Anichkov Bridge SPB

Аничков мост

Ани́чков мост12 — мост через реку Фонтанку в Центральном районеСанкт-Петербурга, соединяющий Спасский и Безымянный острова. Один из самых известных мостов Санкт-Петербурга. Мост знаменит скульптурными группами «Укрощение коня человеком», созданными скульптором П. К. Клодтом, и ставшими одним из символов города34. Несмотря на небольшие размеры, Аничков мост — одно из главных сооружений архитектурного ансамбля Невского проспекта5. В 2001 году включён в список объектов культурного наследия России федерального значения, находится под охраной государства6.

Первый деревянный мост построен в 1716 году. В течение XVIII века мост неоднократно перестраивался в дереве. В 1784—1785 годах сооружён трёхпролетный каменный мост с башнями по типовому проекту мостов через Фонтанку. В 1841 году по проекту инженеров И. Ф. Буттаца и А. Х. Редера построен существующий арочный трёхпролётный мост. Мост капитально ремонтировался в 1906—1908 и 2007—2008 годах.

Расположение

Расположен по оси Невского проспекта. Рядом с мостом расположены Аничков дворец, дворец Белосельских-БелозерскихФонтанный дом7.

Выше по течению находится мост Белинского, ниже — мост Ломоносова3.

Название

Название моста произошло от примыкавшей к нему Аничковой слободы, построенной во времена Петра Великого рабочим батальоном, которым руководил инженер-подполковник Астраханского пехотного полкаМ. О. Аничков8. Он же был строителем и первого Аничкова моста910.Первоначально императорским указом 1739 года мост был назван Невским112. Однако это наименование не прижилось, и уже в 1747 году в «Санкт-Петербургских ведомостях» появляется современное название1213.

В XIX и начале ХХ века нередко встречался вариант написания Аничкин мост14152. В 1913 году один из потомков М. О. Аничкова, чьим именем назван мост, обратился в городскую управу с письмом, в котором возражал против такого названия на аншлагах моста16. После наведения справок городская управа обратилась в городскую думу, где и было восстановлено название моста17.

История

Деревянный мост

Вид на Невский проспект и Аничков мост, 1753 год
Вид на Невский проспект и Аничков мост, 1753 год

До 1712—1714 годов Фонтанка называлась Ериком или Безымянным Ериком. Болотная речка образовывала в своём течении острова и заводи18. Прокладываемый Невский проспект был одним из важных путей новой столицы, и на пересечении двух путей было необходимо устроить постоянную переправу. В 1715 году Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по перспективе сделать мост»19. К маю 1716 года работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму. Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 м. Отдельные исследователи оценивают длину моста в 150 м2021. Ширина моста составляла всего около 6,5 м. Для проводки по Фонтанке мачтовых судов в судоходном пролете были устроены специальные подъёмные щиты, которые снимали, а затем возвращали на место вручную22. Трасса моста пролегала чуть выше по течению реки23.

Строился мост силами инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Аничков243. Батальон Аничкова размещался на берегу Фонтанки в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой»25.

Несмотря на то что чертежей того моста не сохранилось, известно, что это был один из тех деревянных мостов, которые массово наводились в то время, а потому, скорее всего, его конструкции были обиты досками и разрисованы под каменные русты, чтобы придать сооружению «представительный» вид23.

В 1721 году мост перестроили под проекту голландского инженера Х. ван Болеса при участии архитектора Доменико Трезини26. Из-за нехватки подрядчиков работы велись хозяйственным способом: мост строили арестанты27. Переправа была расширена, мост стал восемнадцатипролётным с разводным пролётом подъёмного типа для прохода небольших судов и барж. Разводился мост вручную с помощью деревянного рычажного устройства28. В 1723 году деревянные перила Аничкова моста покрасили в красный цвет29. Очередной ремонт моста был в 1726 году23.

В 1732 году рядом с мостом по проекту архитекторов Д. Трезини и М. Г. Земцова была установлена триумфальная арка в честь вступления на престол императрицы Анны Иоанновны. В 1741 году арку отреставрировали для встречи новой императрицы — Елизаветы Петровны, а в 1751 году — разобрали3031.

