Альфа Арбат Плаза (№ 1)

Арбат

Арба́т (в народе также Старый Арбат) — улица в Центральном административном округе города Москвы (район Арбат). Проходит от площади Арбатские Ворота до Смоленской площади, лежит между Пречистенкой и Новым Арбатом. Нумерация домов ведётся от площади Арбатские Ворота.

Географическое расположение

Улица Арбат проходит от площади Арбатские ворота до Смоленской площади, лежит между Пречистенкой и Новым Арбатом. Нумерация домов ведётся от площади Арбатские ворота. Протяжённость Арбата составляет 1,2 километра.

Справа на Арбат выходят Арбатский, Серебряный, Малый Николопесковский, Большой Николопесковский, Спасопесковский и Троилинский переулки; слева — Большой Афанасьевский, Староконюшенный, Калошин, Кривоарбатский, Плотников и Денежный переулки.

Происхождение названия

Своё имя улица получила по названию пригорода — Орбат (Арбат), лежавшего к западу от Кремля2. В XVI—XVII веках Арбатом называлась обширная местность, лежавшая между современными Знаменкой и Большой Никитской улицами, при этом основной улицей района была Воздвиженка, которая главным образом и получила название «Арбат»3.

Название Орбат впервые упоминается в 1475 году: «погорел совсем на Орбате Никифор Басенков»4.

Однозначного вывода о происхождении этого топонима до сих пор не существует. Согласно версии, впервые предложенной археографомП. М. Строевым5 и распространившейся в качестве основной в ряде путеводителей, название Арбат было образовано от тюркского слова арба: в районе современной Волхонки находилась Колымажная слобода, где изготавливались различные повозки, в том числе и телеги — арбы.657 Однако Колымажная слобода и двор появились здесь позже первого упоминания8.

Распространение получила гипотеза, выдвинутая историком В. К. Трутовским,5 согласно которой название Арбат произошло от арабского слова арбад, являющегося множественным числом от рабад — «пригород», «предместье»,9 которое, вероятно, было занесено в Москву торговцами с Востока — крымскими татарами или другими восточными купцами. Этой гипотезы в своих работах придерживаются П. В. Сытин, Ю. А. Федосюк, В. В. Сорокин, Э. Я. Двинский, Г. П. Смолицкая, М. В. Горбаневский и другие историки, топонимисты и москвоведы.51011126131415

Существуют и иные версии происхождения топонима. Так, историк И. Е. Забелин предположил, что слово Арбат может быть в своей основе русскоязычным и происходить от прилагательного краткой формыгорбат, отражающего особенности местности.

Менее распространённые версии связывают происхождение топонима с арабским словом рабат (рибат) — «караван-сарай, странноприимный дом»,16 с русским словом орьба (пахота),17 с латинским arbutum (вишня),18 а также с вынесенным из Африки словом бат, которое в сочетании с формантом-р- и приставкой а- образует значение «большая гора без реки».19 Встречаются также гипотезы о происхождении названия улицы от слов арбуй («язычник», «знахарь») и ропаты (иноверческий храм)20.

Указом царя Алексея Михайловича в 1658 году улица была переименована в Смоленскую, однако это название не прижилось и закрепилось лишь за не имевшим ранее названия продолжением Арбата в сторону современного Бородинского моста.1021

Нередко к названию улицы добавляется прилагательное «старый» (Старый Арбат) — в противопоставление с улицей Новый Арбат, проложенной в XX веке.

История

На рубеже XVXVI веков местность, располагавшаяся за современной площадью Арбатских ворот, называлась «Вспольем», то есть являлась незаселённым пространством, примыкающим к городским предместьям. Подступы к ним защищал ров, существовавший уже во второй половине XIV века. Отсюда начиналась древняя Можайская дорога, соединявшая Москву с Можайском и Смоленском.

Первые упоминания

Формирование городской застройки в начале трассы Можайской дороги, по-видимому, началось в последние годы правления великого князяИвана III, предпринявшего при участии итальянских мастеров масштабную перестройку города. Одним из результатов этой реконструкции стало учреждение на окраинах городских предместий, на «вспольях», дворцовых слобод, населённых мастеровыми людьми, использовавшими в своём производстве открытый огонь. За Арбатом, на Сивцевом вражке, по левой стороне Можайской дороги, были поселены кузнецы, седельники, уздечники и другие ремесленники, обеспечивавшие потребности великокняжеских конюшен и ставшие первыми жителями Конюшенной слободы.

Вот как описывал панораму Москвы имперский посол Сигизмунд Герберштейн, дважды посетивший русскую столицу в первой трети XVI века:

«Сам город деревянный и довольно обширен, а издали он кажется ещё обширнее, чем есть на самом деле, ибо большую прибавку к городу делают пространные сады и дворы при каждом доме; ещё более увеличивается он от растянувшихся длинным рядом в конце его домов кузнецов и других ремесленников, действующих огнём, к тому же между этими домами находятся луга и поля…»22

Первоначально название Арбатская (Орбатцкая, Большая Арбатская) улица обозначало Воздвиженку: в 1547 году «загореся храм Воздвижение чеснаго креста за Неглинною на Арбацкой улице на Острове»23. Позже распространилось и на нынешний Арбат.

