Поселение Аркаим. Аэрофотоснимок

Аркаим

Укреплённое поселение Аркаим. Аэрофотоснимок.
Укреплённое поселение Аркаим. Аэрофотоснимок.

Аркаи́мукреплённое поселение эпохи средней бронзы рубежа XX/XVIII–XVIII/XVI веков до н. э.1, относящееся к так называемой «Стране городов».

Расположено на возвышенном мысу, образованном слиянием рек Большая Караганка и Утяганка в 8 км к северу от посёлка АмурскийБрединского района и 2 км к юго-востоку от посёлка АлександровскогоКизильского районаЧелябинской области. Поселение и прилегающая к нему территория с целым комплексом разновременных памятников археологии является природно-ландшафтным и историко-археологическим заповедником — филиалом Ильменского государственного заповедника имени В. И. ЛенинаУрО РАН. Памятник отличается уникальной сохранностью оборонительных сооружений, наличием синхронных могильников и целостностью исторического ландшафта.

История обнаружения

Аркаим был обнаружен в июне 1987 года отрядом Урало-Казахстанской археологической экспедиции, состоявшей из двух археологов (С. Г. Боталова и В. С. Мосина), нескольких студентов археологической направленности и нескольких школьников из соответствующих кружков. Причиной начала археологического обследования территории послужила необходимость строить Больше-Караганское водохранилище для нужд Больше-Караганской межхозяйственной оросительной системы, для обеспечения водой сельскохозяйственных районов области. В то время уже действовало обязательное правило археологического обследования в местах будущих строительств, поэтому и были проведены охранные раскопки в зоне строительства. Специалисты не придали значимости исследованиям в этом районе — экспедиция отправлялась как на малоперспективную работу — предстояло обследовать неинтересный с точки зрения находок обширный степной район. Два школьника из археологического отряда, Александр Езриль и Александр Воронков, обнаружили необычный рельеф местности. Руководство экспедиции уже имело опыт работы на памятниках эпохи бронзы, в том числе на Синташтинском поселении, и это обстоятельство позволило оценить важность открытия2.

В соответствии с планом строительства все археологические объекты, расположенные в зоне строительства, должны были затопить, но благодаря активной позиции директора Эрмитажа академика Б. Б. Пиотровского, председателя Президиума Уральского отделения АН СССР академика Г. А. Месяца и ряда специалистов-археологов удалось отсрочить затопление на два года, что не имело прецедентов в советской истории2.

Борьба учёных с ведомством «Гипроводхоз» закончилась в апреле 1992 года, когда стройка плотины была закрыта и территория (3300 га) с находящимся на ней поселением была выделена Советом Министров РФ под организацию экспериментального природно-ландшафтного и историко-археологического заповедника — филиала Ильменского государственного заповедника имени В. И. Ленина. Главной причиной, определившей данный исход событий, стал распад Советского Союза, ослабление ведомств, активизация общества, поиск новых парадигм2.

Этимология

Поселение было названо не Александровским (от соседнего посёлка), а по названию одной из сопок (не самой близкой)34, которая располагается в 4 км к югу от поселения. Топоним «Аркаим» происходит от тюркского «хребет», «спина», «основа»34.

Исследования

В 1991 году начались масштабные раскопки Аркаима под руководством Г. Б. Здановича. Исследования памятника производятся с использованием естественно-научных методов (палеопочвоведческих, геолого-минералогических, геолого-морфологических, радио-углеродное датирование и др.). В ходе работ было вскрыто около 8000 м² площади поселения (примерно половина), вторая часть была исследована с помощью археомагнитных методов. Тем самым была полностью установлена планировка памятника. Здесь же был впервые в Зауралье применён метод реконструкции, и Л. Л. Гуревичем сделаны рисунки возможного вида поселения.

