
Белорусский вокзал
Белору́сский вокза́л (в 1870—1871 — Смоленский, в 1871—1912 и в 1917—1922 — Брестский, в 1912—1917 — Александровский, в 1922—1936 — Белорусско-Балтийский) — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Смоленская, один из десятижелезнодорожных вокзаловМосквы. Расположен на площади Тверской заставы, д. 7.
Белорусский вокзал входит в Московскую региональную дирекцию железнодорожных вокзалов2.
Железнодорожная станция Москва-Пассажирская-СмоленскаяМосковской железной дороги входит в Московско-Смоленский центр организации работы железнодорожных станций — ДЦС-3 Московской дирекции управления движением.
По основному применению является пассажирской, по объёму работы — внеклассной. Является начальным пунктом Белорусского направления МЖД как части магистрали Москва — Минск, а также станцией Белорусско-Савёловского диаметраМосковских центральных диаметров. Не является тупиковой, линия продолжается транзитом далее, как Алексеевская соединительная линия.
С 2018 года действует объединённая станция на базе станций Москва-Пассажирская-Смоленская и Москва-Товарная.
В сутки станция обслуживает от 14 до 25 тыс. пассажиров (3—5 тыс. дальнего следования и 11—20 тыс. пригородных); 34 пары пассажирских поездов дальнего следования и 139 пар пригородных, около 60 пар региональных экспрессов и аэроэкспрессов3.
История
Строительство железной дороги от Москвы к Смоленску, а затем в направлении Минска и Варшавы началось во второй половине 1860-х годов. Дорога называлась Московско-Смоленской. Строительство вокзала, получившего название Смоленский, началось в конце апреля 1869 года; он стал шестым по счёту в Москве. Торжественное открытие Московско-Смоленской железной дороги состоялось 19 сентября1870 года.
В ноябре 1871 года, после продления дороги до Бреста, вокзал стал называться Брестским.

В начале 1890-х годов движение стало двухпутным, а платформа отправления была всего одна. К реконструкции вокзала, уже не вмещавшего в себя пассажиров, приступили лишь в 1907 году. 15 мая1910 года открыли правое крыло нового вокзала, 26 февраля1912 года — левое.
Автором проекта был архитектор Иван Струков. 4 мая1912 года железная дорога была переименована в Александровскую, вокзал стал называться Александровским в честь императора Александра Павловича4.
В августе 1922 года Александровская и Московско-Балтийская дороги были объединены в Московско-Белорусско-Балтийскую, поэтому вокзал был переименован в Белорусско-Балтийский. В мае 1936 года, после очередной реорганизации железных дорог, вокзал получил своё нынешнее название — Белорусский5.В 1938 году в правом крыле вокзала запустили станцию метро «Белорусская-радиальная». В 1976 году в дополнение к существующему построено новое здание вокзала.6
27 сентября 2007 года компания «Аэроэкспресс» начала реконструкцию для организации железнодорожного сообщения с аэропортом «Шереметьево». Проект реконструкции части вокзала оценивался в 7,7 млн $ и предполагал строительство нового терминала, который стал одним из центральных звеньев в железнодорожном сообщении между Москвой и аэропортом.
Новый аэровокзал расположился в четвёртом зале Белорусского вокзала и занял площадь 600 м². Здесь пассажиры, улетающие из Шереметьева, могут пройти регистрацию на авиарейсы, используя киоски самостоятельной регистрации. Регистрация багажа в городском терминале была отменена 1 декабря 2010 года в связи с резким увеличением количества пассажиров. Терминал открылся 27 августа 2009 года.
В июне 2008 года завершено строительство железнодорожного терминального комплекса в Шереметьеве и пущен новый по своим техническим и дизайнерским характеристикам подвижной состав: задействованы новые электропоезда ЭД4МКМ-Аэро производства ЗАО «Трансмашхолдинг». Железнодорожные экспрессы в Шереметьево отправляются с Белорусского вокзала и доставляют пассажиров до станции Аэропорт Шереметьево.
Входит в состав Московских центральных диаметров, линия МЦД-17.
С 21 ноября 2019 года в связи с открытием МЦД-1 транзитное движение с Курского на Белорусское направление приостановлено89.
