Театр Дельф

Дельфы

Руины храма Аполлона в Дельфах
Руины храма Аполлона в Дельфах
Модель античного святилища Аполлона в Дельфах
Модель античного святилища Аполлона в Дельфах

Де́льфы1 (др.-греч.Δελφοί) — древнегреческий город в юго-восточной Фокиде (Греция), общегреческий религиозный центр с храмом и оракуломАполлона2. По легенде, был назван по имени сына Аполлона Дельфа. С начала VI века до н. э. и вплоть до конца IV века здесь проходили общегреческие Пифийские игры.

Археологический заповедник Дельфы включён в список Всемирного наследия. Раскопками, начавшимися в 1892 году, были открыты: Храм Аполлона Пифийского (VI—IV века до н. э.), сокровищницы сифносцев (около 525 до н. э.), афинян (начало V в. до н. э.), стоя (галерея-портик) афинян (475 до н. э.), театр (II век до н. э.), стадион (VI век до н. э.) и другие сооружения.

В честь Дельф была названа среда разработки Delphi и одноимённый язык программирования, а также извилина Дельфы на спутнике ЮпитераЕвропе.

География

Руины древних Дельф расположены в 9,5 километрах от побережья Коринфского залива (город Итея) на юго-западном склоне горы Парнаса на высоте 700 метров над уровнем моря. Современный малый город Дельфы находится неподалёку, западнее руин. Община Дельфы входит в периферийную единицу Фокиду. Община включает в себя и приморский малый город Галаксидион.

Этимология

Греческое слово Δελφοί восходит к индоевропейскому корню δελφύς — «матка», «лоно», «утроба». Отсюда происходят и слова αδελφός — «брат» или букв. «единоутробный», и дельфин — «новорождённый младенец», «утробный» (возможно из-за внешнего сходства с младенцем или из-за того, что крик дельфина похож на крик ребёнка). Причина такого названия видимо связана с тем, что, в представлении древних греков, неподалёку от храма Аполлона находился Пуп Земли.

Мифология

Зевс послал с краёв света двух орлов, и они встретились на пифийской скале3 (либо там встретились лебеди, либо вороны4). Эта встреча обозначила, что там находился Пуп Земли, который охраняли две Горгоны5.

Некогда доля Дельф принадлежала Гее, она отдала её Фемиде6, а та подарила Аполлону7. По трезенскому рассказу, Дельфы ранее принадлежали Посейдону, а Калаврия — Аполлону. Позднее они поменялись местностями8. К югу от храма Аполлона в Дельфах был храм Геи9. Статую Аполлона в Дельфах в виде колонны упоминает Евмел10.

В городе было также прорицалище Диониса (?)11. По орфикам, там гроб старшего Диониса, он лежит под треножником или в Омфале12 (см. Загрей).

По Еврипиду, Дельфы пытались разграбить воины Кадма13.

Согласно мифической традиции, существовали следующие храмы Аполлона14:

  1. Храм из лавра, из деревьев в Темпах.
  2. Из пчелиного воска и крыльев (построен Птерасом). По другой легенде, из папоротника. Унесён в край гипербореев15.
  3. Из меди работы Гефеста (или Гефеста и Афины16).
  4. Каменный работы Трофония и Агамеда. Сгорел в 548/7 г до н. э. По археологическим данным, построен во второй половине 7 века до н. э.17
  5. Построенный амфиктионами, строитель Спинфар. Разрушен землетрясением примерно в 373 году до н. э. и затем перестроен18. Его руины сохранились до сих пор.

На третьем храме сидело шесть золотых птиц (у Пиндара «чаровательницы»), которые завораживали посетителей, и те умирали. Зевс поразил храм перуном, убив птиц и спрятав храм от людских глаз, птиц же Афина наделила пророческим даром19. Этих птиц отождествляют с сиренами20.

Дельфийский толос — Храм Афины Пронайи
Дельфийский толос — Храм Афины Пронайи

По сообщению Павсания, в Дельфах показывали камень, который Крон якобы проглотил вместо Зевса2122.

История

Согласно археологическим данным, объектом поклонения в Дельфах начиная примерно с 1600 года до н. э. было женское божество, связанное с культом Матери Земли. Около 1100 г. поселение приходит в упадок23. По археологическим данным, между 1000 и 735 гг. идёт эволюция дельфийских треножников — они приспосабливаются в качестве сидения24.

Дельфы участвовали в Первой Священной войне (596—586 гг. до н. э.) против соседнего города Крисы, в результате которой Криса была разрушена. Известен тиран Крисы — Давлий. В дальнейшем известны и другие Священные войны. После последней, Четвёртой (339—338 гг. до н. э.), защитником Дельф признаётся Филипп II Македонский.

