Перронный зал станции, 2018 год.  Выявленный объект культурного наследия № 2956679№ 2956679

Белорусская (станция метро, Замоскворецкая линия)

Эскалатор станции метро «Белорусская». 18 июня 1938 года
Эскалатор станции метро «Белорусская». 18 июня 1938 года

«Белору́сская» — станция Замоскворецкой линииМосковского метрополитена. Расположена под площадью Тверская Застава между станциями «Динамо» и «Маяковская». Находится на территории Тверского районаЦентрального административного округаМосквы.

Станция открыта 11 сентября1938 года в составе участка «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») — «Сокол» (вторая очередь строительства). Получила свое название из-за Белорусского вокзала, в здание которого был встроен единственный выход станции2. Имеет переход на станцию «Белорусская» Кольцевой линии.

История

Скульптура «Белорусские партизаны», установленная на станции метро «Белорусская»
Скульптура «Белорусские партизаны», установленная на станции метро «Белорусская»

План строительства линии метро, расположенной вдоль современных Тверской улицы и Ленинградского проспекта, появился в 1932 году. Возле Белорусского вокзала предполагалось построить станцию. В генеральном плане реконструкции Москвы1935 года было окончательно утверждено расположение будущей станции метро «Белорусская». В первоначальном проекте станция называлась «Белорусский вокзал»3.

Строительство метро «Белорусская» осуществлялось закрытым способом. Для того чтобы встроить вестибюль станции в здание Белорусского вокзала, архитекторам пришлось заменить несущую стену колоннадой4. Предполагалось, что «Белорусская» будет иметь и второй выход к жилому району (этот проект не осуществили). Станция была открыта 11 сентября1938 года в составе участка «Сокол» — «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») второй очереди строительства1, после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 22 станции.

Во время Великой Отечественной войны на станции «Белорусская» расположился центральный командный пункт, для чего была отгорожена часть платформы. Другая часть использовалась пассажирами, а в ночное время там находилось бомбоубежище5. Однажды во время бомбёжки на площади Белорусского вокзала была повреждена водопроводная труба, и вода хлынула сперва в машинный зал эскалаторов, а затем на платформу станции. С большим трудом воду удалось остановить6.

В 1952 году был открыт переход на станцию «Белорусская» Кольцевой линии1. К началу 1970-х годов оригинальное мраморное покрытие пола было заменено гранитными плитами7. В 1998 году на станции были установлены новые эскалаторы8. В 2004 году кафельные плитки, покрывавшие путевые стены станции, были заменены на мрамор9.

В период с 29 мая по 10 декабря2010 года переход на Кольцевую линию был закрыт на капитальный ремонт и замену эскалаторов10. К открытию перехода были выпущены памятные билеты11.

Архитектура и оформление

Вестибюль

Колоннада в вестибюле станции
Колоннада в вестибюле станции

Станция метро «Белорусская» имеет один наземный вестибюль, встроенный в северо-восточное крыло Белорусского вокзала10. Снаружи вестибюль облицован чёрным гранитом12. Помещение вестибюля разделено на два зала колоннадой4 и турникетами. Парные колонны покрыты белым мрамором. Облицовка была проведена с приданием фустам колонн энтазиса12.

В первом зале расположены кассы и два входа. Основной вход на станцию расположен со стороны площади Тверская Застава. Станция имеет и второй вход со стороны Ленинградского проспекта — небольшой мостик соединяет Тверской путепровод с дверями на втором этаже вокзального здания, откуда лестница ведёт в кассовый зал4. Стены кассового зала облицованы серым мрамором «уфалей»10.

Во втором зале расположены эскалатор и выход на площадь Тверская Застава. Стены эскалаторного зала облицованы биробиджанскиммрамором тёмно-розового цвета с фиолетовыми прожилками410.В стене имеется памятная надпись, сообщающая дату открытия станции.

Конструкция соединения эскалатора с вестибюлем является оригинальной для довоенных станций. Для эскалатора в полу станции было проделано эллиптическое отверстие, ограждённое небольшим барьером. Благодаря этому при подъёме на эскалаторе пассажирам открывается широкий вид вестибюля4. Впоследствии такой приём получил широкое распространение в Московском метрополитене1013. Трёхленточный эскалатор модели ЭТ-3М имеет высоту 30,6 метров8. Он соединяет вестибюль с северным торцом станции.

