Trams-Eupatoria

Евпаторийский трамвай

Евпатори́йский трамва́й — система электрического трамвая в Евпатории. Является одной из семи действующих на территории бывших Российской империи и СССР систем с использованием колеи 1000 мм. Открытая в 1914 году, она до сих пор пользуется большой популярностью у отдыхающих, несмотря на то, что с середины 2000-х отмечается значительное увеличение перевозок маршрутными такси.

История

Российская империя

  • В 1887 году в городской Думе Евпатории впервые рассматривается вопрос об организации трамвайного движения, но вопрос был вскоре забыт.
  • В 1907 году проект трамвайной системы был возобновлён. Для строительства трамвайного депо городская Дума выделяет 13 соток земли, на них начинают обустраивать тяговую подстанцию и площадку для стоянки трамвайных вагонов. 16 декабря 1911 года Городская дума Евпатории утвердила проект строительства трамвайных линий, разработанный отечественной компанией Вестингауз (Русское электрическое общество). Строительство трамвая оценивалось в 320 тысяч рублей, но городской бюджет не располагал данной суммой и часть денег пожертвовали жители города.
  • В декабре 1912 года в Евпатории было начато строительство трамвайного депо. Летом следующего года начали строиться, и первые три участка трамвайной линии: Центральный (Гортеатр — Симферопольская ул.), Дачный (Гортеатр — ул. Маяковского) и Мойнакский (Гортеатр — грязелечебница Мойнаки).
  • 31 марта 1914 была совершена пробная поездка, и 10 мая первый рейсовый вагон вышел на евпаторийские рельсы. Протяженность первой трамвайной линии составила 4,5 км.
  • К 1917 году было уже три линии. На них работало 14 новейших электрических вагонов фирмы «Вестингауз», двухосные моторные, с двумя кабинами управления.

Советский период (1917—1991)

Трамвай на Театральной площади, 1930-е годы
Трамвай на Театральной площади, 1930-е годы
Карта с указанием дат открытия и закрытия трамвайных линий. По книге Электротранспорт Украины (2010)
Карта с указанием дат открытия и закрытия трамвайных линий. По книге Электротранспорт Украины (2010)
  • В 1918 году, во время Гражданской войны, движение трамваев по городу было остановлено. Движение возобновилось лишь в 1923 году. В 1926 году была проложена линия к железнодорожному вокзалу, которая сейчас используется маршрутом № 3.
  • В период немецкой оккупации Евпатории (1941—1944 годы) трамвайное движение было вновь остановлено. В 1944 году движение было частично восстановлено, а полностью ремонт трамвайных путей был завершён к 1952 году. В ходе послевоенной реконструкции путей линия по улице Ивана Франко была перенесена на улицу Полупанова, в результате чего конечная «Грязелечебница „Мойнаки“» оказалась отдалена от озера.
  • В ноябре 1950 бывшая Дачная линия была продлена до проспекта Ленина и соединена с примыкавшей к новому участку трамвайной линией. Сформировавшаяся маршрутная сеть действовала без изменений до 13 июня 1981 года. Впоследствии были построены разворотные кольца «Грязелечебница Мойнаки» (1951) и «Улица Симферопольская» (1953).
  • В 1957 году в Евпаторию поступают вагоны из ГДР — двусторонние «Gotha» — «Т57» и «В57».
  • В 1969 году в Евпаторийское трамвайное управление назначен новый руководитель — Иван Александрович Пятецкий, бессменно проработавший в этой должности до своей смерти в 2006 году.
  • В 1970 после закрытия трамвайного движения в Симферополе часть вагонов была передана в Евпаторию.
  • 13 июня 1981 года было открыто движение по новому участку трамвайной линии «Симферопольская улица — Новый пляж», по которому был пущен сезонный маршрут № 4. Его протяжённость составила 1,7 км.
  • В 1987 году поступают новые вагоны Tatra KT4SU. Всего до распада СССР в Евпаторию поступило 15 вагонов данной модели, закреплённых за маршрутом № 1.
  • В 1990 году в эксплуатацию ввели новый участок от Мойнак до кольца на улице Интернациональной. На новый участок была продлена трасса маршрута № 2. Одновременно три вагона Gotha T57 и T59E были переданы на открытие трамвайной линии в Молочном.
  • В марте 1991 года в Евпатории появилась первая двухколейка, которая связала Интернациональную и микрорайон Спутник-2. По новой линии был запущен пятый маршрут трамвая. Однако его жизнь оказалась недолгой: через несколько месяцев его поглотил маршрут № 2.

