Главный фасад

Екатеринбургский театр оперы и балета

Екатеринбýргский госудáрственный академи́ческий теáтр óперы и бале́та (также Урáл Óпера Бале́т) — стационарный театр оперы и балета в Екатеринбурге, основанный в 1912 году. Здание построено по проекту инженера В. Н. Семёнова. Именно здесь 8 ноября (26 октября) 1917 года на экстренном заседании Екатеринбургского Совета рабочих и солдатских депутатов было объявлено об установлении советской власти в городе и на Урале1.

Екатеринбургский театр оперы и балета получил четыре премии на фестивале «Золотая маска-2020» в Москве, в том числе — главную «Золотую маску» за «Лучший оперный спектакль»2

История

В 1870-х годах представители местной интеллигенции организовали Екатеринбургский музыкальный кружок (официальный статус — с 1881 года)3. Оперная труппа впервые появилась в Екатеринбурге в сезоне 1879—1880 годов: её привез антрепренёр Пётр Медведев. В дальнейшем оперные антрепризы выступали здесь не раз, а с 1907 года стали ежегодными.

В 1902 году Екатеринбургской думой был объявлен всероссийский конкурс на лучший проект театрального здания, специально предназначенного для оперных спектаклей5.

Новый городской театр фото: В. Метенкова, 1912 г.
Новый городской театр фото: В. Метенкова, 1912 г.
План нового городского театра, из путеводителя 1914 г.
План нового городского театра, из путеводителя 1914 г.
Аттик со скульптурами муз
Аттик со скульптурами муз
Барельефы на здании театра
Барельефы на здании театра

Победителем стал пятигорский гражданский инженер Владимир Семёнов, представивший проект под названием «Светлана»5 (молодому тогда автору помогал архитектор Константин Бабыкин). Закладка фундамента состоялась в 1910 году на Дровяной площади (ныне — Парижской коммуны)5 на месте деревянного цирка, существовавшего здесь с 1896 года. В 1912 году строительство «Нового городского театра» со зрительным залом подковообразной формы, рассчитанным на 1200 мест, было завершено. Устройство здания с удобными внутренними помещениями, в частности, предназначенных для артистов, предполагало полноценное существование стационарного театрального коллектива6.

Парадным фасадом театра обращён к Главному проспекту. Центральный ризалит, акцентирующий вход, декорирован нарядными балконами с балюстрадами, лепными украшениями и аттиком, завершённым в центре скульптурной группой из трёх муз. Фасадные плоскости декорированы многочисленными лепными деталями: розетками, растительными орнаментами, скульптурными барельефами. Венчающая часть здания украшена балюстрадами с изящными башенками.

Театр открылся 29 сентября (12 октября)7 оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя». Первым главным дирижёром театра стал Сильвио Барбини. Богатые традиции частных антреприз, гастрольных трупп и многолетняя деятельность Екатеринбургского музыкального кружка помогли театру быстро обрести уверенность и собственное имя. В 1914 году постановкой Ф. Ф. Трояновским «Волшебной флейты» Р. Дриго началась летопись Екатеринбургского балета, в труппе которого поначалу танцевали 8 человек (Лазарева, Гаретта, М. А. Стекль, Н. Средницкая, Р. И. Баланотти).

Советское время

После революции театр был закрыт, вновь открылся в 1919 году. В 1922 году была заново создана балетная труппа, её первым спектаклем стала «Коппелия» Л. Делиба в постановке П. К. Йоркина.

В 1925—1926 годах главным режиссёром театра был Александр Улуханов — им поставлены оперы «Сказка о царе Салтане» и «Вертер». Среди дирижёров был Лев Штейнберг (1926—1928). С середины 1920-х годов в репертуаре стали появляться произведения советских авторов, театр называли «лабораторией советской оперы», нередко на афише стоял гриф: «право первой постановки принадлежит театру». Театр обращался и к творчеству уральских композиторов: В. Трамбицкого, Г. Белоглазова, К. Кацман, К. Муллера, А. Фридлендера. Постановщиками спектаклей были: И. Д. Бельский, К. Ф. Боярский, Ю. Н. Григорович, П. К. Йоркин, М. Ф. Моисеев, Е. Я. Чанга, А. В. Чичинадзе, Л. В. Якобсон.

В 1924 году театр был переименован, став Государственным оперным театром имени А. В. Луначарского, а с 1931 года — Свердловский театр оперы и балета имени А. В. Луначарского. В 1936 году площадь перед театром была благоустроена по проекту архитектора Сигизмунда Домбровского.

В 1981—1982 годах проводилась реконструкция здания. В 1982—1985 годах под руководством архитектора и художника Георгия Шишкина велись работы по созданию музея театра. Им были выполнены две настенные росписи и галерея портретов солистов театра (он же является автором фонарей, стоящих перед зданием театра и в Историческом сквере).