Первое упоминание об улице на том месте, где сегодня пролегает улица Арбат, содержится в летописном известии, повествующем об учреждении опричного уделаИвана Грозного в 1565 году, когда государь повелел:

«На посаде улицы взяти в опришнину от Москвы реки: Чертолскую улицу и з Семчиньским селцом и до всполья, да Арбацкую улицу по обе стороны и с Сивцовым Врагом и до Дорогомиловского всполия, да до Никицкой улицы половину улицы, от города едучи левою стороною и до всполия…»24

Вероятно, к этому же времени относится и основание на Арбате первой стрелецкой слободы, занявшей обширное пространство в начале правой стороны улицы. Её главным приходским храмом стала церковь Николая Чудотворца «Явленного», отстроенная в камне в 1600 году по указу царяБориса Годунова25.

В своих современных пределах улица Арбат оформилась в конце XVI века, получив начало у Арбатских ворот Белого города, а завершение у одноимённых ворот Скородома (Деревянного города).

XVII век

После окончания Смутного времени, при новой царской династии, Арбат остаётся местом сосредоточения дворцовых и стрелецких слобод. Самую обширную территорию по левой стороне улицы (район современных Гагаринского, Староконюшенного и Малого Власьевского переулков) занимала Конюшенная слобода, к середине XVII века именовавшаяся уже как Старая Конюшенная. Её население составляли тяглые люди различных профессий, находившиеся в ведении Конюшенного приказа. В начале улицы к Староконюшенной слободе примыкали две небольшие дворцовые слободки — Иконная и Царицына, а с запада (в районе современных Кривоарбатского и Плотникова переулков) — Плотничья слобода26, в которой первоначально были поселены казённые плотники, принимавшие участие в восстановлении Москвы после её разорения польскими интервентами. Приходским храмом слободы стала церковь Николая Чудотворца (Живоначальной Троицы), что в Плотниках, известная с 1625 года27. За Плотничьей слободой лежала земля стрелецкой слободы, основанной вблизи укреплений Земляного города в 1634 году. Её слободским храмом стала церковь Живоначальной Троицы28, известная в 1642 году, как расположенная в Григорьеве приказе Оничкова.

Стрелецкий приказ Григория Михайловича Оничкова (Аничкова), предположительно выведенный на службу в Москву из Новгорода стал последним из четырёх стрелецких приказов, размещённых к этому времени на Арбате. Слободы трёх других стрелецких приказов (с 1682 года — полков) тянулись практически сплошной полосой по правой стороне Арбатской улицы. Судьбы арбатских стрелецких полков оказались различными. Два из них — Афанасьев полк Чубарова и Иванов полк Чёрного приняли участие стрелецком бунте 1698 года и практически в полном составе сложили головы во время массовых казней. Два других полка были выведены на службу в другие города и позднее приняли участие в Северной войне 1700—1721 годов. Слободы всех московских стрелецких полков были ликвидированы особыми царскими указами в 1699 году. Бывшие стрелецкие земли были распроданы лицам различных чинов. Память о стрелецком прошлом Арбата сохраняется в названии Малого Каковинского переулка, названного по фамилии одного из стрелецких командиров, и в названиях Николопесковских переулков, унаследовавших свои имена от стрелецкого храма Николая Чудотворца «на Песках», разобранного в 1932 году29.

Таблица: командный состав стрелецких полков, расквартированных на Арбате в XVII в.

Немаловажной вехой в истории Арбата стал указ царя Алексея Михайловича1658 года, по которому Арбатская улица была переименована в Смоленскую. Это название просуществовало до XVIII века, но так и не привилось среди москвичей, закрепившись лишь за не имевшим дотоле названия продолжением Арбата к Дорогомиловскому мосту.

XVIII век — начало XX века

Во время пожара 1736 года Арбат сильно выгорел, после чего было принято решение о его расширении. С этого времени Арбат превращается в одну из самых аристократических улиц Москвы, где селились самые известные русские дворянские фамилии — Толстые, Ростопчины, Гагарины, Долгорукие, Кропоткины, Шереметевы, Голицыны, Трубецкие. Строились небольшие особняки в стиле ампир и деревянные дома, окружённые садами; на Арбате почти не было магазинов. При реконструкции Арбата после пожара 1812 года застройка приобрела особый характер: небольшие одно- и двухэтажные особняки с бельэтажем и мезонином, поставленные с разрывом на красной линии улицы и окружённые небольшими садами и дворами без служб. В 1806 году на Арбатской площади началось строительство деревянного театра по проекту К. Росси. Мемуарист С. П. Жихарев писал об этом:

Эта мысль хороша, потому что большая часть дворянских фамилий живёт на Арбате или около Арбата30.

