Банковский мостик

Банковский мост

Ба́нковский мост — пешеходный висячий мост через канал Грибоедова в Центральном районеСанкт-Петербурга, соединяет Казанский и Спасский острова. Построен в 1825—1826 годах по проекту инженера В. Треттера1. Является одним из шести мостов «цепного» типа конструкции, построенных в Санкт-Петербурге в 1820-е годы и одним из трёх мостов, сохранившихся до нашего времени (наряду с Львиным и Почтамтским мостами)2. Мост украшают статуи крылатых львов работы скульптора П. П. Соколова3, выдающиеся образцы ампирной монументальной скульптуры2. Рисунок крылатого льва Банковского моста является частью логотипа фабрики имени Крупской. Объект культурного наследия России федерального значения.

Расположение

Мост находится между домами № 27 и 30 по набережной канала Грибоедова. Ось моста ориентирована против центра ворот Государственного ассигнационного банка — у места, где канал, меняя своё направление, делает поворот. Около моста расположен Казанский собор.Выше по течению находится Казанский мост, ниже — Мучной мост.Ближайшая станция метрополитена (410 м) — «Невский проспект-2», выход на Канал Грибоедова.

Название

Первоначально сооружение называлось «цепным пешеходным мостом о четырех Грифах на Екатерининском канале». Существующее название известно с 1836 года4. Мост получил название по расположенному рядом Ассигнационному банку (ныне в здании располагается Санкт-Петербургский государственный экономический университет)5.

История

Необходимость строительства моста была вызвана ростом населения в районе, прилегающем к Екатерининскому каналу6. Проект моста разработал инженер В. Треттер (при участии В. А. Христиановича). Одновременно с Банковским составлялся проект второго цепного пешеходного моста через канал — Львиного. 18 февраля 1825 года оба проекта были утверждены, летом того же года началось строительство моста7. Предполагалось завершить работы к октябрю того же года, но из-за задержки с изготовлением металлических частей моста сборка моста началась весной 1826 года. Для строительства опор моста была разобрана забутовка набережной (без разборки гранитной облицовки)8. Изготовление чугунных и металлических частей, а также сборку элементов на месте строительства производил завод Берда7. 24 июля1826 года мост был открыт для движения8.

Особую известность мосту принесли угловые скульптуры крылатых львов (часто ошибочно именуемых грифонами) работы скульптора П. П. Соколова. Мифические крылатые львы, изображения которых ранее встречались только в отделке мебели и архитектурных деталях, впервые были отлиты в огромных размерах и украсили улицу1. Работа над созданием моделей с мая по сентябрь 1825 года, также скульптором были изготовлены алебастровые формы1. Скульптуру предполагалось чеканить из медных листов, но затем фигуры (высотой в 2,85 м) отлили из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе. Крылья грифонов были отчеканены из листовой меди и покрыты сусальным золотом19.

В дореволюционный период производились текущие ремонты моста, принципиальная конструктивная основа моста сохранялась, как и скульптурный декор рам-пилонов. Существенным изменениемстала полная замена чугунного ограждения моста железными коваными весьма примитивного рисунка, фонари над головами львов были утрачены1092. В 1931—1933 годах заменено пролётное строение с сохранением первоначальной конструктивной схемы2.

В 1946—1947 годах сотрудником Государственной инспекции по охране памятников Ленинграда А. А. Кедринским был выполнен обмер моста2. В 1949 году по инициативе Ленмостотреста и по проекту архитектора А. Л. Ротача и техника Г. Ф. Перлиной, Управлением по делам архитектуры было составлено архитектурно-планировочное задание на реставрацию моста с целью возвращения ему первоначального облика11. В том же году было капитально отремонтировано деревянное полотно моста12. В 1951—1952 годах были восстановлены круглые фонари на головах львов и металлическое ограждение, возобновлена первоначальная свинцовая окраска чугунных, металлических и деревянных частей моста13. Решётки моста изготовили мастерские Высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной11. Чертежи новой решетки были разработаны на основе авторского чертежа и литографии по рисунку К. П. Беггрова2. В 1967 году восстановлена позолота львиных крыльев14

В 1976 году, по проекту, выполненному «Ленмостотрестом», деревянное пролётное строение заменено металлическим, обшитым доской213.

В 1988 году обновлена позолота сусальным золотом декоративных элементов моста. В 1997 году произведены ремонт скульптур и реставрация перильной решётки152.

Согласно городской легенде, если погладить головы или крылья грифонов, они принесут удачу и помогут в работе или учёбе. Также появилась традиция вкладывать монетки и записки с желаниями в пасти скульптур. Это наносит существенный урон скульптурам, значительно ускоряя процесс разрушения3. В 2009 году с крыльев только что отреставрированных львов соскоблили позолоту16.

