Астрахань. Белая мечеть

Белая мечеть (Астрахань)

Белая мечеть (ног.Ак-мешит; юрт.Ак-мащет;тат.Ак мәчет) — мусульманское культовое здание в Астрахани. Находилась на территории юртовской слободы Тияк1.

Старейшая мечеть в городе. Построена в камне в формах позднего классицизма в 1810 году на средства татарина Бухарского двора купца первой гильдии Давида Измайлова на месте прежней деревянной мечети. Первое письменное упоминание относится к 1777 году1.

Мечеть представляла собой одноэтажный молельный зал с полукруглым выступом михраба с южной стороны. С северной же стороны зала расположен минарет, окруженный галереями. Молельный зал состоял из двух частей — высокой, увенчанной граненным куполом, с юга и низкой, под двускатной крышей, с севера. Помещения внутри разделены каменной стеной с тремя арочными проемами. По периметру стен северного помещения была расположена галерея-антресоли для женщин.

Территория, относящаяся к этой мечети, называлась приходом Нурали мирзы Урусова. В народе его также именовали «приход ата мурзы или Мурзатай» (ата – отец, почтительное обращение уважаемому человеку, старшему по возрасту). В метрических книгах также встречается название «приход Акмурзы Урусова»2. Урусовы были табунными головами юртовских ногаев3. Приход был довольно большим, в 1903 г. к нему относились 225 мужчин и 210 женщин2, а к 1908-1909 гг. уже 800 мужчин и 650 женщин1.

В Белой мечети с августа 1889 года имамом служил ученик Шихабутдина Марджани юртовский ногай мулла Абдул-Мажит Абдуллин (Абдуллаев), уроженец юртовского села Карагали2, отец первого драмматурга и выдающегося просветителя ногайского народа Басира Мажитовича Абдуллина и соратник другого видного ногайского просветителя Абдурахмана Умерова4. Абдул-Мажит Абдуллин до Марджани учился у местного ногайского муллы Усмана из юртовского села Килинчи.

До него имамом в Белой мечети служил не менее уважаемый имам Абдулазиз Хусаин саид углы (указ от 12 января 1874 г.) – ученик дамеллы Умера сына дамеллы Хажиали кари в г.Астрахани, также Багдади дамеллы Мухамеда2.

Также служителями этой мечети числились мулла Садык Ходжа Календер Ходжаев (указ от 1865 г.), указный мулла Мухаммед Керим Хаджаев (указ от 1872 г.), указный мулла Мухаммед Латыф Шаммазанов (указ от 1906 г.)1.

В 19301992 годах здание использовалось не по назначению (детский сад, пошивочный цех, пекарня, фанерная фабрика). В это период неоднократно перестраивалось. Решением Астраханского облисполкома № 484 от 22.08.1990 комплекс, состоящий из здания мечети, помещения для омовения и ворот был признан памятником архитектуры. В 1992 году здание было возвращено верующим. К этому времени михраб и минарет были утрачены, окна растесаны, бывший одноэтажный объем был изменен и разделен перекрытиями на три этажа. В 1997 году при мечети было открыто медресе «Хаджи-Тархан».

В 2000 году началась реставрация мечети. Активная фаза работ пришлась на 20062008 годы. Были восстановлены первоначальные объемно-планировочные решения. В 2008 году в реставрации приняли участие специалисты из г. Казани. Стоимость работ составила около 40 млн. руб. и была выполнена за счет пожертвований мусульман Казани и помощи предприятий Татарстана. Находится по адресу ул. Зои Космодемьянской, 41/15.

Примечания

  1. О мечетях города Астрахани | Твоя родословная. rodoslovnaya.astrobl.ru. Дата обращения 21 апреля 2020.
  2. Салахова Э.К. Метрические книги как источник изучения татарской общины г. Астрахани (вторая половина XIX – начало XX в.) (рус.) // Историческая этнология. — 2016. — Т. 1, № 1. — С. 86–95.
  3. Очерки Волжского низовья - Небольсин П.И.. — 1852.
  4. Джанибеков А. – Х. Ш. Сокровищница слов. Соьз казнасы: на ног. и рус. яз. / Сост. Н. Х. Суюнова, Ф. А. Кусегенова, Т. Х. Джемакулов; отв. ред. С. А. Кукаева. — Ин-т языка, лит-ры и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН; Карачаево-Черкесский ин-т гум. исследований при Правительстве КЧР. — Москва: Наука, 2019. — С. 7-8. — 709 с. + 20 с. вкл. с. — ISBN 978-5-02-040174-7.