В разное время на Арбате жили или неоднократно бывали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, М. Салтыков-Щедрин, братья Аксаковы, А. П. Чехов, А. Блок, Андрей Белый (Б. Бугаев). К концу XIX века родовая аристократия всё больше сменялась разночинной интеллигенцией, селившейся на Арбате, который начал понемногу приобретать облик, близкий к современному: увеличилось число магазинов, началось строительство многоэтажных доходных домов. Рядом со Смоленской и Арбатской площадями появились гостиницы, магазины, рестораны. Имена владельцев лучших арбатских магазинов становились известны всей России: булочки Филиппова, вина из погребов Шустова, сладости Эйнема. Купец Семён Тарарыкин открыл в конце XIX века трактир «Прага», который после революции превратился в образцово-показательную столовую «Моссельпрома» и куда Ипполит Матвеевич Воробьянинов из «Двенадцати стульев» водил Лизу обедать.

С 1880-х по Арбату стала ходить конка, в 1908 году пущен электрический трамвай.

Постепенно Арбат стал улицей полнокровной жизни Москвы. Василий Поленов писал в Спасопесковском переулке свой «Московский дворик», сейчас на этом месте находится школа 1231, носящая его имя. Сергей Есенин читал в арбатском «Литературном особняке» свою новую поэму «Пугачёв». В Серебряном переулке жил русский композитор С. Рахманинов, неподалёку А. Скрябин. В кафе «Арбатский подвал» мелькала знаменитая «жёлтая блуза» Владимира Маяковского. С театральной студии «Мастфор» на Арбате началась слава Сергея Юткевича и Сергея Эйзенштейна.

На Арбате возникло Общество русских врачей, члены которого организовали здесь известную на всю Москву лечебницу. Доктора брали «за совет» небольшую, сравнительно с обычными гонорарами, плату — 20 копеек, а то и вообще лечили бесплатно.31

В 1909 годуАлександр Ханжонков открыл на Арбатской площади кинотеатр «Художественный» (тогда назывался «Художественный электро-театр»), где в 1931 году состоялась премьера первого советского звукового фильма «Путёвка в жизнь».

Революционные события 1917 года не могли не отразиться и на Арбате. В помещении кинотеатра «Художественный» в октябрьские дни 1917 года белые юнкера проводили запись в Белую гвардию; там же содержались пленные красные. А красногвардейцы, в свою очередь, водрузили пулемёт на самый высокий арбатский дом № 51 и, по словам поэта Андрея Белого, «один дом-большевик победил весь район», в результате юнкера вынуждены были ретироваться из облюбованного кинотеатра.32

Арбат в советское время

В 1920—1930-е годы образ улицы изменился в духе эстетики конструктивизма. Силуэт Арбата был сглажен, многие дома надстроены и подведены под единый карниз. Архитекторы братья Стенберги разработали унифицированную окраску зданий в пепельно-серой гамме; ряд строений был разобран. Новые дома по правой стороне Арбата возводились с отступом от красной линии для расширения улицы. А некогда аристократические особняки и комфортабельные квартиры доходных домов превратились в тесные коммуналки, куда вселяли строителей нового общества, стекавшихся в Москву из всех уголков страны.

Война и приближение линии фронта к Москве не могли не сказаться на Арбате. В результате одного из авианалётов был полностью разрушен театр им. Вахтангова; погибли люди. А не уехавшие в эвакуацию и уцелевшие жители Арбата подбирали разбросанные по улице и окрестным переулкам яркие красочные остатки театральных декораций.

В 1930—1950-х Арбат являлся государственной трассой, по которой И. Сталин со своим кортежем проезжал в Кремль, поэтому улица была объектом пристального внимания НКВД—МГБ. Так, например, в апреле 1944 года была арестована группа молодых людей, собиравшаяся провести время в комнате коммунальной квартиры на Арбате — в эту молодёжную компанию входили тогда ещё студенты Валерий Фрид, Юлий Дунский, Марк Коган, будущая жена В. Л. Гинзбурга Нина Ермакова — это в её комнате на Арбате собиралась молодёжь. Им вменялось в вину подготовка убийства Сталина во время проезда кортежа по Арбату (хотя окно комнаты выходило не на сам Арбат, а в переулок). Об этом времени написано много воспоминаний (например, правозащитницы Людмилы Алексеевой) и художественных произведений, одно из наиболее известных — роман «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова.

В 1952 году было построено высотное здание Министерства иностранных дел на Смоленской площади, обозначившее выход Арбата на Садовое кольцо.

Проложенный в 1960-е годы проспект Калинина (ныне Новый Арбат) оттянул часть староарбатского транспорта на себя, туда же переместилась государственная трасса33.

К 1980-м годам население Арбата стало очень пёстрым: здесь жили старые московские интеллигенты, в новых элитарных домах поселились семьи высокопоставленных партийных чиновников, а некоторые комнаты в коммуналках в старых домах отдавались «лимитчикам» — так назывались люди, приехавшие из разных городов на тяжёлые работы в Москву.

