Царицыно. Мост через овраг 2018 01

Большой мост через овраг

Большо́й мост че́рез овра́г (Готи́ческий мост) — мост, входящий в комплекс застройки Царицынского дворцово-паркового ансамбля. Выдающийся памятник архитектуры XVIII века, возведённый в 17781784 годах по проекту и под руководством Василия Баженова в ходе строительства подмосковной резиденции императрицы Екатерины II.

Строительство и архитектурные особенности

— докладывал генерал-губернатор обеих столиц Я. А. Брюс в письме Екатерине II после инспекции царицынского строительства осенью 1784 года. С Большого моста по замыслу Баженова начинался собственно дворцовый ансамбль: к нему подходило ответвление от Каширской дороги, идущей от Коломенского. С подъезда к мосту раскрывался северный фасад Царицына1.

Если посмотреть на карту, то с утилитарной точки зрения разумнее было бы расположить мост восточнее храма иконы Божией матери «Живоносный Источник» — тогда бы ответвление от Каширской дороги было бы прямым, а парадный подъезд осуществлялся бы в районе Второго Кавалерского корпуса. Овраг в этом месте у́же и мельче — мост был бы меньших размеров. Однако Баженов выбрал другое место: для него было важно, чтобы парадный въезд на мост стал бы составной частью Берёзовой перспективы (основной композиционной оси ансамбля); с изгибающегося ответвления от дороги открывался северный фасад Царицына для обзора с близкого расстояния. К тому же расположение моста непосредственно у Нижнего (ныне Среднего) пруда позволяло любоваться постройкой с воды или дорожек вдоль берега23.

80-метровый мост является шедевром отечественного мостового строительства; он не только самый крупный из сохранившихся мостов XVIII века, но и обладает уникальными художественными особенностями; мост производит впечатление цельности и гармоничности, массивность конструкции мастерски декорирована и визуально облегчена. Здесь в полной мере представлен баженовский «театр архитектуры»: утилитарное сооружение оформлено «не по статусу» богато. Широкие стрельчатые арки с пучками изящных вытянутых полуколонн центральной части моста напоминают порталы готических соборов; люкарны с лучистыми звёздами решёток и розетты имитируют готические круглые окна. Орнаментальный пояс-зигзаг под карнизом, белокаменные вставки в виде кругов и ромбов создают неповторимую выразительную декорацию. Ряд декоративных деталей моста образно выражают масонские идеи Баженова: к символике масонов относятся солнечные лучи, обрамляющие полукруглые арки (намёк на Всевидящее Око — христианский символ, ставший также одним из главных масонских символов) и скрещённые мечи в квадратах, символизирующие верность масонскому братству и справедливость124.

Мост строился в 17781784 годах с перерывами. Строители столкнулись с проблемами сразу же при закладке моста: при рытье котлованов забили ключи, а грунт оказался более зыбким, чем предполагалось; пришлось забить более двух тысяч свай для его укрепления. В первоначальный проект зодчий был вынужден внести изменения, отчего мост получился более массивным, чем это видно на первоначальном «Плане села Царицына». В 1784 году мост был закончен, недоставало только парапета. Баженову не удалось здесь полностью воплотить свой авторский замысел: парапет у моста появился лишь в начале XIX века и отличался от задуманного архитектором3.

Дальнейшая судьба

В конце XIX века мост стал частью Царицынского шоссе, связавшего станцию Царицыно с Каширской дорогой. В годы Великой Отечественной войны по нему нередко проходили колонны средних танков; немецкой авиацией осенью 1941 года была предпринята попытка разрушить мост, но мощная фугасная бомба разорвалась в Нижнем Царицынском пруду. По своему прямому назначению мост эксплуатировался до того, как в 1975 году было проложено Новоцарицынское шоссе; движение по Царицынскому шоссе (то есть по территории дворцового комплекса) закрылось. К 1980 году мост находился в аварийном состоянии; частично обрушились проезды, был утрачен парапет и детали декора. Реставрационные работы проводились в 19851995 годах с помощью польских реставраторов. Внешний облик моста восстановлен в том виде, в каком существовал в XIX—XX веках35.

Примечания

  1. Минеева, К. И. Царицыно. Дворцово-парковый ансамбль. — М.: Искусство, 1988.
  2. Егорычев, Виктор. Золотое Царицыно. Архитектурные памятники и ландшафты музея-заповедника «Царицыно». — М.: Трэвел-Дизайн/ГМЗ «Царицыно», 2008. — ISBN 978-5-903829-04-0.
  3. Сергеев, И. Н. Царицыно. Страницы истории. — М.: Мир книги, 1993. — ISBN 5-7043-0489-3.
  4. Разгонов, С. Н. Василий Иванович Баженов. — М.: Искусство, 1985. — (Жизнь в искусстве).
  5. Официальный сайт ГМЗ «Царицыно»Архивная копия от 7 ноября 2008 на Wayback Machine