Horseshoe Garage by Melnikov and Shukhov RAF2808

Гараж на Новорязанской улице

Гара́ж на Новоряза́нской у́лице — памятник архитектуры советского авангарда, построен на Новорязанской улице в Москве по проекту архитектора Константина Мельникова и инженера Владимира Шухова в 1926—1929 годах как гараж для грузовых машин. Является памятником архитектуры регионального значения1. В 2017 году было принято решение о восстановлении и переустройстве здания для организации музея и культурного центра «Московский транспорт»2.

История

Металлические конструкции перекрытий гаража, 2009 год
Металлические конструкции перекрытий гаража, 2009 год
Мемориальная доска на фасаде гаража, 2008 год
Мемориальная доска на фасаде гаража, 2008 год
Вид сверху, 2008 год
Вид сверху, 2008 год

Предпосылки

Возникновение гаража на Новорязанской улице связано с ростом использования грузового автотранспорта в Москве в начале ХХ века. Первые грузовики появились на улицах города в сентябре 1907 года и предназначались для перевозки дров. В 1924—1925 годах Московское коммунальное хозяйство заказало партию немецких грузовых машин для городских нужд. К началу 1928 года их количество достигло 290 штук.3 Для размещения автомобилей потребовалось строительство гаража1.

Работу над проектом поручили новатору, автору павильона СССР на выставке декоративного искусства в Париже 1925 года, Константину Мельникову. В это время по заказу Московского коммунального хозяйства завершалось строительство другого, Бахметьевского гаража, где Мельников применил уникальную прямоточную систему — движение автомобилей по стоянке совершалось без использования заднего хода4.

Строительство

Для нового гаража на Новорязанской улице был отведён небольшой клиновидный участок земли. Вопреки ожиданиям Московского коммунального хозяйства, прямоточной системе расстановки Мельников предпочел более экономичную тупиковую. По причине небольшого размера участка строительства гараж был решён в форме подковы, вдоль изгиба которой расположились парковочные места для грузовиков5. Такая система позволила компактно разместить максимальное количество автомобилей, а также обеспечить их беспрепятственный въезд и выезд6.

Главный фасад здания, выходящий на Новорязанскую улицу, был устроен в виде нескольких кирпичных выступов килевидной формы. В торце каждого выступа располагалось по паре ворот — для разнонаправленного движения автотранспорта. По проекту Константина Мельникова автобусы попадали из гаража прямо на проезжую часть. До настоящего времени сохранилась только одна пара ворот — все остальные были заложены кирпичами. В центральной части гаража размещался административный корпус со сплошным прямоугольным остеклением на фасаде7.

Работа над инженерным решением здания была поручена соавтору Константина Мельникова Владимиру Шухову, изобретателю конструкций пространственных плоских ферм8. Его инженерные решения были применены при проектировании перекрытий Музея изобразительных искусств имени Пушкина, Московского главного почтамта, Бахметьевского гаража, Киевского вокзала в Москве9. Для гаража на Новорязанской улице инженер разработал несущие конструкции, не требовавшие большого количества опор. Это помогло увеличить вместительность здания7. Гаражный комплекс был рассчитан на 250 крупногабаритных автомобилей10.

Использование

В 1948 году гараж сменил профиль — с 19 октября на его базе заработал 4-й автобусный парк. В здании разместили 115 автобусов марки ЗИЛ № 8 и № 16, которые перевели из Бахметьевского гаража. А с октября 1949 года появились первые советские автобусы послевоенного времениЗИС-154. Между 1955 и 1957 годами парк прошел реконструкцию и приобрел новые ЗИЛ-158. К 1970 году их количество выросло до 559 штук. С 1970 года в ведение парка начали поступать автобусы ЛиАЗ-677, а с 1985 года — Икарус-2801012. В 1968 году парк обслуживал 23 маршрута. По данным января 2003-го — 27 маршрутов10. В 2005 году мэрия Москвы приняла решение освободить гараж на Новорязанской от первоначальных функций и построить для «Мосгортранса» новые помещения на окраине города13. Автобусы, обслуживающие пассажирские маршруты Москвы, оставались в гараже до 2017 года14.

