Kekin high school in Rostov 003

Гимназия имени А. Л. Кекина

Гимназия имени А. Л. Кекина — муниципальное образовательное учреждение в Ростове, Россия. Старейшее действующее и самое крупное учебное заведение по числу учащихся в Ростовском районе Ярославской области.

История

После смерти единственного сына в 1885 году уроженец ростовской земли петербургский купец Алексей Леонтьевич Кекин решил оставить весь свой капитал и имущество городу Ростову, записав это в духовном завещании. Основным в завещании был пункт об устройстве в Ростове мужской гимназии, а в дальнейшем — университета. После смерти А. Л. Кекина в 1897 году А. А. Титов оповестил Ростовскую Городскую Думу о духовном завещании Кекина. Проведя подготовительные работы, город фактически вступил в права наследника в 1898 году, когда Санкт-Петербургский окружной суд постановил исполнять завещание. Однако не все были согласны с волей А. Л. Кекина, — в 1902 году подал иск И. П. Кекин, что задержало открытие гимназии с 1905 до 1907 года.

С начала 1905 года в Ростовской городской думе началось обсуждение типа нового учебного заведения, в итоге было решено устроить в городе «восьми классную классическую гимназию без греческого языка, с возмещением последнего более обстоятельным изучением новых языков, математики и естествознания».

В 1906 году было решено открыть прогимназию и первые четыре класса гимназии к осени 1907 года, специально для этого был куплен дом Кононовой1, а также снят к весне 1908 года дом О. Д. Мальгиной на Заровской улице. А октябре 1907 года городская дума постановила, а Министерство просвещения одобрило прошение о присвоении имени А. Л. Кекина гимназии2.Гимназия не только была построена на средства А. Л. Кекина, но и полностью на них содержалась.Двое из шести гласных городской думы предлагали снести недостроенное здание гимназии, так как владельцы строительной фирмы были евреями3.

2 сентября 1907 года директором гимназии был выбран преподаватель истории Медведниковской гимназииСергей Павлович Моравский. Конкурс на это место имел свои сложности: для проверки кандидатов в директора сведенья о них собирал Титов А. А., при этом были случаи когда он не рекомендовал городу нанимать некоторых кандидатов если те имели плохие отзывы от учеников. Главным условием самого Моравского к городу стало возможность подбора преподавателей лично им4.При этом гимназия стала довольно демократическим учебным заведением: в ней не было ни религиозной (к 1911 году был снят ценз на число евреев, преподаватель физкультуры Девищев был мусульманин, а от строительства домовой церкви было решено отказаться), ни сословной (большинство обучающихся составляли дети крестьян и мещан, значительное количество было купцов и дворян), ни политической розни (среди преподавателей были эсеры и социал—демократы)3.Первый выпуск Кекинской гимназии после выпускного вместе с преподавателями отправился в Швейцарию и Германию3.

Стоимость обучения в гимназии для горожан составляла 30 рублей, а половина учеников обучалась бесплатно4. Также действовала система поощрения учеников через стипендии, всего присуждалось пять стипендий, в том числе имени Андрея Титова (учреждена «Обществом взаимного страхования от огня» для жителей города), памяти 300-летия дома Романовых (учреждена товариществом «Рольма» для детей сотрудников или работников товарищества), памяти 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости (Ростовская городская дума)5. Большую значимость директор возлагал на наглядные пособия и физическое воспитание учеников, Моравским так же выделялись такие предметы как рисование и пение6. Большое значение имело открытие в 1912 году астрономической обсерватории, она была оснащенна пятидюймовым телескопом системы Рейнфельдера и Гертеля. Тогда же появился астрономический кружок выпускавший свой научный журнал7.

Школа была открыта даже по воскресеньям, а преподаватели проводили со своими учениками по несколько часов, что позволило отказаться от надзирателей3. С началом Первой мировой войны в гимназии был открыт лазарет для раненых, он располагался на третьем этаже, позже в здание кекинской гимназии была переведена и женская гимназия8.