Пешеходная улица

Проект превращения Арбата в пешеходную зону был разработан и реализован в 1974—1986 годах коллективом архитекторов НИиПИ генплана г. Москвы и Моспроекта-2 (архитекторы М. В. Посохин, А. Э. Гутнов, З. В. Харитонова, Т. В. Малявкина, О. А. Баевский, В. А. Филатов, инженеры Ю. К. Болбот, Т. В. Чувелева и другие)34. Как вспоминает З. Харитонова, архитекторы «сделали внимательный анализ цветового решения фасадов, ведь до этого их просто красили из пульверизатора ровным жёлтым цветом. С каждым домом мы работали отдельно, нашли природные цвета и оттенки, в нашей коллекции вообще отсутствовал белый цвет. Первые этажи были окрашены более интенсивно, верхние — более расслабленно, а детали — более светлые. Вся улица стала переливаться будто перламутровая. Мы использовали московскую керамзитовую штукатурку, это уникальная технология, секреты которой знали лишь старые маляры, их мы и привлекли к работе, они работали кисточками, которые я сама покупала»35.

Технико-экономическое обоснование проекта было готово к 1978 году. Проект не ограничивался просто запретом на автомобильное движение по улице, в него входили также работы по благоустройству улицы, реконструкции и реставрации фасадов зданий. В 1979 году проект был одобрен. Практические работы начались в 1982 году. Был изменён маршрут троллейбуса 39, до этого проходивший по Арбату — именно ему посвящена песня Булата Окуджавы «Последний троллейбус». Арбат представлял собой обычную московскую улицу с двухсторонним автомобильным движением; люди передвигались по узким тротуарам. Во время реконструкции движение было полностью перекрыто; за несколько лет улица была перекопана: заменили всю систему канализации и подземных коммуникаций. Первая стадия реконструкции Арбата была завершена к 1985 году. «Плиточки толщиной 10 сантиметров на заводе делали специально для Арбата, — вспоминает архитектор, автор проекта пешеходного Арбата Зоя Харитонова. — 25 тысяч квадратных метров такого камня мы ровняли особыми резиновыми молоточками. Причём всё это клали без цемента!»36.

Наконец в 1986 году Арбат предстал в новом обличье: вместо асфальта брусчатое покрытие, посредине улицы вазоны с цветами и рядом скамеечки для отдыха прогуливающихся, фонари в стиле ретро. Реконструкция Арбата вызвала неоднозначные оценки.34 После реконструкции появилась фраза «Арбат офонарел», приписываемая Булату Окуджаве37.

1 апреля1986 года на Арбате прошло празднование Дня смеха. За несколько дней до события началась постройка сцен, эстрад, помостов для выступлений артистов, заборов и ширм для кукловодов. Готовились настоящие ярмарочные представления. В середине дня 1 апреля началось веселье. Уже очень скоро народу набралось столько, что пришлось срочно перекрывать улицу, чтобы избежать давки. В результате в празднике сумели принять участие лишь жители улицы и загодя приехавшие гуляки. Для большинства москвичей вход оказался закрыт. Больше подобных мероприятий на Арбате не проводилось, но самодеятельные концерты продолжались.

В конце 80-х, на волне горбачёвской перестройки, на Арбате появились многочисленные сувенирные лавки, ассортимент которых был рассчитан в первую очередь на иностранцев. В это же время улицу облюбовали художники-любители и самодеятельные музыканты.

По примеру московской улицы пешеходные участки улиц в других городах страны неофициально стали называться «Арбатами».

Арбат сегодня

К настоящему времени улица стала одним из популярных мест среди иностранных туристов.

По примеру американскогоГолливуда на Арбате в 1999 году была устроена российская «аллея звёзд». Попасть в российские звёзды было несложно: требовалось позвонить по указанному номеру телефона, оповестив о возникшем пожелании, и оплатить собственную «звёздность»3839.Впоследствии дорожное покрытие было заменено, акция с именными плитками свёрнута.

Примечательные здания и сооружения

По нечётной стороне

Альфа Арбат Центр (№ 1)

Торгово-офисный комплекс «Альфа Арбат Центр», занимающий половину квартала между Арбатом, площадью Арбатские Ворота и Большим и Малым Афанасьевскими переулками, построен в 2000—2005 годах по заказу «Альфа-Групп»40 по проекту архитектора М. М. Посохина. Восьмиэтажный комплекс, по словам историка архитектуры, профессора В. А. Резвина, «чудовищно выпадает из масштаба и буквально задавил скромную „Прагу“»41. Искусствовед и исследователь архитекторы С. В. Заграевский относит строительство центра на этом месте к числу наиболее грубых нарушений городской исторической среды42. Главный архитектор Москвы А. В. Кузьмин признал строительство здания градостроительной ошибкой43.44 По опросу ряда московских архитекторов, проведённому в начале 2010 года журналом «Forbes», торгово-офисный центр «Альфа Арбат Центр» занял второе место в списке «самых уродливых современных зданий столицы»40.