В 2020 году начато строительство соединительной железнодорожной ветки между Киевским и Белорусским направлениями МЖД. В сентябре 2023 года планируется полностью завершить строительство соединительной ветки10 и реконструкцию платформ вокзала, после чего вокзал будет входить как в состав МЦД-1, так и в состав МЦД-4.
Пути и пассажирские платформы
Белорусский вокзал имеет 6 пассажирских платформ и 11 путей, включая 7 тупиковых и 4 проходных на Алексеевскую соединительную линию. Пути в сторону Белорусского направления отходят на запад, а в сторону Алексеевской соединительной линии — к Савёловскому направлению на север. Отсчёт номеров платформ ведётся в направлении с юга на север11. Вторая платформа вокзала — низкая, а все остальные — высокие. Платформы с первой по третью не огорожены, с четвёртой по шестую — огорожены заборами и турникетами, так как используются в основном для пригородных поездов1213 (при прибытии к данным платформам поездов дальнего следования или аэроэкспрессов проходы на платформы временно открываются).
Напротив основного здания вокзала к западу от него расположено семь тупиковых путей, включая шесть длинных и один укороченный, вдоль которых расположены четыре островные платформы, имеющие прямую форму вблизи вокзала и изогнутую в отдалении. Отсчёт номеров путей ведётся с юга на север, за исключением крайнего укороченного пути, который, будучи нулевым по порядку, обозначен как девятый. Этот путь расположен с левой стороны от первой платформы и начинается на значительном удалении от тупиков других путей дальше середины платформы. Ранее девятый путь, как правило, использовался для приёма почтовых и багажных вагонов, для чего имеет с противоположной стороны техническую платформу с почтово-багажным терминалом; в настоящее время днём он используется для приёма пригородных пятивагонных электропоездов ЭГ2Тв «Иволга» сообщением Москва — Усово14. Пути с первого по третий, расположенные вдоль первой высокой и второй низкой платформ, используются только для приёма поездов дальнего следования, причём пути второй платформы также принимают международные поезда с более узкими вагонами габарита RIC. Четвёртый и пятый пути возле третьей высокой платформы могут принимать как поезда дальнего следования российского габарита, так и пригородные электропоезда. Шестой путь расположен с левой стороны огороженной четвёртой платформы и в основном принимает пригородные поезда12.
Четыре проходных пути расположены в кривой и расходятся от тупиковых в сторону севера при движении на восток. Данные пути принимают в основном пригородные поезда и все имеющие остановку на вокзале транзитные поезда дальнего следования. Посадочные платформы этих путей находятся ближе к основному зданию вокзала под углом к тупиковым платформам и имеют изогнутую форму, оборудованы турникетами и находятся в огороженной зоне. При этом пути имеют двойную нумерацию с севера на юг, не совпадающую с порядковой нумерацией тупиковых путей: крайний путь с северной стороны вдоль шестой береговой платформы обозначен как первый проходной, пути пятой островной платформы — седьмой и восьмой, а путь с северной стороны четвёртой платформы — второй проходной1113. Этот путь имеет платформу увеличенной длины, что позволяет принимать на него длинные транзитные поезда дальнего следования, имеющие остановку на вокзале. Также на этот путь прибывают все аэроэкспрессы в аэропорт Шереметьево13.
Пассажирское движение
Пассажирский терминал Белорусского вокзала обслуживает поезда дальнего следования (в основном в страны Европы), в города: Минск, Вильнюс, Варшаву, Берлин, Париж, Прагу, Гродно, Могилев, Брест, Витебск, а также северо-западного направлений — через Вязьму, Ржев до Великих Лук и Пскова.
Пригородные электропоезда Белорусского направления следуют до конечных остановок Усово, Одинцово, Голицыно, Кубинка I, Можайск, Бородино, Звенигород (в том числе поезда экспрессы). Организовано транзитное движение электропоездов Савёловского направления. С Белорусского вокзала регулярно отправляются поезда «Аэроэкспресс» в аэропорт Шереметьево, время в пути — 50 минут15.
Весной 2021 года после перерыва, связанного с коронавирусными ограничениями, возобновлено регулярное сообщение с городами Белоруссии. Запущен новый маршрут скоростного поезда «Ласточка» до Минска16. Восстановлено движение пассажирских поездов дальнего следования до Минска, Бреста, Полоцка, Витебска, Гомеля17.
