Гоголевский бульвар

Бульварное кольцо

Бульва́рное кольцо́, также кольцо́ А, — непрерывная последовательность бульваров и площадей в Центральном административном округе Москвы, общей протяжённостью в 9 км1. Включает 10 бульваров.

Вопреки названию, кольцо не образует замкнутую окружность, на западе оно заканчивается у площади Пречистенских Ворот, а на востоке — у Большого Устьинского моста2.

История

Бульварное кольцо возникло на месте разобранных стен и башенБелого города. В конце XVIII века город вырос, Белгородская стена потеряла своё оборонительное значение и в 1770-е — 1780-е годы была разобрана, а на её месте заложили бульвары. О проездных крепостных башнях в бывшей городской стене напоминают названия многих площадей между бульварами, называющихся «воротами».

Первым в 1796 году был разбит Тверской бульвар по проекту архитектора С. Карина, а кольцо сложилось после 1812 года.

В 1887 году на Бульварном кольце появилась конка, которая в 1911 году была заменена на электрический трамвай. Кольцевой маршрут замыкался по Кремлёвской набережной.

Градостроительные планы «Новая Москва» (1920-е), «Большая Москва» (1925) и Генеральный план реконструкции Москвы (1935) предусматривали замыкание Бульварного кольца в Замоскворечье. В рамках реализации этой идеи в конце 1930-х годов в Замоскворечье снесли часть исторической застройки, воздвигли Большой Устьинский мост и Малый Устьинский мост, фрагментарно возвели по линии будущей трассы кольца новые здания. От Малого Устьинского моста Бульварное кольцо должно было идти до пересечения с Новокузнецкой улицей, далее по скверу — бывшему погосту церкви Параскевы Пятницы до развязки с Пятницкой улицей. Оттуда проектируемое продолжение улицы шло через Ордынский тупик, по Большому Толмачёвскому переулку на сквер у соединения Большой Полянки с Большой Якиманкой. Далее трассу улицы планировали проложить по новому мосту через Водоотводный канал, через край Болотного острова и вывести на Соймоновский мост, который должен был соединить остров и Соймоновский проезд и таким образом замкнуть Бульварное кольцо2.К празднику 800-летия Москвы (1947) старая сетчатая ограда[где?] была заменена узорчатым чугунным барьером, а вместо садовых скамей установлены удобные деревянные диваны, высажено более 4000 деревьев и 13 0000 кустарников. Проектом комплексной реконструкции и озеленения Бульварного кольца руководил В. И. Долганов3.

В 1978 году Бульварное кольцо объявлено[кем?]памятникомсадово-паркового искусства.

К празднованию 850-летия Москвы архитектор Л. В. Жук разработала проекты колористического оформления зданий Бульварного кольца.

После выборов в Государственную думу 4 декабря 2011 года бульвары и площади Бульварного кольца, наряду с Болотной площадью и проспектом Академика Сахарова, стали местом проведения массовых протестных шествий и митингов4.

Бульвары и площади кольца

Несмотря на своё название, «кольцо» не замкнуто — оно ограничено с юга Москвой-рекой, планы по замыканию кольца достигали лишь частичной реализации2.

Гоголевский бульвар является трёхступенчатым — его проезды и находящийся между ними собственно бульвар расположены на разных высотных уровнях. Так, внутренний, относительно кольца, проезд находится на верхней ступени, непосредственно бульвар — на средней, а внешний проезд — на нижней. Такой рельеф бульвара сформировался благодаря тому, что ручей Черторый (Черторой), который омывал наружный склон вала Белого города и протекал фактически на месте внешнего проезда бульвара, имел разные по высоте берега5.

Самый короткий — Сретенский бульвар, самый длинный — Тверской.

Компоненты

По часовой стрелке:

Транспорт

По участку Бульварного кольца проходят трамваиА, 3, 39.

Станции метро

По часовой стрелке:

  • Кропоткинская
  • Арбатская
  • Пушкинская
  • Тверская
  • Чеховская
  • Трубная
  • Тургеневская
  • Сретенский бульвар
  • Чистые пруды

Галерея

Примечания

  1. Белов Д. А., Белова Н. К. Состояние насаждений на Бульварном кольце г. МосквыАрхивная копия от 30 августа 2019 на Wayback Machine. // Вестник Московского государственного университета леса–Лесной вестник 19.1 (2015)
  2. Архитектура Москвы 1933—1941 гг. / Автор-сост. Н. Н. Броновицкая. — М.: Искусство—XXI век, 2015. — С. 205. — 320 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-121-0.
  3. Биография В. И. ДолгановаАрхивная копия от 9 октября 2008 на Wayback Machine
  4. Алина Клещенко, Василий Борщов.Хроника протестного движения в цифрах, фактах и лицах. Аргументы и факты (10 декабря 2012). Дата обращения: 5 ноября 2013. Архивировано 5 ноября 2013 года.
  5. Энциклопедия Москвы. Гоголевский бульвар. Дата обращения: 24 сентября 2011. Архивировано 30 августа 2011 года.