Egipetsky Bridge SPB 01

Египетский мост

Еги́петский мост — автодорожный рамный мост через Фонтанку в Адмиралтейском районеСанкт-Петербурга, соединяет между собой Покровский и Безымянный острова. Мост является памятником истории и культуры федерального значения.

Расположение

Пересекает Фонтанку по оси Лермонтовского проспекта. Выше по течению реки находится Красноармейский мост, ниже — Английский мост. Ближайшая станция метрополитена (1,1 км) — «Балтийская».

Название

Мост получил своё название из-за своеобразного оформления: в архитектуре цепного моста отразился характерный для начала XIX века повышенный интерес к искусству Древнего Египта. В период проектирования и строительства в официальных документах мост назывался Большой цепной мост или Проезжий цепной мост между Измайловским и Калинкинским мостами1. С 1828 до 1836 годов — Новый цепной мост, с 1836 до 1867 — Египетский цепной мост, с 1867 года — Египетский мост2.

История

Цепной Египетский мост

Египетский мост. Гравюра Поппеля. 1830-е
Египетский мост. Гравюра Поппеля. 1830-е

Необходимость сооружения нового моста через Фонтанку определялось двумя обстоятельствами: большим расстоянием между Калинкиным и Измайловским мостами и давно назревшей потребностью в улучшении транспортной связи между районами, разобщёнными Фонтанкой3.

Проект моста был составлен инженером В. А. Христиановичем (при консультации Треттера)4. Прообразом моста послужил цепной Пантелеймоновский мост через реку Фонтанку у Летнего сада. Утверждён был третий по счету проект, предусматривающий перпендикулярный к набережной мост, не учитывающий направление подходящих к мосту улиц (два предыдущих проекта, предусматривающие косой в плане мост, были отвергнуты из-за более высокой стоимости)3.

Датой начала строительства можно считать август 1825 года, когда стали забивать сваи под основания береговых устоев (с 9 по 25 августа было забито 264 сваи длиной 8,52 м и 10,65 м)3. С августа до конца октября 1825 года велись работы по сооружению гранитных устоев моста, на этих работах было занято до 130 каменщиков5.

Металлические конструкции моста были изготовлены на заводе Берда. Нужно отметить, что все металлические части моста предварительно подвергались испытаниям на разрыв машиной, специально сконструированной и изготовленной на заводе Берда6. Скульптуры сфинксов были также отлиты на заводе Берда по модели скульптора П. П. Соколова78. Пьедесталы делались в Петрозаводске9. Береговые устои и каменные работы выполнялись подрядчиком Гавриилом Васильевым. В качестве облицовочного материала при этом использовались гранитные блоки, вынутые из стенок рвов, окружавших Инженерный замок3.

Сооружение Египетского моста явилось знаменательным событием в истории мостостроения Петербурга10. Ещё за месяц до окончания строительства был разработан церемониал его открытия10. 25 августа 1826 года в восемь часов пополудни в присутствии профессоров, инженеров и учащихся Корпуса путей сообщения, преподавателей и воспитанников Военно-строительного училища и большого числа горожан в торжественной обстановке мост был открыт11.

Египетский цепной мост в принципе немногим отличался от построенного ранее теми же авторами Пантелеймоновского моста. По конструкции мост был цепным, висячим, однопролётным. Пролётное строение поддерживалось тремя рядами цепей, заанкеренными в кладку устоев3. Мост имел выступающие в реку устои, облицованные гранитом. На устоях, в пределах стенок набережных, на четырёх гранитных постаментах были установлены отлитые из чугуна сфинксы, над головами которых находились небольшие шестигранные фонари12. Цепи с шарнирными соединениями из железных звеньев, «сваренных» из брускового и полосового железа продолговато-кольцеобразного сечения, соединялись между собой болтами13.