До возведения торгово-офисного комплекса на этом месте существовала имевшая градостроительное значение историческая застройка первой половины XIX века. Стоявшие здесь дома № 5 и № 7 по Арбату были снесены во второй половине 1990-х годов.45 К 2003 году были снесены и дома, стоявшие по Арбатской площади (№ 1/2, стр. 1, 1а, 3).46

В доме № 5, принадлежавшем Тарарыкину, в начале XX века находилась частная лечебница врача В. И. Кедровского47, который сам жил в этом здании.48 Здесь же работали кондитерские Бибина и Ж. Бюрбан.49 В начале 1900-х годов в доме жил известный адвокат П. Н. Малянтович, с 1910-х годов — основоположник русского и советского карстоведенияА. А. Крубер.50 В 1920-х годах в доме работало издательство «Наш стяг».51 «Вся Москва на 1923 год» указывает, что здесь находился Арбатский еврейский молитвенный дом. В 1930-х годах в доме работал магазин треста «Москвошвей».52 В 1920-х, 1950—1970-х годах здесь жил краевед И. М. Картавцов.53

Чуть далее по Арбату находился дом № 7, снесённый в 1970 году. В 1863 году в этом доме была открыта «Библиотека для чтения» Кашкадамовой, а с ноября 1865 года ею владела М. Н. Тургенева. Это была одна из лучших частных библиотек Москвы; в ней были книги запрещённых или не взлелеянных императором авторов: Радищева, Герцена, Чернышевского, Огарёва, Михайлова, К. Маркса, Фр. Лассаля, Ткачёва, Прыжова и др. — по этой причине в 1875 году библиотека была опечатана полицией и прекратила своё существование. В 1906 году в этом доме помещалось Бюро профессиональных союзов строителей, текстильщиков, маляров и других организованных пролетариев, закрытое 15 августа 1906 года.54. В 1907 или в 1908 году в этом здании открылся кинематограф «Гран-Паризьен», который посещал Лев Толстой (Толстому в кино не понравилось). После октябрьской революции здесь открылся Московский Дом печати и при нём — кафе «Литературный особняк», где «выступлениям поэтов не было конца»; здесь в начале августа 1921 года Сергей Есенин читал свою новую поэму «Пугачёв». Тут же, тогда же, с 1920 по 1924 гг. находилась театральная студия «Мастфор» (Мастерская Н. М. Фореггера), где начинали творческий путь, ставшие потом знаменитыми, С. М. Эйзенштейн, С. И. Юткевич, С. А. Герасимов, Т. Макарова, Б. В. Барнет; там работали В. З. Масс, О. М. Брик, М. И. Блантер, Ф. Кнорре и многие другие. Театр просуществовал до 1924 года, когда специальным декретом в стране была запрещена деятельность всех пластических и ритмопластических студий.

Доходный дом О. С. Бургардта-Гвоздецкого (№ 9, стр. 1)

В 1879 году в одном из стоявших на этом месте зданий жила племянница Л. Н. Толстого Елизавета Валерьяновна Оболенская (23 января 1852 — 15 апреля 1935), у которой писатель останавливался.55

Трёхэтажный доходный дом Осипа Станиславовича Бургардта-Гвоздецкого был возведён в 1873—1874 годах по проекту архитектора Н. И. Гущина, перестроившего и объединившего два ранее существовавших на этом месте жилых дома.56 В 1870-х годах в доме жил электротехник В. Н. Чиколев.57

В 1897—1899 годах дом был вновь перестроен — втрое увеличен в длину. Фасад дома решён в формах эклектики и оформлен мелким лепным декором. В 1898 году по проекту архитектора И. А. Иванова-Шица в здании были созданы оригинальные витрины58.

На рубеже XIX—XX веков в здании размещалась редакция журнала «Сверчок». До революции в доме работала булочная-пекарня Д. И. Филиппова и «Центральный магазин», торговавший головными уборами59. На месте булочной Филиппова хлебный магазин продолжал работать и в советское время60.

В 1920-х годах в здании находилось кафе «Арбатский подвал», где бывали В. В. Маяковский, С. А. Есенин и Айседора Дункан, А. Белый, А. Блок, Б. Пастернак и другие. В 1994—1998 годах дом надстроен четвёртым этажом архитектором Е. Г. Рубцовым.

В настоящее время в доме расположен Национальный культурный центр Украины в Москве,61 магазин «Украинская книга», работающий здесь с 1950-х годов,62 украинская воскресная школа имени Павла Поповича63. Национальный центр Украины выпустил две книги, посвящённые его деятельности и истории улицы «Украина на Арбате, 9» и «Флаг Украины на Арбате»64. Здание является ценным градоформирующим объектом65.

Доходный дом (№ 9, стр. 2)

Пятиэтажный доходный дом построен в 1909 году по проекту архитектора Н. А. Эйхенвальда6558.

Доходный дом Акционерного общества «Московский частный ломбард» (№ 11)

В начале XX века владение, как и соседнее № 9, принадлежало С. О. Бургард-Гвоздецкому. Существующий доходный дом построен для Акционерного общества «Московский частный ломбард» в 1911 году по проекту архитектора Н. Д. Струкова.66 Фасад здания оформлен масками львов, несущими черты итальянского Ренессанса. Изначально трёхэтажный дом надстроен двумя этажами в 1933 году.58

Во время постройки дом «Московского частного ломбарда» был единственным конторским зданием на Арбате. В здании размещалось Арбатское отделение Московского частного ломбарда, выдававшего ссуды под залог мехов, драгоценностей и другого имущества,67 работала известная парикмахерская Баулина.68 В советское время здесь находились издательство «Первина»,69 магазины «Ноты» и «Канцелярские принадлежности». Долгое время в доме размещается магазин «Букинист», превратившийся со временем в антикварный магазин. Работавший в этом магазине антиквар М. Климов оставил воспоминания «Записки антикварного дилера». В доме также размещается редакция издаваемой с 1957 года газеты «Московская перспектива»70.

