Birzhevoy Bridge SPB 01

Биржевой мост

Биржево́й мост (c 1922 по 1989 год — мост Строи́телей) — разводной мост через Малую Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет между собой Васильевский и Петроградский острова.

Расположение

Мост расположен между Биржевой площадью на стрелке Васильевского острова и Мытнинской набережной на Петроградской стороне.

Ближайшая станция метро«Спортивная» .

Название

6 апреля 1894 года мост получил название Биржевой. В октябре 1918 г. мост переименовали в мост Строителей. Название просуществовало до 22 сентября 1989 года, после чего мост снова стал называться Биржевым1.

История

Биржевой мост в 1903 году
Биржевой мост в 1903 году

Первый мост на этом месте был построен в 18931894 годах по проекту инженера Н. М. Мазурова. Это был двадцатипятипролётный деревянный трапецеидально-подкосный мост со средним 14-метровым двукрылым разводным пролётом. Длина моста составляла 326 м, ширина — 18,7 м (14 м ширина проезжей части и два тротуара по 1,45 м), по одной стороне моста был уложен одиночный путь конки23. Трасса моста пролегала по оси узкого Зоологического переулка. В 1913 г. мост был перестроен для прокладки линии трамвая4. В 1914 году городской Управой поднимался вопрос о сооружении нового постоянного металлического моста, который предполагалось расположить на 70 м ниже по течению деревянного моста5. Начавшаяся Первая мировая война помешала осуществить этот проект6.

В 1929—1930 гг. деревянные рамы разводного пролета были заменены на металлические, ручные лебедки заменили электрическими механизмами784.В 1947 г. в постоянных пролётах были установлены металлические пролётные строения с продольными и поперечными связями. Ширина моста была уменьшена с 21 метра до 18 м. Опоры и проезжая часть остались деревянными78.

Существующий мост построен в 19571960 гг. по проекту инженеров Ленгипроинжпроекта В. В. Демченко, Б. Б. Левина и архитекторов Л. А. Носкова и П. А. Арешева910. Проект моста был составлен и одобрен ещё в 1940 году, но его постройке помешала Великая Отечественная война11. Мост построили на 70 м ниже по течению.

Работы по строительству моста производил «Ленмостострой». Для монтажа пролетного строения моста применялся плавучий 200-тонный кран. Пролетные строения, общий вес которых около 5000 т, собирали на берегу одновременно с сооружением опор. Отдельные блоки пролетных строений весом до 15 т изготовляли на заводе и на автомобилях доставляли на монтажную площадку, расположенную в 200 м ниже по течению от строящегося моста. На этой площадке на специальных кружалах собирали секции пролетных строений весом до 120 т, после чего по специальным пирсам выкатывали их к плавучему крану12.

Одновременно с постройкой моста перепланировке подверглись набережная Макарова на одном берегу и Мытнинская набережная — на другом, в результате чего стрелка приобрела ярко выраженную ось симметрии. Новому мосту авторы придали внешние формы, подобные Дворцовому мосту, усиливая это впечатление. Чтобы приблизить длину моста к длине Дворцового, было засыпано мелководье у правого берега Малой Невы и часть протока, отделявшего Ватный остров от Петроградской стороны, а на засыпанном участке создана обширная предмостная площадь13.

Разводная часть
Разводная часть

Конструкция

Мост состоит из пяти стальных сварных пролётных строений. Длины пролётов симметричны и составляют 37 м + 43,5 м + 53 м + 43,5 м + 37 м611. Центральный пролёт — разводной двукрылый. Общая длина моста — 239 м, ширина между перилами — 27 м, ширина проезжей части — 21 м10.Железобетонные опоры моста облицованы гранитом. Мост украшают чугунные решётки с трезубцем Нептуна (промежуточные в виде копий).

Именно этот мост разводится в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России».

В 1996—1997 гг. демонтированы трамвайные рельсы.

Примечания

  1. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 27. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  2. С.-Петербургское городское общественное управление в 1894 году. — СПб., 1895. — С. 416.
  3. Заметки Зодчего // Неделя строителя. — СПб., 1894. — № 14. — С. 65.
  4. Докладная записка управления «Дормост» в Исполком Ленгорсовета об утверждении проекта и сметы на капитальный ремонт моста Строителей [Биржевого через Малую Неву. 1947. ЦГА СПб]
  5. Хроника // Зодчий. — СПб., 1914. — № 37. — С. 419.
  6. , с. 27.
  7. Биржевой мост//СПб ГБУ «Мостотрест»
  8. Биржевой мост//Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга
  9. , с. 28.
  10. , с. 317.
  11. , с. 220.
  12. Скородумов И. Г.Монтаж пролетных строений плавучим краном // Автомобильные дороги. — М., 1961. — Вып. 12. — С. 7—8.
  13. , с. 222.