Metro SPB Line1 Avtovo

Автово (станция метро)

«А́втово» — станция Петербургского метрополитена. Входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Кировский завод» и «Ленинский проспект».

Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания», причём именно на «Автово» прибыл первый поезд Ленинградского метрополитена. Названа по расположению в историческом районе Автово.

15 декабря 2011 года Советом по сохранению культурного наследия станция внесена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения23.

В 2014 году, по версии английского издательства Guardian, станция «Автово» попала в список 12 красивейших станций мира45.

Наземные сооружения

Павильон станции выполнен по проекту архитекторов Е. А. Левинсона и А. А. Грушке. Инженер — С. М. Эпштейн. Располагается на проспекте Стачек между домами № 94 и 90. Оформлен мощным двойным шестиколонным портиком и куполом на большом световом барабане.

Основание купола опоясывает надпись:

«Cлава в векахдоблестным защитникам Ленинграда,в битвах отстоявшим город-герой»

(в первоначальном варианте «Великому Сталину слава»). Фасады павильона станции украшают панно «Оборона Петрограда в 1919 году» и «Оборона Ленинграда в 19411943 годах», работы скульпторов В. И. Ингал, В. Н. Бельской, В. И. Гордона, В. В. Чибрикова, Е. В. Щегловой и М. П. Щеглова.

При входе на станцию задумывалась установка профиля И. В. Сталина, но от этой идеи к 1955 году отказались. В павильоне установлено панно «Защитники Ленинграда», работы скульпторов В. И. Гордона и Р. Р. Бельского.

Выход со станции расположен в её северном торце. На станции отсутствуют эскалаторы, в станционный зал ведёт широкая, облицованная красным мрамором, винтовая лестница. В 2004 году кассы переведены из верхнего вестибюля в средний.

Подземные сооружения

«Автово» — колонная станция мелкого заложения (глубина — 12 м). Единственная в первой очереди станция мелкого заложения. Подземный зал сооружён по проекту архитекторов Е. А. Левинсона, А. А. Грушке и инженера С. М. Эпштейн. Большую помощь в создании станции оказали учёные, особенно известный знаток художественного стекла, член-корреспондент Академии Наук Н. Н. Качалов.

Плоское перекрытие зала поддерживают 46 колонн. Не все колонны круглые в плане: при входе на станцию потолок поддерживают две квадратные колонны. Из них 30 облицованы мрамором, а 16 — декоративными пластинами из литого стекла с обратным рельефом. Стекло в качестве облицовочного материала в метро было применено впервые. Для предотвращения растрескивания стекла при осадке бетонных опорных конструкций колонн стеклянные панели закреплены с помощью декоративной металлической ленты, обвивающей колонны. Ленинградские архитекторы нашли такой способ закрепления плит на бетоне, который обеспечил их сохранность.

Внутренняя поверхность стеклянных панелей имеет гранёный рельеф, с углом граней 80 градусов. Благодаря такой огранке создается оптический эффект — свет отражается от граней прежде, чем достигает бетона, и прозрачное стекло перестаёт просвечивать.Поэтому становятся не видны опорные конструкции под стеклом, и все колонны кажутся стеклянными монолитами. Идею применения такого решения подсказал профессор кафедры теоретической физики Пермского государственного университетаГ. З. Гершуни.

Станцию освещают массивные люстры, расположенные по центру зала и над станционными платформами.

Первоначальный проект6 предусматривал остекление и внутреннюю подсветку всех колонн подземного зала. Однако подрядчик не успевал полностью выполнить отливку к сдаче объекта, и колонны временно облицевали камнем7. Но после выступлений Н. С. Хрущёва против «архитектурных излишеств» к вопросу об облицовке остальных колонн больше не возвращались8.

Тема оформления станции — оборона Ленинграда. Люстры, светильники, орнаменты решёток украшены лавровыми ветвями, золочёными мечами и другими эмблемами воинской доблести. Торцевую стену центрального подземного зала украшает мозаичное панно «Победа», с изображением женщины с младенцем, работы художников В. А. Воронецкого и А. К. Соколова8.

Особенности проекта и станции

Колонны и путевая стена с решётками
Колонны и путевая стена с решётками
Фрагмент колонны
Фрагмент колонны

Тоннели, соединяющие станцию «Автово» с электродепо «Автово», проходят под рекой Красненькой в пластических глинах и суглинках, насыщенных водой. Из-за этого метростроители для проходки участка к депо использовали замораживание грунта.

«Автово» стала первой станцией метро, сохранившей в своём имени ойконим (название исторической части), причём финского происхождения. Прежде здесь находилась деревня «Аутово», от которой местность и приобрела своё название9.

«Автово» стала первой станцией ленинградского метрополитена без эскалаторов. Долгое время на выходе не было турникетов.

На станции сохранилось табло, которое показывает, пойдёт ли поезд дальше или в депо.