Доходный дом (№ 13)

Четырёхэтажный доходный дом на углу с Большим Афанасьевским переулком был построен в 1885 году по проекту архитектора П. П. Зыкова-сына.71 Первоначально угол дома на уровне второго этажа оформлял длинный балкон. В 1932 году здание было надстроено до пяти этажей.Дом реконструировался в 2001 году.65

В доме жили: в 1905—1909 годах — художник А. В. Моравов (1878—1951); позже — оперная певица, заслуженная артистка республики Э. К. Павловская.7257 В 1910-х годах в квартире № 1 размещалось Московское Общество фабричных врачей.73 Здание отнесено к категории ценных градоформирующих объектов65.

Доходный дом С. Ю. Бобовича (№ 15/43)

В стоявшем здесь двухэтажном доме находилась маклерская контора А. Хлебникова, в которой 23 января 1831 года А. С. Пушкин оформлял документы о найме квартиры в доме Н. Н. Хитрово (Арбат, № 53).57 В 1906 году на втором этаже дома, принадлежавшего уже московскому купцу С. Ю. Бобовичу, московский мещанин А. Б. Гехтман открыл кинотеатр «Большой Парижский театр», ставший родоначальником первой московской сети кинотеатров. По отзыву корреспондента журнала «Сине-фоно», «перестроенный из жилого помещения театр представлял собой лестницу, на вершине которой публика галереи чуть ли не подпирала головами потолок. Духота в театре стояла нестерпимая, но публика охотно высиживала до конца сеанса и, несмотря на внешние неудобства в виде тесноты и жары, охотно посещала этот театр и отдавала ему предпочтения перед остальными театриками»74.

В 1910 году архитектором Ф. А. Когновицким75 вместо двухэтажного дома построен многоэтажный доходный дом для С. Ю. Бобовича, который владел им вплоть до 1917 года.76 В доме находился известный книжный магазин П. Д. Путиловой «Московский»77 и обувной магазин Санкт-Петербургского товарищества механического производства обуви «Скороход».78 Здание отнесено к категории ценных градоформирующих объектов65.

Доходный дом (№ 17)

Владение на этом месте принадлежало А. И. Фонвизину, отцу декабриста М. А. Фонвизина и брату Д. И. Фонвизина, и их родственникам Хлоповым; потом отцу писателя В. А. Соллогуба.57

В 1898 году по проекту архитектора А. О. Гунста был построен четырёхэтажный доходный дом.65 Гунст был разносторонне талантливым человеком — занимался архитектурой, преподаванием, увлекался музыкой и драматическим искусством. Совместно с Е. Б. Вахтанговым он основал Студию драматического искусства, которая позднее послужила основой для создания Вахтанговского театра (дом № 26).79 В семье потомков А. О. Гунста также существует предание, что именно ему принадлежит идея надстройки колоннадой здания ресторана «Прага» (№ 2).80

Здесь жили художники К. К. Первухин и К. Ф. Юон,57 биолог А. Г. Банников.81 В 1905 году от этого дома до противоположного № 12 улица была перегорожена баррикадой.82 До революции в доме работал ювелирный магазин Антипенкова и магазин детских игрушек Павлова8384; в 1920-х годах — хлебный магазин, один из немногих магазинов, работавших до 24-х часов.60 В 1935 году дом был надстроен пятым этажом и подведён под единый карниз с соседним зданием. В 1947—1965 годах здесь жил писатель и переводчик Н. К. Чуковский85. Здание является ценным градоформирующим объектом.65

Жилой дом (№ 19)

Современный жилой дом построен в глубине владения в 1994 году.65 Первый этаж вынесен на красную линию улицы, в нём находятся различные кафе и магазины. В доме жил генерал-полковник внутренней службы, министр внутренних дел РСФСР (1989—1990) В. П. Трушин86.

В стоявшем на этом месте деревянном доме купчихи первой гильдии О. Ф. Бромлей работала кондитерская поставщика двора Его Императорского Величества «А. Сиу и К», книжный магазин А. Павловой87 и модный магазин торгового дома «Королёв и Фокин».88 Здесь же в конце XIX века жил С. А. Епифанов — литератор, знакомый А. П. Чехова89. В советское время в доме работал один из популярных антикварных магазинов.

Жилой дом А. А. Лазарика (№ 21, стр. 1)

Жилой дом в ампирном стиле построен в 1847—48 годах по проекту архитектора Б. С. Пиотровского, перестраивался в 1860 году.8265 В 1890-х годах здесь жил пианист и преподаватель Московской консерватории К. А. Кипп.57 В начале XX века работала хирургическая лечебница Гобермана и его же антикварный магазин.9091 В 1950—1990-х годах в здании работал магазин «Военная книга».6282 Дом отнесён к категории выявленных объектов культурного наследия65.

