосредственно сам храм с четырьмя окнами, придававшими зданию жилой вид. Фасад второго этажа был богато украшен полуколоннами и наличниками с барочнымифронтонами, характерными для начала XVIII века. Купол церкви был выполнен в классическом стиле. В 1890-е годы была построена новая монастырская ограда, в связи с чем церковь перестала быть надвратной.

В храме находился древний образ Спаса Нерукотворного с изображением многих святых. Двухъярусный иконостас, который был создан в одно время с церковью, украшала золотая резьба по голубому фону.

Алексеевская надвратная церковь является памятником архитектуры (категория охраны местная)28. В настоящее время церковь находится в полуразрушенном состоянии1829. Существуют планы восстановления Алексеевской церкви и возрождения в ней богослужений30.

Игуменский дом

Современный вид игуменского дома
Современный вид игуменского дома

Двухэтажный игуменский дом построен в 18261828 годах в стиле провинциального классицизма31. Средства на строительство были выделены императором Александром I после посещения монастыря 17 октября 1824 года2.

В верхнем этаже помещалась игумения с казначеей, в нижнем — их келейные, а также кухня с кладовыми31.

Дом игуменьи является памятником архитектуры (категория охраны не установлена)32.

Приют и училище

Основная статья: Вологодское епархиальное женское училище

Здание женского училища и игуменский дом. Справа виден каменный забор. Конец XIX века
Здание женского училища и игуменский дом. Справа виден каменный забор. Конец XIX века
Современный вид здания женского училища
Современный вид здания женского училища

Впервые мысль о создании училища была высказана преподобным Христофором 7 ноября1862 года. Сиротский приют появился в 1869 году, когда игуменья Севастиана по совету и с благословения преосвященного Палладия приняла на полное попечение 10 девочек, в основном сирот духовенства33.

Изначально приют размещался в игуменском доме, но вскоре было решено построить для него двухэтажный дом, который был заложен 25 сентября1870 года в день преподобного Сергия Радонежского, храмовый праздник тёплой монастырской церкви. Строительство началось в 1871 и завершилось в 1873 году23334.

К началу 1880-х было решено соединить игуменский дом и здание приюта, достроив новый трёхэтажный корпус из-за возросшего количества воспитанниц, число которых доходило до сорока пяти в год. Строительство велось на средства епископа Феодосия (Шаповаленко) (до 10 тысяч рублей), и ещё 9,5 тысяч рублей он потратил позже на его обустройство33.

Полный курс обучения в приюте был шестилетним: три класса, по два года каждый. Преподавались чтение, письмо, «Закон Божий», объяснение богослужения, священная и отечественная история, русский язык, география, арифметика, пение и рукоделие. Всего с 1873 по 1888 год было 7 выпусков в количестве 106 воспитанниц33.

В 1888 году епископом Феодосием приют был преобразован в епархиальное женское училище. На его устройство Феодосий пожертвовал около 20 тысяч рублей и выделил капитал в 10 тысяч рублей, с которых шли проценты на содержание приюта5. Выпускницы получали аттестат на звание домашней учительницы, и половина из них преподавала в церковно-приходских школах. В 19021903 годах училище переехало в новое здание на Златоустинской набережной (сейчас набережная VI армии, 113), а на его месте был устроен детский приют63536.

Дом воспитанниц приюта является памятником архитектуры (категория охраны не установлена)37.

Богадельный корпус

Богадельный (или больничный) корпус находился к северо-востоку от приюта. Он был построен на средства архиерейского дома при епископе Симоне, управлявшем с 1664 по 1684 год, для призрения в нём двенадцати престарелых и больных стариц. Богадельный корпус стал первым каменным зданием монастыря. В 1870 году к нему был надстроен второй деревянный этаж с деревянной крышей. С 1871 года в нём проводились общие трапезы и чтение псалтыри227.

Ограда

Святые ворота. Фотография начала XX века. Разрушены в советское время
Святые ворота. Фотография начала XX века. Разрушены в советское время

До конца 1790-х годов монастырь был обнесён деревянной оградой. В 1890-е была выстроена новая, каменная, с четырьмя башенками по углам, которая в диаметре значительно превосходила старую деревянную. По высоте она была около 3 метров (4—5 аршин), по длине около 780 метров (365 саженей). В ограде было двое ворот. С восточной стороны находились большие въездные Святые ворота из двух пилонов, украшенных круглыми окнами. С южной стороны находились малые пешеходные2273839.

