Kazan Kremlin Soyembika Tower 08-2016 img1

Башня Сююмбике

Ба́шня Сююмбике́ (тат.Сөембикә манарасы, Sөyembikə manarası) — проездная дозорная (сторожевая)башня в Казанском кремле; архитектурный символ Казани1. До XIX века именовалась «проездная башня оберкомендантского дома со шпицем»1. Относится к «падающим» башням, так как имеет заметный наклон в северо-восточную сторону. Отклонение её шпиля от вертикали составляет 1,98 м. Общая высота равна 58 метрам (34 саженям 6 футам).

Архитектура

Башня расположена внутри Казанского кремля, в отдалении от крепостных стен, и благодаря своему положению несла функцию дозорной (сторожевой) крепостной башни. С её вершины открывается широкий вид на реки Казанку, Волгу и окрестности.

Фундамент башни покоится на дубовых сваях. Стены кирпичные, на известковом растворе. В нижнем ярусе устроен сквозной проезд на оберкомендантский (позднее губернаторский) двор, перекрытый распашными воротами.

Башня состоит из семи ярусов: первые три яруса в плане квадратные разновысотные четверики и имеют открытые галереи-гульбища; следующие два — восьмиугольные (восьмерики); ещё два — гранёный кирпичный шатёр и дозорная вышка; последний — зелёный шпиль, увенчанный золочёным «яблоком», на котором покоится полумесяц (до 1918 года — двуглавый орёл).

Грани всех ярусов украшены лопатками или тонкими кирпичными валиками. На западном и восточном фасадах пилоны нижнего яруса имеют по 2 приставные колонны коринфского ордера, пересечённые посередине высоты «типично русскими горизонтальными валиками»2.

Название

Башня Сююмбике в вечернее время
Башня Сююмбике в вечернее время

Самое раннее упоминание башни в письменных источниках относится к 1777 году, когда она была помечена на плане кремля как «над воротами шедшая шпицом башня»3.

В позднейших источниках башня именовалась по-разному: в 1799—1804 годах (?) — «ветхая церковь Введение Божие Матери при ней особенная башня…»4, 1804 год — «башня с высоким спицом с подъездом, в которой церковь…»5, 1804 год — «…башня с фронтиспицом…»6, в 1812—1816 годах — «башня Азиатской Архитектуры»78, 1815 год — «старинная башня»9, 1815 год — «…высокая башня, также драгоценный остаток древности Казанской…»10, 1818 год — «коменданская башня»11, около 1825 года — «таковой же Азиатской Архитектуры [башня]…»12, 1829 год — «старинная башня, именуемая Татарскою, Готической Архитектуры. Полагают, что она была частью подзорнаго Дворца Татарской Царицы Сумбеки»13.

Впервые в литературе романтическое название «Башня Сююмбике» («башня Сумбекина») появляется в 1832 году в четвёртом номере казанского журнала «Заволжский Муравей», в главе X очерка «Казань»14. Постепенно оно становится общеупотребительным.

В татарском языке название «Сөембикә манарасы» было скалькировано в XIX веке с русского названия «башня Сююмбике»15. Первоначально в татарском языке башня именовалась Хаn macete manarasi (то есть Ханским минаретом)161, что отражало историческую память о некогда стоявшей рядом Ханской мечети и её минарете.

История

Башня на гравюре Э. Турнерелли начала XIX века
Башня на гравюре Э. Турнерелли начала XIX века
Башня на литографии А. Дюрана середины XIX века
Башня на литографии А. Дюрана середины XIX века
Башня на фотооткрытке начала XX века
Башня на фотооткрытке начала XX века
Вид на башню Сююмбике с колокольни Благовещенского собора; фотография до 1914 г.
Вид на башню Сююмбике с колокольни Благовещенского собора; фотография до 1914 г.

Строительство

Время возведения башни документально не зафиксировано. В связи с этим датировка башни является дискуссионной: основная часть современных учёных датирует башню XVII—XVIII веками и лишь немногие относят строительство башни ко второй половине XVI века. Теория о строительстве башни во времена Казанского ханства (то есть до 1552 года) является маргинальной.

Версии о возведении башни в русский период

В авторитетном труде «Казань в памятниках истории и культуры», вышедшем под редакцией С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева2, башня ориентировочно датируется 1645—1650 годами. В академическом издании «Истории Казани» А. Х. Халиков и С. Х. Алишев утверждают, что башня Сююмбике была построена в середине XVII века на месте существовавшей там ханской башни:

Остатки «великой башни, — замечает Курбский, — еже пред враты стояла на горе», археологически зафиксированы в раскопках 1977 года, они уходят под современную башню Сююмбике, традиционно поставленную как дозорная, на том же месте, но уже в середине XVII века.
История Казани, 1988.17

Гипотезы о постройке башни ранее второй половины XVII века не подтверждаются древнейшими изображениями Казани, выполненными посещавшими её путешественниками. На самом раннем изображении Казани (из книги Олеария, посетившего город в 1638 году) башня Сююмбике отсутствует. Башня Сююмбике также не представлена на «Чертеже Казанском» XVII века, на видах Казани из монографии амстердамца Николааса Витсена «Северная и Восточная Тартария» 1692 года. В связи с этим постройка башни до 1692 года крайне маловероятна.