В 1962 году театр был награждён орденом Трудового Красного Знамени, с 1966 года — носит звание академического. Театр дважды удостаивался Государственной премии СССР: в 1946 году (тогда — Сталинская премия) за постановку оперы «Отелло» Дж. Верди, первым из периферийных театров, и в 1987 году — за сценическое рождение оперы В. Кобекина «Пророк». Свердловская опера — один из первых оперных театров СССР, решившихся на постановку итальянской оперы на языке оригинала («Сила судьбы» Дж. Верди).

оперные постановки

  • «Орлиный бунт» А. Пащенко (1926)
  • «Декабристы» В. Золотарёва (1930)
  • «Орлёна» В. Трамбицкого (1934, 3-я ред. 1973)
  • «Тихий Дон» И. Дзержинского (1936)
  • «Емельян Пугачёв» М. Коваля (1943)
  • «Отелло» Дж. Верди (1945, реж. Е. Брилль)
  • «В бурю» Т. Хренникова (1952)
  • «Охоня» Г. Белоглазова (1956)
  • «Симон Бокканегра» Дж. Верди (1957)
  • «Тропою грома» М. Магиденко (1959)
  • «Руслан и Людмила» М. Глинки (1960, реж. Б. Кушнир)
  • «Укрощение строптивой» В. Шебалина (1964)
  • «Хованщина» М. Мусоргского (1964)
  • «Богема» Дж. Пуччини (1965)
  • «Дон Жуан» В.-А. Моцарта (1967)
  • «Мальчиш-Кибальчиш» К. Кацман (1969)
  • «Даиси» З. Палиашвили (1972)
  • «Арабелла» Р. Штрауса (1974, впервые в СССР)
  • «Пророк» В. Кобекина (1986, реж. А. Титель, дир. Е. Бражник)

балеты

  • «Коппелия» Л. Делиба (1922)
  • «Дон Кихот» Л. Минкуса (1924)
  • «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни (1924)
  • «Лебединое озеро» П. Чайковского (1925)
  • «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (1925)
  • «Корсар» на музыку А. Адана, Л. Делиба, Р. Дриго, Ц. Пуни, П. Ольденбургского (1926)
  • «Тщетная предосторожность» на музыку П. Гаво, Л. Герольда, П. Гертеля
  • «Жизель» А. Адана (1927)
  • «Красный мак» Р. Глиэра (1928)
  • «Карнавал» на музыку Р. Шумана (1933)
  • «Утраченные иллюзии» Б. Асафьева (1936, балетм. Леонид Якобсон)
  • «Спящая красавица» П. Чайковского (1937)
  • «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (1938)
  • «Кавказский пленник» Б. Асафьева (1939)
  • «Раймонда» А. Глазунова (1940)
  • «Гаянэ» А. Хачатуряна (1943)
  • «Каменный цветок» (1944, 1-я постановка, балетм. К. Муллер)
  • «Арлекинада» Р. Дриго (1945)
  • «Доктор Айболит» И. Морозова (1948)
  • «Берег счастья» А. Спадавеккиа (1952)
  • «Левша» Б. Александрова (1954)
  • «Бесприданница» А. Фридлендера (1958, балетм. Г. Язвинский)
  • «Голубой Дунай» на музыку И. Штрауса (1958)
  • «Баядерка» Л. Минкуса (1960)
  • «Пер Гюнт» на музыку Э. Грига (1962)
  • «Барышня и хулиган» на музыку Д. Шостаковича (1964)
  • «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина (1964)
  • «Спартак» А. Хачатуряна (1966)
  • «Легенда о любви» А. Меликова (1971)
  • «Собор Парижской богоматери» на музыку Ц. Пуни (в редакции Р. Глиэра, с музыкой С. Василенко, 1973)
  • «Антоний и Клеопатра» Э. Лазарева (1976)
  • «Слуга двух господ» М. Чулаки (1976)
  • «Сотворение мира» А. Петрова (1978)
  • «Пахита» Л. Минкуса (1979)

Современность

Театр в 1990-е гг.
Театр в 1990-е гг.

В 1990-е годы, после распада СССР, театр переживал кризис, испытывая недостаток финансирования. Усилиями его тогдашнего директора В. С. Вяткина был создан попечительский совет, привлечена спонсорская помощь крупнейших екатеринбургских объединений и банков8.

Заметно возросли творческие контакты с зарубежными деятелями театра («Тоска» 1992, «Трубадур» 1995, оба — реж. М.-Ф. Сичилиани)9. Для организации гастрольной деятельности в 2000-е годы в театре был создан международный отдел10. Гастрольные маршруты труппы — более ста городов в России и бывшем СССР, участие в театральных фестивалях в стране и за рубежом. У театра сложились культурные связи и творческие контакты с Италией, Германией, США, Англией, Кореей. На его сцене выступают именитые гастролёры, проходят музыкальные фестивали.