Египетский мост. Фото Ф. Кратки, 1896 год
Египетский мост. Фото Ф. Кратки, 1896 год

В конструкцию моста авторы внесли ряд усовершенствований (по сравнению с конструкцией Пантелеймоновского моста), которые должны были уменьшить вертикальное и боковое раскачивания: пролётное строение поддерживалось тремя рядами цепей (вместо пяти у Пантелеймоновского); устройство тротуаров на консолях за пределами крайних цепей и расположение цепей так, что они едва касались настила; установка подвижных тележек или цилиндров над опорами цепей314. Техническая характеристика моста была следующей: пролёт моста — 54,8 м; ширина моста — 11,7 м; расстояние между точками приложения цепей к порталам — 48,46 м; стрела подъёма 1/10 пролёта; высота колонн портала — 6,5 м; диаметр колонн у основания 65 см, вверху — 50 см15.

Мост имел богатое архитектурное оформление в «египетском стиле». Колонны, фриз и карниз — элементы портала — были наиболее пышно декорированы. Колонны и контрфорсы перекрывались архитравной балкой с развитым египетским карнизом, на котором были укреплены малое и большое золоченые изображения бога Ра в виде крылатого солнца. Порталы украшал золочёный орнамент, и в них были устроены фонари с «варшавскими» лампами9. Стыки элементов цепей и ограждений прикрывались золочёными розетками. Стилизованные орнаменты в чугуне, покрытые сусальным золотом на коричневом фоне окрашенной поверхности, отличались тонкими и высокохудожественными формами7.Чугунные перила моста были также выдержаны в «египетской манере». Порталы, решётка, пьедесталы под сфинксами и цепи были выкрашены в коричневый цвет и имитированы под старую бронзу, а сфинксы покрыты жёлтой краской «под бронзу»16. В начале XX века все части моста, в том числе и ранее позолоченные, были перекрашены в тёмно-красный цвет. При позднейших ремонтах чугунные решётки моста заменены железными другого рисунка9.

Малая Невка. Пристань со сфинксами
Малая Невка. Пристань со сфинксами

Для моста на заводе Берда были первоначально отлиты две пробные скульптуры сфинксов. В начале XX века они были выкуплены купцом Галактионовым, занимавшимся торговлей металлом, и установлены у его дома на Верейской улице. При переезде купца на Можайскую улицу туда же были перенесены и эти сфинксы. В 1960-х годах по инициативе главного инженера Ленмостотреста П. П. Степнова сфинксов отреставрировали и в 1971 году установили на лестничном спуске набережной Малой Невки у Каменноостровского моста. В 2005 году скульптуры, пострадавшие от вандалов, демонтировали и, после реставрации, временно установили перед зданием ГУП «Мостотрест» на Индустриальном проспекте. 17 апреля 2010 года сфинксы возвращены на набережную Малой Невки17.

Обрушение 1905 года

Египетский мост служил на протяжении 79 лет, в продолжение которых проводились неоднократные ремонты: в 186618, 1876, 188719, 1894 (замена нижнего настила)20, 1900 годах10.

20 января (2 февраля1905 года по мосту проходил эскадрон гвардейской кавалерии, навстречу ему двигались 11 саней с возницами. В этот момент мост рухнул на лёд Фонтанки. Обошлось без человеческих жертв; погибли три лошади10.

Ежедневная газета «Новости дня» писала 21 января 1905 года21:

Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конного-гренадерского полка через Египетский цепной мост через Фонтанку, по направлению от Могилёвской улицы к Ново-Петергофскому проспекту, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строй справа по 3 в ряд, вместе с лошадьми (упали) в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов. Вся настилка моста вместе с перилами и скреплениями, разорвав цепи и сломав часть чугунной опоры, проломала лёд и оказалась на дне реки. <…>К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приёмные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьёзно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось. Из лошадей одна затонула, две были искалечены и, вытащенные на берег, пристрелены.Причина несчастья, как предполагают, раскачка моста кавалерией при не вполне прочной конструкции. <…>

Газета «Новое время» писала: «Жалкую картину представляет теперь бывший Египетский мост… Только чугунные, выкрашенные в красную краску сфинксы молчаливо, загадочно смотрят на волнующуюся толпу…»22.