Станционные залы

Светильники центрального зала
Светильники центрального зала
Эскалатор станции
Эскалатор станции

Конструкция станции — пилонная трёхсводчатаяглубокого заложения (глубина заложения — 34 метра4). Построена по типовому проекту1. Обделка из чугунных тюбингов.

В облицовке станционного зала применялся мрамор трёх различных сортов. Варьируя оттенки мрамора, архитекторы старались уменьшить ощущение «подземки» и добиться того, чтобы пассажиры ощущали себя как в подземном дворце14. Нефы станции отделены друг от друга, и главное объёмно-пространственное значение приобретает центральный зал15. Чтобы зрительно облегчить тяжёлую конструкцию станции, в пилонах со стороны центрального зала были устроены ниши, в каждой из которых установлен светильник на бронзовом торшере10.

Пилоны со стороны центрального зала облицованы розовым биробиджанским мрамором4. Проходы между пилонами облицованы мрамором «давалу»1. Верхние части пилонов украшает лепнина, выполненная на тему белорусских национальных орнаментов13.

Полуовальные ниши центрального зала облицованы ониксом различных тонов. Если в нижней части ниш плиты оникса имеют тёмный тон и резкий рисунок жилок, то у верхних рядов плиток рисунок более светлый и спокойный. Каждый вертикальный ряд облицовки обрамлён бронзовым штапиком, чтобы подчеркнуть фактуру оникса16.

Изначально пол центрального зала был покрыт мраморной мозаикой с богатым узором4. Ныне пол станции выложен в шахматном порядке плитами серого гранита и чёрного диабаза13.

Путевые стены, первоначально отделанные голубой глазурованной плиткой, с 2003 года покрыты белым мрамором, в нижней части — чёрным мрамором. Станция освещается подвесными люстрами центрального и боковых залов, а также бронзовымиторшерами в нишах пилонов центрального зала.

Замена оригинальной голубой плитки на путевых стенах (2003)
Замена оригинальной голубой плитки на путевых стенах (2003)

В южном торце центрального зала на постаменте из чёрного диабаза до августа 2021 года был установлен бюстВ. И. Ленина из тёмно-серого гранита13. Впоследствии бюст был демонтирован и перенесён в наземный вестибюль, а на его место установили скульптурную группу «Советская Белоруссия». Ранее эта скульптурная группа стояла на станции Белорусская-кольцевая. После строительства второго выхода скульптурная группа была демонтирована и отправлена на хранение1718.

Архитекторы станции и вестибюля Н. Н. Андриканис, Н. А. Быкова1. Строительство станции выполнила Шахта 79-80 (СМУ-8) Мосметростроя (начальник Ф. Кузьмин)19. Перонный зал станции метро «Белорусская» и её наземный вестибюль являются выявленными объектами культурного наследия города Москвы2021.

Переход на Кольцевую линию

Из центра зала можно осуществить пересадку на станцию «Белорусская» Кольцевой линии (переход открыт в 1952 году). Переход оборудован трёхленточным эскалатором типа ЕТ25 с балюстрадами из нержавеющей стали. В торце верхнего аванзала перехода расположена монументальная скульптурная группа «Белорусские партизаны». Там же установлены восемь оригинальных торшеров, облицованных мрамором и оформленных каменной мозаикой. Пол перехода покрыт красным и чёрным гранитом, стены облицованы мрамором10.

В оформлении арок перехода использована флорентийская мозаика на темы белорусского национального орнамента10. Архитектор станции «Белорусская» Н. А. Быкова отмечала, что хотя переход слабо удался, но арки, ведущие на Кольцевую линию, получились красивыми. Над их оформлением работал художник Г. И. Опрышко совместно с архитектором И. Г. Тарановым14.

Путевое развитие

За станцией расположены оборотные тупики, используемые для ночного отстоя и технического обслуживания поездов22. Перегон между станциями «Белорусская» и «Динамо» используется для испытания поездов, так как он прямой, и на нём разрешена максимальная скорость 100 км/ч23.

