Birzhevoy Bridge SPB 01

Биржевой мост

Биржево́й мост (c 1922 по 1989 год — мост Строи́телей) — автодорожный металлический разводной мост через Малую Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет между собой Васильевский и Петроградский острова. Мост придает завершённость и композиционную уравновешенность ансамблю стрелки Васильевского острова, образуя с Дворцовым мостом единый архитектурный ансамбль123.

Первый мост построен в 1893—1894 годах, став один из последних больших деревянных мостов с разводным пролётом, сооружённых в Петербурге до 1917 года. В 1957—1960 годах построен существующий пятипролётный металлический арочный мост. В 2021 году мост закрыт на капитальный ремонт, который планируется завершить к маю 2023 года.

Расположение

Мост расположен у истока Малой Невы, соединяя Биржевую площадь на стрелке Васильевского острова с площадь Академика Лихачёва и Мытнинской набережной на Петроградской стороне4.

Рядом с мостом находятся здания ансамбля Стрелки Васильевского острова: Ростральные колонны (Санкт-Петербург) (архитектор Ж.-Ф. Тома де Томон, 1805—1810), Биржа (архитектор Ж.-Ф. Тома де Томон, 1805—1816), Северный пакгауз Биржи (архитектор А. Д. Захаров, 1826—1832), Таможня (архитектор И. Ф. Лукини, 1829—1832). На правом берегу расположен Тучков буян. Ближайшая станция метро«Спортивная». Ниже по течению находится Тучков мост5.

Название

6 апреля 1894 года мост получил название Биржевой. В октябре 1918 года мост переименовали в мост Строителей — имелись в виду строители нового коммунистического общества67. Название просуществовало до 22 сентября 1989 года, после чего мост снова стал называться Биржевым89.

История

Впервые строительство моста через Малую Неву на этом месте предусматривалось генеральным планом архитектора Ж.-Б. Леблона, составленным в 1717 году10. Однако в 1720-х годах на стрелку Васильевского острова перевели морской торговый порт11. Вместо моста, который служил бы препятствием для интенсивного судоходства, использовался Мытнинский лодочный перевоз12.

Деревянный мост

Биржевой мост в 1903 году
Биржевой мост в 1903 году
Биржевой мост. Фото Б. Холмса, 1901
Биржевой мост. Фото Б. Холмса, 1901

Строительство постоянного моста в этом месте стало возможным только после перевода торгового порта на Гутуевский остров в 1874—1885 годах139. В начале 1893 года по распоряжению городской управы инженером Н. М. Мазуровым был составлен проект моста, высочайше утверждённый Александром III 19 мая того же года. Закладка моста состоялась 22 июня 1893 года14. Строительство заняло меньше года — освящение и открытие моста состоялось 27[8] апреля1894 года в присутствии духовенства Князь-Владимирского собора, петербургского градоначальника, городского головы, комендантаПетропавловской крепости и других лиц1510.

Это был двадцатипятипролётный деревянный трапецеидально-подкосный мост со средним 14-метровым двукрылым разводным пролётом (всего судоходными были 3 пролёта)1617. Опоры моста были деревянные на свайном основании, защищены от навала судов и льда специальными кустами из деревянных свай96. Длина моста составляла 326 м, ширина — 18,7 м (14 м ширина проезжей части и два тротуара по 1,45 м), по одной стороне моста был уложен одиночный путь конки181915. Трасса моста пролегала по оси Зоологического переулка. На правом берегу реки была отсыпана земляная подходная дамба длиной 17 м, ограждённая с обеих сторон деревянным забивным шпунтом20. Мост стал одним из последних больших деревянных мостов с разводным пролётом, сооружённых в Петербурге до 1917 года21.

В 1913—1916 годах мост был перестроен для прокладки линии трамвая2223. В 1914 году городской Управой поднимался вопрос о сооружении нового постоянного металлического моста, который предполагалось расположить на 70 м ниже по течению деревянного моста24. Начавшаяся Первая мировая война помешала осуществить этот проект259.

В 1929—1930 годах деревянные рамы разводного пролета были заменены на металлические, ручные лебедки заменили электрическими механизмами4222627.