На возведение башни на рубеже XVII и XVIII вв. указывают композиция «восьмерик на четверике» (распространившаяся в Русском царстве после присоединения левобережной Украины18) и другие архитектурные особенности: наличие в первом ярусе элементов ордерного оформления — колонны на тумбах, ширинок ограждающих парапетов, а также характерная форма оконных проёмов с арками пониженного очертания, свойственных московскому барокко. Необычно острая форма шатра и ступенчатая композиция башни имеет архитектурные аналоги в шатровых завершениях башен Иосифо-Волоколамского монастыря, здании Земского приказа, а также Боровицкой и Беклемишевской башенМосковского Кремля (шатры 1680-х годов).

Как показали археолого-архитектурные исследования, проведённые в 1941—1944, 1947—1948, 1953—1954 и 1976—1978 годах, фундамент башни уходит почти на двухметровую глубину и прорезает лишь верхние слои культурных отложений Казани — первый (верхний, датируемый XX—XVIII веками) и второй (нижний, русский, датированный XVII — второй половиной XVI веков), но местами и третий (средний, казанско-ханский, первая половина XVI — вторая половина XV веков).Во втором слое находится и строительный горизонт башни, указывая на время её сооружения — не ранее второй половины XVII — начала XVIII веков.
«Что, башня, в имени твоём?», 1990.19

Общая сухость, строгость декоративного оформления даёт возможность предполагать и более позднюю датировку строительства башни — вплоть до 1730-х годов, когда на башне был установлен двуглавый орёл. В пользу версии о строительстве башни только в XVIII веке свидетельствует и тот факт, что на плане города Казани это сооружение впервые появляется только в 1717—1718 годах, то есть уже в петровское время. Так, С. Саначин на основе анализа картографических и письменных источников определяет время строительства башни 1694—1718 годами14.

Профессор архитектуры Нияз Халит (курировавший строительство в кремле мечети Кул-Шариф) считает, что башня была заложена петровским правительством для наблюдения за передвижениями неприятеля после того, как восставшие башкиры приблизились к Казани на расстояние 30 км и возникла реальная угроза взятия города1. Дозорная башня строилась на самом высоком месте города, возможно, с использованием фрагментов ранее стоявшего на этом месте минарета, который в своё время также служил наблюдательным пунктом1. С верхнего яруса башни в хорошую погоду просматривается территория радиусом в 50 км (вплоть до Свияжска)1. На спешку строителей указывает слабость фундамента (менее 1,5 метров), которая и привела к её наклону1. В целом же устройство оберкомендантского дома, воротами которого служила башня, связано с образованием в 1708 году обширной Казанской губернии.

Предположения о существовании башни в ханский период

К версии возникновения башни в ханский период склонялся краевед, профессор Казанского императорского университетаН. П. Загоскин. Исследователь начала XX века Н. А. Спасский полагал нижние ярусы башни постройками ханского периода, а остальную часть возведённой в XVIII веке во время превращения бывшей мечети Нур-Али в церковь20. Сторонники версии существования башни в ханский период предполагают, что башня изначально была связана с ханской мечетью или с мечетью Нур-Али (Муралеевой)21, возможно, выполняя функцию минарета.

Навершие

Установление двуглавого орла на башню относят к 1730 году. Поскольку по преданиям казанских татар в шаре («яблоке») навершия башни якобы были заключены важные документы, связанные с татарской историей и культурой, в XIX веке его снимали и осматривали.

В феврале 1918 года по инициативе Центрального мусульманского комиссариата (Комиссариата по делам мусульман Внутренней России при Наркомнаце) были подписаны декреты Совнаркома о возвращении мусульманам памятников национальной истории и культуры — башни Сююмбике в Казани и караван-сарая в Оренбурге. Телеграмма о передаче башни Сююмбике, подписанная М. Вахитовым, была оглашена Я. С. Шейнкманом на общем собрании Казанского Совета. Газета «Правда» от 14 марта 1918 года сообщала о торжественной передаче башни мусульманскому населению Казани22. Тогда же на ней российский герб заменили на серебряный полумесяц. В 1930-х годах в связи с антирелигиозной государственной политикой полумесяц с башни был убран.

В 1993 г. по просьбам татарской общественности на вершину башни вновь установили позолоченный полумесяц — в связи с тем, что она «используется как минарет для чтения азана во время поминальной молитвы в честь жертв 1552 года»1.

Вид башни с западной стороны. На современных распашных воротах изображены солнце и луна.
Вид башни с западной стороны. На современных распашных воротах изображены солнце и луна.