После распада СССР

  • В 1993 году маршруты № 1 и 2 производят взаимный обмен трассами в центре города: маршрут № 1 перешёл на проспект Ленина, а маршрут № 2 в курортную зону. Это вызывало значительные неудобства при движении по проспекту Ленина трамваев маршрута № 3, особенно с их оборотом на конечной «Гортеатр».
  • В 1995 году в микрорайон Спутник-2 был продлён первый маршрут, а маршрут № 2 был укорочен до грязелечебницы «Мойнаки».
  • В 1996 году поступают два вагона Gotha в виде подарка трамвайной системы Цвиккау.
  • В 1997 году совместно с фирмой Айлант запускается экскурсионный маршрут № 5, получивший бренд «Трамвай желаний». Также построен тупик для стоянки трамвая на улице Фрунзе. Но в 2003 году во время реконструкции улицы тупик был демонтирован, оставалось лишь маленькое ответвление с стрелочным переводом.
  • 1 января 2005 года в связи с неисправностью автоматической стрелки маршрут № 3, следовавший от железнодорожного вокзала, укорочен до гостиницы «Украина».
  • В 2006 году скончался руководитель трамвайного управления Иван Александрович Пятецкий. Трамвайному управлению присваивают имя И. А. Пятецкого.
  • В 2010 году трамваи маршрута № 2 следуют до остановки Лиман. Причина сокращения — поломка автоматической стрелки. Демонтируется ответвление со стрелочным переводом у парка им. Фрунзе.
  • В 2011 году Совмин АР Крым утвердил проект развития транспорта, в котором предусматривается строительство трамвайных путей в посёлок Заозёрное, микрорайон Исмаил-Бей, и посёлок Прибрежное.
  • В сентябре 2013 года Евпатория производит обмен вагона Gotha T59E с Винницей на Tatra KT4SU. При этом ещё в июле 2013 года в Евпатории рассматривался план замены части трамваев Tatra KT4SU на Электрон T5L642, не доведённый до практической реализации в связи с началом Майдана и событий Крымского кризиса.
  • 1 января 2015 года в трамваях в тестовом режиме была введена бескондукторная система оплаты проезда.
  • 5 февраля 2015 года КП «ТУ имени И. А. Пятецкого» сменило уставную форму на МУП «ТУ им. И. А. Пятецкого» (полное: муниципальное унитарное предприятие «Трамвайное управление им. И. А. Пятецкого» городского округа Евпатория Республики Крым).
  • В мае 2019 года Главгосэкспертизой Крыма был утверждён проект реконструкции части трамвайной системы. По плану реконструкция путей с сооружением новых остановок коснётся только трассы маршрута № 1.3
  • С ноябоя 2019 по март 2020 года в Евпатории были проведены сертификационные испытания вагона типа 71-411. По итогам испытаний в ноябре 2020 года был подписан контракт на производство 27 трамваев этого типа, включая 7 в двухсторонней двухкабинной модификации 71-411-03. Первая партия вагонов начала доставляться в июне 2021 года. С 9 июля 2021 года для освобождения места на отстойном веере для трамваев нового типа начался поэтапный вывод из эксплуатации вагонов типа Tatra KT4SU.

Оплата проезда

В 2017 году в трамваях Евпатории была внедрена электронная система оплаты проезда4, которая позволила увеличить доходы предприятия от перевозок. В трамваях действует евпаторийская версия транспортной карты «ГЛОНАСС Крым», позволяющая записать месячные безлимитные электронные проездные для обычных пассажиров (1020 рублей на апрель 2019 года) и школьников (510 рублей)5. Также доступна оплата проезда и банковскими картами6, с них списывается стоимость билета на 1 поездку.

История изменения стоимости билета на 1 поездку

  • Август 2004 года — 0,50 UAH
  • 2007 год — 0,75 UAH
  • 2008 год — 1 UAH
  • 15 июня 2011 год — 1,25 UAH
  • 1 февраля 2012 года — 1,5 UAH
  • 1 февраля 2014 года — 1,75 UAH
  • 1 мая 2014 года — 2 UAH/6 RUB
  • 1 июня 2014 года — 6 RUB (отмена гривны в Крыму)
  • 20 июня 2014 года — 7 RUB
  • 1 января 2015 года — 8 RUB
  • 1 января 2016 года — 11 RUB7
  • 1 сентября 2017 года — 13 RUB
  • 1 июля 2018 года — 14 RUB
  • 1 июня 2019 год — 17 RUB
  • 1 января 2021 — 22 RUB (наличными), 17 RUB — электронной картой

Правом льготного проезда могут пользоваться только граждане России и Украины, зарегистрированные на территории Республики Крым (Автономной Республики Крым).