Во время блокады мост был частично разрушен попаданием немецких артиллерийских снарядов. Опоры и пролётное строение моста были восстановлены силами отдельного Ленинградского дорожно-мостового восстановительного батальона МПВО28.

В 1947 году в постоянных пролётах были установлены металлические пролётные строения с продольными и поперечными связями. Ширина моста была уменьшена с 21 до 18 м. Опоры и проезжая часть остались деревянными2942627.

Старый мост продолжал эксплуатироваться, однако всё хуже удовлетворял транспортным требованиям как по пропускной способности, так и по грузоподъёмности. Кроме того, относительно небольшие пролёты моста серьёзно препятствовали пропуску льда и судоходству. Состояние сооружения серьезно ухудшилось после навала на мост 12 ноября 1956 года 30 грузовых судов, ждавших ночного пропуска в судоходный пролёт и повреждений деревянных опор ледоходом весной 1957 года930. После открытия в 1960 году металлического моста старый деревянный мост был разобран31.

Металлический мост

К 1939 году группой инженеров проектного отдела Ленмосттреста во главе с В. В. Демченко, В. И. Крыжановского и архитектора Л. А. Носкова было разработано 5 основных вариантов капитального моста Строителей: два арочных и три балочных3233. К реализации был одобрен был вариант пятипролётного металлического арочного моста. Длина проектируемого моста составляла 233 м, ширина — 30,4 м (проезжая часть шириной 24,4 м предусматривала двухпутную трамвайную линию, 4 полосы для движения автотранспорта и 2 велосипедные дорожки)33. Президиум Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся постановлением от 19 ноября 1939 года утвердил строительство моста. Начало работ было запланировано на четвёртый квартал 1940 года34. Однако из-за начала cоветско-финляндской войны, а также критики со стороны известного мостостроителя В. Г. Передерия, предложившего вариант семипролётного балочного моста34, строительство было перенесено на конец 1941 года. Из-за начала Великой Отечественной войны планы по строительству моста были свёрнуты359.

В 1950 году работы по проектированию моста возобновились36. Из-за появления новых материалов, технологий строительства и нормативных требований к мостам возникла необходимость составления нового проекта постоянного моста37. Проектированием занимался тот же коллектив инженеров, что и в конце 1930-х годов — инженеры института «Ленгипроинжпроект» В. В. Демченко, Б. Б. Левин. Архитектурную часть проекта разрабатывали архитекторы Л. А. Носков и П. А. Арешев385. Создание симметричной композиции из двух мостов и ансамбля Стрелки стало основным направлением при проектировании нового моста35. После анализа вариантов 1930-х годов проектировщики разработали 4 новых варианта строительства — по два варианта арочного и балочного пятипролётного моста из стали и железобетона. Во всех вариантах разводной пролёт располагался в центре моста и перекрывался металлическим двукрылым пролётным строениям раскрывающейся системы с расположением противовесов в теле опор разводного пролёта. Для уменьшения толщины опор разводного пролёта противовес прикреплён к хвостовым частям крыльев не жёстко, а шарнирно. По результатам технико-экономического сравнения в ноябре 1956 года39 был утверждён проект арочного моста с металлическими пролётными строениями40.

В 1957 году началось строительство постоянного моста. Благодаря тому, что ось нового моста располагалась ниже по течению, движения транспорта и пешеходов осуществлялось по старому мосту. Условия пропуска судов не ухудшились, но разводной пролёт старого деревянного моста перенесли в другое место из-за необходимости обеспечения безопасности при строительстве опор нового моста41.

Строительные площадки располагались и на левом, и на правом берегах Малой Невы. Опоры сооружались под защитой металлического и деревянного шпунтового ограждения. Для доступа рабочих и подачи материалов с верховой стороны строящегося моста был сооружён лёгкий временный мостик42. На набережной Макарова у дома №12 располагался бетонный завод43.

Для монтажа пролётного строения моста применялся плавучий 200-тонный кран. Пролётные строения, общий вес которых около 5000 т, собирали на берегу одновременно с сооружением опор. Отдельные блоки пролётных строений весом до 15 т изготовляли на заводе и на автомобилях доставляли на монтажную площадку, расположенную в 200 м ниже по течению от строящегося моста. На этой площадке на специальных кружалах собирали секции пролётных строений весом до 120 т, после чего по специальным пирсам выкатывали их к плавучему крану44.