В 1917 году Сергей Павлович Моравский и Александр Андреевич Титов должны были ехать в Санкт-Петербург для подачи документов о создании университета, но поездка не состоялась из-за Февральской революции9.

После Октябрьской революции на базе мужской и женской гимназии было открыто четыре школы: две первой ступени и две второй ступени.В 1920 году школу посетил народный комиссар образования Луначарский10.

Помимо общеобразовательных школ в здании гимназии также располагались рабфак, взрослая вечерняя школа, музыкальная школа, детский сад и некоторые учреждения, не имеющие отношения к образованию, но к весне 1921 года в здании остались только учебные заведения и само здание получило название «Дом просвещения имени В. И. Ленина».В 1921—1922 годах в здании гимназии располагалось Ростовское отделение Московского археологического института, которое впоследствии попыталось стать отдельным вузом, но было окончательно закрыто из-за проблем с финансированием11.

Так как наличие сразу нескольких школ в одном месте было неудобно с точки зрения учебного процесса и хозяйственного управления, было решено объединить их в одну, что и было сделано в осенью 1924 года. Подобное положение дел просуществовало до начала 1930-х годов: школы повышенного типа были реорганизованы в фабрично-заводские семилетки. Не избежала этого преобразования и бывшая гимназия, она стала ФЗС № 18.Но поскольку расчёт реформы образования не оправдался и качество образования снизилось, в 1933 году было решено увеличить срок обучения на два года, а в 1934 — ещё на год. Тогда же школа сменила название на «Средняя школа № 1 имени В. И. Ленина»8.

С началом Зимней войны гимназия снова была превращена в госпиталь, а учащихся распределили по другим школам. После окончания войны здание было возвращено школе, но на этот раз ненадолго: началась Великая Отечественная война, и надо было снова организовывать госпиталь. Школьники временно учились в неприспособленных помещениях, а потом были переведены в бывшее здание Марииненской женской гимназии. Занятия велись в две-три смены, а основу получаемых знаний составляли навыки и знания необходимые в военное время. Школьникам также пришлось нести и трудовую вахту. Школа вернулась в собственное здание только в 1947 году8.

В 1950-х годах школе приходилось работать в две смены, а в 1955 и 1956 годах выпускалось по семь 10-х классов. В это же время происходила смена поколений, — на работу приходили более молодые учителя. К 50-летию гимназии был организован школьный музей8.

В начале 1960-х годов школа перешла на 11-летнее обучение. Теперь один день в неделю учащиеся занимались только профессиональной подготовкой. В школе была оборудована слесарная мастерская, появились кабинеты автодела и машиноведения, школьников также отправляли на практику на швейную фабрику и «Рольму», а на базе дома пионеров работал педагогический класс. Но к 1966 году концепция образования в стране снова изменилась и школа превратилась в десятилетнюю. В те же годы появилась и математическая школа, инициатором которой стал Алексей Сергеевич Орлов, проводились предметные олимпиады, набирали популярность кружки технического творчества8.

В 1970-х годах по постановлению горсовета школе было возвращено имя В. И. Ленина. В те же годы руководство области во главе с Лощенковым задумывало перенести музей из кремля в здание школы, для чего было спроектировано специализированное школьное здание на улице Гоголя, однако благодаря действиям общественности перевод не состоялся12.

В начале 1980-х годов произошло обновление технических средств обучения, в школе появились телевизоры, киноаппараты, магнитофоны, фильмоскопы и прочая техника. Появился и новый предмет — информатика, правда пока ещё без компьютерного класса.

В 1990-х школа снова перешла на 11-летнее образование, на этот раз за счёт увеличения сроков образования в начальной школе. В 1991 году школа вновь стала гимназией, через два года состоялся первый выпуск гимназистов8.