В 2009 году действующий автобусный гараж на Новорязанской улице был приватизирован бизнесменом Игорем Кесаевым. Его супруга Стелла Кесаева, директор Stella Art Foundation, предполагала использовать здание для организации арт-центра в рамках частно-государственного партнёрства1516. Вскоре Стелла Кесаева объявила о свертывании проекта17. По информации «Известий», в 2014 году на здания гаража претендовал ГМИИ имени Пушкина — директор Марина Лошак искала место для постоянного хранения коллекций музея13. Ещё один потенциальный резидент, Музей архитектуры имени Щусева, планировал открыть в гараже свой филиал — Центр авангарда1819.

После освобождения гаража Мосгортрансом здание предполагалось приспособить под супермаркет20. В ходе выставки Denkmal-Россия главный архитектор проектов «Моспроекта-2» Михаил Владимирович Плеханов объявил о том, что на базе гаража на Новорязанской планируется открыть музей «Московский транспорт»2. В 2017 году был объявлен тендер на проект реставрации и приспособления гаража под выставочное пространство21. Проект приспособления гаража под музей был выполнен проектной компанией «Мераком»1422.

28 января 2020 года гараж, недоступный ранее для публики, впервые был открыт для нее и стал площадкой для единственного показа театрализованно-музыкальной инсталляции, ставшей не только презентацией будущего пространства Музея Московского транспорта, но и данью гениям инженерной и архитектурной мысли — создателям архитектурного шедевра. После этого здание закрылось на реставрацию23.

Охранный статус

Здание гаража на Новорязанской улице, вместе с остальными постройками Константина Мельникова в Москве, было поставлено на охрану решением ИсполкомаМосковского городского совета народных депутатов «О мероприятиях в связи со 100-летием со дня рождения архитектора К. С. Мельникова» № 1085 от 26.06.199024. В 1997 году гараж на Новорязанской улице был признан объектом культуры, разрешенным к приватизации25.

В 2004 году в Музее имени Щусева прошёл первый круглый стол по защите наследия московского авангарда26. В 2013 году президент фонда «Шуховская башня» Владимир Фёдорович Шухов привлек внимание к плохому состоянию здания гаража на Новорязанской и других проектов прадеда27.

В 2017 году Министерство культуры и руководство национального комитета Икомос рекомендовали гараж на Новорязанской улице для включения в список ЮНЕСКО. В перечень памятников советского авангарда, рекомендованных для постановки на охрану, также попали Дом культуры имени Зуева в Москве, ансамбль фабрики «Красное знамя» в Санкт-Петербурге и спортивный комплекс «Динамо» в Екатеринбурге2829.

Гараж в культуре

  • Авангардное архитектурное решение гаража на Новорязанской улице и конструкции Владимира Шухова попали в серию работ фотохудожника-конструктивистаАлександра Родченко30, опубликованных во французском журнале «Живая архитектура»31.
  • 3 августа 2015 года в Музее архитектуры имени Щусева к 125-летнему юбилею Константина Мельникова была подготовлена выставка, книга и серия мероприятий32. Специально для этого события московский фотограф Денис Есаков отснял двенадцать построек архитектора32.
  • 2 апреля 2016 года здание гаража на Новорязанской было выставлено на Триеннале в Милане вместе с четырьмя другими памятниками советского авангарда — Домом Мельникова в Москве, Фабрикой-кухней в Самаре, Драматическим театром в Ростове-на-Дону и Белой башней в Екатеринбурге. Выставка прошла в рамках проекта музея имени Щусева «Памятникам авангарда быть!»3334.