Одновременно со строительством моста шло строительство набережных на левом и правом берегах Малой Невы. На левом берегу достраивалась набережная у Биржевой площади и участок набережной Макарова, примыкающий к новому мосту45. Перепланировке подверглись набережная Макарова на одном берегу и Мытнинская набережная — на другом, в результате чего стрелка приобрела ярко выраженную ось симметрии35. Новому мосту авторы придали внешние формы, подобные Дворцовому мосту, усиливая это впечатление. Чтобы приблизить длину моста к длине Дворцового, было засыпано мелководье у правого берега Малой Невы и часть протока, отделявшего Ватный остров от Петроградской стороны, а на засыпанном участке создана обширная предмостная площадь46.

Работы по строительству моста производили СУ-1 и СУ-2 треста «Ленмостострой» под руководством главных инженеров П. В. Андреевского, О. С. Чарноцкого, В. Е. Ефимова и производителей работ А. А. Соколова, Л. Ф. Полякова, Л. Ф. Макарова и Д. И. Крутова. Руководство по монтажу механизмов и разводного пролёта производили инженеры Б. Б. Тульчин и Ю. И. Сергеев4748. Технический надзор вели инженеры ОКСа Ленмосттреста – В. П. Огороднов и Г. П. Лебедев26. Консультантом по выполнению сварочных работы был профессор Н. О. Окерблом, один из ведущих советских специалистов в области сварки49.

Испытания моста проводились с 29 по 30 сентября 1960 года под руководством доцентов кафедры мостов Ленинградского института инженеров железнодорожного транспортаМ. К. Никитина и П. И. Богомолова, для этого использовалось 8 танков весом по 35,5 т каждый50. Торжественное открытие движения по новому мосту состоялось 1 октября1960 года51.

Для механизмов разводки моста был применён электромеханический привод — это оказался последний пример применения такой конструкции в разводных мостах Ленинграда — Санкт-Петербурга52. Из-за очень сложного механизма разводки уже в начальный период эксплуатации дополнительных регулировочных работ. Для решения проблем с повышением надёжности работы разводного пролёта моста были установлены механизмы силового сопровождения отката крыльев, разработанные специалистами Петербургского университета путей сообщения и Балтийского государственного технического университета Г. И. Богдановым, А. В. Киевым, Г. С. Соколовым и В. А. Цветковым53.

В 1973 году на мосту снимались сцены фильма «Невероятные приключения итальянцев в России»54. В 1996—1997 годах в связи с закрытием трамвайного движения через Биржевой мост с проезжей части моста были демонтированы трамвайные пути26. В 2014 году завершены работы по установке художественной подсветки моста55.

Капитальный ремонт 2021—2023 годов

В 2014 году имело место разрушение железобетонных плит перекрытия на опорах разводного пролёта5657, часть из которых после образования провалов была усилена58.

По результатам обследования, выполненного в 2016 году, состояние моста было оценено как неудовлетворительное: наличие серьезных дефектов проезжей части на всех пролётах моста, интенсивная коррозия металлических балок перекрытия, недостаточная несущая способность отдельных элементов перекрытий, критический износ и полное несоответствие современным требованиям всех деформационных швов, механизмы разводного пролёта физически и морально устарели58

Конкурс на разработку проектной документации капитального ремонта моста, проведённый в 2016 году, выиграло АО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург», единственный участник конкурса59. Стоимость контракта составила 28,83 млн рублей60.

Конкурс на капитальный ремонт Биржевого моста первоначально провели летом 2020 года, но затем отменили. В мае 2021 года конкурс объявили повторно61, победителем было признано АО "ПО "Возрождение", единственный участник конкурса с начальной максимальной ценой контракта в 2,37 млрд рублей6263.

9 октября 2021 года мост был закрыт для движения транспорта и пешеходов. Маршруты общественного транспорта, проходящие по мосту, были перенаправлены на Тучков мост64. В мае 2022 года от Петропавловской крепости до Адмиралтейской набережной открылась паромная переправа65.

