Egyptian Gates in rainy october

Египетские ворота

Еги́петские (Ку́зьминские) воро́та сооружены в египтизирующем стиле в 1827—1830 годах на въезде в Александровский паркЦарского Села со стороны бывшей слободы Большое Кузьмино (Пушкин) (отсюда оригинальное наименование) по проекту шотландского архитектора Адама Адамовича Менеласа. Расположены на стыке Дворцовой улицы, Октябрьского бульвара и Петербургского шоссе.

История

Проект «ворот в полуциркуле против Кузьминской дороги», представленный А. А. Менеласом, утверждён императором Николаем I 11 декабря 1826 года1.

Башни являлись сторожевыми помещениями — кордегардиями (караулками) и завершены плоской кровлей. На крышу выходит печная труба от внутреннего отопления. Кордегардии сложены из кирпича, в каждый пилон было уложено до 65 тысяч штук кирпича.

После постройки в 1900—1902 годах третьей ветки железной дороги от Витебского вокзала до Царского павильонаИмператорского пути»), железнодорожные пути стали проходить прямо у ворот. После революции пути были разобраны. Накануне Великой Отечественной войны ворота отремонтировали, однако, в ходе боевых действий они получили значительные повреждения. Последняя реставрация осуществлена в 1980-е годы. Благодаря найденным Н. Н. Ефремовой архивным документам и иконографическим материалам воротам возвращён первоначальный цвет: по замыслу А. Менеласа поверхность чугуна была имитирована под песчаник2. Тогда же проезжую часть перенесли на территорию вокруг ворот.

Одна из башен была жилой вплоть до 1985 года, в ней проживал (до своей смерти) некто В. В. Игнатов, работавший сторожем в Ленинградском сельскохозяйственном институте, расположенном неподалеку от ворот. На первом этаже были прихожая и туалет, на втором кухня и комната 7—8 м2, на третьем комната 10—12 м2; отопление было печное, водопровод отсутствовал, за водой приходилось ходить на колонку. Адрес прописки В. В. Игнатова выглядел как «город Пушкин, дер. Большое Кузьмино, Египетские Ворота».

Архитектура

Изображение богини справедливости Маат на воротах
Изображение богини справедливости Маат на воротах

Появление столь необычного памятника египтизирующего стиля на границе Санкт-Петербурга и Царского Села объясняется особым императорским заказом и иконографической программой, сочинённой императором Николаем I в первую годовщину таинственного ухода от бремени власти императора Александра I. Памятник «стал данью памяти императора Николая своему старшему брату»3. Отсюда «египетский стиль», связанный с мистической символикой египетской «Книги мёртвых». В архитектуре сооружения соединились характерные для «запоздалого классицизма» (определение И. А. Фомина) две актуальных для того времени тенденции — ампира и историзма. Если художники французского ампира стремились к точному воспроизведению египетских мотивов, то в Царском Селе появился памятник оригинальный по форме, необычный по содержанию, выполненный в новых материалах и технике.

Ворота служат пропилеями при въезде в город со стороны Санкт-Петербурга. Они состоят из двух башен, наподобие египетских пилонов, соединённых звеньями ограды. Внутреннее пространство пилонов разделено перекрытиями на три этажа. Помещения освещаются небольшими окнами, равными по высоте одному ряду барельефов. В верхней части находятся характерные карнизы с выкружкой, получившие в истории архитектуры название «египетское горло». Они сделаны из чугуна и украшены изображениями солнечных дисков, жуков-скарабеев и змеиных голов.

Рельефы, украшающие пилоны ворот, созданы В. И. Демут-Малиновским по рисункам В. Додонова с гравюр французского альбома "Описание Египта (фр.Description de l’Egypte) Э. Ф. Жомара (третье издание 1826 года). Мотивы рельефов воспроизводят рисунки древнеегипетской «Книги мёртвых», повествующей о странствиях душ по загробному миру бога Осириса. Изобразительная часть памятника имеет, таким образом, скрытый символический и даже эзотерический смысл4.

Все детали ворот отлиты из чугуна и собраны на месте в 1827—1829 гг. С внешней стороны стены облицованы чугунными плитами, на которых находятся рельефные изображения 30 различных сцен из египетской мифологии. На фронтальных плоскостях пилонов расположены парные фигуры бога Осириса, в образе человека в немесе и короне из листьев папируса, на боковых плоскостях — парные изображения богини справедливости Маат с распростёртыми крыльями. На верхнем ярусе изображена богиня Исида, держащая на руках сына Гора. Ниже, на ярусах представлены ритуал посвящения в фараоны, сцены из египетской жизни и подношений богам. Каждый сюжет повторяется на пилонах четыре раза.

С западной и восточной сторон ворот к стенам примыкают чугунные гермы, отлитые по модели В. И. Демут-Малиновского. Двухсторонние гермы, установленные внутри ворот, служат опорами для решётки из прутьев в виде стеблей лотоса, завершающихся цветами. Чугунные детали ворот были выполнены на Александровском чугунолитейном заводе в 1830 году. Особое значение имеют двери, декорированные барельефами со сценами символики пребывания в загробном мире.

Примечания

  1. Андреев А. К. Адам Менелас // Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Сборник научных трудов / ред. И. И. Фомин. — Л., 1977. — Вып. 7. — С. 38—59.
  2. Васильева Т. Г. О первоначальном цветовом решении некоторых памятников из чугуна в Петербурге и его окрестностях // Петербургские чтения-96. — СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1996. — С. 192.
  3. Ходасевич Г. Д. Метафизика Египетских ворот // Петербург — место встречи с Европой. Материалы IX Царскосельской научной конференции. — СПб.: ГМЗ "Царское Село", 2003. — С. 360.
  4. Власов В. Г.. Египетские мотивы // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. III, 2005. — С. 562