Маршруты и путевое хозяйство

Трамвай Gotha T57 производства ГДР в тупике возле вокзала
Трамвай Gotha T57 производства ГДР в тупике возле вокзала
Трамвайная линия с разъездом на остановке Парк им. Караева возле мечети Джума-Джами
Трамвайная линия с разъездом на остановке Парк им. Караева возле мечети Джума-Джами

Современная маршрутная сеть насчитывает 4 маршрута, не имеющими (с 2010 года полностью) общих участков между собой. Три маршрута целиком однопутные, с тупиковым оборотом трамваев, два из них — даже без разъездов на всём протяжении маршрута89. Также два из четырёх маршрутов являются сезонными:

  • Маршрут № 1. Основной магистральный трамвайный маршрут с наибольшим пассажиропотоком и охватом сети. Пролегает от Симферопольской улицы через центральную часть, проспект Ленина, грязелечебницу «Мойнаки», новые микрорайоны до Спутника-2. Отличается от остальных маршрутов наличием разворотных колец, сооружённых специально в 1950-е (и при продлении в начале 1990-х годов), а также более новым подвижным составом (Tatra KT4SU, 71-411) и наличием единственного в Евпатории двухпутного участка.
  • Маршрут № 2. Сезонный маршрут, охватывает линию, пролегающую внутри курортной зоны. Трасса полностью однопутная, с несколькими разъездами и тупиковой системой оборота. В начале 1990-х годов продлевался до микрорайона «Спутник-2», после укорачивания в 1995 году его старая трасса, дублируемая в настоящее время полностью, была компенсирована маршрутным такси № 9. Выпуск на линию составляет от 1 до 2 трамваев (Gotha T57, реже двухкабинная Tatra KT4SU). Работает с 1 июня по 1 октября, в зимнее время почти полностью (кроме улицы Кирова, где действует одностороннее движение) компенсируется автобусом № 9.
  • Маршрут № 3. Пролегает по улице Фрунзе. Линия однопутная (открыта в 1926 году), тупиковая, без разъездов (единственный разъезд «Улица Дёмышева» ликвидирован в 2015 году). Один из двух круглогодичных маршрутов сети. Выпуск составляет 1 вагон летом двухкабинной Tatra KT4SU, зимой Gotha T57. С 2021 года полностью дублируется автобусом № 9, до этого перекрёсток улиц Фрунзе и Некрасова не имел дублирующей автобусной связки по трассе трамвайной линии.
  • Маршрут № 4. Сезонный маршрут, открытый в 1981 году, проложен по тупиковой однопутной линии по Симферопольской улице до остановки «Новый пляж». В тупике «Новый пляж» производится разгрузка прибывающего в Евпаторию нового подвижного состава (в 2013 году — Tatra KT4SU, в 2019 — испытания 71-411). Выпуск составляет 1 вагон (двухкабинная Tatra KT4SU, реже Gotha T57). В зимнее время компенсируется автобусом № 6.

Подвижной состав

Действующий

71-411 на 1 маршруте.
71-411 на 1 маршруте.
  • Tatra KT4SU — 12 вагонов. Три вагона переделаны в двухкабинные силами сотрудников депо. В 2013 году поступил один вагон из Винницы, который был обменян на вагон Gotha T57.
  • Gotha T57 — 4 вагона, из них 1 используется для экскурсионных рейсов. В 1957 с завода поступило два двухвагонных поезда. Одновагонные стали прибывать только в 1969. В 2003—2004 годах все вагоны прошли капитальный ремонт в Донецке и Днепропетровске, после присоединения Крыма к России часть вагонов стала использоваться в качестве доноров запчастей.
  • 71-411 — 4 вагона, ещё 3 ожидают ввода в эксплуатацию, ещё 13 заказаны.
  • 71-411-03 — 1 вагон ожидает ввода в эксплуатацию, ещё 6 заказаны

Служебный

  • Gotha T59E Вагон-вышка КС. До 1996 года работал как пассажирский двухвагонный состав 21-65.
  • Gotha T57 Вагон службы ремонта пути. С 2000 по 2013 год вагон находился в нерабочем состоянии. До 2000 года работал в двухвагонном составе 19-52.

