Усадьба Глинки

Глинки (усадьба)

«Глинки» — старейшая по архитектуре из сохранившихся дворянских усадебПодмосковья, принадлежавшая генерал-фельдмаршалу графу Якову Вилимовичу Брюсу (1669—1735), который здесь же и умер. Расположена при впадении реки Воря в Клязьму, на территории современного города Лосино-Петровский, неподалёку от станции Монино. Здания усадьбы занимает санаторий «Монино».

История

Село Глинково 24 апреля 1727 года покупает у князя Долгорукова После выхода в отставку Брюс покинул обе столицы и уединился от мира в своей подмосковной усадьбе, куда перевёз из Петербурга коллекцию астрономических инструментов и где предавался научным занятиям и хозяйственным заботам.

Ещё в XIX веке в Глинках бытовала история о том, как к Брюсу, имевшему репутацию мага и чернокнижника, по ночам влетал в окно огнедышащий дракон, а также поверье, что будто бы «в жаркий июльский день он к удовольствию гостей обратил пруд в парке в каток и предложил кататься на коньках»1. В 1735 году петровский сподвижник умер в своём имении Глинки и был похоронен в Немецкой слободе.

Вслед за тем владения фельдмаршала унаследовал племянник, граф А. Р. Брюс, затем его сын Яков, умерший в 1791 году. В начале XIX века усадьбой владел его зять, граф Мусин-Пушкин-Брюс, глава масонской ложи «Астрея». Он находился в непростом финансовом положении и усадьбой занимался мало. После его смерти обветшавшие Глинки часто меняли хозяев. Как правило, это были купцы, стремившиеся выжать из дома Брюса побольше прибыли. Как повествует в книге «Венок усадьбам» Алексей Греч2,

Описание

Планировка усадьбы нового для Подмосковья дворцового пошиба отличается симметрией. Автор проекта неизвестен3. В центре расположен уютный господский дом относительно небольшого размера. Парадный двор перед ним образуют три флигеля, один из которых в обиходе называют кладовой, а другой — лабораторией Брюса. В одном из флигелей помещается скромная музейная экспозиция.

Диковинная архитектура дома Брюса, вероятно, отражает его научные интересы. С севера имеется открытая лоджия со спаренными колоннами коринфского ордера, которая, как предполагают, давала возможность хозяину заниматься наблюдениями за небесными светилами при помощи длинных зрительных труб. Той же цели служили аналогичная лоджия с южной стороны (верхние колонны обрушились) и открытые площадки в крыльях второго этажа, ныне заложенные4.

Как установили в 1981 году В. Якубени и М. Карпова, первоначально дом был одноэтажным, с просторным залом в самом центре4. В таком случае деревянная башенка, надстроенная над домом, не могла при Брюсе служить обсерваторией. На втором этаже имелся кабинет для естественнонаучных опытов, снабжённый большим очагом. Замковые камни выполнены в виде демонических масок с высунутыми языками. Старые интерьеры погибли во время пожара 1889 года.

Парк с прудами пересекает подъездная аллея, проведённая таким образом, чтобы усадебные постройки представали глазу друг за другом по мере движения. А. Н. Греч в регулярных фигурных дорожках парка разглядел «интересные сложные фигуры», напоминающие якобы «масонские знаки».

Деталь надгробия П. А. Брюс
Деталь надгробия П. А. Брюс

Второстепенные объекты были выдержаны в том же стиле, что и главный дом. Свой первоначальный вид они не сохранили: кордегардия времён первого владельца надстроена, оранжерея приспособлена под жильё, трёхэтажный служебный корпус обезличен перестройками, конюшни екатерининского времени восстановлены в советский период5.

В 1756 году при усадьбе была выстроена церковь Иоанна Богослова, которая сохранилась в перестроенном до неузнаваемости виде как один из корпусов санатория. Жемчужиной этого храма было фигурное надгробие работы И. П. Мартоса над могилой графини Прасковьи Брюс; в 1934 году оно было перевезено в Донской монастырь. Мраморное надгробие «Брюсши» было украшено эпитафией:

Растите завсегда на гробе сем цветы.В нем разум погребен, в нем скрылись красоты.На месте сем лежат остатки бренна тела,Но Брюсовой душа на небеса взлетела2.

Примечания

  1. Подмосковье: памятные места в истории русской культуры XIV—XIX веков (под ред. С. Б. Веселовского). 2-е изд. Московский рабочий, 1962. Стр. 332.
  2. Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ)
  3. В новейшей литературе известны попытки связать его создание с именами П. Еропкина и Н. Микетти. Встречаются также утверждения, что дом проектировал сам Брюс. В отсутствие документов любая атрибуция гадательна.
  4. А. Ф. Ерофеева. Город Лосино-Петровский и его окрестности. М., 2001.
  5. Памятники архитектуры Московской области. М.: Искусство, 1975, в 2 томах.