В 1737 году мост расширили до ширины Невского проспекта8. В 1741 году мост был усилен для пропуска по нему 14 слонов — индийского подарка русской императрице от персидского шаха203233. В 1744 году середину моста сделали подъёмной, разводные железные механизмы были изготовлены на Сестрорецких заводах308. В 1749 году архитектор Семён Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от типовых мостов того времени. Деревянные балки средних пролётов моста опирались на бревенчатые ряжи, заполненные камнем, а болотистую пойму правого берега Фонтанки пересекала длинная эстакада на деревянных сваях25. Мост не имел разводного пролёта; это объясняется, по-видимому, тем, что в данной части Фонтанка не была судоходна34. При въезде на мост установили фонари на высоких деревянных столбах35.При реконструкции были сохранены восемнадцать арочных пролётов, обработанных под каменный (гранитный) руст. Ограда моста представляла ряд деревянных балясин, стоящих между тумбами, увенчанными вазами или шарами23.

До конца XVIII века Фонтанка была границей города, поэтому мост служил своеобразным пропускным пунктом. У моста находилась застава, где проверяли паспорта въезжающих в город2524.

Каменный мост образца 1780-х годов

В. С. Садовников. Панорама Невского проспекта, 1830-е
В. С. Садовников. Панорама Невского проспекта, 1830-е

В середине XVIII века город перешагнул свою естественную границу и стал застраиваться на территории бывших пригородов. Этим объясняется широкая деятельность Комиссии о каменном строении Петербурга и Москвы по урегулированию малых рек и каналов, по проектам которой с 1780 по 1789 годах проведены работы по обустройству Фонтанки23. Работы проводились специально учреждённой комиссией, которую до 1783 года возглавлял генерал Ф. В. Бауэр. В рамках этих работ были возведены каменные набережные со спусками к воде, а также семь каменных однотипных мостов со средними деревянными разводными пролётами и башнями на быках35. Авторами проекта мостов разные источники называют инженеров Ф. Бауэра (Баура), И. К. Герарда, П. К. Сухтелена, К. Ф. Модераха, архитекторов Ю. М. Фельтена и В. И. Баженова. Большинство же источников отдают предпочтение французскому инженеру Ж. Р. Перроне, однако документальных подтверждений этому нет3620. Аничков мост перестроен в период 17841785 годов3738393.

С того времени сохранились лишь два таких моста — мост Ломоносова и Старо-Калинкин мост (перестроен, пропорции изменены), по их облику можно судить об архитектуре Аничкова моста того времени. Боковые пролёты моста были одинаковы по величине и перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролёт был выполнен в дереве и раскрывался для пропуска малых судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые покоились на речных опорах, были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма полотен разводной части. Впоследствии, когда Фонтанка сильно обмелела и кроме барок никакие суда по ней не проходили, средний пролёт был сделан неразводным308.

Мост был ограждён каменным парапетом, на разводной части — легкая металлическая решётка. В первой половине XIX века парапеты заменили чугунными решётками с каменными тумбами, повторяющими ограду набережной. При входах на мост установили каменные обелиски с овальными фонарями на кронштейнах37.

В 1832 году по предложению инженера В. Гурьева булыжные мостовые на Невском проспекте, в том числе и на Аничковом мосту, заменили торцовыми из деревянных шестигранных шашек40.

Современный мост

И. И. Шарлемань. Аничков мост и дворец Белосельских-Белозерских, 1850-е
И. И. Шарлемань. Аничков мост и дворец Белосельских-Белозерских, 1850-е

В 1839 году было принято решение о перестройке моста, поскольку его узкая проезжая часть затрудняла усилившееся движение по Невскому проспекту. Проект был составлен инженер-майором И. Ф. Буттацем при участии инженера А. Х. Редера4038. В декабре 1840 года проект был утверждён Николаем I41.