Для расследования причин разрушения моста и выяснения обстоятельств аварии была создана специальная комиссия Городской думы. По мнению комиссии причиной аварии послужило плохое качество железа — наличие внутренней раковины в металле одного из звеньев цепи1323. О причинах аварии Египетского моста можно услышать и прочесть массу небылиц, различных неточных мнений, а в учебниках физики этот факт без каких-либо доказательств служит для объяснения явления резонанса13.

После разбора остатков конструкций от цепного моста остались только береговые устои и скульптуры сфинксов. Авария вызвала скептическое отношение к цепному Пантелеймоновскому мосту, который был разобран в 1907 году6.

Вместо разрушенного моста в створе Усачева переулка по проекту инженера П. А. Лихачева был построен деревянный пятипролётный мост трапецеидально-подкосной системы2425. Открытие временного моста состоялось 16 апреля 1905 года25. Трасса моста была весьма неудобной, поскольку въезды транспорта осуществлялись под прямым углом по нешироким набережным Фонтанки. С неоднократными ремонтами мост просуществовал до 1955 года12.

Во время блокады один из сфинксов пострадал при бомбардировке — восстановление скульптуры было произведено ленинградскими реставраторами после войны26.

Современная переправа

В 1907 году рассматривались три варианта проектов нового моста через Фонтанку по трассе цепного моста: первый из них предусматривал однопролётный арочный мост с ездой понизу, второй — трёхпролётный балочный, а третий — однопролётный арочный с ездой поверху2724.

В 1913 году инженер А. П. Пшеницкий и архитектор М. С. Лялевич составили проект моста, который предусматривал перекрыть Фонтанку пологими стальными арками, аналогичными по конструкции аркам нового Пантелеймоновского моста28. Комиссия в составе Л. Н. Бенуа, М. П. Боткина и И. И. Кетова одобрила проект, однако его осуществлению помешала начавшаяся Первая мировая война24.

В 1928 году из-за ветхости временного моста вновь стал вопрос о возведении постоянного моста по трассе висячего Египетского моста. Проектирование моста затянулось на долгие годы, и только к 1955 году этот процесс был завершён (за этот период было составлено много вариантов проекта моста: в 1928—1930 годах — семь, в 1949 году — два, в 1954 году — три, в 1955 году — два24.

Проект Египетского моста создавался в двух проектных институтах: конструктивная часть разрабатывалась в Ленгипроинжпроекте главным инженером проекта В. В. Демченко, а архитектурная — в Ленпроекте архитекторами П. А. Арешевым и В. С. Васильковским24. Мост был построен в 1955 году.

Испытание моста было проведено кафедрой мостов и тоннелей ЛИИЖТа; при этом в качестве испытательной нагрузки были использованы четыре машины на гусеничном ходу массой по 43 т29.

24 февраля 1989 года с одним из сфинксов столкнулся автомобиль, от сильного удара скульптура упала в Фонтанку. Позже скульптура была поднята из воды и восстановлена30.

В 2004 году была произведена комплексная реставрация одной скульптуры сфинкса: выполнен ремонт гранитного постамента и скульптуры31. В 2006 году была произведена реставрация остальных трёх скульптур сфинксов, работы были приурочены к очередной годовщине основания Петербурга, они проходили как этап акции «Магазин подарков ко дню рождения города». Торжественное открытие скульптуры состоялось 27 мая 2006 года32.

Конструкция

Сфинкс у Египетского моста
Сфинкс у Египетского моста

Мост однопролётный. Трасса моста пересекает Фонтанку наискосок: продольная его ось относительно перпендикуляра к набережной составляет угол 20°. Расчётный пролёт составляет 44 м, ширина моста между перилами — 27 м, в том числе ширина проезжей части 21 м, а тротуаров — по 3 м2912.

