Здание клуба после реставрации, март 2017 года

Дом культуры имени Русакова

Дом культу́ры и́мени И. В. Русако́ва (изначально — Клуб Русако́ва Сою́за Коммуна́льников) — здание рабочего клуба на пересечении улиц Стромынка и Бабаевская в Москве. Было построено в 1929 году для работников Союза коммунальников по проекту архитектора Константина Мельникова1. Является объектом культурного наследия России и входит в перечень Всемирного фонда памятников архитектуры2. По состоянию на 2018 год в здании работает Театр Романа Виктюка3.

История

Архитектор Константин Мельников, 1920-е годы
Архитектор Константин Мельников, 1920-е годы
Дом культуры в 1931 году
Дом культуры в 1931 году

Потребность в домах культуры

В раннесоветский период клубы стали частью новой государственной программы, направленной на образование индустриальных рабочих, а в 1920—1930-е годы заняли важное место в градостроительной системе новых социалистических городов4. На Петроградской общегородской конференции рабочих клубов в 1920 году определили главные общественные функции домов культуры (ДК): учреждения должны были способствовать развитию драматических кружков, музыкального воспитания масс, изобразительного искусства и музейного дела, физического воспитания и спорта5.

Изначально клубы занимали пустующие помещения — особняки, церкви или другие здания, утратившие свою функцию после революции67. В 1926 году президиум Московского городского советапрофсоюзов принял постановление об обязательном отчислении 10 % культурного фонда для строительства клубов и дворцов культуры в рабочих центрах и новых районах города8. Архитекторы начали массово получать заказы от профсоюзов на разработку зданий. Некоторые профсоюзы издавали сборники типовых проектов клубов, однако они не давали чёткого представления о принципах проектирования в каждом конкретном случае — окончательное решение по планировке здания и его внешнему облику оставалось за архитектором910.

На 1927 год промышленные профсоюзы Москвы и Московской области профинансировали тридцать новых клубов, девять из которых предполагалось возвести в столице8. По причине сжатых сроков строительства профсоюзы не устраивали открытых конкурсов, а чаще отдавали заказы архитекторам напрямую11. Автор павильонов «Махорка» на ВСХВ и павильона СССР на Международной выставке 1925 года в ПарижеКонстантин Мельников, успевший заработать репутацию новатора, осуществил проекты шести московских клубов: ДК имени Русакова и Фрунзе, клуб Дулёвского фарфорового завода, «Свобода», «Каучук», «Буревестник»612.

Заказ на клуб поступил от Союза коммунальников для рабочих расположенного рядом Сокольнического трамвайного парка и вагоноремонтных мастерских1314. Дом культуры получил имя революционера и одного из руководителей Сокольнической организации большевистской партииИвана Русакова, в честь которого названы трамвайное депо, улица и набережная в Москве15.

Строительство и особенности

Реверс трёхрублёвой монеты Банка России серии «Памятники архитектуры России» с изображением ДК имени Русакова, 2005 год
Реверс трёхрублёвой монеты Банка России серии «Памятники архитектуры России» с изображением ДК имени Русакова, 2005 год

Здание расположено на небольшом участке и имеет форму сектора — в продолжение зрительного зала, занимающего 70 % общей площади помещения. Эта постройка Константина Мельникова — первое в мире сооружение, где балконы амфитеатра вынесены наружу и размещаются в характерных выступах на фасаде16. По задумке Мельникова, здание должно было служить для массовой культурной работы — спорта, театра и лекций и поощрять самоорганизацию17. В целях увеличения сценариев использования помещения архитектор разработал проект движущихся перегородок18. По проекту три балкона могли отделяться от главного зала вертикальными ширмами, образуя отдельные аудитории на 180 человек1920. Таким образом вместимость зала варьировалась от 250 до 1500 посетителей. Для реализации идеи потребовалась помощь специалистов-механиков, поскольку рядовые инженеры не имели опыта строительства спускных затворов для стен и консолей со значительным выносом. В 1920-е годы для выполнения подобных задач требовалась технологическая инновация221. Конструкцию движущихся перегородок разработал Н. И. Губин18. Из-за большого количества сложных инженерных решений архитектор не сразу смог согласовать проект в Моссовете.

В трёх верхних залах движущиеся стены имели следующую конструкцию: на высоте, несколько превышающей рост человека, стена была разделена пополам. Верхняя, бо́льшая её часть, при помощи электромотора, размещённого на стене зала, поднималась вверх, описывая полукруг. Одновременно с этим нижняя часть стены, соединённая с верхней системой стальных тросов, опускалась вниз. Обе части стены были уравновешены, при этом вес каждой из них составлял около 4 тонн. В двух нижних залах «живая стена» весом около 3 тонн представляла собой цельную раму, опускающуюся вниз при помощи двух вращающихся винтов, приводимых в движение одним электромотором23.