Легенды

Вокруг происхождения башни существует несколько легенд, обыгрывающих её народное название, но не имеющих никакого научного обоснования1:

  • Башню построила казанская царица Сююмбике, чтобы увековечить память о своём любимом супруге Сафа-Гирее после его смерти в 1549 году.
  • Семь ярусов башни символизируют семь дней, за которые она была возведена Иваном Васильевичем после взятия Казани в 1552 году. Инициатором строительства называют ту же Сююмбике, которая сбросилась с седьмого яруса. В разных версиях приводятся разные причины её поступка. Например, туристам рассказывают, что русский царь будто бы предложил взять её замуж.
  • Башня была перестроена из минарета ханской мечети, возведённого по приказу Сююмбике.

Эти городские легенды так или иначе восходят к романтическим историям XIX века, отмеченным во многих тогдашних путеводителях по Казани.

Тогда же среди татарского населения Казани существовала легенда о том, что в позолоченном шаре, установленном на шпиле башни, хранятся некие документы ханского периода. По просьбам татарской общины губернатор Казани приказал снять и изучить шар. Документов внутри не оказалось, однако, как утверждали очевидцы, шар был проржавевший и дырявый, что облегчало потерю документов, если они там и были.

В культуре

Алексей Щусев обыграл силуэт башни Сююмбике в форме одной из башен Казанского вокзала Москвы.

Башня Сююмбике значима для сюжета фильма «Сокровища О. К.», где главные герои в поисках разгадки тайны сокровищ пробираются в том числе и внутрь башни. Для крупных планов с участием героев фильма в московском павильоне был отстроен фрагмент башни Сююмбике в натуральную величину23.

Примечания

  1. Нияз Халит. Башня Сююмбике в Казанском кремле
  2. Казань в памятниках истории и культуры. Под ред. С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева. — Казань, 1982.
  3. «План Казанской крепости по большом масштабе снят и сочинен 1777 г.» // РГВИА. — Ф. 349. — Оп. 17. — Д. 212.
  4. «План Губернскаго Города Казани» // РГИА. — Ф. 1293. — Оп. 166. — Д. 3,4.
  5. Гервер (?). Описание города Казани // Труды ИОАИЭ. — 1907. — Т. XXIII. — Вып. 3. — С. 4.
  6. Историографическое описание Казанской губернии, что прежде было царство Болгарское, потом Казанское…, сочиненное Уфимскаго леснаго стата землемером тит. сов. Капитоном Мильковичем, 1804 года… // Библиотека СПб Духовной академии. — Рук. № 315. — Л. 22 об.
  7. «План Города Казани…» // РГИА. — Ф. 1293. — Оп. 168. — Д. 9.
  8. «План города Казани…» // ОРРК НБ КГУ. — инв. № 450.
  9. «План Губернскаго города Казани» // Проект зон охраны памятников истории и культуры. — 1985. — Альбом 3. — С. 10.
  10. Казанские известия. — 1815. — № 82. — 13 октября. — С. 463.
  11. «Генеральный план Казанскому кремлю» // Опубликовано в: Шквариков В. А. Планировка и строительство русских городов // Русская архитектура. — М., 1940. — [С.140].
  12. «План города Казани…» // ОРРК НБ КГУ. — инв. № 4062.
  13. Лангель И. Ф. Краткое Медико-Физическое и Топографическое обозрение Казанской Губернии и Губернскаго города Казани // Прибавление к Казанскому вестнику. — 1829. — № 8. — 23 февраля. — С. 64.
  14. Саначин C. Иконография и планы Казанского Кремля о возрасте Сююмбекиной башни // Казань. — 2002. — № 9. — C. 37-47.
  15. Ахмеров Г. Избранные труды. — Казань, 1998. [из сочинения «История Казани» 1910 года]
  16. Мэржани Ш. Мэстэфадел-эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар. — Казань, 1989. [переиздание монографии 1885 года]
  17. А. Х. Халиков, С. Х. Алишев. История Казани. Книга I. — Казань, 1988.
  18. http://rusarch.ru/buseva9.htm
  19. Халиков А. Х. Что, башня, в имени твоём? // Татарстан. — 1992. — № 11—12. — С. 60—65.
  20. Спасский Н. А. Очерки по родиноведению. — Казань, 1912. — 2-е изд. — С. 244.
  21. Рашит Галлямов. «Башня Сююмбике ханской мечети…» // Казанское ханство: актуальные проблемы исследования. Материалы научного семинара «Казанское ханство: актуальные проблемы исследования» 5 февраля 2002 г. — Казань: Изд-во «Фэн», 2002. — 320 с. — C. 215—237.
  22. Рашитов Ф. А. История татарского народа: С древнейших времен до наших дней: Учебное пособие для национальных школ, гимназий, лицеев. — Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 2001. — 288 с: ил. — (Знай и люби родной край). — ISBN 5-8270-0257-7
  23. Трейлер фильма «Сокровища О. К.»