Доходный дом и гостиница Ечкина (№ 23, стр. 1, 2)

До начала XX века на этом месте находился большой деревянный особняк на каменном подвале с антресолями.9293 В 1830-х годах здесь жил историк, археограф, автор «Словаря достопамятных людей Русской земли» Д. Н. Бантыш-Каменский. Бантыш-Каменские сдавали дом Нечаевым, один из сыновей которых — В. В. Нечаев написал в 1831—1836 годах акварель с видом улицы из окна этого дома. Считается, что эта картина, экспонируемая в мемориальном музее-квартире Пушкина (дом № 53), достаточно достоверно передаёт вид и расположение домов на улице в 1830-х годах и является единственным изображением Арбата пушкинского времени.94 Через некоторое время особняк был продан, а в 1841 году в том же доме поселился с семьёй философ А. С. Хомяков95. В 1879—1901 годах дом принадлежал В. М. Пржевальскому — известному адвокату и общественному деятелю, редактору «Юридического вестника». У Пржевальского бывали его родные братья — путешественник Н. М. Пржевальский и математик Е. М. Пржевальский.57

В 1902—1903 годах на месте особняка по проекту архитектора Н. Г. Лазарева96 построен современный 4-х этажный дом для А. К. Ечкина — владельца заведения по изготовлению различных повозок, а также по сдаче в прокат экипажей, бричек и линеек. В начале XX века Ечкин стал одним из основателей Славянского благотворительного общества в Москве, секретарём которого был В. А. Гиляровский97. Здание было построено на участке неправильной формы, в связи с чем брандмаурные стены доходного дома скошены.98 Гостиница Ечкина — одно из наиболее крупных произведений Н. Г. Лазарева.99 Симметричный фасад дома эффектно декорирован лепными и металлическими элементами в стилистике «декоративного» модерна,58 которые, по мнению искусствоведа М. В. Нащокиной, выполнены с использованием мотивов австрийского сецессиона, французского и бельгийского ар-нуво. В отличие от многих зданий, надстроенных в советское время, доходный дом Ечкина сохранил свой первоначальный силуэт.98 В оформлении дома использованы также характерные московскому модерну форма и рисунок переплётов окон и облицовка мелкой керамической плиткой. Композиция и пластика фасада отличают здание от других построек стиля модерн, в том числе и от другого произведения Лазарева на Арбате — гостиницы Я. М. Толстого (№ 29).99 Дом был оборудован электрическим лифтом, внутридомовым телефоном, на каждом этаже были предусмотрены диваны для отдыха, а в парадном вестибюле дежурил швейцар. На первом этаже здания были предусмотрены помещения для шести магазинов — по три справа и слева от парадного входа. Вход в каждый магазин был оборудован с тротуара, рядом с витриной. За каждым магазином в дворовой части были оборудованы небольшие квартиры для владельцев торговых точек.100 На верхних этажах размещались квартиры, которые сдавались жильцам по высоким ценам.101

До революции в доме работали писчебумажный магазин Русановича, «Шляпы, шапки, муфты и боа» Келейникова, магазин металлических изделий чешской фирмы «Брабец», фруктовый магазин Карпова, «Аптекарский магазин» Гельцер и оружейный Будникова-Салищева.102

В 1910 году Ечкин продал дом историку С. Б. Веселовскому, который оформил владение на имя своей жены, получившей наследство от отца, акционера «Общества ситценабивной фабрики Гюнтер».101 Семья Веселовского поселилась в просторной квартире на 4 этаже здания. Летом 1914 года на месте дворового деревянного флигеля, в котором размещался гараж автомобилей марки «Шарон», архитектором Л. В. Стеженским65 был построен новый кирпичный пятиэтажный дом (№ 23, строение 2).101 После постройки нового корпуса, семья Веселовских переселилась в него, заняв весь пятый и половину четвёртого этажей.103 В 1916 году С. Б. Веселовский продал всё домовладение с двумя зданиями Зельдовичу. После революции семью Веселовских уплотнили.104

В начале XX века в мансарде дома находилась мастерская скульптора С. Т. Конёнкова. Во время революционных событий 1905 года возле дома появилась баррикада, в строительстве которой участвовал сам скульптор, а в его мастерской революционеры хранили гранаты и оружие. В это время Конёнков познакомился с революционеркой Коняевой, ставшей позднее его женой.105 С 1920 года до февраля 1934 года в этой же мансарде жили и работали художник П. Д. Корин и его брат, реставратор и живописец Александр, которых здесь посещал А. М. Горький.8254 Здесь же с 1920 года жил и работал их дядя, художник и график А. М. Корин.106 По воспоминаниям писателя С. М. Голицина, Корины в то время жили «в страшной бедности, не заботясь о заработке».107

Строение № 1 является объектом культурного наследия регионального значения, строение № 2 — ценным градоформирующим объектом65.

