Metro SPB Line1 Avtovo

Автово (станция метро)

«А́втово» — станция Петербургского метрополитена. Входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Кировский завод» и «Ленинский проспект».

Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания», причём именно на «Автово» прибыл первый поезд Ленинградского метрополитена. Названа по расположению в историческом районе Автово.

15 декабря 2011 года Советом по сохранению культурного наследия станция внесена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения23.

В 2014 году, по версии английского издательства Guardian, станция «Автово» попала в список 12 красивейших станций мира45.

Наземные сооружения

Павильон станции выполнен по проекту архитекторов Е. А. Левинсона и А. А. Грушке. Инженер — С. М. Эпштейн. Располагается на проспекте Стачек между домами № 94 и 90. Оформлен мощным двойным шестиколонным портиком и куполом на большом световом барабане.

Основание купола опоясывает надпись:

«Cлава в векахдоблестным защитникам Ленинграда,в битвах отстоявшим город-герой»

(в первоначальном варианте «Великому Сталину слава»). Фасады павильона станции украшают панно «Оборона Петрограда в 1919 году» и «Оборона Ленинграда в 19411943 годах», работы скульпторов В. И. Ингал, В. Н. Бельской, В. И. Гордона, В. В. Чибрикова, Е. В. Щегловой и М. П. Щеглова.

При входе на станцию задумывалась установка профиля И. В. Сталина, но от этой идеи к 1955 году отказались. В павильоне установлено панно «Защитники Ленинграда», работы скульпторов В. И. Гордона и Р. Р. Бельского.

Выход со станции расположен в её северном торце. На станции отсутствуют эскалаторы, в станционный зал ведёт широкая, облицованная красным мрамором, винтовая лестница. В 2004 году кассы переведены из верхнего вестибюля в средний. Ныне работают кассы в среднем и верхнем вестибюле (информация на 2020 год).

Подземные сооружения

«Автово» — колонная станция мелкого заложения (глубина — 12 м). Единственная в первой очереди станция мелкого заложения. Подземный зал сооружён по проекту архитекторов Е. А. Левинсона, А. А. Грушке и инженера С. М. Эпштейн. Большую помощь в создании станции оказали учёные, особенно известный знаток художественного стекла, член-корреспондент Академии Наук Н. Н. Качалов.

Плоское перекрытие зала поддерживают 46 колонн. Не все колонны круглые в плане: при входе на станцию потолок поддерживают две квадратные колонны. Из них 30 облицованы мрамором, а 16 — декоративными пластинами из литого стекла с обратным рельефом. Стекло в качестве облицовочного материала в метро было применено впервые. Для предотвращения растрескивания стекла при осадке бетонных опорных конструкций колонн стеклянные панели закреплены с помощью декоративной металлической ленты, обвивающей колонны. Ленинградские архитекторы нашли такой способ закрепления плит на бетоне, который обеспечил их сохранность.

Внутренняя поверхность стеклянных панелей имеет гранёный рельеф, с углом граней 80 градусов. Благодаря такой огранке создается оптический эффект — свет отражается от граней прежде, чем достигает бетона, и прозрачное стекло перестаёт просвечивать.Поэтому становятся не видны опорные конструкции под стеклом, и все колонны кажутся стеклянными монолитами. Идею применения такого решения подсказал профессор кафедры теоретической физики Пермского государственного университетаГ. З. Гершуни.

Станцию освещают массивные люстры, расположенные по центру зала и над станционными платформами.

Первоначальный проект6 предусматривал остекление и внутреннюю подсветку всех колонн подземного зала. Однако подрядчик не успевал полностью выполнить отливку к сдаче объекта, и колонны временно облицевали камнем7. Но после выступлений Н. С. Хрущёва против «архитектурных излишеств» к вопросу об облицовке остальных колонн больше не возвращались8.

Тема оформления станции — оборона Ленинграда. Люстры, светильники, орнаменты решёток украшены лавровыми ветвями, золочёными мечами и другими эмблемами воинской доблести. Торцевую стену центрального подземного зала украшает мозаичное панно «Победа», с изображением женщины с младенцем, работы художников В. А. Воронецкого и А. К. Соколова8.

Особенности проекта и станции

Колонны и путевая стена с решётками
Колонны и путевая стена с решётками
Фрагмент колонны
Фрагмент колонны

Тоннели, соединяющие станцию «Автово» с электродепо «Автово», проходят под рекой Красненькой в пластических глинах и суглинках, насыщенных водой. Из-за этого метростроители для проходки участка к депо использовали замораживание грунта.

«Автово» стала первой станцией метро, сохранившей в своём имени ойконим (название исторической части), причём финского происхождения. Прежде здесь находилась деревня «Аутово», от которой местность и приобрела своё название9.

«Автово» стала первой станцией ленинградского метрополитена без эскалаторов (была единственной такой станцией до 1966 года). Долгое время на выходе не было турникетов.

На станции сохранилось табло, которое показывает, пойдёт ли поезд дальше или в депо.

