
Гараж на Новорязанской улице
Гара́ж на Новоряза́нской у́лице — памятник архитектуры советского авангарда, построен на Новорязанской улице в Москве по проекту архитектора Константина Мельникова и инженера Владимира Шухова в 1926—1929 годах как гараж для грузовых машин. Является памятником архитектуры регионального значения1. В 2017 году было принято решение о восстановлении и переустройстве здания для организации музея и культурного центра Музей Транспорта Москвы, открытие которого планируется в 2024 году23.
История


Предпосылки
Возникновение гаража на Новорязанской улице связано с ростом использования грузового автотранспорта в Москве в начале XX века. Первые грузовики появились на улицах города в сентябре 1907 года и предназначались для перевозки дров. В 1924—1925 годах Московское коммунальное хозяйство заказало партию немецких грузовых машин для городских нужд. К началу 1928 года их количество достигло 290 штук.4 Для размещения автомобилей потребовалось строительство гаража1.
Работу над проектом поручили новатору, автору павильона СССР на выставке декоративного искусства в Париже 1925 года, Константину Мельникову. В это время по заказу Московского коммунального хозяйства завершалось строительство другого, Бахметьевского гаража, где Мельников применил уникальную прямоточную систему — движение автомобилей по стоянке совершалось без использования заднего хода5.
В строительстве гаражей мой авторитет вырос в монопольный захват по проектированию. Я еще не успел достроить Бахметьевский манеж для автобусов и проверить действие в натуре своей системы, как Московское коммунальное хозяйство предложило мне дать мне еще проект гаража для грузовых машин.Константин Мельников6
Строительство
Для нового гаража на Новорязанской улице был отведён небольшой клиновидный участок земли. Вопреки ожиданиям Московского коммунального хозяйства, прямоточной системе расстановки Мельников предпочел более экономичную тупиковую. По причине небольшого размера участка строительства гараж был решён в форме подковы, вдоль изгиба которой расположились парковочные места для грузовиков6. Такая система позволила компактно разместить максимальное количество автомобилей, а также обеспечить их беспрепятственный въезд и выезд7.
Главный фасад здания, выходящий на Новорязанскую улицу, был устроен в виде нескольких кирпичных выступов килевидной формы. В торце каждого выступа располагалось по паре ворот — для разнонаправленного движения автотранспорта. По проекту Константина Мельникова автобусы попадали из гаража прямо на проезжую часть. До настоящего времени сохранилась только одна пара ворот — все остальные были заложены кирпичами. В центральной части гаража размещался административный корпус со сплошным прямоугольным остеклением на фасаде8.
Работа над инженерным решением здания была поручена соавтору Константина Мельникова Владимиру Шухову, изобретателю конструкций пространственных плоских ферм9. Его инженерные решения были применены при проектировании перекрытий Музея изобразительных искусств имени Пушкина, Московского главного почтамта, Бахметьевского гаража, Киевского вокзала в Москве10. Для гаража на Новорязанской улице инженер разработал несущие конструкции, не требовавшие большого количества опор. Это помогло увеличить вместительность здания8. Гаражный комплекс был рассчитан на 250 крупногабаритных автомобилей11.
Вот это была какая-то явно очень яркая встреча, и это был удачный творческий союз, когда Шухову удалось ответить на довольно непростую задачу, которую поставил перед ним Мельников как архитектор.Историк архитектуры Александра Селиванова12
Использование
В 1948 году гараж сменил профиль — с 19 октября на его базе заработал 4-й автобусный парк. В здании разместили 115 автобусов марки ЗИЛ № 8 и № 16, которые перевели из Бахметьевского гаража. А с октября 1949 года появились первые советские автобусы послевоенного времениЗИС-154. Между 1955 и 1957 годами парк прошел реконструкцию и приобрел новые ЗИЛ-158. К 1970 году их количество выросло до 559 штук. С 1970 года в ведение парка начали поступать автобусы ЛиАЗ-677, а с 1985 года — Икарус-2801113. В 1968 году парк обслуживал 23 маршрута. По данным января 2003-го — 27 маршрутов11. В 2005 году мэрия Москвы приняла решение освободить гараж на Новорязанской от первоначальных функций и построить для «Мосгортранса» новые помещения на окраине города14. Автобусы, обслуживающие пассажирские маршруты Москвы, оставались в гараже до 2017 года15.
В 2009 году действующий автобусный гараж на Новорязанской улице был приватизирован бизнесменом Игорем Кесаевым. Его супруга Стелла Кесаева, директор Stella Art Foundation, предполагала использовать здание для организации арт-центра в рамках частно-государственного партнёрства1617. Вскоре Стелла Кесаева объявила о свертывании проекта18. По информации «Известий», в 2014 году на здания гаража претендовал ГМИИ имени Пушкина — директор Марина Лошак искала место для постоянного хранения коллекций музея14. Ещё один потенциальный резидент, Музей архитектуры имени Щусева, планировал открыть в гараже свой филиал — Центр авангарда1920.