Трамвайный парк

Евпаторийский трамвайный парк МУП ТУ им. И. А. Пятецкого. Адрес: г. Евпатория, ул. Белинского 1. Тел. +7 (36569) 4-42-80

Памятник «100 лет Евпаторийскому трамваю»

Трамвай-памятник у разворотного кольца
Трамвай-памятник у разворотного кольца

В 2014 году в связи с юбилеем у разворотного кольца на остановке «Симферопольская улица» был торжественно открыт памятник «100 лет Евпаторийскому трамваю». В качестве памятника установлен заслуженный трамвайный вагон № 063 модели Gotha T57 1957 года выпуска11.

Перспективы

  • В 2011 году был разработан проект транспортного комплекса Крыма, где предусматривалось строительство трамвайных путей в Заозёрное, Исмаил-Бей и в Аквапарк.
  • На 2020 год запланирована реконструкция 7,5 км трамвайных путей; большую часть из них составят участки маршрута № 1.
  • В августе 2015 года Евпаторийская городская администрация сообщала о необходимости приобретения 27 новых трамваев12. В силу критической ситуации с необходимостью обновления подвижного состава и путей, но при полном отсутствии на российском рынке трамваестроения новых моделей трамваев для колеи 1000 мм в качестве альтернативы рассматривался вариант ликвидации системы и замены её 40 автобусами для нового филиала «Крымавтотранса». В итоге решение было принято в пользу обновления трамвайной системы: к декабрю 2019 года в Евпатории были проведены испытания вагона новой серии 71-41113, а 13 января 2021 подписан контракт с АО «Уральский завод транспортного машиностроения» на поставку 27 новых вагонов до конца 2021 года1415, 1,35 млрд.руб. будет выделен из федерального бюджета, вместимость вагонов — 179 человек16.

Неосуществлённые планы

  • На первоначальном плане проектирования трамвайной сети Евпатории в 1910-е годы была запланировано постройка линии по улицам Кирова и Павлика Морозова до санатория «Юбилейный»17. После Второй Мировой войны от проекта окончательно отказались.
  • С 1991 года периодически рассматриваются планы по сносу трамвайного депо на территории на улице Белинского и постройки нового парка в Спутник-218. Обычно данные планы аргументируются необходимостью расширения производственных площадей и увеличения количества подвижного состава в случае реализации успешных проектов развития сети.

Примечания

  1. Данный географический объект расположен на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной, в пределах признанных большинством государств — членов ООН границ которой спорная территория находится. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской ФедерацииРеспублика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
  2. Во Львове выпустят первый в Украине узкоколейный трамвай
  3. В Евпатории будет реконструирована столетняя трамвайная линия
  4. В Евпатории в трамвае перешли на безналичный проезд сентябрь 2017 — Евпатория — События — Новости Крыма Sevas.Com
  5. Транспортная карта | Тарифы
  6. Пресс-релизы и события
  7. В январе евпаторийцев ожидает повышение тарифа за проезд в городском электротранспорте | 21.12.2015 15:19 | Новости
  8. Евпаторийский трамвай. История Евпатории. Дата обращения: 10 декабря 2017.
  9. Артём Морозов.Евпаторийский трамвай(недоступная ссылка). Исторический очерк. www.metromost.com. — старый сайт. Дата обращения: 10 декабря 2017.Архивировано 19 марта 2013 года.
  10. В Евпатории прошёл парад трамваев. Evpatori.ru. Евпатория с древних времен, до наших дней (Март 12th, 2014). Дата обращения: 10 декабря 2017.
  11. 100 лет евпаторийскому трамваю. Evpatori.ru. Евпатория с древних времен, до наших дней (Май 19th, 2014). Дата обращения: 10 декабря 2017.
  12. Министерство транспорта Крыма утвердило техническое задание на приобретение новых трамваев для Евпатории: городу нужны вагоны, которые российские производители не выпускают.
  13. Разработанный специально для Евпатории трамвай успешно прошел испытания | Крыминформ
  14. Власти Евпатории заключили контракт на поставку 27 новых трамваев | Новости | Известия | 14.01.2021
  15. В этом году Евпатория получит 27 новых трамваев | АВТО: Транспорт | АВТОМОБИЛИ | АиФ Крым
  16. 27 новых трамваев появятся в Евпатории до конца года | Евпатория | Официальный портал
  17. Фото: Евпатория — Схемы — TransPhoto
  18. Власти Евпатории считают, что на реанимацию городского трамвая нужно 3,5 миллиарда рублей
  19. Большая часть полуострова Крым является предметом территориального спора между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской ФедерацииРеспублика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются входящие в состав УкраиныАвтономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
  20. Трамвайная линия закрыта, но не демонтирована.
  21. Используется подвижной состав метрового габарита, но не колея, ширина которой составляет 1067 мм.