Был создан специальный комитет по наблюдению за строительством, который возглавил генерал-лейтенант А. Д. Готман42. Работы производил подрядчик М. Пименов под руководством инженеров Н. Дершау и А. Соболева413. Аничков мост перестроили в рекордно короткий срок: 22 мая 1841 года был уложен первый камень нового моста, через четыре с половиной месяца были воздвигнуты арки42. В начале ноября были установлены перила, а вскоре окончены и гранитные пьедесталы для статуй43.Мост был открыт для движения 20 ноября 1841 года44. Общая стоимость строительства составила 195 294 руб.30

Старый узкий мост был разобран и на его месте был построен трёхпролётный каменный мост, перекрытый кирпичными сводами, очерченными по пологой круговой кривой45. Опоры моста и пролёты облицевали розовым гранитом. Литая чугунная ограда с барельефами морских коньков и русалок выполнена архитектором А. П. Брюлловым2145 по мотивам решётки, созданной архитектором Карлом Шинкелем для Дворцового моста в Берлине46347. Газета «Северная пчела» 5 ноября 1841 года сообщала, что чугунная решётка отлита «по образцу рисунка берлинского архитектора Шинкеля»41

Своды предполагалось украсить накладными бронзовыми деталями, над каждым из быков поставить бронзовые вазы, а на береговых устоях — конные группы46. В процессе строительства от накладных украшений и ваз отказались48.

В 1860 году по мосту проложили линию конки, идущей от Знаменской площади до Адмиралтейства49. В 1887 году произведён ремонт моста50

23 июля 1893 года из-за сильной утечки газа из магистральных труб, расположенных на мосту, от искры проходившего парохода произошло воспламенение газа51.

Эксплуатация моста выявила серьёзные конструктивные недостатки, которые уже в 1843 году привели к деформациям в сводах. Периодические исследования 1843, 1847, 1855, 1899 годов фиксировали, что разрушительный процесс продолжается52. Комиссия экспертов, освидетельствовавшая мост в октябре 1902 года, хотя и не признала состояние моста угрожающим, но ограничила грузовое движение по мосту весом не свыше 600 пудов44.Причина разрушения моста объяснялась тем, что жёсткая гранитная облицовка недостаточно надёжно связывалась с легкосжимаемой кирпичной кладкой сводов. Из-за отсутствия надёжной изоляции в щели, в местах соприкосновения разнородных материалов, попадала вода, разрушавшая своды под воздействием естественных сил — морозов, ветров и т. п.41

В 1904 году подготовительной комиссией городских железных дорог под руководством инженера А. П. Пшеницкого по поручению Городской думы был выполнен первый проект, предусматривавший сохранение внешнего вида моста с заменой каменных сводчатых строений неразрезными фермами с криволинейными поясами44. Существовал вариант, согласно которому снизу и по бокам планировалось прикрепить подвеску из тонких гранитных плит. Целью этих проектов было построить мост безраспорной системы, но аналогичный по форме существующему52. В конце концов проект был утверждён Городской думой, однако его реализации воспротивилась Академия художеств, а в дальнейшем и Строительный комитет Министерства внутренних дел534554. В 1906 году был утверждён проект С. П. Бобровского и Г. Г. Кривошеина, предусматривающий сохранение кирпичных сводов моста553. Для этого были закруглены выпускные пяты и сводам придано коробовое очертание45

Продольный разрез, поперечный разрез и деталь кирпичного свода, 1908 год
Продольный разрез, поперечный разрез и деталь кирпичного свода, 1908 год

Работы выполнялись без закрытия движения по мосту и судоходства по Фонтанке56. В сентябре—октябре 1906 года верховая сторона моста была специально усилена клёпаными железными балками двутаврового сечения, опирающимися на быки и устои моста. С низовой стороны моста был сооружён временный деревянный мост подкосной системы. 1 мая 1907 года приступили к работам по переустройству низовой части моста. Трамвайное движение осуществлялось по верховой стороне моста57. 4 ноября 1907 года по перестроенной половине были уложены временные пути для трамвая и по ней было открыто движение. 10 мая 1908 года начались работы по переустройству второй половины моста58

Для предупреждения раскрытия швов в пятах при перестройке второй половины моста был применён впервые в России способ, состоящий в том, что в пятах свод выводился не на всю толщину; незаполненная борозда удерживалась деревянными распорками, а затем заполнение кладкою пятовых борозд делалось одновременно с замыканием свода585945.

Мост был открыт для движения 26 августа 1908 года58.