В ходе работ на стационарных пролётах демонтируется железобетонная плита проезжей части, продольные и поперечные балки с последующей заменой новыми конструкциями и устройством монолитной железобетонной плиты. Арки пролётного строения остаются без существенных изменений. На разводном пролёте демонтируется железобетонная плита проезжей части, продольные и поперечные балки, верхние связи, затяжки и стойки арочных ферм. Решётчатые поперечные балки и нижние связи остаются без изменений. Арки пролётного строения усиливаются в местах примыкания новых конструкций. На арки монтируются блоки ортотропной плиты. Электромеханический привод разводного пролёта заменяется на гидравлический. Реставрация перильного ограждения и опор освещения выполняется на заводе «Метромаш». В процессе ремонта тротуары расширят на 30 см с каждой стороны66.

В марте 2022 года старый пульт управления разводкой Биржевого моста был передан в филиал Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации «Музей мостов»67. В июне 2022 года начался монтаж новых гидроцилиндров разводного пролёта, изготовленных на Обуховском заводе6869. Во время капитального ремонта произошло несколько происшествий7071, пострадал один рабочий72.

К октябрю 2022 года проведены работы по ремонту опор и пролётов моста, на тротуарах и проезжей части уложено бетонное покрытие, восстановлены перила и фонари. Благодаря установке новых гидроцилиндров процесс разводки пролётов моста ускорен с 9 минут до 3,573.

Конструкция

Разводная часть
Разводная часть

Мост состоит из пяти стальных сварных пролётных строений. Длины пролётов симметричны и составляют 37 м + 43,5 м + 53 м + 43,5 м + 37 м2535. Центральный пролёт — разводной двукрылый. Общая длина моста — 239 м, ширина между перилами — 27 м, ширина проезжей части — 21 м5.Железобетонные опоры облицованы гранитом. На мосту установлена чугунная решётка, рисунок которой состоит из коротких копий и дротиков и символа морского портового города — трезубца Нептуна, вмонтированного в сдвоенные чугунные тумбы74.