Пассажиропоток

По данным рекламного агентства «Проспект» станцией ежедневно пользуются около 41,5 тысяч человек. Ежемесячный пассажиропоток составляет 1 245 000 человек.10

Путевое развитие

За станцией расположен 6-стрелочный оборотный тупик, продолжающийся в ССВ с электродепо «Автово» и «Дачное». Из окна поезда можно увидеть перекрёстный съезд между 3-м и 4-м путями и встречный поезд, как и на станциях «Садовая» и «Удельная».

Наземный транспорт

Автобусные маршруты

Городские

Пригородные

Трамвайные маршруты

Троллейбусные маршруты

Ремонт

С 2006 года на станции началась деформация путевых стен в связи с просадкой грунта и приходом гидроизоляции в негодность, на стенах стали появляться ржавые подтёки и трещины.

С 2007 года на станции производится капитальный ремонт путевых стен. Работы осложняются тем, что работать приходится в ночное «окно», так как по этой станции осуществляется движение хозяйственных поездов.

Работы по гидроизоляции путевых стен проводились силами НПО «Спецгидроизоляция». Новая гидроизоляция стен является трёхслойной: после снятия старой облицовки в стенах станции проделываются отверстия, в которые нагнетается цемент, заполняющий пустоты. Второй этап — впрыскивание пенополиуретана под большим давлением (заделка микротрещин). Третий слой гидроизоляции — стены обмазывают цементом со специальными добавками. Но эта технология не даёт стопроцентной гарантии, и мраморные плиты облицовки крепят на специальные кассеты, вследствие чего при установке между несущей стеной и мрамором получается двухсантиметровый зазор. Этот зазор позволяет сбрасывать воду в трубы водоотвода, не давая ей соприкасаться с облицовкой11.

Летом 2007 года были закончены работы по ремонту гидроизоляции тоннелей и начаты облицовочные работы12, которые были завершены, как и планировалось1314, в конце 2009 года.

С октября 2010 по декабрь 2012 года на станции производился капитальный ремонт потолка в связи с необходимостью усиления гидроизоляции. При этом подверглись замене как несущие конструкции подвесного потолка, так и декоративные элементы оформления, которые по окончании работ были воссозданы в прежнем виде15. Для предотвращения растрескивания художественного стекла, которым отделана часть колонн, на период ремонта они были укреплены щитовыми досками.

В массовой культуре

  • Станция упоминается в постапокалиптическом романе Владимира Березина «Путевые знаки». Говорится, что из-за своего мелкого заложения «Автово» является заброшенной станцией, подвергнутой радиационному заражению.

Примечания

  1. Официальный сайт Петербургского метрополитена — Режим работы станций
  2. О регистрации объектов культурного наследия регионального значения (Санкт-Петербург) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. www.mkrf.ru. Дата обращения: 2 января 2018.
  3. Станции питерского метро признали культурным наследием. Дата обращения: 17 августа 2017.
  4. Sarah Gilbert.The world's most beautiful metro stations - in pictures. the Guardian (11 ноября 2014). Дата обращения: 17 августа 2017.
  5. Станция метро «Автово» признана одной из красивейших в мире. Интернет-газета Karpovka.com. Дата обращения: 17 августа 2017.
  6. Журнал «Архитектура и строительство Ленинграда», 1951. Дата обращения: 27 февраля 2013.Архивировано 9 марта 2013 года.
  7. Информация из интервью с Г. Васильевым — гл. арх. Петерб. зонального НИИ, «Вечерний Петербург», 6.04.94
  8. Станция метро «Автово»(недоступная ссылка). citywalls.ru. Дата обращения: 1 июня 2012.Архивировано 25 июня 2012 года.
  9. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — СПб.: Норинт, 2002. — С. 12. — 353 с. — ISBN 5-7711-0019-6.
  10. Пассажиропоток по станциям метрополитена​ - | Проспект. prospectgroup.ru. Дата обращения: 23 июля 2019.
  11. «„Автово“ выложат мрамором за два года» интервью с директором НПО «Спецгидроизоляция» Виктором Диано Фонтанка.ру 3 августа 2007
  12. На станции метро «Автово» продолжается капитальный ремонт(недоступная ссылка — история ).«Вести» — Санкт-Петербург(недоступная ссылка). Дата обращения: 3 августа 2007.Архивировано 19 августа 2007 года. 3 августа 2007 года
  13. Газета Деловой Петербург. Пресс-конференция начальника Петербургского метрополитена Владимира Гарюгина. III часть(недоступная ссылка). Архивировано 16 июня 2007 года.
  14. Ирина Тищенко, Илья Снопченко.Под ёлку положат подземку // Невское время : Газета. — СПб., 2008. — Вып. 20 ноября 2008.
  15. На станции «Автово» отремонтируют верх(недоступная ссылка). Дата обращения: 30 октября 2011.Архивировано 15 сентября 2011 года.