В 1992 году школе был возвращён статус гимназии, а в 1999 году — и имя Алексея Леонтьевича Кекина13. На базе методических объединений учителей были образованы кафедры, организован набор профильных классов, вручение именных стипендий (имени А. Л. Кекина, С. П. Моравского, П. Г. Трубникова14).В 2006 году гимназия стала победителем конкурса внедряющих инновационные образовательные программы15.Гимназия установила сотруничество со школами Стивенс-Пойнта (США)16, Хёлмферта (Великобритания), Нима (Франция), Ямся (Финляндия), Нойбург-на-Дунае (ФРГ), а совместно с Ярославской медицинской академией проводит медико-биологическую школу14.

Здание

Вид на гимназию с колокольни Всесвятской церкви. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1911 год.
Вид на гимназию с колокольни Всесвятской церкви. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1911 год.

30 марта 1905 года городская управа подала заявку в Московское архитектурное общество на проведение конкурса на лучший проект будущего здания гимназии, здание должно было включать помещение на 600 учащихся, квартиры для директора, инспектора и надзирателя, а также интернат на 200 мест. На этот конкурс было подано 38 заявок, а первую премию получил проект «два пересекающихся круга» Павла Алексеевича Трубникова, он в скором времени поселяется в Ростове и следит за строительством здания. При этом архитектор Московского учебного округаА. А. Никифоров отмечал, что здание гимназии будет способно разместить три параллели каждого класса, в результате чего гимназия в Ростове станет единственной подобной гимназией в России. 25 июня 1907 году прошла попытка провести торги на право строительства здания, однако на них никто не явился, и было решено рассматривать только письменные заявки, самой выгодной для города оказалась заявка фирмы Л. Ф. Кучерова и С. И. Солунь, оценившая проект в 399 тысяч рублей, с которой и был заключён договор.

Проект Трубникова однажды изменился: по указанию педагогического совета и по утверждению думы квартиры директора, инспектора и наставников были вынесены в отдельный корпус с теплым переходом, который сейчас называется Малое здание, а учебное здание уменьшилось в длину на 3 саженя и был увеличен коридор на пол аршина. Квартиры служащих были перенесены на место квартир директора и наставников2.

В большом здании, построенном в стиле неоклассицизма имеются большая аудитория (примерно на 300 человек) — здесь проводятся большинство городских и районных олимпиад, актовый зал, спортивный зал (ранее гимнастический) и астрономическая обсерватория.

Малое здание, построенное в стиле модерн, первоначально использовались как квартиры для преподавателей, после переезда в Ростов Московского центрального опытного педагогического техникума (МЦОПТ) им. Н. К. Крупской здесь размещался педагогический техникум17, а после переезда техникума в собственное здание была размещена начальная школа и кабинеты иностранных языков.

С 1997 года в связи с демографическим спадом сократилось количество детских садов, и в ведение гимназии было передано ещё здание бывшего детского сада «Звёздочка», куда была переведена часть начальных классов. Но в середине 2000-х годов это здание было вновь отведено под детский сад.

Научная и научно-популяризаторская деятельность

Астрономическая обсерватория

Основная статья: Астрономическая обсерватория при гимназии имени А. Л. Кекина

Астрономическая обсерватория и «Кекинский кружок любителей физики и астрономии» выпускали журнал, занимались наблюдением за астероидами, переменными звёздами и метеорологией. Ими же была оказана помощь в организации городской метеостанции7. Сотрудники обсерватории вели переписку с РОЛМ18.

Кружок радиолюбителей

Кружок радиолюбителей появился в начале 1920-х годов, а к середине десятилетия объединился с кружками радиолюбителеймеханического техникума и сельскохозяйственный института в «Объединенный кружок радиоучащихся города Ростова». Занятие в кружке велось в основном по истории радио. Учащиеся кружка принимали участие в установке первого в городе радиопередатчика для НКВД19.

