Выявленный объект культурного наследия № 7657409№ 7657409

Библиотека имени Ленина (станция метро)

«Библиоте́ка и́мени Ле́нина» — станция Сокольнической линииМосковского метрополитена. Расположена между станциями «Охотный Ряд» и «Кропоткинская».Находится на территории Тверского района Центрального административного округаМосквы. Является одной из станций четырёхстанционного пересадочного узла «Александровский сад — Арбатская — Библиотека имени Ленина — Боровицкая».

Расположена под Моховой улицей, параллельно комплексу зданий РГБ3.

История и происхождение названия

Станция открыта 15 мая1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена из 13 станций — «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный Ряд» — «Смоленская».

В 1937 году был построен переход на станцию «Улица Коминтерна» (сейчас «Александровский сад»). Таким образом, станция является одной из двух первых пересадочных станций Московского метрополитена. В 1946 году переход был реконструирован. В 1953 году к нему был пристроен аванзал и эскалаторный ход со станции «Арбатская». В 1958 году, с повторным открытием станции «Калининская» («Александровский сад»), были восстановлены переходы на неё. В конце февраля 1965 года был открыт новый переход (проектная пропускная способность — 24 тысячи пассажиров в час) на станции «Александровский сад» и «Арбатская» с построенного мостика в центре зала. В апреле 1965 года сдан в эксплуатацию новый подземный кассовый зал и комплекс подземных переходов, выводящих к кассам Кремлёвского дворца и Александровскому саду4, старый восточный вестибюль при этом был разобран. В 1986 году под западным вестибюлем был сооружён общий аванзал с новой станцией «Боровицкая».

В 1991 году предлагалось переименовать станцию в «Моховую»5.

Станция получила название по расположенной здесь Российской государственной библиотеке (до 1992 года — Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина) — крупнейшей библиотеке страны.

Вестибюли и пересадки

Станция входит в состав крупнейшего пересадочного узла в Москве и является пересадочной на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, «Александровский сад» Филёвской линии и «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии.

Пересадка на станции «Арбатская» и «Александровский сад» осуществляется через восточный аванзал, а также через лестницу в центре зала. Через них же осуществляется выход в совмещённые вестибюли (наземный и подземный) станций «Александровский сад» и «Библиотека имени Ленина». Через западный аванзал станция соединяется со станцией «Боровицкая», а также с наземным вестибюлем, расположенным рядом со зданием Российской государственной библиотеки. Он также является совмещённым.

Формально ни один из вестибюлей пересадочного узла не считается вестибюлем станции «Библиотека имени Ленина».

Техническая характеристика

Конструкция станции — односводчатая мелкого заложения (глубина заложения — 12 метров). Первая односводчатая станция метро в Москве6. Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с отделкой из монолитного бетона. Посадочный зал перекрыт единым сводом (такая конструкция была впервые применена именно на этой станции). Толщина грунта над сводом всего 2—3,5 метра. Длина станции — 160 метров, горизонтальное сечение станции — 19,8 метра, поперечное — 11,7 метра7.

Оформление

Путевые стены отделаны жёлтой керамической плиткой и жёлтым мрамором (мраморные пилястры скрывают опоры арок свода). С момента открытия покрытие платформы было асфальтовым, затем заменено на серый гранит. Городская легенда о паркете на платформе в день открытия не подтверждается ни одним документальным источником. Свод оформлен кессонами. Станция освещается круглыми светильниками. В восточном аванзале находится мозаичный портрет В. И. Ленина (художник Г. И. Опрышко, 1964 год), который является зеркальным повторением акварели художника Н. А. Андреева 1922 года.

В облицовке станции можно увидеть древние окаменелости8, о которых А. Е. Ферсман писал в книге «Занимательная минералогия»9:

Наземный общественный транспорт

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта11:

  • Автобусы: 144, м1, м2, м3, м6, м27, н2, н11

Станция в цифрах

  • Код станции — 011.
  • В 2002 году пассажиропоток по вестибюлям станции составлял 14 850 человек в сутки12, пересадочные пассажиропотоки: с «Боровицкой» — 190 тыс. человек, с «Арбатской» — 44 тыс., с «Александровским садом» — 84 тыс. Таким образом, в 2002 году станцией пользовалось ежедневно не менее 350 тыс. человек.
  • Время открытия станции для входа пассажиров в 5 часов 30 минут, время закрытия станции в 1 час ночи13. Во время репетиций или самого Парада Победы выход со станции в город осуществляется строго по спецпропускам Минобороны РФ.
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию14:

Галерея

Примечания

  1. Транспортный сервер Москвы(недоступная ссылка). Дата обращения: 26 ноября 2007.Архивировано 9 ноября 2013 года.
  2. «Яблоко» изгоняет революцию из метро
  3. KartaMetro.info
  4. «Метрострой», сборник технической информации, № 4, 1965, с. 45
  5. А будет — Остоженка//Вечерняя Москва № 224 от 13 ноября 1991
  6. Достижения советского подземного зодчества. // «Метрострой», № 4—5, 1971. С. 38—41.
  7. Библиотека имени Ленина. // Сайт «Московское метро».
  8. Палеонтология метро: станция метро Библиотека имени Ленина
  9. Ферсман А.Е. Занимательная минералогия. — Свердловское книжное издательство, 1954. — С. 48. — 75 000 экз.
  10. «Метрострой», сборник технической информации , № 4, 1965
  11. Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве. Портал открытых данных правительства Москвы. Дата обращения: 26 сентября 2020.
  12. статистические данные пассажиропоток за 2002 // ИСС МетроРеклама.ру
  13. Режим работы станций и вестибюлей(недоступная ссылка). Дата обращения: 13 августа 2014.Архивировано 17 ноября 2011 года.
  14. Расписание поездов. mosmetro.ru. ГУП «Московский метрополитен».