Примечания

  1. , с. 8—9.
  2. , с. 318.
  3. Плюхин Е. В., Пунин А. Л.Мосты повисли над водами… / And bridges spanned the water` width…. — 2-е изд. — Л.: Аврора, 1977. — С. 39—40.
  4. .
  5. , с. 317.
  6. , с. 39.
  7. Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. — М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб; Владимир: ВКТ, 2009. — С. 439. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-057482-7.
  8. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 27. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  9. , с. 144.
  10. , с. 32.
  11. , с. 56.
  12. , с. 32—33.
  13. , с. 34.
  14. Заметки Зодчего // Неделя строителя. — СПб., 1893. — № 26. — С. 129.
  15. Заметки Зодчего // Неделя строителя. — СПб., 1894. — № 14. — С. 65.
  16. Материалы для описания русских рек и истории улучшения их судоходных условий. Выпуск 40 : Сведения о мостах на водных путях Российской Империи / под ред. инженера путей сообщения Н. А. Венедиктова. — СПб.: Издание Управления внутренних водных путей и шоссейных дорог по Отделу водяных сообщений, 1913. — С. 220—221.
  17. , с. 57, 220.
  18. Обзор деятельности С.-Петербургского градоначальства и столичной полиции за 1894 год. — СПб., 1895. — С. 40.
  19. С.-Петербургское городское общественное управление в 1894 году. — СПб., 1895. — С. 416.
  20. , с. 35.
  21. , с. 31.
  22. Докладная записка управления «Дормост» в Исполком Ленгорсовета об утверждении проекта и сметы на капитальный ремонт моста Строителей [Биржевого] через Малую Неву. 1947. ЦГА СПб. Дата обращения: 22 мая 2018.Архивировано 23 мая 2018 года.
  23. , с. 42—43.
  24. Хроника // Зодчий. — СПб., 1914. — № 37. — С. 419.
  25. , с. 27.
  26. Биржевой мост(недоступная ссылка). Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Архивировано 10 февраля 2019 года.
  27. , с. 43.
  28. Докладная записка начальника дорожно-мостовой службы МПВО М. И. Балашова секретарю Ленинградского горкома А. А. Кузнецову о работе отдельного Ленинградского дорожно-мостового восстановительного батальона МПВО по восстановлению городских мостов в 1941 г. 1942. ЦГАИПД СПб. Архивный комитет Санкт-Петербурга.
  29. , с. 57.
  30. , с. 47.
  31. , с. 130.
  32. , с. 53—59.
  33. Кравченко Н. Н.Реконструкция моста Строителей // Архитектура Ленинграда. — Л., 1940. — № 3. — С. 30—34.
  34. , с. 63.
  35. , с. 220.
  36. , с. 76.
  37. , с. 74.
  38. , с. 28.
  39. Хомутецкий Н. Ф. Петербург — Ленинград : Историко-архитектурный очерк. — Л.: Лениздат, 1958. — С. 333. — 379 с.
  40. , с. 76—80.
  41. , с. 113.
  42. , с. 117.
  43. , с. 128.
  44. Скородумов И. Г.Монтаж пролетных строений плавучим краном // Автомобильные дороги. — М., 1961. — Вып. 12. — С. 7—8.
  45. , с. 127.
  46. , с. 222.
  47. , с. 93.
  48. , с. 145.
  49. , с. 133.
  50. , с. 131, 134.
  51. , с. 139.
  52. , с. 81.
  53. , с. 143—144.
  54. Рязанов, Э. А.Неподведённые итоги. — Искусство, 1986. — С. 157. — 408 с.
  55. Подсветку Биржевого моста реконструировали. Фонтанка.ру (18 апреля 2014).
  56. Неотложный ремонт ограничил проезд по Биржевому мосту. Фонтанка.ру (29 апреля 2014).
  57. На Биржевом мосту снова провалился асфальт. Фонтанка.ру (7 августа 2014).
  58. АО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург».РП-100-ИИ6 Том 6и. Раздел 10. Технический отчет по результатам обследования существующих конструкций мостового сооружения. Zakupki.gov.ru. Единая информационная система в сфере закупок.
  59. Проект капремонта Биржевого моста подготовит «Гипростроймост». Фонтанка.ру (23 июня 2022).
  60. Выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт объекта «Биржевой мост через р. Малую Неву» для нужд Санкт-Петербурга. Единая информационная система в сфере закупок.
  61. Объявлен конкурс на капремонт Биржевого моста за 2 млрд рублей. Деловой Петербург (26 мая 2021).
  62. Конкурс на капремонт Биржевого моста выиграло "Возрождение" Игоря Букато. Деловой Петербург (12 июля 2021).
  63. Капитальный ремонт объекта «Биржевой мост через р. Малую Неву». Единая информационная система в сфере закупок.
  64. Биржевой мост закрыли для пешеходов и транспорта до ноября 2022 года. Деловой Петербург (9 октября 2021).
  65. Закрытый на Неве Биржевой мост заменила паромная переправа. Деловой Петербург (28 мая 2022).
  66. После капремонта тротуары на Биржевом мосту станут шире. Деловой Петербург (10 февраля 2022).
  67. Музею мостов подарили пульт управления разводкой Биржевого моста. СПб ГБУ «Мостотрест» (10 марта 2022).
  68. После ремонта Биржевой мост будет разводиться почти в три раза быстрее. Фонтанка.ру (22 июня 2022).
  69. На Биржевом мосту начали установку гидроцилиндров для ускоренной разводки. Деловой Петербург (22 июня 2022).
  70. За сброс бетона при ремонте Биржевого моста оштрафованы двое сотрудников компании-подрядчика. Фонтанка.ру (29 июля 2022).
  71. «Впечатлений — море». На пассажирский теплоход в Петербурге упало шипящее нечто. Фонтанка.ру (27 августа 2022).
  72. При реконструкции Биржевого моста в Петербурге пострадал рабочий. Деловой Петербург (13 февраля 2022).
  73. Ремонт Биржевого моста вышел на финальную стадию. spb.mk.ru. Дата обращения: 3 октября 2022.
  74. , с. 92.