Александровский сад (станция метро)
«Алекса́ндровский сад» — конечная тупиковая станция Филёвской линииМосковского метрополитена. Открыта 15 мая 1935 года в составе первого участка Московского метрополитена. Своё нынешнее название получила от расположенного у западной стены КремляАлександровского сада, к которому ведёт переход от станции. Ранее (до 24 декабря 1946 года) называлась «Улица Коминтерна», до 5 ноября1990 года — «Калининская». В 1990 году на несколько дней получила официальное название «Воздвиженка»2. Является одной из станций четырёхстанционного пересадочного узла «Александровский сад — Арбатская — Библиотека имени Ленина — Боровицкая». Самая «кривая» станция Московского метрополитена — радиус поворота составляет 750 метров3.
Описание
Станция располагается под южной частью улицы Воздвиженки, между зданием Российской государственной библиотеки и проезжей частью.
«Александровский сад» — единственная станция с изогнутыми платформами среди станции первой очереди, а также, до 2020 года, она была единственной подземной станцией с береговыми платформами (платформы соединяются арочным мостиком)4.
Станция является конечной на Филёвской линии, оборот поездов производится через перекрёстный съезд, расположенный перед станцией; поезда прибывают и отправляются с обоих путей. Из-за малой длины перегона от станции «Арбатская» (510 м) маневровые машинисты, оборачивающие состав (меняющие его направление движения) на «Александровском саду», сменяют «обычных» на «Арбатской», в связи с чем «Александровский сад» в шутку называют «оборотным тупиком» «Арбатской»5.
С платформы № 1 отправляются поезда, следующие до станции «Международная», а с платформы № 2 — следующие до станции «Кунцевская».
Пути, ведущие со станции в тупиковую часть Филёвской линии в направлении Кремля, соединяются со станцией «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии, а путь от первой платформы ещё и со станцией «Охотный Ряд» Сокольнической линии6. Однако в настоящее время эти пути используются в служебных целях. Также имеет место распространение слухов о продолжении этих путей под Кремль, которыми пользовался, в частности, И. В. Сталин при поездках в Московском метрополитене на специальных поездах, однако эти слухи не имеют подтверждения, так как никаких ответвлений с этих путей не существует7.
С противоположной западной части станции с платформ ведут лестничные марши, изначально предназначавшиеся для соединения с ещё одним вестибюлем, однако так как он не был построен, то эти проходы закрыты для пассажиров и ведут в служебное помещение метрополитена4.
Как и другие станции Филёвской линии, может использоваться шестивагонными составами из модернизированных для наземной эксплуатации вагонов типов Е, Еж и Ем (с 2009 года не эксплуатируются) или четырёхвагонными составами из вагонов типа 81-740.1/741.1 «Русич»8, а также шестивагонными поездами типа 81-765.2/766.2/767.2 «Москва».
Пересадки
Станция является частью крупнейшего пересадочного узла в московском метрополитене, состоящего из четырёх станций. С неё можно осуществить переход на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии и «Библиотека им. Ленина» Сокольнической линии в восточном торце станции, там же есть совмещённый с этими станциями выход на Моховую улицу. Через эти станции можно перейти и на станцию «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии. Прямого перехода на станцию «Боровицкая» нет, так как они достаточно удалены друг от друга.
Станция в цифрах
Глубина заложения составляет 7,4 метра9. На станции 3 ряда по 30 восьмиугольных в сечении колонн в каждом. Суточный пассажиропоток на станции составляет 38 240 человек10; на вход — 23 700 человек, на выход — 26 700 человек11. Пикет ПК2+4012.
- Таблица времени прохождения первого поезда через станцию13:
История
В изначальных проектах станция отсутствовала — двухпутный перегонный тоннель вилочного ответвления должен был соединять «Охотный Ряд» непосредственно с «Арбатской». Однако быстро стало понятно, что вилка просуществует недолго, Арбатский радиус войдёт в новый Арбатско-Покровский диаметр и, следовательно, между двумя диаметрами необходимо будет устраивать пересадку. Станция «Арбатская» оказалась бы слишком далеко от пересечения двух диаметров, поэтому было принято решение о встраивании рядом с этим будущим пересечением станции «Улица Коминтерна» и включении её в Арбатский радиус. Трасса радиуса к тому времени уже была согласована и утверждена и над ней уже начались работы, поэтому для сокращения числа изменений в проекте и перестройки уже возведённых участков было решено возвести станцию с искривлёнными боковыми платформами, что позволило оставить проект путей без изменений. Станцию с боковыми платформами пришлось строить из-за требования профессора В. Л. Николаи и коменданта Кремля Р. А. Петерсона, чтобы пути помещались между Манежем и Кутафьей башней4.