Станция в цифрах

  • Код станции — 0351.
  • Глубина заложения — 34 метра4.
  • Длина платформы — 155 метров24.
  • Диаметр центрального зала — 9,5 метров, боковых 8,5 метров.
  • Пикет ПК29+7822.
  • Расстояние до станции «Маяковская» — 1023 метра; расстояние до станции «Динамо» — 2162 метра4 (расстояние между пикетами станций).
  • По данным 1999 года, суточный пассажиропоток станции составлял 33,14 тыс. человек, а количество пересадочных пассажиров — 139,7 тыс. человек25. Согласно статистическому исследованию 2002 года, пассажиропоток станции составлял: по входу — 50,5 тыс. человек, по выходу — 59,4 тыс. человек26.
  • Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 30 минут, время закрытия — в 1 час ночи27.
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию28:

Расположение

Белорусский вокзал и вход в метро
Белорусский вокзал и вход в метро

Станция метро «Белорусская» Замоскворецкой линии расположена между станциями «Динамо» и «Маяковская». Наземный вестибюль, встроенный в здание Белорусского вокзала, имеет выход на площадь Тверская Застава (рядом с Тверским путепроводом). Рядом расположены улицы Грузинский Вал и 2-я Брестская1. Адрес вестибюля: площадь Тверская Застава, дом 7. Расстояние от станции до центра Москвы — 3,25 километра29.

Железнодорожный транспорт

Основная статья: Белорусский вокзал

Белорусский вокзал обслуживает поезда дальнего следования западного, юго-западного и северного направлений. От Белорусского вокзала начинается Смоленское направление Московской железной дороги, которое связывает Москву с западными регионами России, а также с Республикой Беларусь, Литвой, Польшей, Германией и другими государствами Центральной и Восточной Европы30.

Между Одинцово и аэропортом Шереметьево ходят поезда «Аэроэкспресс».

Пригородные поезда от вокзала следуют по Белорусскому и Савёловскому направлениям.

Наземный общественный транспорт

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта31:

  • Автобусы: м1, м32, е30, е30к, 27, 82, 116, 345, с356, 366, 382, с484, с532, 905, т18, т54, т56, т70, т78, н1, н12
  • Трамваи: 7, 9

Достопримечательности

На площади Тверская Застава в 200 метрах от выхода со станции находится старообрядческийхрам Николы Чудотворца, построенный в 19141921 годах. Здание церкви является памятником архитектуры федерального значения32.

Станция «Белорусская» в культуре

  • На станции «Белорусская» разворачивается один из эпизодов постапокалиптического романа Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, жители «Белорусской» живут за счёт торговли со всеми остальными станциями, оставаясь независимыми33.