Подрядчиками были А. Ю. Тами и С. М. Дейчман (переустройство постоянного моста), С. С. Линда (временный мост)6061. Производителем работ по перестройке моста был техник Г. И. Зубков и его помощником инженер путей сообщения П. В. Щусев62. Стоимость перестройки моста составила 190 745 руб.63

В результате реконструкции быки и устои остались прежние, кирпичные своды переложены по коробовой кривой со стрелой 1:7,7464. Все конструкции моста заизолированы рольным свинцом59. При перестройке узкие сходни с моста, затруднявшие движение, были заменены широкими ступенями, являющимися продолжением тротуарных панелей17.

В 1938 году старую торцовую мостовую на Невском сменил асфальт65.

Во время блокады Ленинграда мост значительно пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Ночью 6 ноября 1942 года во время сильной бомбежки фугасная бомба весом 250 кг попала в Аничков мост. Она разорвалась около тротуара, повредив трамвайные провода и осветительную сеть. Взрывной волной было разбито и сброшено в Фонтанку более 30 м чугунной решётки вместе с чугунными тумбами66. На гранитных постаментах остались следы глубиной до 15 см67. Решётка была отлита на заводе «Лентрублит» и вновь установлена на мосту в 1944 году683Следы от осколков снаряда на граните постамента было решено сохранить как память об обороне Ленинграда69. По инициативе поэта М. А. Дудина70 на постаменте северо-западной скульптурной группы в декабре 1972 года была установлена бронзовая доска «Это следы одного из 148478 снарядов, выпущенных фашистами по Ленинграду в 1941-44 г.г.» (архитектор В. А. Петров)71.

Летом 1951 года на Невском проспекте, в том числе и на Аничковом мосту, были сняты трамвайные пути72.

​​​​​​​В 1991 году переложены гранитные плиты на открылках моста и установлены долго отсутствовавшие чугунные решётки на криволинейных участках открылков моста73. В середине 1990-х годов проведена капитальная реконструкция чугунных ограждений моста. Они были скопированы и заново отлиты на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе СнежинскеЧелябинской области74.

В 20072008 годах выполнен капитальный ремонт моста. Генеральным проектировщиком выступило НПО «Ранд», генподрядчиком было ЗАО «Пилон»75. В ходе работ произведена замена наиболее опасных фрагментов арочной кирпичной кладки на глубину 30 см (12 м с верховой части моста и 9 — с низовой) и перекладка двадцати рядов свода в зоне его опирания на гранитные устои, инъектирование кирпичной кладки сводов цементным раствором под давлением, устройство новой гидроизоляции и водоовода, замена асфальтобетонного покрытия проезжей части, реставрация гранитных тротуарных плит и чугунных решёток перильного ограждения, реставрация гранитных элементов моста и примыкающих участков набережной реки Фонтанки75767778. Работы выполнялись в 3 этапа без полного закрытия движения автотранспорта79.

Скульптурные группы "Укрощение дикого коня"

За десять лет до строительства моста скульптор П. К. Клодт начал работать над группой, изображающей вздыбленного коня и сдерживающего его человека. По одному из проектов К. И. Росси 1817 года Дворцовую пристань между Зимним дворцом и Адмиралтейством (на месте засыпанного канала) по обеим сторонам должны были украсить скульптурные группы коней с возничими, а на устоях предполагалось поставить две фигуры сторожевых львов, опирающихся лапой на шар, по образцу флорентийских из Лоджии деи Ланци (поставлены в 1832 году). Модель коней, созданную В. И. Демут-Малиновским признали неудовлетворительной, и в 1832 году император Николай I передал заказ начинающему Клодту80.

Северо-восточная скульптурная группа. Видна табличка с названием Аничкин мост. 1880-е
Северо-восточная скульптурная группа. Видна табличка с названием Аничкин мост. 1880-е

За образец Клодт взял «Коней Марли» (1743—1745), произведение французского скульптора Гийома Кусту (хранятся в парижском Лувре, копии установлены на Площади Согласия у начала Елисейских полей). Кони Кусту восходят к античным оригиналам: скульптурным группам Диоскуров на Капитолии и на Квиринальской площади в Риме. В 1833 году скульптор представил этюды в гипсе.Но этот проект не был осуществлён81. Коней заменили заменили медные львы и порфировые вазы46.

