Гараж Госплана, апрель 2017 года

Гараж Госплана

Гара́ж Госпла́на — здание гаража на Авиамоторной улице в Москве, построенное в 1936 году. Выполнено по проекту архитектораКонстантина Мельникова в соавторстве с В. И. Курочкиным, предназначался для автомобилей cотрудников Госплана СССР. Является памятником архитектуры советского авангарда, круглое окно должно ассоциироваться с фарой1.

История

Корпус мастерских, вид со стороны двора, 2008 год
Корпус мастерских, вид со стороны двора, 2008 год

Строительство

Гараж Госплана — последнее из реализованных зданий Константина Мельникова. Оно было построено в 1936 году для автомобилей Госплана СССР. Как и для гаража Интуриста, построенного на два года раньше, рабочие чертежи здания выполнила Архитектурно-проектная мастерская Моссовета № 7 во главе с архитектором В. И. Курочкиным. В отличие от гаража на Новорязанской улице и Бахметьевского гаража, полностью выполненных Константином Мельниковым, для гаража Госплана он спроектировал только архитектурное оформление фасадов234.

Здание выполнено в стиле советского авангарда. Для архитектуры Мельникова 1930-х годов характерны крупные формы, объёмы, пластичность и прямые линии, что отражено во внешнем виде гаража Госплана. Он соединяет в себе три конструктивные формы: прямоугольник, треугольник и круг. Уличный фасад основного одноэтажного корпуса заполняет круглое окно с массивным обрамлением и вертикальными линиями. Справа от него была установлена (но не сохранилась) высокая фабричная труба, композиционно собирающая воедино все элементы здания. На четырёхэтажном корпусе, который занимали администрация и мастерские, вертикалью прорезаны объёмные каннелированныеколонны. Окна на дворовом фасаде, выполненные в виде прямоугольников, наклонены, повторяя направление лестниц внутри постройки. Общий вид гаража напоминает автомобиль: круглое окно с низкой крышей образуют фару и вытянутое крыло, а вертикальные белые линии фасада — решётку радиатора256789.

Константин Мельников писал о гараже Госплана:

Использование

С 1955 года и до конца 1990-х годов гараж занимал 8-й таксомоторный парк Москвы. Затем помещения сдавались в аренду1112.

В 1990 году, к 100-летию со дня рождения Константина Мельникова, гараж Госплана получил статус объекта культурного наследия Москвы регионального значения. В 1997-м постановлением Московской городской думы его внесли в перечень памятников истории и культуры, разрешённых к приватизации113.

В 2013-м представители Российской академии художеств выступили с инициативой сделать гараж филиалом Музея архитектуры имени Щусева, но предложение не было принято. В январе 2014 года в здании произошёл пожар, в результате которого пострадали внутренние помещения, но внешний фасад остался цел1415.

В 2015 году в здании были незаконно установлены пластиковые окна и кирпичная надстройка. Строительство приостановили и возбудили административное дело в отношении пользователя здания15. На 2018 год гараж Госплана занимают инженерная компания «Энергос» и ряд других арендаторов16.

Реставрация

В октябре 2018 года специалисты приступили к реставрации гаража. Им предстоит отреставрировать фасады здания — избавиться от трещин, привести в порядок цементную штукатурку и покрыть стены защитными растворами. Гараж Госплана покрасят в белый и жёлтый цвет в соответствии с колористическим паспортом здания.17

Галерея

Примечания

  1. Власти остановили незаконные работы в здании Гаража Госплана. Москва24 (14 апреля 2015). Дата обращения: 1 марта 2018.
  2. Гараж Госплана. Узнай Москву. Дата обращения: 1 марта 2018.
  3. Санникова О. След времени: гаражи «архитектурного авангарда» // Техническое нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве: нормативно-производственно-практический журнал : журнал. — 2013. — Вып. 6. — С. 32—34.
  4. , с. 180.
  5. Османкина Г. Использование прямой линии в дизайне рационалистической архитектуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики : журнал. — Тамбов: Грамота, 2017. — Вып. 12. — С. 135—140.
  6. Прозрачные дома Москвы. Знаменитые «стеклянные» здания столицы. Аргументы и факты (3 февраля 2018). Дата обращения: 1 марта 2018.
  7. Овсянникова Е., Туканов М. Влияние экспрессионизма на архитектуру 1930-х годов // Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма. — М.: Наука, 2003. — С. 387-407.
  8. , с. 270.
  9. , с. 117.
  10. , с. 181.
  11. , с. 18.
  12. Убитые шедевры. Strana.ru (20 июля 2016). Дата обращения: 1 марта 2018.
  13. Постановление Московской городской думы от 25 июня 1997 года № 43 о перечне объектов недвижимости, отнесённых к памятникам истории и культуры, разрешённых к приватизации(недоступная ссылка). zakon.7law.info. Дата обращения: 1 марта 2018.Архивировано 4 декабря 2011 года.
  14. 14 знаменитых построек архитектора Константина Мельникова. РБК (26 августа 2014). Дата обращения: 1 марта 2018.
  15. Архитектурное наследие Мельникова - Мосгорнаследие приостановило незаконные работы. РоссияК (17 апреля 2015). Дата обращения: 1 марта 2018.
  16. Гараж Госплана на Яндекс.Картах. Яндекс.Карты. Дата обращения: 1 марта 2018.
  17. Началась реставрация здания-фары на Авиамоторной. stroi.mos.ru. Дата обращения: 18 октября 2018.