Пассажиропоток

По данным рекламного агентства «Проспект» станцией ежедневно пользуются около 41,5 тысяч человек. Ежемесячный пассажиропоток составляет 1 245 000 человек.10

Путевое развитие

За станцией расположен 6-стрелочный оборотный тупик, продолжающийся в ССВ с электродепо «Автово» и «Дачное». Из окна поезда можно увидеть перекрёстный съезд между 3-м и 4-м путями и встречный поезд, как и на станциях «Садовая» и «Удельная».

Наземный транспорт

Автобусные маршруты

Городские

Пригородные

Трамвайные маршруты

Троллейбусные маршруты

Ремонт

С 2006 года на станции началась деформация путевых стен в связи с просадкой грунта и приходом гидроизоляции в негодность, на стенах стали появляться ржавые подтёки и трещины.

С 2007 года на станции производится капитальный ремонт путевых стен. Работы осложняются тем, что работать приходится в ночное «окно», так как по этой станции осуществляется движение хозяйственных поездов.

Работы по гидроизоляции путевых стен проводились силами НПО «Спецгидроизоляция». Новая гидроизоляция стен является трёхслойной: после снятия старой облицовки в стенах станции проделываются отверстия, в которые нагнетается цемент, заполняющий пустоты. Второй этап — впрыскивание пенополиуретана под большим давлением (заделка микротрещин). Третий слой гидроизоляции — стены обмазывают цементом со специальными добавками. Но эта технология не даёт стопроцентной гарантии, и мраморные плиты облицовки крепят на специальные кассеты, вследствие чего при установке между несущей стеной и мрамором получается двухсантиметровый зазор. Этот зазор позволяет сбрасывать воду в трубы водоотвода, не давая ей соприкасаться с облицовкой12.

Летом 2007 года были закончены работы по ремонту гидроизоляции тоннелей и начаты облицовочные работы13, которые были завершены, как и планировалось1415, в конце 2009 года.

С октября 2010 по декабрь 2012 года на станции производился капитальный ремонт потолка в связи с необходимостью усиления гидроизоляции. При этом подверглись замене как несущие конструкции подвесного потолка, так и декоративные элементы оформления, которые по окончании работ были воссозданы в прежнем виде16. Для предотвращения растрескивания художественного стекла, которым отделана часть колонн, на период ремонта они были укреплены щитовыми досками.

В массовой культуре

  • Станция упоминается в постапокалиптическом романе Владимира Березина «Путевые знаки». Говорится, что из-за своего мелкого заложения «Автово» является заброшенной станцией, подвергнутой радиационному заражению.

Примечания

  1. Официальный сайт Петербургского метрополитена — Режим работы станций
  2. О регистрации объектов культурного наследия регионального значения (Санкт-Петербург) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. www.mkrf.ru. Дата обращения: 2 января 2018.
  3. Станции питерского метро признали культурным наследием. Дата обращения: 17 августа 2017.
  4. Sarah Gilbert.The world's most beautiful metro stations - in pictures. the Guardian (11 ноября 2014). Дата обращения: 17 августа 2017.
  5. Станция метро «Автово» признана одной из красивейших в мире. Интернет-газета Karpovka.com. Дата обращения: 17 августа 2017.
  6. Журнал «Архитектура и строительство Ленинграда», 1951. Дата обращения: 27 февраля 2013.Архивировано 9 марта 2013 года.
  7. Информация из интервью с Г. Васильевым — гл. арх. Петерб. зонального НИИ, «Вечерний Петербург», 6.04.94
  8. Станция метро «Автово»(недоступная ссылка). citywalls.ru. Дата обращения: 1 июня 2012.Архивировано 25 июня 2012 года.
  9. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — СПб.: Норинт, 2002. — С. 12. — 353 с. — ISBN 5-7711-0019-6.
  10. Пассажиропоток по станциям метрополитена​ - | Проспект. prospectgroup.ru. Дата обращения: 23 июля 2019.
  11. конечная у части рейсов
  12. «„Автово“ выложат мрамором за два года» интервью с директором НПО «Спецгидроизоляция» Виктором Диано Фонтанка.ру 3 августа 2007
  13. На станции метро «Автово» продолжается капитальный ремонт(недоступная ссылка — история ).«Вести» — Санкт-Петербург(недоступная ссылка). Дата обращения: 3 августа 2007.Архивировано 19 августа 2007 года. 3 августа 2007 года
  14. Газета Деловой Петербург. Пресс-конференция начальника Петербургского метрополитена Владимира Гарюгина. III часть(недоступная ссылка). Архивировано 16 июня 2007 года.
  15. Ирина Тищенко, Илья Снопченко.Под ёлку положат подземку // Невское время : Газета. — СПб., 2008. — Вып. 20 ноября 2008.
  16. На станции «Автово» отремонтируют верх(недоступная ссылка). Дата обращения: 30 октября 2011.Архивировано 15 сентября 2011 года.