Одновременно проект набережной перед зданием Академии художеств в Санкт-Петербурге «в лучшем греческом вкусе» разрабатывал в 1831 году архитектор К. А. Тон. Архитектор планировал использовать работу Клодта, но скульптор запросил за отливку в бронзе столь огромную сумму (425 тысяч рублей), что Совет Академии художеств вынужден был отказаться и позднее на постаментах набережной установили египетских сфинксов82.

Тем временем началась перестройка Аничкова моста и Клодт предложил установить конные группы на береговых устоях моста. По первоначальному проекту предполагалось, что мост будет украшен четырьмя конными группами, отлитыми с двух моделей и поставленными попарно на западной и восточной сторонах моста83. По замыслу скульптора четыре группы, в отличие от парных парижских, должны представлять четыре стадии укрощения дикого коня: от неясного исхода единоборства до полного подчинения коня человеку. Клодт, с юности увлекавшийся рисованием и лепкой лошадей, решил применить к традиционной теме «научный метод». Он «раздобыл на бойнях лошадиные головы, ноги, плечи, собственноручно их препарировал и отливал в гипсе, чтобы затем смонтировать в скульптуру»84. Однако натуралистический метод соединился в работе Клодта с романтическими настроениями русского академического классицизма, свойственного тому времени. Кроме этого, силуэты скульптурных групп на высоких постаментах оказались столь выразительным, что обеспечили этой работе невероятный успех85.

Доработка и отливка первой группы «Конь с идущим юношей» затянулась до 1838 года. Вторую группу «Юноша, берущий коня под уздцы» Клодт создал в 1841 году, освоив мастерство бронзолитейщика83. Об этом свидетельствует гордая надпись на плинте: «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году»86.

По предложению автора две скульптурные группы установили на западных постаментах вновь отстроенного Аничкова моста, обращенных к Садовой улице. Скульптуры восточной стороны, обращенной к Литейному проспекту, повторяли западные, но были временными, из гипса, покрашенного под бронзу. В 1842 году Клодт отлил в бронзе ещё две группы бронзовых коней, но их прямо с литейного двора император Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV87.

Гипсовые, выращенные под бронзу скульптуры первое время внешне не отличались от бронзовых. Но под воздействием сырого климата они начали быстро разрушаться. «У алебастровой фигуры лошади оказалась трещина, а алебастр местами начал отваливаться, отчего фигура делается безобразной», — сообщал обер-полицмейстер президенту Академии Художеств. Затем у лошади отвалился хвост, и обер-полицмейстер вновь докладывал о «безобразии» фигур и опасности «для невинно проходящих прохожих»87. 9 октября 1843 года восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго: через три года Николай I подарил их королю обеих Сицилий Фердинанду II за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии, и в апреле 1846 года они были отправлены в Неаполь, а их места в Санкт-Петербурге заняли гипсовые копии5388. Петербуржцы шутили, что клодтовские кони никогда не смогут занять своё место взамен гипсовых. Наконец, в 1851 году мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате скульптурные группы стали изображать четыре стадии покорения дикого коня89.

Скульптурное оформление Аничкова моста по замыслу автора не должно было восприниматься сразу: не было такой точки, с которой удалось бы охватить взглядом все четыре группы одновременно. Клодт задумал композицию ансамбля так, чтобы зритель «читал» этот сюжет, переходя от одной группы к другой. Скульптурные группы надо рассматривать последовательно по часовой стрелке от дома N40 по набережной Фонтанки90.

Конь в III и IV группах уже подкован. Существует распространённая легенда, что подкованные лошади «идут» от кузниц, располагавшихся в XVIII веке на Литейном проспекте, а неподкованные лошади, наоборот, располагаются лицом в направлении Литейного проспекта29.

Успех конных групп Клодта был необычайный. Они были восторженно приняты и публикой и художественной критикой85. Автор был избран почётным членом Берлинской и Римской академий художеств91. Популярность скульптур оказалась столь велика, что их отливки в бронзе оказались в петергофском дворце Бельведер, Орловской усадьбе в Стрельне и в подмосковной усадьбе ГолицыныхКузьминках45392.

В 1900-х годах (на пьедесталах статуй указан год 1899 (MDCCCXCIX)) в Москве на Беговой аллее около Московского ипподрома были установлены скульптуры, выполненные внуком П. К. Клодта скульптором К. А. Клодтом при участии С. М. Волнухина9394.

