Metro SPB Line1 Baltyskaya Central Hall

Балтийская (станция метро)

«Балти́йская» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Кировско-Выборгской линии, между станциями «Нарвская» и «Технологический институт».

Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания». Название получила из-за близости к Балтийскому вокзалу и топонимики окружающих улиц3.

Объект культурного наследия регионального значения4.

Наземные сооружения

Павильон станции выполнен по проекту архитекторов М. К. Бенуа, А. И. Кубасова, Ф. Ф. Олейник, инженера С. М. Эпштейн и располагается на площади Балтийского вокзала.Павильон пристроен непосредственно к восточному флигелю здания Балтийского вокзала и обращён шестиколонным портиком-лоджией к привокзальной площади.

Вокруг купола эскалаторного зала проходит кольцевой коридор, который сообщается с помещениями вокзала вентиляционными люками (доступ в коридор осуществляется со второго этажа).

Между колоннами портика наземного павильона, в нише за колоннадой над входными дверями располагаются пять барельефов выдающихся русских флотоводцев:

  • Портрет адмирала Ф. Ф. Ушакова. Скульптор В. В. Исаева
  • Портрет адмирала М. П. Лазарева. Скульптор А. А. Стрекавин
  • Портрет адмирала В. А. Корнилова. Скульптор А. Н. Черницкий
  • Портрет адмирала П. С. Нахимова. Скульптор Р. К. Таурит
  • Портрет адмирала С. О. Макарова. Скульптор А. Г. Овсянников

Стену кассового зала украшают рельефы.При спуске в эскалаторный зал мог находиться памятник Сталину на фоне картины «Крейсер „Аврора“».

В начале мая 2008 года прессой было сообщено о возникновении крупных трещин на фронтоне здания.5

С 15 мая по 17 октября 2015 года проводился капитальный ремонт фасадов павильона станции6.

Подземные сооружения

Дверь на путевой стене
Дверь на путевой стене

«Балтийская» — колонная станция глубокого заложения (глубина ≈57 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов М. К. Бенуа, А. И. Кубасова, Ф. Ф. Олейника, инженера С. М. Эпштейна.Художественное оформление станции посвящено теме мощи и славы Советского Союза как великой морской державы.

Голубовато-серая мраморная облицовка подземного зала станции напоминает о суровых водах Балтики. Опоры сводов декорированы полуколоннами. Ребристый свод потолка, окаймлённый двумя зигзагообразными голубыми лентами, ассоциируется со вздувшимся парусом. На дверях путевых стенах установлены декоративные решётки с изображениями якоря.

Торцевую стену центрального подземного зала украшает мозаика «1917 год», выполненная по эскизу художников Г. И. Рублёва и И. Г. Рублёва в технике флорентийской мозаики — рисунок набран из крупных кусков мрамора и цветных камней. На панно изображены революционные моряки Балтики, вместе с рабочими и солдатами идущие на штурм Зимнего дворца, на заднем плане — силуэт крейсера «Аврора». До открытия линии на панно хотели изобразить И. В. Сталина в окружении моряков-балтийцев, но этот проект был отменён. Кроме этого, архитекторы хотели поместить карту местности с целью показать на нём часть Балтийского моря у Ленинграда, что тоже не было осуществлено. При строительстве второго выхода в город панно, скорее всего, будет перенесено (подробнее ниже в разделе ).

Наклонный ход (выход со станции), содержащий три эскалатора, расположен в южном торце станции.

Перспективы

Генеральным планом развития Санкт-Петербурга предусматривается строительство второго выхода — к зданию бывшего Варшавского вокзала. Эти планы впервые появились в конце 1980-х годов. По данным на декабрь 2021 года, ОАО «Ленметрогипротранс» ведет проектирование второго выхода. Вестибюль будет располагаться в подземном переходе под Измайловским бульваром южнее перекрестка с набережной Обводного канала, лестничные спуски в переход сделают крытыми, а их «архитектурно-художественное решение выполнено в классическом и неоклассическом собирательном стиле».

Наклонный ход будет рассчитан на четыре эскалатора.

Проектом предусмотрено осевое примыкание к свободной торцевой части станции «Балтийская». Прорабатывается вариант переноса существующего мозаичного панно «1917 год» на торцевую стену подземного вестибюля над наклонным ходом7.

Строительство планируется осуществить в 2028 году89.

Наземный транспорт

Автобусные маршруты

Городские

Пригородные

Троллейбусные маршруты

Факты

  • До закрытия Варшавского вокзала в поездах объявляли: «Балтийская. Балтийский и Варшавский вокзалы».