Прочие здания

Полуразрушенный деревянный дом, принадлежавший монастырю. Находился за оградой
Полуразрушенный деревянный дом, принадлежавший монастырю. Находился за оградой

В монастыре находились ещё несколько строений:

  • деревянный двухэтажный дом с деревянной крышей для проживания сестёр. Находился рядом с богадельным корпусом. Был построен в 1869 году;
  • деревянный одноэтажный дом с деревянной крышей для проживания больных сестёр. Находился к югу от игуменского дома. Был построен в 1875 году Н. Н. Ратаевой;
  • пятнадцать деревянных келий, в которых жили в основном рясофорные и белицы;
  • два амбара;
  • два погреба;
  • баня с прачечной;
  • деревянный каретник с конюшнями.

Кроме того, монастырю принадлежали несколько зданий за оградой:

  • деревянный одноэтажный дом на каменном фундаменте с прилежащими землями. Был приобретён в 1875 году на монастырские средства;
  • деревянный одноэтажный дом. Был пожертвован в 1881 году Софьей Александровной Засецкой, вдовой титулярного советника27.

Монастырские угодья

Монастырю принадлежали двенадцать сенокосных дач в Вологодском и Грязовецком уездах:

  • Крестовка;
  • Новокупка;
  • Большая Четверть;
  • Малая Четверть;
  • Березовка;
  • Забережица;
  • Попадейка;
  • Лыкуша;
  • Черепаниха;
  • Чищенье;
  • Бесовское;
  • Галино Чищенье.

Также монастырю принадлежали 600 квадратных саженей земли в Грязовце, пожертвованных в 1877 году вдовой капитана Е. П. Ивановой, и земля при Николаевской Озерской церкви27.

Николаевская Озерская церковь

Основная статья: Николаевский Озерский монастырь

В 1860 году по указу Святейшего Синода от 30 апреля с целью увеличения содержания монастыря к нему была приписана бесприходная Николаевская Озерская церковь, принадлежавшая ранее одноимённому монастырю. Церкви принадлежали 73 десятины и 2041 квадратная сажень земли, а также 4450 рублей, пожертвованных бывшим священником Александром Соколовым227.

Настоятельницы монастыря

В списке приведены те промежутки времени, для которых имеются источники, что им управляла та или иная игуменья. При этом в пропущенные промежутки монастырём, возможно, управляли те же самые настоятельницы.

  • С 1590 — Домникия240;
  • До 1613 года — две старицы: Евлампия и Говдела4041;
  • На 1613 год — Анисья4041;
  • 1613—1623 — вновь Домникия404142;
  • 1623—1624 — Марьемьяна4043;
  • 16391644 — Анна Левашева40;
  • 16491658 — Вера2040;
  • 16601673 — Наталья4044;
  • 16771685 — Екатерина40;
  • 16861688 — Анисия Зуева40;
  • На 1689 год — Агрипина Бердяева — переведена из Псковского Ильинского монастыря40;
  • 16901709 — Екатерина Лунинских40424546, возможно, вместо Евгении до 1714 года19;
  • 17101713 — Евгения40;
  • В 1714 году — Афанасия4047;
  • 17211722 — Досифея40;
  • 17381741 — Аркадия Скворцова40;
  • 17421746 — Евдокия40;
  • 1746—1770 — Аркадия40;
  • 1770—1784 — Араксана40;
  • 1784—1786 — Ирода40;
  • 17871795 — Анастасия40;
  • 1795—1805 — Дорофея40;
  • 1805—1814 — Феоктиста40;
  • 1814—1818 — Евстолия40;
  • 1818—1822 — Митрополия40;
  • 5 июля 1822 — 1839 † — Серафима — мещанская дочь, девица, определена в Горний монастырь послушницей 2 ноября1809 года, в нём же была пострижена в монахини в 1816 году. Назначена казначеем 11 декабря1818 года4042;
  • 21 января18401844 † — Мефодия40;
  • 13 августа 1844 — 1847 † — Евфрасия40;
  • 25 сентября 1847 — 17 декабря1848 — Раиса — перемещена в настоятельницы Устюжского Иоаннопредтеченского монастыря4048;
  • 2 февраля 1848 — 2 февраля 1850 † — Соломия40;
  • 27 мая 1850 — 22 ноября1856 † — Раиса — повторно, перемещена из настоятельниц Устюжского Иоаннопредтеченского монастыря40;
  • 22 ноября 1856 — 7 июня1857 — Амфилохия — казначея монастыря, управляла временно до назначения новой игуменьи40;
  • 7 июня 1857 — 1 ноября1866 — Смарагда40;
  • 31 октября 1866 — 21 января1871 † — Севастиана3440;
  • 21 января 1871 — 4 июня 1871 — Виталия — казначея монастыря, управляла временно до назначения новой игуменьи40;
  • 4 июня 1871 — 27 декабря1893 † — Арсения (Варвара Александровна Ярышкина, в девичестве — Болтина)33344042;
  • 20 февраля18941904 — Сергия3342.

