Vyborg, Lallukka house

Дом Лаллукки

«Дом Лаллукки» (фин.Lallukan talo) — бывшее здание фирмы «Хякли, Лаллукка и К°» в Выборге, построенное в 1906 году по проекту архитектора Аллана Шульмана (1863—1937) в стиле национального романтизма. Здание, ставшее одним из наиболее известных памятников архитектуры в городе, сильно пострадало во время советско-финских войн (1939—1944) и было восстановлено в послевоенные годы. Современный адрес: улица Вокзальная, дом 7.

История

Живший в Выборге с 1891 года коммерции советникЮхо Лаллукка был основателем крупной торговой компании, для нужд которой в центре города было выстроено четырёхэтажное здание с торговыми и жилыми помещениями. Юхо Лаллукка с семьёй занимал квартиру на втором этаже1.

Для облицовки северного и западного фасадов здания архитектор Аллан Шульман использовал тёмно-красный гранит. Грубооколотые плитки на фасаде гармонировали с мостовой, уложенной брусчаткой. Угол дома отмечен высокими остроконечными фронтонами и стрельчатыми арками, удачно сочетающимися с асимметрично расположенными на главном фасаде балконами и эркерами, а также окнами, разнообразными по форме: полуциркулярными, прямоугольными, стрельчатыми, щелевидными и круглыми. Другим украшением фасада стали орнаменты и скульптуры в виде женских фигур Эмиля Халонена. Фасад просматривается в перспективе улицы Ушакова со стороны главной городской площади, и здание имеет важное градообразующее значение. На соседнем участке по проекту того же архитектора был построен дом купца Воробьёва.

По завершении строительства архитектурные достоинства здания были отмечены в петербургской печати, приёмы Шульмана повлияли на развитие северного модерна в русской архитектуре.

В ходе военных действий здание сгорело, все интерьеры и скульптурные украшения были утрачены. Ремонтные работы к 1952 году вернули городу жилые помещения, однако многие декоративные элементы не были восстановлены; в частности, сильно пострадавшие рисунки на наличниках окон были замазаны бетоном. Из шести парных скульптур, украшавших главный вход в здание и пилоны ограды, три стали музейными экспонатами: две — в фондах Выборгского замка, а одна (статуя «Крестьянка») находилась в музее-заповеднике парк Монрепо, до тех пор пока в 2018 году не была возвращена в дом Лаллукки23. Искажение внешнего облика здания дополнила замена гранитной мостовой асфальтовым покрытием.

В 2006 году была завершена длительная реконструкция здания. Как и прежде, на первом этаже размещаются магазины, а на других — квартиры. Заново был выстроен дворовой корпус, крыше возвращена островерхая форма, а гранитные украшения наличников полностью восстановлены. Среди характерных для декора национального романтизма зооморфных мотивов можно увидеть и сюжеты, навеянные мотивами эпоса Калевалы (посвящённые обитателям озёр, сценам охоты и другим жанровым сценам), а также юмористические рисунки — арлекинов с пистолетами и арбалетами. Снова стали видны перемежающиеся изображения лесных и домашних животных (например, заяц, собака, кошка, домашний скот, и даже мыши — как обычные, так и летучие). Другим характерным для зданий в стиле национального романтизма элементом является восстановленная башенка на главном фасаде.

Примечания

  1. Juho Lallukan elämäntarinaАрхивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine стр. 3. Härskeensaaren Haikoset
  2. Скульптура Эмиля Халонена из Монрепо поехала домой. Дата обращения: 6 марта 2018.Архивировано 7 марта 2018 года.
  3. Скульптуру "Крестьянка" вернули из парка Монрепо на Вокзальную улицу Выборга. Дата обращения: 6 марта 2018.Архивировано 7 марта 2018 года.