В 2016 году Г. Б. Зданович вернулся на Аркаим с новой археологической экспедицией. Для раскопок комплекса погребений эпохи бронзы «Синташта IV», принадлежащего археологической культуре «Страны городов» (Аркаимско-Синташтинского типа), был организован археологический лагерь «Синташта 2016». Комплекс «Синташта IV» был обнаружен летом 2015 года при проведении археологической разведки в непосредственной близости от Большого Синташтинского кургана5.

Находки

  • Останки человека (погребения младенцев в стенах жилищ6)
  • Останки домашних животных, в том числе и лошадей
  • Сбруи
  • Инструменты шорников
  • Гончарные изделия
  • Инструменты гончаров
  • Наконечники стрел
  • Формы для отливкиметаллических изделий
  • Наковальни
  • Водопровод
  • Стоковая канализация7
  • Остатки колесниц.
Укреплённое поселение Аркаим. Музеефицированный раскоп на двух жилищах
Укреплённое поселение Аркаим. Музеефицированный раскоп на двух жилищах

Описание комплекса

Памятник состоит из укреплённого городища, двух некрополей и останков древних пастбищ (загонов). Городище радиальной схемы, диаметром около 170 метров, состоит из двух круговых стен, одна из которых окружена другой. К обеим кольцевым стенам пристроены помещения, имеющие формы кругового сектора. По сути, городище представляло собой крепость, состоящую из двух «многоквартирных» домов. В этом городище жили и работали люди, а животные паслись за пределами городища, в том числе и в специальных загонах.

Кольцевые стены и стены жилищ сделаны из брёвен, забитых глиной, и высушенных (необожжённых) глиняных кирпичей. Различаются помещения личного и общественного пользования, жилые и мастерские. В некоторых помещениях обнаружены не только гончарные мастерские, но и металлургическое производство.

В центре городища была площадь. Между стенами была кольцевая дорога, от этой дороги к центральной площади ведут прямые улицы. В городище имелась ливневая канализация с отводом воды за пределы городища.

По найденным в могильниках черепам был восстановлен облик жителей Аркаима, оказавшихся европеоидами. Антропологические реконструкции мужчины и женщины выставлены в Челябинском областном краеведческом музее и Музее природы и человека заповедника «Аркаим». Находки с раскопок памятника можно увидеть только в Музее археологии и этнографии ЧелГУ и в заповеднике «Аркаим», а также в рамках передвижных выставок8.

Памятник датируется рубежом III—II тыс. до н. э., либо началом II тыс. до н. э. Неизвестно, сколько просуществовало городище. В нём произошёл пожар и городище выгорело. Существует три версии возникновения пожара:

  • городище подожгли местные жители;
  • городище спалил внешний враг;
  • произошел случайный пожар.

Общая характеристика памятника

Панорама окрестностей Укреплённого поселения Аркаим
Панорама окрестностей Укреплённого поселения Аркаим

Городища и укреплённые поселения аркаимского типа в настоящий момент обнаружены на значительной площади, охватывающей юг Челябинской области, юго-восток Башкортостана, восток Оренбургской области и север Казахстана. Хронологически они относятся к эпохе средней бронзы, то есть их возраст примерно 3800—4000 лет. Эти поселения образуют комплекс, называемый «Страна городов».

Начало исследованиям положили раскопки поселения Синташта. На сегодняшний день исследования ведутся Институтом археологии УрО РАН, Историко-культурным заповедником «Аркаим», институтами и университетами Башкортостана, Челябинской, Свердловской, Оренбургской областей, а также специалистами из США, Голландии и Германии.

Поселения аркаимского типа, в отличие от других поселений бронзового века Южного Зауралья, имеют свою специфическую особенность: сопряжённые стенки жилищ, располагающиеся в форме круга, овала или прямоугольника, довольно большой размер поселенческих памятников, которые, соответственно, не могли существовать долго на локализованной территории ввиду исчерпания природных ресурсов. Поэтому традиционно считается, что культура Синташты возникла в ходе витка индоевропейской миграции, проходящего по землям Южного Зауралья. Носители данной культуры не так долго жили на этих территориях. Вскоре они покинули свои поселения и отправились в другие степи.