В октябре 1941 году после начала блокады скульптуры моста было решено закопать в саду Аничкова дворца, чтобы предохранить их от повреждений. Работы по укрытию конных групп были возложены на управление «Дормост» во главе с инженером В. Макаровым6869. В октябре—ноябре их сняли с пьедесталов и на специальных катках перевезли в сад Аничкова дворца. Однако в промёрзшую землю в декабре удалось опустить лишь одну группу. Остальные скульптуры были зарыты в мае 1942 года95. Работы выполнялись силами Особой строительно-монтажной части «Стальконструкция»96. Каждую скульптуру обмазали техническим вазелином, обернули бумагой и упаковали в специальные ящики. Пустоты между обшивкой и статуями засыпали песком. Скульптуры были опущены в землю лишь на половину их высоты, чтобы их не разрушили грунтовые воды. Сверху были насыпаны земляные холмы68. В 1945 году в течение одной ночи с 1 на 2 июня скульптуры были возвращены на свои места96. Для многих ленинградцев возвращение коней стало олицетворением возвращения к мирной жизни. Поэтесса О. Ф. Берргольц так описывала это событие: «Мы стояли долго, мерцала белая ночь, статуя подымалась медленно и вдруг в какой-то момент так и врезалась в бледно-зеленоватое небо всем своим черным, бурным, трагическим силуэтом! И мы вздрогнули все, даже озноб пробежал по телу: так прекрасно явилась в небе скульптура, так пронзительно остро вспомнился сорок первый год и так остро еще раз ощутили мы мир»97.

В 1973 году проведены реставрационные работы, в ходе которых на поверхность скульптур после снятия окисной плёнки была нанесена защитная эмульсия, предохраняющая бронзу от воздействия влаги, солнечных лучей и выхлопных газов. На время работ скульптуры не покидали моста98.

В 2000—2001 годах произведена реставрация скульптурных групп. Работы выполнялись в условиях реставрационной мастерской. Первая пара коней покинула постаменты с низовой стороны моста в ночь с 29 на 30 июня 2000 года. Оставшиеся две пары скульптур с верховой стороны были сняты 30 ноября. Работы по реставрации производились на заводе «Монументскульптура» компанией ООО «Интарсия». Интересным открытием стало то, что внутри скульптур нет никакого каркаса и дополнительных опор. Ультразвуковым обследованием было установлено, что толщина бронзы колеблется от 2,5 до 6 см95

В ночь с 25 на 26 мая 2001 года скульптурные группы были возвращены на мост. 26 мая в присутствии губернатора Санкт-Петербурга В. А. Яковлева состоялась их торжественное открытие99

Первая композиция
Вторая композиция
Третья композиция
Четвертая композиция
Первая композиция Вторая композиция Третья композиция Четвертая композиция

Конструкция

Мост трёхпролётный каменный. Пролётное строение выполнено в виде трех коробовых сводов, выложено из кирпича и облицовано гранитом. Устои и промежуточные опоры каменные из бутовой кладки, облицованы гранитом. По статической системе мост представляет трёхпролётную бесшарнирную арку. Конструктивная толщина сводов (в среднем пролете) составляет 1,225 м63. Длина пролётов составляет: среднего — 12,5 м, крайних — по 12,6 м. Ширина моста — 37,9 м (38,85 м со свесами карнизов)63, из которых проезжая часть занимает 31,9 м59. Длина моста составляет 54,6 м213.

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 8 полос для движения автотранспорта (по 4 в каждом направлении). Покрытие проезжей части — асфальтобетон, на открылках моста и тротуарах — большие плиты из красного гранита. Перильное ограждение чугунное художественного литья. Массивные звенья с русалками, дельфинами и морскими коньками-гиппокампами чередуются между собой. Над промежуточными опорами решётки разделены гранитными тумбами. При въездах на мост на четырех гранитных постаментах установлены скульптурные группы «Укрощение коня человеком». На постаменте северо-западной скульптурной группы установлена бронзовая доска «Это следы одного из 148478 снарядов, выпущенных фашистами по Ленинграду в 1941—44 г.г.»71