Примечания

  1. № 3, 34, 40, 43, 52, 68, 71, 75, 78, 80, 86, 97, 128, 140, 146, 152, 184, 500, 502, 509, 516, 566, 596
  2. № 7, 14, 15, 17, 21, 36, 46, 74, 83, 122, 125, 131, 141, 211, 231, 237, 254, 615, 617, 620, 645, 703, 723, 773, 783, 792, 811
  3. 14 знаменитых построек архитектора Константина Мельникова. РБК (26 августа 2014). Дата обращения 18 июля 2018.
  4. Гараж Мельникова на Новорязанской в Москве отдадут под музей транспорта. РИА Новости (8 ноября 2017). Дата обращения 18 июля 2018.
  5. , с. 312.
  6. , с. 104.
  7. , с. 58.
  8. , с. 108.
  9. , с. 108—117.
  10. Домоспасительная идея. Коммерсант (24 марта 2014). Дата обращения 18 июля 2018.
  11. Владимир Шухов. Культура.рф. Дата обращения 18 июля 2018.
  12. Автобусные парки. Московский автобус. Дата обращения 18 июля 2018.
  13. "Архитектура жизни ": Дом, который построил Константин Мельников. Москва 24. Дата обращения 18 июля 2018.
  14. НОВОКОСИНСКИЙ АВТОБУСНО-ТРОЛЛЕЙБУСНЫЙ ПАРК. Центр Занятости Молодежи. Дата обращения 18 июля 2018.
  15. ГМИИ имени Пушкина хочет выйти за пределы «Музейного городка». Известия. Дата обращения 13 ноября 2014.
  16. Здание автобусного парка № 4 филиала ГУП «Мосгортранс». Мераком. Дата обращения 18 июля 2018.
  17. Современное искусство поставят в новый "Гараж". Коммерсант (2 сентября 2011). Дата обращения 18 июля 2018.
  18. Русскому искусству нашли раму. Коммерсант (29 октября 2008). Дата обращения 18 июля 2018.
  19. Татьяна Маркина.Стелла Кесаева: «Моя миссия — показывать наших за границей». The Art Newspaper Russia (29 апреля 2015). Дата обращения 18 июля 2018.
  20. Ирина Иноземцева, Оксана Самборская.Та заводская проходная. Lenta.ru (29 апреля 2015). Дата обращения 12 февраля 2015.
  21. Анна Мартовицкая.Ирина Коробьина: Мы хотим, чтобы музей давал общее представление об архитектуре России. Archi.ru (19 марта 2014). Дата обращения 12 февраля 2015.
  22. Миусское трамвайное депо в Москве признали объектом культурного наследия. Regnum. Дата обращения 12 февраля 2015.
  23. Выполнение изыскательских работ по строительству, сохранению и приспособлению под современное использование объекта:"Музей и Культурнвй центр "Московский транспорт" объекта культурного наследия: "Гараж для грузовых машин, 1929-31 гг., арх. Мельников К.С. по адресу: Москва, ул. Новорязанская, д. 27 (новое строительство) в соответствии с ТЗ. Стар. Дата обращения 24 ноября 2017.(недоступная ссылка)
  24. Михаилу Посохину — 70. С выставки в Новом Манеже. Архитектурный Вестник. Дата обращения 24 ноября 2017.
  25. Московский музей транспорта откроется после реставрации в гараже Мельникова. Информационный Центр Правительства Москвы (29 января 2020). Дата обращения 2 февраля 2020.
  26. Исполнительный Комитет Московского городского совета народных депутатов.О мероприятиях в связи со 100-летием со дня рождения архитектора К.С. Мельникова. — 1990. — С. 3.
  27. Московская городская Дума.Перечень объектов недвижимости, отнесенных к памятникам истории и культуры, разрешенных к приватизации. — 1997.Архивная копия от 31 июля 2018 на Wayback Machine
  28. Наталья Коряковская.Борьба за авангард: итоги и перспективы. Archi.ru (25 апреля 2008). Дата обращения 18 июля 2018.
  29. Татьяна Лазаревская.Ржавое наследие Владимира Шухова. Труд.ru. Дата обращения 18 июля 2018.
  30. Эксперты: мавзолей Ленина достоин включения в список наследия ЮНЕСКО. Тасс (17 марта 2017). Дата обращения 18 июля 2018.
  31. Архитекторы придумали, как спасти «Динамо» от храма на воде. 66.ru (13 марта 2017). Дата обращения 18 июля 2018.
  32. См. Хан-Магомедов С. О.: «Константин Мельников» — М., изд. «Архитектура-С», серия: «Мастера архитектуры», 296 стр., 2006, ISBN 5-9647-0095-0
  33. См. стр. 288: Шухова Е. М., «Владимир Григорьевич Шухов. Первый инженер России.», Изд. МГТУ, Москва, 2003, ISBN 5-7038-2295-5.
  34. Юбилейная серия. Archi.ru (23 июля 2015). Дата обращения 11 июля 2018.
  35. Полгода дизайна в Милане. Euromag (28 марта 2016). Дата обращения 11 июля 2018.
  36. МУАР проведет фестиваль архитектурных фильмов. Colta (26 января 2016). Дата обращения 11 июля 2018.