До сих пор среди учёных идут споры о принадлежности памятников данного типа. Есть три основных версии происхождения таковых:

  • теория местного субстрата;
  • теория ближневосточного происхождения Синташты (С. А. Григорьев) ;
  • теория миграций с запада, причиной которых послужил распад циркумпонтийской металлургической провинции — эта теория поддерживается основной массой исследователей9. Согласно исследованиям в области палеогенетики, люди из синташтинской культуры имеют значительное генетическое сходство с представителями культуры шнуровой керамики. Миграция популяций из культуры шнуровой керамики на восток, вероятно, привела к формированию синташтинской культуры1011. При исследовании ископаемой ДНК у представителей синташтинской культуры были обнаружены Y-хромосомная гаплогруппа R1a10 и митохондриальные гаплогруппыJ1, J2, N1 и U210. В настоящее время недостаточно данных, чтобы однозначно сказать являлись ли «синташтинцы» индоиранцами или уже иранцами2.

17 мая 2005 года Аркаим посетил президент России Владимир Путин, в ходе визита которого официальными лицами и прессой активно муссировались арийские версии происхождения городища12.

В эзотерике и псевдонауке

Образ Аркаима получил популярность в среде эзотериков, экстрасенсов, уфологов, националистов, неоязычников и в работах, признанных научным сообществом псевдоисторическими3. К идее спасения Аркаима привлекались разнообразные общественные силы и организации. На фоне общего кризиса социализма, породившего идеологический вакуум, люди искали «пищу» для формирования новых воззрений. На этом фоне, высказываемые учёными яркие гипотезы стали источником фантазий и домыслов, породивших эзотерические и неоязыческие идей, и питающие индустрию псевдонауки. Поддержку сохранения Аркаима оказали эзотерики и сторонники «арийской» идеи, представившие Аркаим столицей древней «арийской» (славянской) цивилизации. Эта поддержка была одобрена частью научного сообщества, и мифологизация Аркаима приобрела большие масштабы, не встречая противодействия. В этом процессе участвовали также некоторые местные учёные и представители местных властей132.

В эзотерической и псевдонаучной интерпретации Аркаима выделяются две основных идеи: славянская («арийская») этническая принадлежность «синташтинцев» («славяно-арии», русы, русские) и феноменальный уровень технологического, социального и «духовного» развития «аркаимцев». Даже в тех случаях, когда в лженаучной теории нет прямой националистической направленности, «древние арии» представляются хранителями «энергий» и «сакрального, тайного знания», ныне забытых и для большинства непостижимых. Эти идеи не согласуются с научными данными2. Аркаим называют «местом силы»14, «прародиной» славян, «ариев» или индоевропейцев315, «колыбелью человеческой цивилизации»16, название города связывается с именем Йимы, вследствие чего поселение объявляется родиной Заратустры315. Уровень развития аркаимской «цивилизации» в подобных публикациях обычно предстаёт значительно завышенным по сравнению с реальными данными. Утверждается, что Аркаим использовался как обсерватория. По мнению уфологов, города Страны городов были построены инопланетянами. По мнению экстрасенсов, в районе Аркаима проходит мощный поток энергии, поэтому они совершают туда поездки с целью «подзаряжаться». В результате эзотерического «освоения» Аркаима возникли инсталляции типа спиралеобразного сада камней.

В рамках арийского мифа, популярного в эзотерике и славянском неоязычестве (родноверии), часто считается, что культура Аркаима и родственных ему памятников Южного Урала является «арийской цивилизацией» и отождествляется со славянами. Многие авторы увязывают Аркаим с мифической северной страной Гипербореей, якобы прародиной «арийцев» (вариант: «ариев», не следует путать с историческими ариями) или «белых людей». Утверждается, что похолодание и наступление ледников заставли «арийцев» переселяться южнее. Пройдя через Урал, они остановились в благодатном крае, который связывается с Семиречьем, упоминаемым Авесте или с «Беловодьем» русских сказаний. В обоих случаях речь идёт о Южном Урале, где помещается «вторая прародина арийцев», из которой последние расселились по просторам Евразии от Карпат до Китая. Сторонники этих взглядов считают Южный Урал источником ведических верований и местом древнейшей в мире государственности, столицей которой был священный Аркаим17.

