Мост Охтинский № 3

Большой Ильинский мост

Большо́й Ильи́нский мост (Третий Охтинский, Ильинский) — автодорожный балочный мост через Охту в Красногвардейском районеСанкт-Петербурга. Один из первых монолитных железобетонных проезжих мостов, построенных в Санкт-Петербурге и сохранившихся в первоначальном виде12. Объект культурного наследия России регионального значения.

Расположение

Расположен в створе шоссе Революции, в месте примыкания к нему «Ильинской слободы» и соединяет Большой Ильинский сад с Малым Ильинским садом. Рядом с мостом находится церковь Святого Пророка Илии.

Выше по течению находится Охтинская плотина, ниже — Армашёвский мост.

Ближайшая станция метрополитена — «Ладожская».

Название

С XVIII века мост именовался Ильинским по расположенной рядом церковь Святого Пророка Илии34. В 1950-х годах первые 5 мостов через Охту, существовавших в то время, были пронумерованы против течения, мост стал называться 3-м Охтинским5. 6 ноября 1997 года мост был переименован в Большой Ильинский (расположенный рядом мост через реку Луппу был назван Малым Ильинским)6.

История

Деревянный мост на этом месте отмечен на картах с 1720-х годов7. В 1912 году на месте деревянного моста по проекту архитектора Г. А. Гиршсона товариществом «Железо-бетон» построен трёхпролётный железобетонный мост89. Длина моста составляла 36,5 м, ширина — 9 м, в том числе 2 тротуара по 1,2 м.

В 1940—1950 годах в теле опор моста образовались глубокие раковины (по-видимому, по причине спуска в реку окружающими заводами агрессивных жидкостей), на главных балках пролётного строения обнаружилось разрушение защитного слоя бетона и оголение арматуры10. В 1950 году по проекту инженера В. В. Демченко произведен капитальный ремонт пролетного строения и опор111. В 1964 году мост был уширен за счет выноса тротуаров на консоли. Ширина моста составила 11,1 м, в том числе 2 тротуара по 2,1 м1213.

В 1991 году по рекомендации Научно-экспертного совета КГИОП мост был включен в «Список вновь выявленных памятников истории и культуры». Распоряжением мэра Санкт-Петербурга № 108-р от 30.01.1992 года мост был объявлен памятником истории и культуры.

К концу 1990-х годов возникла необходимость в ремонте и реконструкции моста из-за неудовлетворительного состояния конструкций и недостаточной пропускной способности. Заказчиком работ являлся Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству администрации Санкт-Петербурга, генподрядчиком — ОАО «Ризалит», генеральным проектировщиком — ЗАО "Институт «Стройпроект» (инженеры А. А. Станевич, И. Д. Стенин)1415. Проект утверждался Научным советом Санкт-Петербурга по вопросам охраны культурного наследия13.

10 декабря 2001 года мост был закрыт закрыт для движения транспорта16. В ходе работ на мосту были заменены элементы его полотна, установлена железобетонная плита в основании проезжей части, устроены подземные коммуникации, отреставрированы железобетонные конструкции, уложено асфальтобетонное покрытие. Пролётное строение моста было оставлено без изменений, так как гидроизоляция балластного корыта, выполненная из литого асфальта, сохранилась в удовлетворительном состоянии. Заменена была только его гидроизоляция17. Выше по течению был построен второй мост, металлическое пролетное строение которого повторило конфигурацию существующего моста. Торжественное открытие моста после ремонта состоялось 23 декабря 2002 года в присутствии губернатора города В. А. Яковлева18.

Конструкция

Вид на мост с низовой стороны
Вид на мост с низовой стороны

Мост трёхпролётный балочно-неразрезной системы, по схеме 11,2+13,5+11,2 м13. Состоит из двух мостов — железобетонного и металлического, не объединённых друг с другом. Железобетонное пролётное строение имеет 5 главных балок высотой 80 см и систему поперечных балок10. Металлическое пролётное строение повторяет конфигурацию железобетонного. Устои и промежуточные опоры из монолитного железобетона на свайном основании. Общая длина моста составляет 37,8 м (36,5 м10), ширина — 18,25 м11.

Проезжая часть моста включает в себя 2 полосы для движения автотранспорта, разделённые между собой (на разделительной полосе устроен шов между пролётными строениями). Тротуары вынесены на консоли, отделяются от проезжей части высоким железобетонным парапетом. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. Перильные ограждения состоят из железобетонных тумб и металлических решеток, однотипных с ограждениями набережной Обводного канала.

Примечания

  1. , с. 314.
  2. , с. 13.
  3. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 92. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  4. Историческое описание Охтенского порохового завода. Период 1 : (От основания завода до учреждения на нем военного поселения : 1715—1815 гг.) / Сост. К. И. Каменев. — СПб., 1891. — С. 131, 168. — 411 с.
  5. Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. — М.: АСТ ; СПб.: Астрель-СПб ; Владимир: ВКТ, 2009. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-057482-7.
  6. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 6 февраля 2006 года N 117 «О Реестре названий объектов городской среды»
  7. Приложение к Историческому описанию Охтенского порохового завода. Карты, планы и чертежи / Сост. К. И. Каменев. — 1891. — С. I, II.
  8. О постройке нового железобетонного моста через реку Охту Товариществом «Железо-Бетон» // ЦГИА СПб. Фонд 1285. Опись 2. Дело 1636.
  9. Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда. — Л.: Стройиздат, 1986. — С. 233. — 280 с.
  10. , с. 188.
  11. Большой Ильинский мост. СПб ГБУ «Мостотрест».
  12. , с. 313.
  13. Охтинский мост № 3 через р. Охту. АО «Институт «Стройпроект».
  14. , с. 65.
  15. , с. 14.
  16. Закрыт еще один мост. Фонтанка (11 декабря 2001). Дата обращения: 11 декабря 2015.
  17. Капитальный ремонт охтинского моста № 3 через р. Охту в Санкт-ПетербургеАрхивная копия от 22 декабря 2015 на Wayback Machine//ЗАО «Экотранс-Дорсервис»
  18. Торжественное открытие после капитального ремонта Охтинского моста N3 состоялось. Фонтанка (23 декабря 2002). Дата обращения: 11 декабря 2015.