Примечания

  1. Горний монастырь в Каталоге памятников истории и культуры народов РФАрхивная копия от 16 марта 2014 на Wayback Machine
  2. Горний Успенский женский монастырь (осн. 1590)Архивировано 16 марта 2014 года. — Cultinfo
  3. Лукомский Г. К.Вологда в её старине. — репринт 1914 г.. — Пг.: Сириус, 1914. — 365 с.
  4. Сазонов А. И. Моя Вологда: Прогулки по старому городу. — Вологда: Древности Севера, 2006
  5. История Вологодской епархии (XVIII—XX века)Архивная копия от 27 июня 2009 на Wayback Machine — Вологодская епархия РПЦ
  6. «Вологда в минувшем тысячелетии. Очерки истории города», Вологда, изд. «Древности севера», 2004, стр. 104.
  7. Военкор Н. Малыгин, «Красный Север», 1 августа1924; информация о публикации взята из книги «Вологда в минувшем тысячелетии. Очерки истории города», Вологда, изд. «Древности севера», 2004, стр. 163.
  8. «Вологда в минувшем тысячелетии. Очерки истории города», Вологда, изд. «Древности севера», 2004, стр. 161.
  9. Митрополит Игнатий: У Горне-Успенского монастыря есть небесный покровитель - преподобный Алексий, человек Божий
  10. Вологда: монастыри и храмы города - Горний Успенский женский монастырь. cultinfo.ru. Дата обращения 11 ноября 2019.
  11. Храм в честь Успения Божией МатериАрхивная копия от 12 апреля 2013 на Wayback Machine на сайте Вологодской епархии
  12. Горне-Успенский женский монастырь в Вологде начнет своё возрождение в статусе Архиерейского подворья
  13. Комиссия Синодального отдела по монастырям и монашеству посетила Вологодскую епархию
  14. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 24 декабря 2015 года / Официальные документы / Патриархия.ru
  15. Благочинный монастырей Вологодской епархии побывал в Горне-Успенском монастыре
  16. Запись в Сборнике конца XV века, РГБ. Ф. 178. Муз. № 3271. Л. 39 об.; см.: Кучкин, 1984. С. 125—127; Столярова, 2000. № 151. С. 174—176.
  17. ПСРЛ. Т. 26. С. 292
  18. «Художественные памятники XII—XIX веков», Г. Бочаров, В. Выголов, издательство «Искусство», Москва, 1979 — стр. 81—83.
  19. № 214. Из «Вологодской летописи» — о постройке новой каменной церкви Успения Богородицы в Вологодском Успенском Горнем девичьем монастыре. 1691—1695 гг.
  20. Собор Успения Богородицы (1692—1700)Архивировано 8 декабря 2007 года. — Cultinfo
  21. Успенская соборная церковь с приделом Сергия Радонежского в Каталоге памятников истории и культуры народов РФ(недоступная ссылка). Дата обращения 24 ноября 2012.Архивировано 17 апреля 2013 года.
  22. Сайт Вологодской Епархии(недоступная ссылка). Дата обращения 28 июля 2009.Архивировано 9 сентября 2010 года.
  23. Виноградова Е. А. Успение Богоматери // Иконы Вологды XIV—XVI веков. — М.: Северный паломник, 2007. — С. 421—431. — ISBN 978-5-94431-232-7.
  24. Преображенский А. С. Воскресение — Сошествие во ад // Иконы Вологды XIV—XVI веков. — М.: Северный паломник, 2007. — С. 245—251. — ISBN 978-5-94431-232-7.
  25. Церковь Сергия Радонежского (тёплая) (1692—1698)Архивировано 16 марта 2014 года. — Cultinfo
  26. Федеральный телеканал СПАС в прямом эфире будет осуществлять сбор пожертвований на восстановление храма Сергия Радонежского Горне-Успенского монастыря