«Эзотерическое освоение» Аркаима началось в 1991 году с визита Тамары Глобы и на сегодняшний день имеет практически всеобъемлющий характер2. Популяризацию этой идеи осуществлял сатирик Михаил Задорнов. Он отождествлял «праславян» с «арийцами». По его мнению, «арийцы в золотой век своей истории даже не воевали, пока оледенение Сибири их не заставило переселяться в Европу и на юг материка». В 2008 году Задорнов в соавторстве Сергеем Алексеевым и режиссёром Александром Волковым выпустил фильм «Аркаим. Стоящий у солнца». Согласно фильму, между Западом и Востоком всегда располагалась «третья (особая) цивилизация, ныне называемая Россией», культуру которой Алексеев называет «арийской». Говорится о мудрости «предков-арийцев» и их «высокой духовности», а также о том, что учёные скрывают это от народа17. «Арийская» версия также рассматривается в литературно-телевизионном проекте «Хребет России». Подобные мнения существенно разнятся с выводами исторической науки. Близкой точки зрения придерживается биохимик Анатолий Клёсов, создатель учения «ДНК-генеалогия», признаваемого научным сообществом псевдонаучным18.

Примечания

  1. , с. 225.
  2. Епимахов А. В., Семьян И.Аркаим и Синташта: история открытия и археологическая реальность. Антропогенез.ру. Дата обращения: 1 марта 2017.
  3. Шнирельман В. А.Аркаим: археология, эзотерический туризм и национальная идея // Антропологический форум № 4. 2011. С. 133—167.
  4. Зданович, Г. Б.Аркаим // Башкортостан: Краткая энциклопедия / Под ред. Р. З. Шакурова. — Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996. — С. 124. — 672 с. — ISBN 5-88185-001-7.(недоступная ссылка)
  5. Археологический лагерь Синташта 2016(недоступная ссылка). Дата обращения: 7 апреля 2019.Архивировано 7 марта 2018 года.
  6. Наши публикации. www.arkaim-center.ru. Дата обращения: 5 сентября 2015.
  7. Иван Семьян.Аркаим настоящий и вымышленный. Учёные против мифов 3-2. (7 февраля 2017). Дата обращения: 9 февраля 2017.
  8. Выставка «Аркаим» во Франции(недоступная ссылка). Дата обращения: 18 февраля 2011.Архивировано 2 октября 2015 года.
  9. Евразийская степная металлургическая провинция // БРЭ. Т. 9. М., 2007.
  10. Morten E. Allentoft et al. Population genomics of Bronze Age Eurasia // Nature. — 2015. — Vol. 522. — С. 167–172. — doi:10.1038/nature14507.
  11. John Novembre. Human evolution: Ancient DNA steps into the language debate // Nature. — 2015. — Vol. 522. — С. 164–165. — doi:10.1038/522164a.
  12. С кратким доисторическим визитом // Ъ-Газета
  13. Ларюэль, Марлен. Арийский миф — русский взгляд / Перевод с французского Дмитрия Баюка // Вокруг света. 25.03.2010.
  14. Места силы: Челябинская область. Аркаим
  15. Шнирельман В. А.Аркаим, археология, национализм… Анатомия одной сенсации // skeptik.net
  16. См., например: Аркаим — колыбель современной цивилизации.
  17. Шнирельман В. А.Арийский миф в современном мире. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»).
  18. Балановский О. П.Фатальные промахи ДНК-генеалогии Клёсова. // Генофонд.рф.— 23.03.2015.. Дата обращения: 28 января 2017.