В VII — VI век до н. э. Дельфы стали играть роль общегреческого святилища. Дельфийский оракул обладал высоким авторитетом в греческом мире, принимая решения в политической и религиозной сферах. В Дельфах также хранился священный камень — омфал. Кроме того, с начала VI век до н. э. в Дельфах раз в четыре года стали проводиться Пифийские игры, выражавшие чувство принадлежности к одной нации. Во время их проведения устанавливалось священное перемирие. В город стекались многочисленные дары, находившиеся под защитой Дельфийской амфиктионии. Дельфы выступали в сознании греков, как духовная столица эллинского мира, как «общий очаг» Эллады (др.-греч.κοινὴ ἑστία), что позволило дельфийским жрецам на протяжении столетий пользоваться не только религиозным, но и политическим влиянием. Благодаря такому статусу, Дельфы стали центром кредитных операций.

Процедура обращения к оракулу и форма его ответов недостаточно выяснена. От имени бога ответы давала жрица Аполлона Пифия. Античные авторы изображают Пифию сидящей на треножнике над расселиной и опьяняемой подымающимися оттуда парами. Современные исследования пока не дали однозначного ответа о природе этого явления. Ответы давались в прозаической или стихотворной форме, допускавшей различные толкования. Каталог дельфийских ответов Парка-Уормелла включает 615 прорицаний2526. Уже в микенских текстах упоминаются слова ti-ri-po (трипод, «треножник») и ti-ri-po-di-ko (Триподиск, уменьшительное от трипод)27.

Влияние Дельф начало ослабевать уже с конца V века до н. э., но Дельфы оставались одним из крупнейших общегреческих святилищ. В 290 г. до н. э. власть над Дельфами перешла к Этолийскому союзу. В 279 году до н. э. галлы двинулись на Грецию, разбили греков на перевале Фермопилы и разграбили святилище в Дельфах28.

Затем власть над Дельфами установил Рим. В 80-е годы I века до н. э. город был разграблен фракийскими племенами. В конце I века н. э. храм в Дельфах был восстановлен. Последние известные обращения к оракулу относятся к III веку н. э.. Окончательно был запрещён в 394 году императором Феодосием I.

Пифийские игры

Основная статья: Пифийские игры

«Пифийские игры» (или «Пифии») были после Олимпийских игр вторыми по значимости общеэллинскими играми античности. Сначала Игры проводились каждые восемь лет, а начиная с 586 г. до н. э. в честь Аполлона Пифийского стали проходить каждые четыре года.

Первоначально игры состояли только из одного вида состязаний — пения под аккомпанемент кифары. Позднее добавились другие художественные и атлетические соревнования, такие как состязания на колесницах и верховая езда. В театре города Дельфы проводились музыкальные соревнования, а на стадионе Дельф — атлетические состязания. Гонки на колесницах устраивались на равнине у соседнего города Криса.

Проведение Пифийских игр было запрещено приблизительно в то же время, когда закончилось проведение Олимпийских игр (ок. 394 г. н. э.).

Примечания

  1. Де́льфы // Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 107.
  2. Гаспаров М. Л.Занимательная Греция. Дельфы. // infoliolib.info. Дата обращения: 29 апреля 2012.
  3. Схолии к Пиндару. Пифийские песни IV 3 // Примечания М. Л. Гаспарова в кн. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. — М., 1980. — С. 422.
  4. Кулишова О. В. Дельфийский омфал: представления о географическом и сакральном центре у древних греков // Вестник древней истории. — 2006. — № 4. — С. 140—153.
  5. Эсхил. Эвмениды 40; Еврипид. Ион 225
  6. о Фемиде см. Лукан. Фарсалия V 81
  7. Павсаний. Описание Эллады X 5, 6
  8. Павсаний. Описание Эллады II 33, 2; X 5, 6
  9. Плутарх. О том, что Пифия более не прорицает стихами 17
  10. Евмел Коринфский, фр. 12 Бернабе = Климент. Строматы I 164, 3
  11. Примечания И. И. Ковалёвой в кн. Плутарх. Застольные беседы. — М., 1990. — С. 453.
  12. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. — М., 1996. — С. 370—371.
  13. Еврипид. Вакханки 1335
  14. Павсаний. Описание Эллады X 5, 9-13
  15. Пиндар, пеан 8, ст. 66
  16. Пиндар, пеан 8, ст. 67
  17. , с. 89.
  18. , с. 91.
  19. Пиндар, пеан 8, ст. 70-85; Примечания А. А. Григорьевой в кн. Афиней. Пир мудрецов. Кн. 1—8. — М., 2003. — С. 581.
  20. Примечания М. Л. Гаспарова в кн. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. — М., 1980. — С. 464.
  21. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. I
  22. Павсаний. Описание Эллады. X, 24, 5
  23. , с. 69.
  24. , с. 87.
  25. , с. 21.
  26. Parke H.W., Wormell D.E.W. The Delphic Oracle. — Oxford, 1956. — Vol. II. Oracular Responses.
  27. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. — Л., 1986. — С. 120.
  28. Прорыв Галатов к Дельфам