Bolshoy Konushenny Bridge SPB 01

Большой Конюшенный мост

Большой Коню́шенный мост — соединяет между собой Казанский и 1-й Адмиралтейскийострова через реку Мойку в Центральном районеСанкт-Петербурга.

Расположение

Соединяет между собой Конюшенный и Мошков переулки.

Ближайшая станция метрополитена (900 м) — «Гостиный двор», выход на Канал Грибоедова

Название

Фонарь моста на фоне ансамбля Конюшенной площади
Фонарь моста на фоне ансамбля Конюшенной площади

Название моста произошло от здания Главных императорских конюшен, расположенных на левом берегу реки Мойки, дом № 42. От этого здания также произошли названия Большой и Малой Конюшенных улиц, Конюшенной площади и Конюшенного переулка.

История

Первоначально здесь Германом ван Болесом в 1753 году был построен деревянный разводной мост. Мост был обшит досками и по тогдашней моде окрашен «под камень»2.

В 1828 году мост был заменён на новый однопролётный арочный мост из чугунныхтюбингов, соединенных болтами. Проект переправы был выполнен инженерами Е. А. Адамом, В. К. Треттером и В. И. Гесте3. Проект уникален тем, что эти тюбинги изначально предназначались для строительства Мало-Конюшенного моста, но в связи с принятием нового проекта, там не понадобились4.

Для уменьшения массы тюбингов в их боковых стенках по предложению П. П. Базена делались отверстия эллиптической формы. Чугунная арка опирается на береговые устои, которые облицованы гранитными блоками правильной резки. В основании устоев — деревянные ростверки, опирающиеся на сваи2.

Фасады пролётного строения моста декорированы чугунными листами, эти листы украшены художественным орнаментом. При въездах на мост были установлены торшеры с фонарями. Решётка моста исполнена в виде часто расставленных дротиков с накладной арматурой из переплетённых венков, пронизанных копьевидными шестами с наконечниками, и поддерживающих перила фигурных кронштейнов. Фонарные столбы подняты над парапетами набережных гранитными парапетами на относительно высоких чугунных пьедесталах2.

В 1935 году по причине деформации в опорах и пролётном строении был проведён ремонт моста по проекту инженеровМ. И. Жданова и А. Д. Саперштейн. Поверх чугунного был уложен железобетонный свод, были ликвидированы ограждения между тротуарами и проезжей частью2.

В 1951 году под руководством архитектораА.Л. Ротача была выполнена реставрация торшеров с фонарями и решёток2.

Достопримечательности

Решётка моста
Решётка моста
  • Рядом с мостом расположен музей-квартира А. С. Пушкина наб. реки Мойки, 12.

Примечания

  1. www.most-spb.ru«Большой Конюшенный мост». Дата обращения 19 февраля 2008.
  2. www.most-spb.ru«Большой Конюшенный мост. Историческая справка». Дата обращения 19 февраля 2008.
  3. Распоряжение от 27.02.2018 № 07-19-75/18 - Мост Инженерный Первый в составе ансамбля Набережные и мосты реки Мойки (1-й Инженерный мост, литера А). КГИОП (27 февраля 2018). Дата обращения 25 февраля 2020.
  4. Часть модели: Площадь искусств; Режим: Исторический вид.Театральный и Мало-конюшенный мосты(недоступная ссылка — история ). Проект «Санкт-Петербург 300». Дата обращения 3 мая 2008.(недоступная ссылка)