Художественный руководитель Урал Оперы — Светлана Зализняк, солистка оперы в 1966—2001 годах. Художественный руководитель Урал Балета — Вячеслав Самодуров, артист балета в 1992—2011 годах, хореограф. Директор театра — Андрей Шишкин (с 2006)11.

В партере, фото 2014 г.
В партере, фото 2014 г.

Среди недавних постановок: «Amore Buffo» на музыку Г. Доницетти (2012), «Борис Годунов» М. Мусоргского (2013), «Вариации Сальери» на музыку А. Сальери (2013), «Волшебная флейта» В.-А. Моцарта (2001), «Граф Ори» Дж. Россини (2012), «Греческие пассионы» Б. Мартину (2018), «Любовь издалека» на музыку К. Саариахо (2021), «Пассажирка» М. Вайнберга (2016), «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (2016), «Руслан и Людмила» М. Глинки (2010), «Сатьяграха» Ф. Гласса (2014), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (2003), «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова (2006), «Травиата» Дж. Верди (2007), «Три сестры» П. Этвёша (2019), «Цветоделика» на музыку П. Чайковского, А. Пярта и Ф. Пуленка, «Увертюра» на музыку А. Сальери (2018).

Главные дирижёры

  • 1912— ? — Сильвио Барбини
  • 1922—1924 и 1937—1947 — Арнольд Маргулян
  • 1931—1933 — Арий Пазовский
  • 1933—1941, 1955—1960 — Анатолий Людмилин
  • 1953—1955 — Александр Шморгонер
  • 1960—1968, 1972—1977 — Кирилл Тихонов
  • 1977—1981 — Евгений Колобов
  • 1982—2006 — Евгений Бражник
  • 2007—2009 — Сергей Стадлер
  • 2009—2010 — Фабио Мастранжело
  • 2010—2015 — Павел Клиничев
  • 2015—2019 — Оливер фон Донаньи
  • с 2019 по н. в.Константин Чудовский

Коллектив

Оперная труппа

В разное время в театре работали:

  • Д. Аграновский(1921—1944, с перерывом)
  • А. Азрикан(1943—1951)
  • Е. Алтухова(1956—1964)
  • И. Архипова(1954—1956)12
  • Л. Баратов(1936—1938, гл. режиссёр)
  • М. Владимирова(1967—1989)
  • И. Вутирас(1941—1972)
  • М. Глазунова(1930—1959)
  • Н. Голышев(с 1956)
  • Ю. Гуляев(1954—1955)
  • Н. Даутов(1943—1956, 1960—1964)
  • М. Донец-Тессейр(1924—1925)
  • А. Жилкин(1971—1996)
  • И. Козловский(1925—1926)
  • С. Лемешев(1926—1927)12
  • В. Лосский
  • М. Минский(1952—1983, реж., гл. реж.)
  • В. Нестягина(с 1952)
  • В. Огновенко(1970—1984)
  • О. Плетенко(с 1968)
  • И. Семёнов(1954—1974)
  • А. Ульянов(1922—1924, 1929—1931)
  • Б. Штоколов(1954—1959)
  • Н. Щегольков(1938—1944)

Балетная труппа

  • В. Абашева(1974—2003)
  • О. Арзамасцев(1980—2001)
  • Л. Воробьёва(1970—1990)
  • Е. Гускина(1963—1991)
  • В. Круглов(1956—1976)
  • Н. Меновщикова(1956—1975)
  • М. Моисеев
  • А. Насадович(с 1992)
  • В. Наумкин(1936—1959)
  • В. Преображенский(1935—1939)
  • М. Рудина(с 1994)
  • О. Сталинский(до 1941)
  • К. Черменская(1944—1965)

См. также: Персоналии Екатеринбургского театр оперы и балета

См. также: Дирижёры Екатеринбургского театра оперы и балета

Комментарии

Примечания

  1. В уставе Екатеринбургского музыкального кружка, утверждённом в Петербурге, была сформулирована его цель: «Екатеринбургский музыкальный кружок учреждается с целью соединения любителей музыки для устройства вечеров и спектаклей как для усиления средств самого кружка, так и с разными благотворительными целями».
  2. , с. 67.
  3. Инна Вейн.Уральские актеры и режиссеры привезли домой сразу четыре «Золотые маски». ekb.dk.ru. Дата обращения: 15 августа 2021.
  4. , с. 12.
  5. , с. 13.
  6. , с. 21.
  7. , с. 21—22.
  8. Алла Викторова.Зримая история. Экскурсия по театральному музею // Культура Урала. — 2012. — № 2. — С. 11.
  9. , с. 455.
  10. , с. 456.
  11. , с. 541.
  12. , с. 535.
  13. Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Том 1. А - Гонг. 1072 стб. с илл. М.: Советская энциклопедия, 1973 год