Музей

К 50-летнему юбилею школы появился интерес к её истории, а когда накопилось значительное количество материала по истории города и школы, была организована краеведческая комната. Материалы разыскивали учащиеся, в собрании появились книги, старые открытки, предметы быта; было оформлено пять экспозиций, такие как «Прошлое Ростова», «Настоящее и будущее Ростова», «История школы», «История комсомольской и партийной организаций» и «Ростовчане во время Великой Отечественной войны». В 1965 году ярославская областная комиссия присвоила краеведческой комнате статус музея. Тогда же создали Ленинскую комнату, велась переписка с музеями В. И. Ленина в Москве, Ленинграде, Шушенском, Праге. Школьники, работавшие в музее, проводили экскурсии, в том числе и для иностранцев20.

8 мая1975 году открылся Музей боевой славы, в котором представлены материалы о ростовцах — участниках войны, эвакуированных из Ленинграда детьми, отдельно была выделена экспозиция о погибших в годы войны учениках школы. Велась переписка с участниками войны, проводились встречи с работниками госпиталя, находившегося в здании гимназии, и пациентами20.

К концу 1980-х годов проявился спад интереса к музею, и музейные и архивные материалы были рассредоточены по всей школе, а Ленинская комната и Музей боевой славы были расформированы. Однако была развёрнута большая поисковая работа, многие фотографии были оформлены в фотоальбомы, составлены списки руководителей школы, опубликованы заметки по истории школы в местной прессе. Было налажено сотрудничество с музеем-заповедником «Ростовский кремль»: в одной из экспозиций музей-заповедник использовал материалы школьного музея. Как отмечают музейные сотрудники, на сегодняшний день музей представляет собой скорее фондохранилище, на основе которого возможно сделать экспозицию по истории образования20.

Олимпиады

Личные олимпиады

Школьная олимпиада приравнивается к городскому этапу. На городском этапе гимназия иногда занимает первые места. На областных олимпиадах удачным выступлением считается[кем?] попадание в первую десятку. Последний успешный год — 200721.

Участие в математических боях

Ростовская гимназия традиционно участвует в областном турнире — математических боях22. Чаще всего в протоколах именуется как сборная Ростова, при этом почти всегда состоит из учеников именно гимназии (несколько раз за сборную Ростова выступали ученики других ярославских школ). Лучшее достижение — 3-е место в VII, VIII, IX и XI турнирах23. Юниорская команда стала первым победителем юниорской лиги областного турнира. В связи с изменением регламента Ростов попал во 2-ю по значимости лигу. Как отмечает жюри турнира, главная проблема команды состояла в неравномерном составе, а главные успехи сборная совершила при Олеге Щепилове и Павле Козлове.

  • Основной турнир
  • Высшее достижение: 3 место в VII, VIII, IX и XI турнирах.
  • Самая крупная победа: Ростов — Школа 52 (VIII турнир) 78-0-18
  • Самое крупное поражение: Ростов — Школа 36 (V турнир) 1-49-48.
    • Нынешнее положение — Вторая лига, группа 2Б
  • Юниорский турнир
  • Высшее достижение: 1 место, XI турнир
  • Самое крупное поражение: Ростов — Гимназия № 2 (XIV турнир) 19-53-24.
    • Нынешнее положение — Третья лига, группа Ю3Б

Участие в других командных олимпиадах

В других командных олимпиадах проводимых ЦОШ Олимп под общим названием «Ярославский областной открытый чемпионат интеллектуальных игр школьников „Команда года“» участие не принимали или результат был менее значителен чем в математических боях.

Ростовская гимназия активно участвует в интернет-викторинах проводимых ЯЦТИСО. Наиболее известны команды по биологии и химии.