Главные балки пролётного строения представляют собой двухшарнирные рамы с металлическими сварными ригелями двутаврового сечения. Нижний пояс их очерчен по кривой радиусом 98,484 м, а верхний — по параболе, «ноги» рамы выполнены из железобетона в виде сплошной стенки24. Каждый ригель состоит из трёх монтажных секций. Для сокращения высоты сечения рам в средней части пролёта в работу главных рам включена железобетонная плита проезжей части12. Плита проезжей части в поперечном направлении опирается на девять параллельных рам, отстоящих на 3,31 м друг от друга29.

Устои моста монолитные железобетонные на свайном основании. Под устои забито по 162 деревянные сваи диаметром 32 см с уклоном 2:1, а под открылки — вертикальные — по 7129. Длина свай — 19 м (устои), 14 м (открылки)12.Стенки устоев облицованы гранитными плитами. У сопряжения открылков с набережными на гранитных пьедесталах установлены скульптуры сфинксов, украшавшие подвесной Египетский мост. У въездов на мост на гранитных постаментах установлены обелиски фонарей освещения. Обелиски выполнены из железобетона с художественной чугунной облицовкой128.

В архитектурном отношении стилизация рамы под арку оказалась удачной — силуэт моста органично вписался в панораму Фонтанки. Авторы архитектурного оформления архитекторы П. А. Арешев и В. С. Васильковский в решётках и декоративных обелисках моста использовали мотивы древнеегипетского искусства33. Фасадные плоскости пролётного строения моста и поверхности обелисков украшены накладными розетками, архивольтами, кронштейнами и т. п.29 Перильное ограждение чугунное художественного литья. На открылках устоев установлены гранитные парапеты. Тротуары отделены от проезжей части высоким гранитным поребриком.

Примечания

  1. , с. 273.
  2. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 44. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  3. , с. 81.
  4. , с. 66.
  5. , с. 214.
  6. , с. 79.
  7. , с. 82.
  8. , с. 303.
  9. , с. 216.
  10. , с. 83.
  11. , с. 214—215.
  12. , с. 66.
  13. , с. 84.
  14. , с. 211.
  15. , с. 81—82.
  16. , с. 13.
  17. Сфинксы вернулись на Малую Невку. Фонтанка.ру (17 апреля 2010). Дата обращения: 16 января 2015.
  18. Отчет С.-Петербургской городской Управы за 1875 год. — СПб., 1876. — С. 114, 115.
  19. С.-Петербургское городское общественное управление в 1887 году. Отчёт городской управы. — СПб., 1888. — С. 52.
  20. С.-Петербургское городское общественное управление в 1894 году. — СПб., 1895. — С. LXIX, 409.
  21. Катастрофа на Египетском мосту // Новости дня. — 1905.
  22. Пукинский Б. К. 1000 вопросов и ответов о Ленинграде. — Л.: Лениздат, 1981. — С. 191. — 429 с.
  23. , с. 74—75.
  24. , с. 227.
  25. Обзор строительной деятельности С.-Петербургского городского общественного управления за 1905 и 1906 гг. / Сост. Н. С. Нелюбов. — СПб., 1908. — С. 153. — 213 с.
  26. , с. 138.
  27. О выборе типа для постройки Египетского моста // Зодчий. — СПб., 1907. — № 38. — С. 405.
  28. , с. 76.
  29. , с. 229.
  30. http://www.kolesa.ruМост, который рухнул.
  31. Реставраторы вернули молодость сфинксу с Египетского моста. Фонтанка.ру (25 августа 2004). Дата обращения: 16 января 2015.
  32. Петербург "засыпали" каменными подарками. Фонтанка.ру (27 мая 2006). Дата обращения: 16 января 2015.
  33. , с. 141.