Дом Общества русских врачей (№ 25)

В начале XIX века владение принадлежало Н. Я. Тинькову, родственнику А. С. Грибоедова. В 1826 году здесь жил Денис Давыдов и принимал тут А. С. Пушкина. В 1869 году владение перешло к А. А. Пороховщикову, который выстроил здесь два дома: угловой дом был построен в 1869—1870 годах по проекту архитектора Р. А. Гёдике108. Отдельные украшающие фасад декоративные детали относятся к готицизму середины XIX века58. Здание сдавалось им в аренду58. С 1870 до 1918 года здесь размещалось московское Общество русских врачей. В 1900—1917 годах на втором этаже располагались «Классы рисования и живописи» Константина Юона и Ивана Дудина. Через классы Юона прошли Р. Фальк, В. Фаворский, А. Куприн, Д. Бурлюк, С. Городецкий, В. Мухина, братья Веснины и другие. Сам К. Ф. Юон также жил в этом доме в небольшой квартире при студии. В декабре 1905 года студенты строили баррикады на Арбате, что стоило Юону немало хлопот и едва не привело к закрытию студии109. В 1908—1935 годах в квартире № 8 жил и работал учёный-математик Н. Н. Лузин, основатель московской математической научной школы, академик. В начале XX века в здании размещался Народный университет Московского общества народных университетов, проводивший общедоступные лекции в различных аудиториях Москвы и Подмосковья. Председателем Университета был профессор медицины В. Д. Шервинский, а его заместителем правовед Б. И. Сыромятников110. Дом Общества русских врачей — выявленный объект культурного наследия65.

Доходный дом с магазинами С. Е. Трындина и А. Щепотьевой (№ 27)

Построен в 1910—1912 годах по проекту архитектора С. Ф. Кулагина. В отделке фасада здания использованы неоклассические декоративные детали. Однако акцентирующая угол доходного дома лёгкая башенка, арочные формы окон и дверных проёмов и общее объёмно-пространственное решение роднит здание с постройками периода модерна.111 В середине 2000-х башенка была обстроена мансардным этажом, что существенно исказило её пропорции.

Здесь жил известный хирург-уролог, основатель собственной клиники, ставшей впоследствии роддомом им. Грауэрмана, профессор П. Д. Соловов.54 Доходный дом С. Е. Трындина и А. Щепотьевой является заявленным объектом культурного наследия65.

Доходный дом и гостиница Я. М. Толстого (№ 29)

Доходный дом и гостиница Я. М. Толстого построен по проекту архитектора Н. Г. Лазарева в 1904—1906 годах.96 Здание стилистически близко к гостинице Ечкина (№ 23), построенную тем же зодчим. Центральный аттик здания решён в формах модерна.111 В доме сохранились уникальные решётки балконов, выполненные в виде сплетающихся ветвей. Их рисунок схож с рисунком решёток первых станций парижского метрополитена.

Здесь жил выдающийся оперный певец Большого театра и режиссёр В. А. Лосский. В здании частично сохранилась первоначальная отделка интерьеров. Доходный дом отнесён к категории выявленных объектов культурного наследия65.

Доходный дом (№ 31)

В 1839 году, вернувшись из ссылки, в доме, стены которого вошли в левую часть существующего здания, поселился Н. П. Огарев. У Огарёва собиралась московская вольнолюбивая интеллигенция. Один из участников этих встреч А. М. Герцен писал об этом доме:

Дом его снова сделался средоточием, в котором встречались старые и новые друзья…Огарёв был одарён особой магнитностью…82

В 1846 году здесь жил декабрист А. А. Тучков; в 1890-х гг. — инженер-механик, профессор Московского Технического Училища (c 1905 г. — директор МВТУ), автор курса «Технология металлов», председатель Политехнического общества А. П. Гавриленко (1861—1914); в 1920—1930-х гг. — скрипач, профессор Московской консерватории А. И. Ямпольский.54 В 1910-х годах в доме работали шляпный магазин Калашниковой, резиновых изделий Трандафилова, игрушек Щукиной и магазин табака «Прогресс».112113 В начале 1970-х годов в доме размещался магазин «Букинистическая книга»114.

Дом перестраивался в 1887 году по проекту архитектора М. Г. Пиотровича.115 Затем стал жилым с коммунальными квартирами. Проектирование и изготовление входных дверей в здание осуществляли студенты Строгановского училища.116 Здание является объектом культурного наследия регионального значения65.

Жилые дома М. О. Лопыревского (№ 33/12, стр. 1, 2)

Трёхэтажный доходный дом (строение 1) построен в 1869—1873 годах по проекту владельца участка архитектора М. О. Лопыревского (при участии И. Я. Быковцева65117) на месте одноэтажного деревянного и двух двухэтажных каменных домов. Первый этаж доходного дома предназначался под торговлю, верхние этажи были жилыми.118 В конце XIX века Городская управа выкупила дом у Лопыревского и устроила в нём один из первых в Москве бесплатных родильных приютов и школьную амбулаторию. В доме также работали магазины электротехнических и кожаных изделий, картинный магазин, магазин колониальных товаров, нотный магазин Погожева.119 Угол здания с Калошиным переулком занимал известный гастрономический магазин А. Д. Белова, упомянутый И. А. Буниным в рассказе «Муза».82118 Товары магазина Белова были одним из символов качества и благополучия его покупателей.120

В первые годы советской власти в доме продолжал размещаться родильный дом, а также горздравотдел, райздравотдел, Общество русских врачей, магазины и редакции различных газет и изданий. В эти же годы в доме жил писатель Александр Неверов.121 В 1941—1988 годах в квартире № 20 жил и рабо