  27. Описание Вологодского Горнего Успенского женского монастыря /сост. Н. Суворов. — Вологда: тип. Вологодского губернского правления, 1885.
  28. Алексеевская надвратная церковь в Каталоге памятников истории и культуры народов РФ(недоступная ссылка). Дата обращения 24 ноября 2012.Архивировано 17 апреля 2013 года.
  29. Алексия человека Божьего надвратная церковь (1709—1714)Архивировано 12 июня 2011 года. — Cultinfo
  30. В Горне-Успенском женском монастыре молитвенно отметили престольный праздник
  31. QR-35 - Дом игуменский
  32. Дом игуменьи в Каталоге памятников истории и культуры народов РФАрхивная копия от 16 марта 2014 на Wayback Machine
  33. «Успенский женский монастырь в г. Вологде и приписная Николаевская Озерская пустынь», издательство игуменьи Сергии, Вологда, 1899 год.
  34. № 358. Из правил учебно-воспитательного приюта при Горнем Успенском женском монастыре в г. Вологде. 31 января 1874 г.
  35. «Вологда прежде и теперь», свящ. С. Непеин, Вологда, 1906 год.
  36. «Православные русские обители», Санкт-Петербург, 1910 год.
  37. Дом воспитанниц приюта в Каталоге памятников истории и культуры народов РФАрхивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  38. «Вологодская старина. Историко-археологический сборник», составитель И. К. Степановский, Типография Вологодского Губернского Правления, Вологда, 1890 год.
  39. «Успенский женский монастырь в Вологде» — А. Лебедев, 1898 год.
  40. «Описание Вологодского Горнего Успенского женского монастыря»: раздел «Список настоятельниц» (с. 17—21), Н. Суворов, Вологодская губерния, 1885 год.
  41. № 210. Челобитная стариц Вологодского Успенского Горнего девичьего монастыря архиепископу Сильвестру о возвращении в монастырь первой игуменьи и строительницы Домникеи. 4 мая 1613 г.
  42. № 401. Из ведомости о Вологодском Горнем Успенском женском монастыре за 1904 г. 25 января 1905 г.
  43. № 211. Жалованная грамота царя Михаила Федоровича Вологодскому Успенскому Горнему девичьему монастырю на выдачу из казны денежной и хлебной руги, воска, ладана и церковного вина. 29 января 1624 г.
  44. № 136. Закладная кабала вологжанина Ильи Бобошина игуменье Вологодского Успенского Горнего девичьего монастыря Наталье на двор и огород. 6 июля 1664 г.
  45. № 83. Из наказной памяти архиепископа Гавриила игуменье Вологодского Успенского Горнего девичьего монастыря Екатерине о пострижении в монастырь ссыльных и условиях их содержания. 3 января 1702 г.
  46. № 213. Челобитная игуменьи Вологодского Успенского Горнего девичьего монастыря Екатерины с сестрами архиепископу Гавриилу с просьбой не назначать в монастырь дьякона. 1690 г.
  47. № 215. Из указной памяти Приказа Церковных дел о разрешении игуменье Вологодского Успенского Горнего девичьего монастыря Афанасии собирать пожертвования на церковное строение. Не ранее 1714 г.
  48. № 387. Донесение игуменьи Вологодского Горнего Успенского женского монастыря Раисы епископу Вологодскому и Устюжскому Евлампию о занятиях монахинь ремёслами. 10 марта 1848 г.