Бульварное кольцо на карте «Атласа столичного города Москвы» (1852—1853) А. Хотева

Бульварное кольцо (Москва)

Запрос «Кольцо „А“» перенаправляется сюда; о литературном журнале см. Кольцо «А» (журнал).

Бульва́рное кольцо́, также кольцо́ А, — непрерывная последовательность бульваров и площадей в Центральном административном округе Москвы, общей протяжённостью в 9 км1. Включает 10 бульваров.

Вопреки названию, кольцо не образует замкнутую окружность, на западе оно заканчивается у площади Пречистенских Ворот, а на востоке — у Большого Устьинского моста2.

История

Бульварное кольцо на карте «Атласа столичного города Москвы» (1852—1853) А. Хотева
Бульварное кольцо на карте «Атласа столичного города Москвы» (1852—1853) А. Хотева
Тверской бульвар. 1825 год
Тверской бульвар. 1825 год

Бульварное кольцо возникло на месте разобранных стен и башенБелого города. В конце XVIII века город вырос, Белгородская стена потеряла своё оборонительное значение и в 1770-е — 1780-е годы была разобрана, а на её месте заложили бульвары. О проездных крепостных башнях в бывшей городской стене напоминают названия многих площадей между бульварами, называющихся «воротами».

Первым в 1796 году был разбит Тверской бульвар по проекту архитектора С. Карина, а кольцо сложилось после 1812 года.

Воинские учения на Чистопрудном бульваре 1 декабря 1941 года
Воинские учения на Чистопрудном бульваре 1 декабря 1941 года

В 1887 году на Бульварном кольце появилась конка, которая в 1911 году была заменена на электрический трамвай. Кольцевой маршрут замыкался по Кремлёвской набережной.

Градостроительные планы «Новая Москва» (1920-е), «Большая Москва» (1925) и Генеральный план реконструкции Москвы (1935) предусматривали замыкание Бульварного кольца в Замоскворечье. В рамках реализации этой идеи в конце 1930-х годов в Замоскворечье снесли часть исторической застройки, воздвигли Большой Устьинский мост и Малый Устьинский мост, фрагментарно возвели по линии будущей трассы кольца новые здания. От Малого Устьинского моста Бульварное кольцо должно было идти до пересечения с Новокузнецкой улицей, далее по скверу — бывшему погосту церкви Параскевы Пятницы до развязки с Пятницкой улицей. Оттуда проектируемое продолжение улицы шло через Ордынский тупик, по Большому Толмачёвскому переулку на сквер у соединения Большой Полянки с Большой Якиманкой. Далее трассу улицы планировали проложить по новому мосту через Водотводный канал, через край Болотного острова и вывести на Соймоновский мост, который должен был соединить остров и Соймоновский проезд и таким образом замкнуть Бульварное кольцо2.

К празднику 800-летия Москвы (1947) старая сетчатая ограда[где?] была заменена узорчатым чугунным барьером, а вместо садовых скамей установлены удобные деревянные диваны, высажено более 4000 деревьев и 13 0000 кустарников. Проектом комплексной реконструкции и озеленения Бульварного кольца руководил В. И. Долганов3.

В 1978 году Бульварное кольцо объявлено[кем?]памятникомсадово-паркового искусства.

К празднованию 850-летия Москвы архитектор Л. В. Жук разработала проекты колористического оформления зданий Бульварного кольца.

Рождественский бульвар во время шествия За свободу «узников 6 мая» 27 октября 2013 года
Рождественский бульвар во время шествия За свободу «узников 6 мая» 27 октября 2013 года

После выборов в Государственную думу 4 декабря 2011 года бульвары и площади Бульварного кольца, наряду с Болотной площадью и проспектом Академика Сахарова, стали местом проведения массовых протестных шествий и митингов4.

Бульвары и площади кольца

Несмотря на своё название, «кольцо» не замкнуто — оно ограничено с юга Москвой-рекой, планы по замыканию кольца достигали лишь частичной реализации2.

Гоголевский бульвар является трёхступенчатым — его проезды и находящийся между ними собственно бульвар расположены на разных высотных уровнях. Так, внутренний, относительно кольца, проезд находится на верхней ступени, непосредственно бульвар — на средней, а внешний проезд — на нижней. Такой рельеф бульвара сформировался благодаря тому, что ручей Черторый (Черторой), который омывал наружный склон вала Белого города и протекал фактически на месте внешнего проезда бульвара, имел разные по высоте берега5.

Kомпоненты

По часовой стрелке:

Транспорт

Бульварное кольцо. Чистопрудный бульвар. 1998 год
Бульварное кольцо. Чистопрудный бульвар. 1998 год

По участку Бульварного кольца проходят трамваиА, 3, 39.

Станции метро

По часовой стрелке:

  • Кропоткинская
  • Арбатская
  • Пушкинская
  • Тверская
  • Чеховская
  • Трубная
  • Тургеневская
  • Сретенский бульвар
  • Чистые пруды

Галерея

Примечания

  1. Белов Д. А., Белова Н. К. Состояние насаждений на Бульварном кольце г. Москвы. // Вестник Московского государственного университета леса–Лесной вестник 19.1 (2015)
  2. Архитектура Москвы 1933—1941 гг. / Автор-сост. Н. Н. Броновицкая. — М.: Искусство—XXI век, 2015. — С. 205. — 320 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-121-0.
  3. Биография В. И. ДолгановаАрхивная копия от 9 октября 2008 на Wayback Machine
  4. Алина Клещенко, Василий Борщов.Хроника протестного движения в цифрах, фактах и лицах. Аргументы и факты (10 декабря 2012). Дата обращения 5 ноября 2013.
  5. Энциклопедия Москвы. Гоголевский бульвар