Мост Охтинский № 3

Большой Ильинский мост

Большо́й Ильи́нский мост (Третий Охтинский, Ильинский) — мост через реку Охту в Красногвардейском районеСанкт-Петербурга. Один из первых монолитных железобетонных проезжих мостов, построенных в Санкт-Петербурге и сохранившихся в первоначальном виде12.

Расположение

Расположен в створе шоссе Революции, в месте примыкания к нему «Ильинской слободы» и соединяет Большой Ильинский сад с Малым Ильинским садом.

Рядом с мостом расположена церковь Святого Пророка Илии.

Выше по течению находится Охтинская плотина, ниже — Армашёвский мост.

Ближайшая станция метрополитена — «Ладожская».

Название

Первоначально, с 1912 г. , мост именовался Ильинским по расположенной рядом церковь Святого Пророка Илии3. В 1950-х гг. первые 5 мостов через Охту, существовавших в то время, были пронумерованы против течения, мост стал называться 3-м Охтинским4. 6 ноября 1997 г. мост был переименован в Большой Ильинский (расположенный рядом мост через реку Луппу был назван Малым Ильинским)5.

История

В 1912 году на месте деревянного моста по проекту архитектора Г. А. Гиршсона товариществом «Железо-бетон» построен трёхпролётный железобетонный мост. Длина моста составляла 36,5 м, ширина — 9 м, в том числе 2 тротуара по 1,2 м.В 1940—1950 гг. в теле опор моста образовались глубокие раковины (по-видимому, по причине спуска в реку окружающими заводами агрессивных жидкостей), на главных балках пролётного строения обнаружилось разрушение защитного слоя бетона и оголение арматуры6.В 1950 г. по проекту инженера В. В. Демченко произведен капитальный ремонт пролетного строения и опор17. В 1964 г. мост был уширен за счет выноса тротуаров на консоли. Ширина моста составила 11,1 м, в том числе 2 тротуара по 2,1 м89.

В 1991 г. по рекомендации Научно-экспертного совета КГИОП мост был включен в «Список вновь выявленных памятников истории и культуры». Распоряжением мэра Санкт-Петербурга № 108-р от 30.01.1992 г. мост был объявлен памятником истории и культуры10.

К концу 1990-х гг. возникла необходимость в ремонте и реконструкции моста из-за неудовлетворительного состояния конструкций и недостаточной пропускной способности.

Заказчиком работ являлся Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству администрации Санкт-Петербурга, генподрядчиком — ОАО «Ризалит», генеральным проектировщиком — ЗАО "Институт «Стройпроект» (инженеры А. А. Станевич, И. Д. Стенин)1112. Проект утверждался Научным советом Санкт-Петербурга по вопросам охраны культурного наследия9.

10 декабря 2001 г. мост был закрыт закрыт для движения транспорта13. В ходе работ на мосту были заменены элементы его полотна, установлена железобетонная плита в основании проезжей части, устроены подземные коммуникации, отреставрированы железобетонные конструкции, уложено асфальтобетонное покрытие. Пролетное строение моста было оставлено без изменений, так как гидроизоляция балластного корыта, выполненная из литого асфальта, сохранилась в удовлетворительном состоянии. Заменена была только его гидроизоляция10. Выше по течению был построен второй мост, металлическое пролетное строение которого повторило конфигурацию существующего моста. Торжественное открытие моста после ремонта состоялось 23 декабря 2002 г. в присутствии губернатора города В. А. Яковлева14.

Конструкция

Мост трехпролетный балочно-неразрезной системы, по схеме 11,2+13,5+11,2 м9. Состоит из двух мостов — железобетонного и металлического, не объединенных друг с другом. Железобетонное пролетное строение имеет 5 главных балок высотой 80 см и систему поперечных балок6. Металлическое пролетное строение повторяет конфигурацию железобетонного. Устои и промежуточные опоры из монолитного железобетона на свайном основании. Общая длина моста составляет 37,8 м (36,5 м6), ширина — 18,25 м7.

Проезжая часть моста включает в себя 2 полосы для движения автотранспорта, разделенные между собой (на разделительной полосе устроен шов между пролетными строениями). Тротуары вынесены на консоли, отделяются от проезжей части высоким железобетонным парапетом. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. Перильные ограждения состоят из железобетонных тумб и металлических решеток, однотипных с ограждениями набережной Обводного канала.

Примечания

  1. , с. 314.
  2. , с. 13.
  3. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 92. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  4. Ерофеев А. Д., Владимирович А. Г. Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов. — СПб.: АСТ, 2009. — С. 465. — 752 с.
  5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 6 февраля 2006 года N 117 «О Реестре названий объектов городской среды»
  6. , с. 188.
  7. Большой Ильинский мост //СПб ГБУ «Мостотрест»
  8. , с. 313.
  9. Охтинский мост № 3 через р. Охту//Инженерная группа «Стройпроект»
  10. Капитальный ремонт охтинского моста № 3 через р. Охту в Санкт-ПетербургеАрхивная копия от 22 декабря 2015 на Wayback Machine//ЗАО «Экотранс-Дорсервис»
  11. , с. 65.
  12. , с. 14.
  13. Закрыт еще один мост. Фонтанка.ру (11 декабря 2001). Дата обращения 11 декабря 2015.
  14. Торжественное открытие после капитального ремонта Охтинского моста N3 состоялось. Фонтанка.ру (23 декабря 2002). Дата обращения 11 декабря 2015.