Примечания

  1. Первоначально они были установлены перед Королевским дворцом в Берлине, после Второй мировой войны перенесены в парк Генриха Клейста. После завершения воссоздания Королевского дворца в 2020 году установлены на прежнем месте.
  2. Скульптуры были установлены на высоких постаментах ограды королевского сада около театра Сан-Карло.
  3. Агеенко Ф. Л. Собственные имена в русском языке: Словарь ударений. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. — С. 23. — 376 с.
  4. Горбачевич К. С.Почта «Русской речи» // Русская речь. — М., 1968. — Ноябрь—декабрь (№ 6). — С. 107—108.
  5. , с. 302.
  6. , с. 84.
  7. Надежин Б. М. Архитектура мостов. — М.: Стройиздат, 1989. — С. 46. — 94 с. — (Научно-популярная библиотека школьника).
  8. Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001 «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге».
  9. , с. 35.
  10. Божерянов И. Н.Невский проспект. Культурно-исторический очерк двухвековой жизни С.-Петербурга. — СПб.: издание поставщика двора его императорского величества А. И. Вильборга, 1901. — Т. 1, вып. 1-2. — С. 17—18. —  185 с.
  11. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Ленинграде. — Л.: Лениздат, 1967. — 470 с.
  12. , с. 165—166.
  13. Петров П. Н.История Санкт-Петербурга с основания города, до введения в действие выборного городского управления по учреждениям о губерниях. 1703-1782. — СПб., 1884. — С. 368. — 848 с.
  14. Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. — М.: АСТ ; СПб.: Астрель-СПб ; Владимир: ВКТ, 2009. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-057482-7.
  15. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 22. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  16. Иодко О. С.Карманный весь Петроград. Иллюстрированный путеводитель : Справочная и адресная книжка Петрограда с приложением плана Петрограда, карты его окрестностей и путеводителя по Финляндии. — изд. XVII. — Пг., 1915. — С. 75.
  17. Путеводитель по С.-Петербургу. Репринтное воспроизведение издания 1903 года. — СП «ИКАР», 1991. — С. 184. — ISBN 5-85902-065-1.
  18. Отчёт С.-Петербургского городского общественного управления за 1913 год. — Пг., 1915. — С. 112.
  19. , с. 38.
  20. , с. 10.
  21. , с. 165.
  22. , с. 78—80.
  23. , с. 64.
  24. , с. 9.
  25. , с. 166.
  26. , с. 7.
  27. , с. 17.
  28. , с. 8.
  29. Луппов С.П. История строительства Петербурга в первой четверти XVIII века. — М. Л.: Издательство Академии наук СССР, 1957. — С. 133. — 190 с.
  30. , с. 10.
  31. Юбилей Аничкова мостаа. СПб ГБУ «Мостотрест».
  32. А — Арброс // Большая энциклопедия: Слов. общедоступ. сведений по всем отраслям знания /  Под ред. С. Н. Южакова. — СПб.: т-во «Просвещение», 1900. — Т. 1. — С. 654. — 800 с.
  33. Раскин А. Г. Триумфальные арки Ленинграда. — Л.: Лениздат, 1977. — С. 38—39, 42, 49. — 232 с. — (Туристу о Ленинграде).
  34. , с. 12.
  35. Божерянов И. Н.Невский проспект. Культурно-исторический очерк двухвековой жизни С.-Петербурга. — СПб.: издание поставщика двора его императорского величества А. И. Вильборга, 1901. — Т. 1, вып. 1-2. — С. 91. —  185 с.
  36. , с. 37.
  37. , с. 13.
  38. , с. 173.
  39. , с. 14.
  40. , с. 77.
  41. , с. 8.
  42. , с. 16.
  43. , с. 167.
  44. , с. 17.
  45. , с. 80.
  46. , с. 239.
  47. Щусев П. В. Мосты и их архитектура. — М.: Гос. изд-во лит. по стр-ву и архитектуре, 1953. — С. 248-251. — 360 с.
  48. , с. 15.
  49. Гермонт Г. Н.Решётки Ленинграда и его окрестностей. — М.: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1938. — С. 22. — 120 с.
  50. , с. 18.