После освобождения гаража Мосгортрансом здание предполагалось приспособить под супермаркет21. В ходе выставки Denkmal-Россия главный архитектор проектов «Моспроекта-2» Михаил Владимирович Плеханов объявил о том, что на базе гаража на Новорязанской планируется открыть музей «Московский транспорт»3. В 2017 году был объявлен тендер на проект реставрации и приспособления гаража под выставочное пространство22. Проект приспособления гаража под музей был выполнен проектной компанией «Мераком»1523.
28 января 2020 года гараж, недоступный ранее для публики, впервые был открыт для нее и стал площадкой для единственного показа театрализованно-музыкальной инсталляции, ставшей не только презентацией будущего пространства Музея Московского транспорта, но и данью гениям инженерной и архитектурной мысли — создателям архитектурного шедевра. После этого здание закрылось на реставрацию24.
Охранный статус
Здание гаража на Новорязанской улице, вместе с остальными постройками Константина Мельникова в Москве, было поставлено на охрану решением ИсполкомаМосковского городского совета народных депутатов «О мероприятиях в связи со 100-летием со дня рождения архитектора К. С. Мельникова» № 1085 от 26.06.199025. В 1997 году гараж на Новорязанской улице был признан объектом культуры, разрешенным к приватизации26.
В 2004 году в Музее имени Щусева прошёл первый круглый стол по защите наследия московского авангарда27. В 2013 году президент фонда «Шуховская башня» Владимир Фёдорович Шухов привлек внимание к плохому состоянию здания гаража на Новорязанской и других проектов прадеда28.
В 2017 году Министерство культуры и руководство национального комитета Икомос рекомендовали гараж на Новорязанской улице для включения в список ЮНЕСКО. В перечень памятников советского авангарда, рекомендованных для постановки на охрану, также попали Дом культуры имени Зуева в Москве, ансамбль фабрики «Красное знамя» в Санкт-Петербурге и спортивный комплекс «Динамо» в Екатеринбурге2930.
Гараж в культуре
- Авангардное архитектурное решение гаража на Новорязанской улице и конструкции Владимира Шухова попали в серию работ фотохудожника-конструктивистаАлександра Родченко31, опубликованных во французском журнале «Живая архитектура»32.
- 3 августа 2015 года в Музее архитектуры имени Щусева к 125-летнему юбилею Константина Мельникова была подготовлена выставка, книга и серия мероприятий33. Специально для этого события московский фотограф Денис Есаков отснял двенадцать построек архитектора33.
- 2 апреля 2016 года здание гаража на Новорязанской было выставлено на Триеннале в Милане вместе с четырьмя другими памятниками советского авангарда — Домом Мельникова в Москве, Фабрикой-кухней в Самаре, Драматическим театром в Ростове-на-Дону и Белой башней в Екатеринбурге. Выставка прошла в рамках проекта музея имени Щусева «Памятникам авангарда быть!»3435.
Примечания
- № 3, 34, 40, 43, 52, 68, 71, 75, 78, 80, 86, 97, 128, 140, 146, 152, 184, 500, 502, 509, 516, 566, 596
- № 7, 14, 15, 17, 21, 36, 46, 74, 83, 122, 125, 131, 141, 211, 231, 237, 254, 615, 617, 620, 645, 703, 723, 773, 783, 792, 811
- 14 знаменитых построек архитектора Константина Мельникова. РБК (26 августа 2014). Дата обращения: 18 июля 2018.Архивировано 23 ноября 2016 года.
- Сергей Собянин рассказал о создании нового культурно-рекреационного пространства в Басманном и Красносельском районах. mos.ru.
- Гараж Мельникова на Новорязанской в Москве отдадут под музей транспорта. РИА Новости (8 ноября 2017). Дата обращения: 18 июля 2018.Архивировано 8 августа 2018 года.
- , с. 312.
- , с. 104.
- , с. 58.
- , с. 108.
- , с. 108—117.
- Домоспасительная идея. Коммерсант (24 марта 2014). Дата обращения: 18 июля 2018.Архивировано 8 августа 2018 года.
- Владимир Шухов. Культура.рф. Дата обращения: 18 июля 2018.Архивировано 8 августа 2018 года.
- Автобусные парки. Московский автобус. Дата обращения: 18 июля 2018.Архивировано 23 июня 2008 года.
- "Архитектура жизни ": Дом, который построил Константин Мельников. Москва 24. Дата обращения: 18 июля 2018.Архивировано 8 августа 2018 года.