Примечания

  1. Происходит от проектного названия — «Белорусский вокзал».
  2. Белорусская. Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 14 марта 2011.Архивировано из оригинала 6 июня 2012 года.
  3. Белорусская, станция метро // Имена московских улиц. Топонимический словарь / Р. А. Агеева, Г. П. Бондарук, Е. М. Поспелов и др.; авт. предисл. Е. М. Поспелов. — М.: ОГИ, 2007. — 608 с. — (Московская библиотека). — ISBN 5-94282-432-0.
  4. Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Дата обращения: 11 марта 2011.Архивировано из оригинала 4 сентября 2011 года.
  5. С. М. Кравец. Архитектура Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича. — М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1939. — С. 68—71.
  6. Конкурс «История Московского метрополитена». Итоги четвертого тура. Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 18 марта 2011.Архивировано из оригинала 22 июля 2012 года.
  7. Московскому метрополитену — 50 / Годы Великой Отечественной. metro.ru. Дата обращения: 11 марта 2011.Архивировано 8 ноября 2011 года.
  8. И. Прокофьев, В. Чехарин. Трассами Московского метрополитена. — М.: Издательство «Реклама», 1973. — С. 159.
  9. Основные характеристики эскалаторов(недоступная ссылка — история). Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 20 марта 2011.Архивировано 22 августа 2011 года.
  10. Годовой отчёт за 2004 год. Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 18 марта 2011.Архивировано 25 января 2012 года.
  11. Буклет к открытию перехода между станциями «Белорусская». Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 18 марта 2011.Архивировано 25 января 2012 года.
  12. Праздничные и юбилейные билеты. Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 18 марта 2011.Архивировано из оригинала 26 января 2012 года.
  13. С. М. Кравец. Станции московского метро второй очереди // Архитектура СССР : Журнал. — 1938. — № 2. — С. 36.
  14. М. С. Наумов, И. А. Кусый. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — С. 163—165.
  15. Н. А. Быкова.Архитектура московского метро / Не «подземка», а подземные дворцы. metro.ru. Дата обращения: 22 марта 2011.Архивировано 8 ноября 2011 года.
  16. Архитектура московского метро. metro.ru. Дата обращения: 22 марта 2011.Архивировано 8 ноября 2011 года.
  17. М. А. Зеленин. Отделочные материалы на Горьковском радиусе метро // Архитектура СССР : Журнал. — 1938. — № 9. — С. 6.
  18. В воскресенье мы открыли скульптуру «Советская Белоруссия» на станции «Белорусская». Вот некоторые интересные факты о ней - Единый Транспортный Портал. Дата обращения: 18 сентября 2021.Архивировано 18 сентября 2021 года.
  19. В московском метро открыли скульптуру, которая считалась утраченной более 20 лет — Российская газета. Дата обращения: 18 сентября 2021.Архивировано 18 сентября 2021 года.
  20. Замоскворецкая линия. Станция «Белорусская». news.metro.ru. Дата обращения: 17 марта 2011.Архивировано 2 января 2014 года.
  21. Объекты культурного наследия. Станция «Белорусская» Московского метрополитена Горьковско-Замоскворецкой линии. Перонный зал(недоступная ссылка — история). Комитет по культурному наследию города Москвы. Дата обращения: 17 марта 2011.Архивировано 25 января 2012 года.
  22. Объекты культурного наследия. Станция «Белорусская» Московского метрополитена Горьковско-Замоскворецкой линии. Наземный вестибюль(недоступная ссылка — история). Комитет по культурному наследию города Москвы. Дата обращения: 17 марта 2011.Архивировано 25 января 2012 года.
  23. Схема путевого развития Московского Метрополитена. trackmap.ru. Дата обращения: 14 марта 2011.Архивировано 28 августа 2011 года.
  24. Белинский, АлександрВагоны 81-740 «Русич». metro.molot.ru. Дата обращения: 19 мая 2011.Архивировано из оригинала 22 января 2012 года.
  25. Вторая очередь Московского метрополитена. Журнал «Строительство Москвы». 1935 год. Дата обращения: 14 марта 2011.Архивировано 20 октября 2009 года.
  26. Исследования пассажирских потоков. 18 марта 1999 года. metro.ru. Дата обращения: 14 марта 2011.Архивировано 25 января 2012 года.
  27. Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года. metro.ru. Дата обращения: 14 марта 2011.Архивировано 25 января 2012 года.
  28. Режим работы станций и вестибюлей. Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 14 марта 2011.Архивировано из оригинала 17 ноября 2011 года.
  29. Расписание поездов. mosmetro.ru. ГУП «Московский метрополитен».
  30. Измерение расстояния от станции метро «Белорусская» до «Нулевого километра». Яндекс. Дата обращения: 9 апреля 2011.Архивировано 20 июля 2014 года.
  31. Белорусский вокзал. gzt.ru. Дата обращения: 9 апреля 2011.Архивировано из оригинала 13 мая 2010 года.
  32. Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве. Портал открытых данных правительства Москвы. Дата обращения: 26 сентября 2020.
  33. Церковь святителя Николая в Тверской старообрядческой общине. resursy.mkrf.ru. Дата обращения: 11 апреля 2011.Архивировано 25 января 2012 года.
  34. Глуховский Д. А. Метро 2033. — М.: Популярная литература, 2007. — 400 с. — Доп. тираж 100 000 экз. — ISBN 978-5-903396-09-2.