Demidov Bridge (img2)

Демидов мост

Деми́дов мост — автодорожный арочный мост через канал Грибоедова в Адмиралтейском районеСанкт-Петербурга, соединяет Казанский и Спасский острова. Объект культурного наследия России федерального значения.

Расположение

Мост пересекает канал по оси переулка Гривцова (ранее Демидов переулок). Выше по течению находится Каменный мост, ниже — Сенной мост. Ближайшие станции метрополитена (150 м) — «Садовая», «Сенная площадь», «Спасская».

Название

Мост назван по Демидову переулку (ныне переулка Гривцова), в створе которого расположен. Первый мост, построенный на этом месте в 1739 году, назывался Малым Саарским, так как через него проходила дорога на Саарскую мызу (Царское село). В 1844 году1 по инициативе министра финансов Е. Ф. Канкрина мост стал называться Банковским в связи с расположением его вблизи здания Заёмного банка2. В 1893—1894 годах3 городская дума рассматривала вопрос о переименовании моста (в том числе, в мост Пржевальского4). Существующее название мост получил в 1895 году5.

История

К 1776 году здесь существовал деревянный мост6. В 18341835 годах по проекту и под наблюдением инженера Е. А. Адама при участии П. П. Базена мост был перестроен в однопролетный арочный2. По конструкции схож с остальными типовыми мостами из чугунных тюбингов (Зеленый мост, Певческий, Синий и другие). Конструктивные и декоративные элементы моста были изготовлены на Александровском казенном чугунолитейном заводе в Петербурге6. Возможно, одним из авторов решётки перильного ограждения моста был А. И. Штакеншнейдер (её рисунок напоминает решётку, созданную архитектором для балкона здания Мариинского института)7.

В 1954—1955 годах при ремонте и реставрации моста восстановлены утраченные фонари, фонарные столбы, решётки и заменены поврежденные фасадные листы. Работы производились сотрудниками Государственных научно-реставрационных производственных мастерских Ленгорисполкома8. Автор проекта реставрации — архитектор А. Л. Ротач. В 1969 году восстановлена позолота архитектурных деталей моста9.

В 19981999 годах проведён капитальный ремонт по проекту инженера В. В. Зайцева1011. В ходе работ выполнен ремонт устоев, устроен железобетонный разгружающий свод над чугунной частью моста, заменена гидроизоляции пролётных строений, заменены фасадные листы пролётного строения, отреставрировано перильное ограждение и торшеры9.

Конструкция

Мост однопролётный арочный. Пролётное строение состоит из 91 чугунной коробки, которые скреплены между собой болтами12. Поверх чугунных арок устроен железобетонный бесшарнирный свод, воспринимающий нагрузку от движущегося транспорта. Опоры каменные на свайном основании, облицованы гранитом. Мост косой в плане, его продольная ось пересекает Екатерининский канал под углом 51°9. Общая длина моста составляет 38,5 м, ширина — 16,09 м126.

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 2 полосы для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части — асфальтобетон, тротуары вымощены гранитными плитами. Тротуары отделены от проезжей части высоким гранитным парапетом. Перильное ограждение чугунное художественного литья, на устоях завершается гранитными парапетом. Орнамент решётки выполнен в виде пальметт (стилизованных веерообразных листьев). У въездов на мост на гранитных тумбах установлены торшеры с фонарями.

Примечания

  1. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 42. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  2. , с. 69.
  3. С.-Петербургское городское общественное управление в 1894 году. — СПб., 1895. — С. LXХIV.
  4. Отчёты городской Управы и других городских установлений // С.-Петербургское городское общественное управление в 1893 году. — СПб., 1894. — С. С.
  5. Отчёты городской Управы и других городских установлений // С.-Петербургское городское общественное управление в 1895 году. — СПб., 1896. — С. LVI.
  6. , с. 307.
  7. , с. 51.
  8. , с. 261.
  9. Демидов мост. СПб ГБУ «Мостотрест».
  10. Богданов Г. И., Ярохно В. И. В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами… : к 200-летию Петербургского государственного университета путей сообщения, 1809—2009, и 125-летию кафедры "Мосты" ПГУПС. — СПб.: Голанд, 2009. — С. 158. — 174 с.
  11. Воронцова Л.Реставрация чугунных мостов в Санкт-Петербурге // Ардис. Дизайн и Строительство. — СПб., 2000. — № 1 (10).
  12. , с. 100.