- НОВОКОСИНСКИЙ АВТОБУСНО-ТРОЛЛЕЙБУСНЫЙ ПАРК. Центр Занятости Молодежи. Дата обращения: 18 июля 2018.Архивировано 8 августа 2018 года.
- ГМИИ имени Пушкина хочет выйти за пределы «Музейного городка». Известия. Дата обращения: 13 ноября 2014.Архивировано 8 августа 2018 года.
- Здание автобусного парка № 4 филиала ГУП «Мосгортранс». Мераком. Дата обращения: 18 июля 2018.Архивировано 19 июля 2018 года.
- Современное искусство поставят в новый "Гараж". Коммерсант (2 сентября 2011). Дата обращения: 18 июля 2018.Архивировано 8 августа 2018 года.
- Русскому искусству нашли раму. Коммерсант (29 октября 2008). Дата обращения: 18 июля 2018.Архивировано 8 августа 2018 года.
- Татьяна Маркина.Стелла Кесаева: «Моя миссия — показывать наших за границей». The Art Newspaper Russia (29 апреля 2015). Дата обращения: 18 июля 2018.Архивировано 8 августа 2018 года.
- Ирина Иноземцева, Оксана Самборская.Та заводская проходная. Lenta.ru (29 апреля 2015). Дата обращения: 12 февраля 2015.Архивировано 27 февраля 2017 года.
- Анна Мартовицкая.Ирина Коробьина: Мы хотим, чтобы музей давал общее представление об архитектуре России. Archi.ru (19 марта 2014). Дата обращения: 12 февраля 2015.Архивировано 28 марта 2015 года.
- Миусское трамвайное депо в Москве признали объектом культурного наследия. Regnum. Дата обращения: 12 февраля 2015.Архивировано 8 августа 2018 года.
- Выполнение изыскательских работ по строительству, сохранению и приспособлению под современное использование объекта:"Музей и Культурнвй центр "Московский транспорт" объекта культурного наследия: "Гараж для грузовых машин, 1929-31 гг., арх. Мельников К.С. по адресу: Москва, ул. Новорязанская, д. 27 (новое строительство) в соответствии с ТЗ. Стар. Дата обращения: 24 ноября 2017.(недоступная ссылка)
- Михаилу Посохину — 70. С выставки в Новом Манеже. Архитектурный Вестник. Дата обращения: 24 ноября 2017.Архивировано 8 августа 2018 года.
- Московский музей транспорта откроется после реставрации в гараже Мельникова. Информационный Центр Правительства Москвы (29 января 2020). Дата обращения: 2 февраля 2020.Архивировано 2 февраля 2020 года.
- Исполнительный Комитет Московского городского совета народных депутатов.О мероприятиях в связи со 100-летием со дня рождения архитектора К.С. Мельникова. — 1990. — С. 3.Архивная копия от 23 июля 2018 на Wayback Machine
- Московская городская Дума.Перечень объектов недвижимости, отнесенных к памятникам истории и культуры, разрешенных к приватизации. — 1997.Архивная копия от 31 июля 2018 на Wayback MachineАрхивированная копия. Дата обращения: 7 августа 2018.Архивировано 31 июля 2018 года.
- Наталья Коряковская.Борьба за авангард: итоги и перспективы. Archi.ru (25 апреля 2008). Дата обращения: 18 июля 2018.Архивировано 8 августа 2018 года.
- Татьяна Лазаревская.Ржавое наследие Владимира Шухова. Труд.ru. Дата обращения: 18 июля 2018.Архивировано 8 августа 2018 года.
- Эксперты: мавзолей Ленина достоин включения в список наследия ЮНЕСКО. Тасс (17 марта 2017). Дата обращения: 18 июля 2018.Архивировано 2 июля 2018 года.
- Архитекторы придумали, как спасти «Динамо» от храма на воде. 66.ru (13 марта 2017). Дата обращения: 18 июля 2018.Архивировано 8 августа 2018 года.
- См. Хан-Магомедов С. О.: «Константин Мельников» — М., изд. «Архитектура-С», серия: «Мастера архитектуры», 296 стр., 2006, ISBN 5-9647-0095-0
- См. стр. 288: Шухова Е. М., «Владимир Григорьевич Шухов. Первый инженер России.», Изд. МГТУ, Москва, 2003, ISBN 5-7038-2295-5.
- Юбилейная серия. Archi.ru (23 июля 2015). Дата обращения: 11 июля 2018.Архивировано 22 июля 2018 года.
- Полгода дизайна в Милане. Euromag (28 марта 2016). Дата обращения: 11 июля 2018.Архивировано 8 августа 2018 года.
- МУАР проведет фестиваль архитектурных фильмов. Colta (26 января 2016). Дата обращения: 11 июля 2018.Архивировано 8 августа 2018 года.