В сентябре 2015 года СПб ГУП Мостотрест начал работы по замене деревянного настила моста. В январе 2017 года началась первая за 190 лет комплексная реставрация скульптур и капитальный ремонт моста. Проект был разработан АО «Петербургские дороги». В ходе работ пролётное строение было разобрано, перильное ограждение, цепи и подвесы, скульптуры и чугунные рамы пилонов демонтированы и вывезены в мастерские на реставрацию2. Работы по реставрации львов-грифонов выполнили специалисты реставрационной мастерской «Наследие»17.

Подрядчиком по ремонту моста было ЗАО «Пилон». Работы велись с сентября 2018 года, общая стоимость работ составил 36,2 млн рублей. В мае 2019 года скульптуры установили на место, а 19 июня того же года мост был торжественно открыт. После реставрации грифоны обрели историческую окраску18.

Уже через полгода после окончания реставрации специалисты обнаружили на грифонах многочисленные повреждения, как умышленно нанесённые вандалами, так и появившиеся от постоянных прикосновений3.

Конструкция

Крылатые львы Банковского моста, 2020 год
Крылатые львы Банковского моста, 2020 год

Мост однопролётный балочный, цепи играют декоративную роль19. Конструкция пролетного строения моста представляет собой три главные балки коробчатого сечения с поясами толщиной 32 мм и стенками толщиной 12 мм, соединенных поперечными диафрагмами. Перильное ограждение закрепляется на специальных консолях из стальных пластин. Для фиксации тяжей-подвесов выполнены специальные узлы в теле крайних балок, не допускающие передачи усилий на подвесы от пролётного строения. Боковые стороны крайних коробчатых балок («фасады» пролетного строения) обшиты древесиной2. Опирание пролётного строения на набережные осуществляется через опорные диафрагмы на резиновые опорные части. В конструкции пролётного строения предусмотрены замки для фиксации положения подвесов цепи2.

Роль пилонов выполняют декорированные скульптурами грифонов чугунные литые рамы (каркасы), закреплённые к монолитным железобетонным плитам в составе конструкции береговых опор2. Цепи состоят из металлических звеньев круглого сечения. К цепям в узлах стыках звеньев крепятся вертикальные тяжи, служащие для подвески пролетного строения. Расчётный пролёт цепи — 21,31 м, расчётный пролёт — 19,868 м, расстояние между осями цепей — 2,45 м. Общая длина моста (по задним граням пьедесталов) составляет 25,42 м, ширина моста между перилами — 1,83, общая ширина — 3,25 м2.

Покрытие прохожей части — двойной дощатый настил, из шпунтованной доски толщиной 40 мм. Доски нижнего настила располагаются поперек оси пролётного строения, доски верхнего настила – вдоль данной оси2. Перильное ограждение чугунное художественного литья, представляет собой полукруглые секции с радиально расположенными стержнями, связанными фигурными вставками9. Рисунок ограждения напоминает перила Демидова моста. У входов на мост на чугунных пьедесталах установлены скульптуры крылатых львов. Крылья грифонов и некоторые детали моста покрыты позолотой. На головах скульптур закреплены светильники в виде усеченных шаров из молочного стекла с верхней литой орнаментальной крышкой из бронзового сплава11.

Примечания

  1. , с. 220.
  2. 08-14-ПЗ. Том 1.1. Пояснительная записка // Разработка проектной документации с разработкой рабочей документации на капитальный ремонт объекта «Банковский мост» / Руководитель проекта Н. А. Кучинская. — СПб.: АО «Петербургские дороги», 2017. — 313 с.
  3. 16 ноября в Петербурге пройдет театрализованная акция в защиту грифонов Банковского моста. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (19 ноября 2019). Дата обращения: 18 ноября 2019.
  4. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 24. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  5. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 40. — 511 с.
  6. , с. 217.
  7. , с. 194.
  8. , с. 219.
  9. , с. 196.
  10. , с. 100.
  11. , с. 197.
  12. , с. 195.
  13. Банковский мост. СПб ГБУ «Мостотрест».
  14. , с. 307.
  15. Банковский мост. Энциклопедия Санкт-Петербурга.
  16. С крыльев только что отреставрированных грифонов в праздники соскоблили золото. Фонтанка.ру (12 января 2009). Дата обращения: 9 октября 2015.
  17. Л. Березкин.Грифоны вернулись: завершена двухлетняя реставрация Банковского моста. Санкт-Петербургские ведомости (20 июня 2019).
  18. В Петербурге после реставрации открыли Банковский мост с грифонами. «Коммерсантъ» (19 июня 2019). Дата обращения: 13 ноября 2019.Архивировано 11 октября 2019 года.
  19. Богданов Г. И., Ярохно В. И. В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами… : к 200-летию Петербургского государственного университета путей сообщения, 1809—2009, и 125-летию кафедры "Мосты" ПГУПС. — СПб.: Голанд, 2009. — С. 156. — 174 с.