  51. Покшишевский С.Благоустройство проспекта 25 Октября // Архитектура Ленинграда. — Л., 1938. — № 4 (9). — С. 28.
  52. С.-Петербургское городское общественное управление в 1887 году. Отчёт городской управы. — СПб., 1888. — С. 53.
  53. С.-Петербургское городское общественное управление в 1893 году. Отчёты городской управы и других городских установлений. — СПб., 1894. — С. 1047.
  54. , с. 168.
  55. , с. 171.
  56. , с. 37.
  57. , с. 36.
  58. , с. 242.
  59. , с. 242—243.
  60. , с. 245.
  61. , с. 169.
  62. Исполнительная комиссия по заведыванию и переустройству городских железных дорог // Отчёт С.-Петербургского городского общественного управления за 1906 год. — СПб., 1907. — С. 496—497.
  63. Исполнительная комиссия по заведыванию и переустройству городских железных дорог // Отчёт С.-Петербургского городского общественного управления за 1907 год. — СПб., 1908. — С. 414, 421.
  64. , с. 246.
  65. , с. 240.
  66. , с. 240—242.
  67. , с. 40.
  68. Александрова Т.С., Азаров В. Б., Дзенискевич А.Р. Очерки истории Ленинграда: Период Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945 гг. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1967. — Т. 5. — С. 322. — 748 с.
  69. , с. 184.
  70. , с. 44.
  71. , с. 83.
  72. Гранин Д. А. Тайный знак Петербурга. — СПб.: Логос, 2000. — С. 430. — 601 с.
  73. Порецкина Э. Н. Стойкости и мужеству героев: Памятники и мемориальные доски Ленинграда, посвященные Победе в Великой Отечественной войне: Справочник. — Л.: Лениздат, 1985. — 112 с.
  74. Хомутецкий Н. Ф.Петербург - Ленинград : Ист.-архитектурный очерк. — Л.: Лениздат, 1958. — С. 254. — 379 с.
  75. Аничков мост. Энциклопедия Санкт-Петербург.
  76. Губарев В. С. Челябинск-70. — М., 1993. — С. 74. — 94 с.
  77. Капитальный ремонт Аничкова моста 2007-2008 гг.. ЗАО «Пилон».
  78. Аничков мост. СПб ГБУ «Мостотрест».
  79. Ю. Иванов. Соль под копытами // Санкт-Петербургские Ведомости. — СПб., 2007. — Вып. 146.
  80. Аничков мост полностью откроется для проезда 15 сентября. Фонтанка (10 сентября 2008).
  81. Аничков мост перекрывают на треть. Фонтанка (18 апреля 2008).
  82. Власов В. Г.Клодтовские кони // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика, 2006. — Т. IV. И—К. — С. 505—507. — 750 с.
  83. , с. 19.
  84. Славина Т. А. Константин Тон. — Л.: Стройиздат, 1989. — С. 56—59. — 222 с. — (Мастера архитектуры).
  85. , с. 20.
  86. Ромм А. Г. Пётр Карлович Клодт. 1805-1867. — Л.М.: Искусство, 1948. — С. 9. — 32 с. — (Массовая библиотека).
  87. , с. 81.
  88. Клодт Г. А. "Лепил и отливал Петр Клодт...". — М.: Сов. художник, 1989. — С. 40. — 235 с. — (Рассказы о художниках).
  89. , с. 25.
  90. , с. 16.
  91. , с. 82.
  92. , с. 30.
  93. , с. 26.
  94. , с. 33—34.
  95. Сытин П. В. Из истории московских улиц : Энциклопед. путеводитель по улицам Москвы. — М.: Современник, 1999. — С. 416. — 478 с. — (Мир познания).
  96. Мячин И. К. Москва : Путеводитель. — 6-е изд., доп. — М.: Московский рабочий, 1973. — С. 359. — 647 с.
  97. Ефремова Н.Придет весна — вернутся кони // Наука и жизнь. — 2001. — № 2. — С. 132—135.
  98. Письмо Особой строительно-монтажной части «Стальконструкция» в Исполком Ленгорсовета о проведённых работах по демонтажу, защите и установке на прежнее место скульптурных групп Аничкова моста. 1945. ЦГА СПб.
  99. , с. 191.
  100. Ваксер А. З., Башинская И. А., Гоголевский А. В.Т. 7 : 1966-1980 гг. // Очерки истории Ленинграда. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1989. — С. 178. — 474 с.
  101. Возвращение коней. Фонтанка (24 мая 2001).