Средний ярус зрительного зала имел плоский пол и мог трансформироваться в пространства для кружковой работы — отдельных помещений для этого Константин Мельников не проектировал. Первый этаж был отведён для служебных помещений. В здании также находились библиотека, кружковые помещения и спортивный зал, который позднее переделали в фойе. Вход в здание осуществлялся снизу, а для выхода можно было использовать наружный балкон с двумя пристроенными к нему лестницами. Таким образом архитектор удовлетворял условиям пожарных норм и экономил на пространстве для эвакуационных выходов1718.

Согласно проекту оконные переплёты должны были быть изготовлены из металла, но материала не хватило и их сделали деревянными. Такие рамы обладали низкой несущей способностью, вследствие чего были заложены кирпичами вскоре после начала эксплуатации здания25.

Архитектура клуба спровоцировала дебаты среди современников. Проект критиковали из-за неудачного положения бельэтажа, с которого искажалась видимость сцены. Другим недостатком проекта было то, что железобетонные балки, поддерживающие углублённые части партера, глушили звук и ухудшали слышимость на балконах20. Отмечалось также несоответствие функций здания — зрительный зал занимал практически всё помещение, оставляя недостаточно места для кружков, а спортзал в финальном варианте отсутствовал26. В 1932 году, когда официальным методом в архитектуре СССР был признан социалистический реализм, здание объявили примером формализма в архитектуре. После 1936-го Константин Мельников перестал получать крупные заказы на строительство и фактически был отлучён от профессии27.

Использование и реставрация

Мэр Москвы Сергей Собянин открывает Дом культуры имени Русакова после реставрации, 2015 год
Мэр Москвы Сергей Собянин открывает Дом культуры имени Русакова после реставрации, 2015 год
Восстановленные в ходе реставрации окна, 2015 год
Восстановленные в ходе реставрации окна, 2015 год

После Великой Отечественной войны систему мобильных ширм демонтировали. В 1970-е годы фойе клуба облицевали мрамором18. В 1987-м здание признали памятником советской архитектуры. 31 марта 1990 года в ДК прошёл первый съезд партии ЛДПР28. В клубе долгое время работали бесплатные кружки и детский театр. В 1996 году помещение было передано в аренду Театру Романа Виктюка при условии, что организация проведёт реставрацию памятника за свой счёт. Однако это условие осталось невыполненным, а часть здания сдали в аренду ресторану «Бакинский дворик»2930.

Вскоре клуб был включён в список особо ценных объектов Всемирного фонда памятников архитектуры и получил от него грант в размере 20 тысяч долларов13. На эти средства сделали ремонт кровли и отопительной системы здания, начали реставрацию оконных блоков. Однако на полноценное восстановление памятника суммы гранта не хватило. Следующая реставрация началась в 2008 году по инициативе правительства Москвы, но выделенных денег снова оказалось недостаточно для завершения работ31.

В 2012 году Департамент культуры Москвы объявил конкурс на проведение ремонтно-реставрационных работ здания, которое к тому времени находилось в аварийном состоянии. Заказ получила архитектурно-строительная компания «Доминанте»30. Подрядчиком выступило ООО «АМ-Строй». На полную реставрацию памятника было выделено 152 миллиона рублей32. С началом работ Театр Виктюка и ресторан попросили покинуть помещения, однако владельцы последнего отказались закрываться. Директор ресторана предложила профинансировать реконструкцию здания, вложив в это 15 миллионов долларов, при условии, что Театр Романа Виктюка не вернётся в ДК, а в его помещениях будет организован центр детского досуга, финансируемый сетью ресторанов. Предложение предпринимателя было отклонено и ресторан покинул помещение33.

Последующая реставрация длилась три года. В 2013-м Владимир Жириновский объявил о намерении использовать здание клуба для своей партии, поскольку именно там прошёл первый съезд13. Однако официального заявления Роману Виктюку направлено не было, и реставрация с последующим приспособлением под театр продолжилась34. В ходе работы были восстановлены заложенные кирпичами окна, отреставрированы исторические стулья и надпись на фасаде «Профсоюзы-школа коммунизма»32, созданы гримёрные комнаты, холл для зрителей, новые хозяйственные помещения, заменены системы тепло- и водоснабжения, а также установлено современное звуковое и световое оборудование для сцены2, построен специальный лифт-подъёмник для людей с ограниченными возможностями, наличие которого не предусматривалось в первоначальном проекте. Общий бюджет проекта реставрации составил 500 миллионов рублей25. В 2015 году реставрация дома культуры была завершена35. Здание торжественно открыл мэр МосквыСергей Собянин36. Однако результаты работы вызвали ряд критических замечаний со стороны специалистов по охране наследия:

Тем не менее в 2016 году газета «The Art Newspaper Russia» номинировала дом культуры на титул «Реставрация года»37.