Основные направления
Перевозчики и расписание
Пассажиропоток
Пассажиропоток станции составляет более 3,6 млн человек в месяц или около 1500 пассажиров в час. В 2018 году каждый месяц пассажирским терминалом станции Москва-Белорусская было обработано в среднем около 2,41 млн человек, из которых более 2,12 млн пассажиров пришлось на пригородное и межрегиональное сообщение и около 0,29 млн человек перевезено поездами дальнего следования18.
Наземный общественный транспорт
На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта19:
- Автобусы: м1, м32, е30, е30к, 27, 82, 116, 345, с356, 366, 382, с484, с532, 905, т18, т54, т56, т70, т78, н1, н12
- Трамваи: 7, 9
Достопримечательности
- Мозаичное панно на тему Великой Октябрьской социалистической революции.
- Портреты Воина-освободителя, Александра Невского и маршала Георгия Жукова в здании вокзала.
- Мемориальная доска на фасаде вокзала, посвящённая первому исполнению песни «Священная война» 26 июня 1941 года. Установлена в 2005 г.
- До марта 2013 года существовал паровоз-памятник П36-0120 возле депо имени Ильича Московской железной дороги. Весной-летом 2013 года паровоз убран и восстановлен в ТЧР-17 Тихорецк, в настоящее время — на ходу.
- Памятник «Прощание славянки», посвященный известному маршу. Открыт 8 мая 2014 года на перроне вокзала к столетию написания марша.
Белорусский вокзал в кино
- «Сверстницы» (1959)
- «Белорусский вокзал» (1970)
Примечания
- , с. 324.
- Структурные подразделения — ДЖВ. Дата обращения: 24 июля 2014.Архивировано из оригинала 11 мая 2016 года.
- В ритме успеха. В напряжённом круглосуточном режиме работает внеклассная станция Москва-пассажирская Смоленская. Гудок (5 августа 2014). Дата обращения: 26 мая 2019.Архивировано 22 ноября 2021 года.
- , с. 145.
- .
- РЖД - Белорусский вокзал.Дата обращения: 21 марта 2012.Архивировано 28 марта 2010 года.
- Портал Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москва. 31 октября 2019 г.Дата обращения: 31 октября 2019.Архивировано 30 июля 2020 года.
- МЦД: неверные жёны могут быть спокойны. Дата обращения: 23 ноября 2019.Архивировано 11 августа 2020 года.
- С 21 ноября открыто МЦД и прекращено движение транзитных электричек с Белорусского на Курское направление и обратно
- Соединительная ветка между Киевским и Смоленским направлениями МЖД готова более чем наполовину
- Схема Белорусского вокзала. Интересная Москва. Дата обращения: 5 января 2017.Архивировано 26 января 2017 года.
- smartfeed.Белорусский вокзал. Крыши.Livejournal (14 июля 2014). Дата обращения: 5 января 2018.Архивировано 7 января 2018 года.
- Станция Москва-Пассажирская-Смоленская (фотоснимки). Railwayz.info. Дата обращения: 5 января 2017.Архивировано 6 января 2018 года.
- Игорь Ленский.Рублёвский экспресс // «Гудок» : газета (электронная версия). — ИД «Гудок», 2018. — 21 ноября (№ 209 (26582)). Архивировано 21 ноября 2018 года.
- Время в пути на аэроэкспрессе до Шереметьево возросло после запуска МЦД. Дата обращения: 23 ноября 2019.Архивировано 22 ноября 2019 года.
- Анна Героева.Первая «Ласточка» Союзного государства. газета. Гудок (5 мая 2021). Дата обращения: 5 мая 2021.Архивировано 5 мая 2021 года.
- БЧ: Новости пассажирам — июнь 2021 года.Дата обращения: 3 июня 2021.Архивировано 4 июня 2021 года.
- Пассажиропоток на жд вокзалах России. «ЖД-Медиа» (2018). Дата обращения: 2 сентября 2019.Архивировано 22 ноября 2021 года.
- Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве. Портал открытых данных правительства Москвы. Дата обращения: 26 сентября 2020.