Примечания

  1. Журнальные постановления Городской Думы за 1906 г. — Ростов, 1907. — С. 35.
  2. В. А. Талицкий. Алексей Леонтьевич Кекин и гимназия его имени в г. Ростове Ярославской губ // Оргкомитет по возрождению Ростовской гимназии Из истории Ростовской мужской гимназии : сборник. — Ростов, 1991. — С. 4—20.
  3. А. С. Моравская, Н. И. Нечаев. Сергей Павлович Моравский // Оргкомитет по возрождению Ростовской гимназии Из истории Ростовской мужской гимназии : сборник. — Ростов, 1991. — С. 21—41.
  4. А. Моравская.С. П. Моравский // Московский журнал. — М., 2000.
  5. Е. В. Рогушкина, А. Ю. Савина.Именные стипендии в Ростовской гимназии имени А. Л. Кекина в первое десятилетие существования(недоступная ссылка) //История и культура Ростовской земли, Ростов, 2008 год, стр. 214—219.
  6. Отчёт С. П. Моравского — директора Ростовской мужской гимназии им. Кекина о работе за 1907—1908 учебный год // Оргкомитет по возрождению Ростовской гимназии Из истории Ростовской мужской гимназии : сборник. — Ростов, 1991. — С. 41—46.
  7. , с. 139.
  8. Е. В. Рогушкина.От гимназии до гимназии. К 100-летию существования учебного заведения в Ростове // Музей-заповедник «Ростовский кремль» История и культура Ростовской земли : сборник. — Ростов, 2008. — С. 472—478.(недоступная ссылка)
  9. , с. 212—227.
  10. Из воспоминаний выпускников 20-30 годов(недоступная ссылка — история ). Сайт Департамента образования Ярославской области.
  11. Аграфонов П. Г.Ростовское отделение Московского археологического института // Музей-заповедник «Ростовский Кремль» История и культура Ростовской земли : сборник. — Ростов, 2002.
  12. В. А. Ким. Новь Ростовского кремля // Русь : Литературно-исторический журнал. — Ярославль, 1996. — № 2. — С. 133—140.
  13. О возвращении гимназии имени Алексея Леонтьевича Кекина // Постановление главы Ростовского муниципального округа от 16 августа 1999 г. № 683
  14. Лицо школы: Гимназия им. А. Л. Кекина. ГОУ ЯО ИРО. Дата обращения 29 января 2011.Архивировано 4 апреля 2012 года.
  15. ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ: Официальный сайт Министерства Образования и Науки РФ. Министерство образования и науки РФ. Дата обращения 29 января 2011.Архивировано 9 июня 2012 года.
  16. В ростовской гимназии иностранные преподаватели выправили успеваемость учеников(недоступная ссылка). ГТРК «Ярославия». Дата обращения 3 апреля 2011.Архивировано 17 апреля 2013 года.
  17. К. А. Степанов.Ростовский педагогический колледж // Музей-заповедник «Ростовский Кремль» Сообщения Ростовского музея. — Ростов. — Вып. 14.(недоступная ссылка)
  18. , с. 11.
  19. Селиванов А. С., Селиванов Ю. П., Селиванов В. А., Селиванов К. В.Ростовские истоки российской радиотехники // Музей-заповедник «Ростовский кремль» История и культура Ростовской земли : сборник. — Ростов, 2008. — С. 487—501.(недоступная ссылка)
  20. Е. В. Рогушкина.Школьный музей. (К 50-летию существования музея Ростовской гимназии) // Музей-заповедник «Ростовский кремль» История и культура Ростовской земли : сборник. — Ростов, 2009. — С. 82—87.(недоступная ссылка)
  21. Результаты областных олимпиад за 2007 год(недоступная ссылка) (2007). Дата обращения 19 июня 2010.Архивировано 27 сентября 2010 года.
  22. Ростов. Математика. Дата обращения 19 июня 2010.Архивировано 4 апреля 2012 года.
  23. Результаты областного турнира математических боев. Математика. Дата обращения 19 июня 2010.Архивировано 4 апреля 2012 года.