Здание в культуре

  • В 1990 году в здании ДК группа «Nautilus Pompilius» записала несколько песен для своего альбома «Наугад».
  • В 2005 году Центральный банк России выпустил серебряную памятную монету «Дом культуры имени Русакова» номиналом 3 рубля тиражом 10 тысяч штук15.
  • На выставке Denkmal в Лейпциге результаты реставрации ДК были представлены в павильоне Мосгорнаследия и получили первый приз международного жюри2.
  • В августе 2015 года Музей архитектуры имени Щусева к 125-летнему юбилею Константина Мельникова подготовил выставку его творчества, провёл серию мероприятий, а также выпустил книгу. Московский фотограф Денис Есаков по заказу музея отснял двенадцать построек архитектора38.
  • В 2015 году здание было представлено на выставке фотографий «KONSTRUKTIVISMUS-DE-КОНСТРУКТИВИЗМ» художника Владимира Обросова в Русско-немецком доме15.

Примечания

  1. , с. 72.
  2. Под рампой солнечного света. Московская перспектива (23 апреля 2018). Дата обращения: 16 августа 2018.
  3. Прозрачные дома Москвы. Знаменитые «стеклянные» здания столицы. Аргументы и Факты (3 февраля 2018). Дата обращения: 16 августа 2018.
  4. , с. 2.
  5. , с. 13.
  6. , с. 118.
  7. , с. 12.
  8. , с. 119.
  9. , с. 133.
  10. , с. 1.
  11. , с. 120.
  12. Дом-корабль, обсерватория и трамвайное депо. Необычные памятники архитектуры в Москве, которые можно посмотреть на выходных. Известия (21 января 2018). Дата обращения: 5 августа 2018.
  13. Жириновский просит отдать его партии здание Театра Романа Виктюка. Известия (16 января 2013). Дата обращения: 16 августа 2018.
  14. , с. 126.
  15. Дом культуры в Сокольниках попал на выставку конструктивизма(недоступная ссылка). Восточный Округ (28 октября 2015). Дата обращения: 5 августа 2018.Архивировано 12 сентября 2018 года.
  16. Архитектор, имевший власть над пространством(недоступная ссылка). Вечерняя Москва (3 августа 2015). Дата обращения: 16 августа 2018.Архивировано 12 сентября 2018 года.
  17. , с. 73.
  18. Реставрация клуба имени Русакова. Архи.ру (10 июня 2016). Дата обращения: 16 августа 2018.
  19. , с. 138.
  20. , с. 74.
  21. , с. 142.
  22. , с. 128.
  23. , с. 197.
  24. Реставрация клуба имени Русакова. Архи.ру (10 июня 2016). Дата обращения: 30 августа 2018.
  25. Клуб Русакова вернули в авангард. The Art Newspaper Russia (13 июня 2015). Дата обращения: 16 августа 2018.
  26. , с. 75.
  27. , с. 15.
  28. Непотопляемый: Владимир Жириновский переизбран на пост председателя ЛДПР(недоступная ссылка). Новая газета (26 марта 2013). Дата обращения: 16 августа 2018.Архивировано 12 сентября 2018 года.
  29. Корень миграционных проблем – в коррупции. Lenta.com (18 января 2013). Дата обращения: 16 августа 2018.
  30. В «Театре Виктюка» ресторанов больше не будет(недоступная ссылка). Восточный Округ (24 октября 2013). Дата обращения: 16 августа 2018.Архивировано 12 сентября 2018 года.
  31. Документация на ремонт Дома культуры им. Русакова требует корректировки. АСН Инфо (7 сентября 2013). Дата обращения: 16 августа 2018.
  32. Здание Театра Романа Виктюка в Москве отреставрируют за 152 млн руб. РИА Новости (26 октября 2012). Дата обращения: 16 августа 2018.
  33. Роману Виктюку разбили голову. Коммерсант (9 июля 2007). Дата обращения: 16 августа 2018.
  34. Жириновский против Виктюка: кому достанется здание театра?. Русский мир (26 января 2013). Дата обращения: 16 августа 2018.
  35. Сергей Собянин: историческое здание «Современника» должно быть готово к новому театральному сезону. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (17 апреля 2018). Дата обращения: 16 августа 2018.
  36. Собянин открыл ДК имени Русакова после сложнейшей реставрации. ТАСС (25 марта 2015). Дата обращения: 16 августа 2018.
  37. Шорт-лист. IV Ежегодная премия The Art Newspaper Russia. The Art Newspaper Russia (14 марта 2016). Дата обращения: 16 августа 2018.
  38. Юбилейная серия. Архи.ру (23 июля 2015). Дата обращения: 11 июля 2018.