Строительство самой станции началось в июле 1934 года и было завершено в рекордные сроки, менее чем за 6 месяцев (для сравнения, сегодня самый короткий срок строительства станции в Москве — 15,5 месяцев, в Киеве — 13 месяцев). Возведением станции занималась шахта № 31-32 Мосметростроя (руководили строительством Г. Климов, М. Терпигорев, И. Зубков). При строительстве пришлось решать сложнейшую инженерную задачу перекладки мощного канализационного коллектора под одним из участков будущей станции из хрупкой гончарной трубы в прочную металлическую на длину 40 метров. Станция была сдана в эксплуатацию уже 31 января1935 года, а открыта для пассажиров 15 мая 1935 года4 в составе первого участка Московского метрополитена из 13 станций — «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный Ряд» — «Смоленская».
С момента открытия в 1935 году и до 1938 года поезда от «Улицы Коминтерна» следовали до станции «Сокольники», а в 1938 году, после продления Арбатского радиуса до станции «Курская» в восточном направлении и начала его функционирования отдельно от Фрунзенского, поезда от нынешнего «Александровского сада» стали ездить до этой станции48.
Изначально перехода на станцию «Библиотека им. Ленина» не было, однако имелся общий с этой станцией временный наземный вестибюль на углу Моховой улицы и Воздвиженки, в настоящее время не сохранившийся. В 1937 году был организован временный переход. Современный переход появился только в 1938 году, когда после открытия участка «Улица Коминтерна» — «Курская» Арбатско-Покровская линия выделилась в отдельную.
Строительство нового постоянного вестибюля планировалось завершить к 1940 году, однако, поскольку станция не справлялась с пассажиропотоком, было решено сначала провести реконструкцию станции, включающую расширение переходов, уменьшение подъёмов и спусков и строительство арочного мостика над путями. Начавшаяся Великая Отечественная война заставила пересмотреть эти планы. Строительство постоянного вестибюля в здании нынешней Российской государственной библиотеки и реконструкция станции были завершены только к 1946 году. В том же году, 24 декабря, станция была переименована в «Калининскую»4.
5 апреля 1953 года после строительства новых станций глубокого заложения «Арбатской» и «Смоленской», станция «Калининская» была закрыта для пассажиров, а вестибюль в здании библиотеки был использован для станции «Арбатская». Сама же станция была частично реконструирована, в частности были устранены два из трёх проходов на платформу4.
После завершения строительства новой Филёвской линии до станции «Кутузовская» станция «Калининская» вновь была открыта 7 ноября1958 года.
В 1990 году станция была переименована, причём станция была изначально названа «Воздвиженкой» и носила это название несколько дней, в течение которых были даже отпечатаны схемы с таким названием, но по каким-то причинам это название не устоялось, и с 5 ноября 1990 года станция получила своё нынешнее имя «Александровский сад»4.
При строительстве в 1995—1996 годах торгово-рекреационного комплекса «Охотный ряд» под Манежной площадью, один из путей (от платформы № 2) до станции «Охотный Ряд» был разобран и засыпан4.
Оформление
Стены станции покрыты розовым мрамором. Облицовка стен заканчивается на небольшой высоте, и таблички с названием станции размещены на побелённой стене. Колонны боковых рядов также облицованы мрамором. Центральный ряд колонн намеренно не был облицован, чтобы не акцентировать внимание на путях, проложенных в центре платформенного зала9. Переходные коридоры отделаны белым и жёлтым мрамором, белой плиткой. В фойе, соединяющем выход на улицу Воздвиженка, эскалаторный наклон к станции «Арбатская» и мост через пути «Александровского сада», сохранился бюст М. И. Калинина, установленный после того, как станция стала называться «Калининская».
Наземный общественный транспорт
На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта14:
- Автобусы: м1, м2, м6, м7, м9, е10, н2, н11
Достопримечательности
Станция расположена в самом центре Москвы в непосредственной близости от Московского Кремля15 и Красной площади. Кроме Кремля, в непосредственной близости от выходов со станции доступны сам Александровский сад16, в честь которого названа станция, а также Манеж и Итальянский грот в Александровском саду, построенные Осипом Бове.
В Александровском саду расположены такие памятники Великой Отечественной войны, как Могила Неизвестного Солдата с постом почётного караула и памятные знаки городов-героев16. Кроме того, неподалёку на Манежной площади в 1995 году установлен конный памятник Г. К. Жукову17.
Расписание
Станция открывается на вход для пассажиров в 5:30 и закрывается в 1:0018. Первый поезд отправляется в направлении станции «Кунцевская» в 5:45, последний поезд отправляется в 1:03. Первый поезд к «Международной» отправляется в 5:45, последний поезд отправляется в 1:08. Во время парада Победы и его репетиций вход на станцию из подземного перехода под перекрёстком улиц Воздвиженки и Моховой разрешён до приближения колонны военной техники к перекрёстку; выход в город осуществляется строго по спецпропускам Минобороны РФ.
- До укорачивания линии до «Кунцевской» с платформы № 2 отправлялись (весь день) поезда в сторону станции «Крылатское» (по основному направлению Филёвской линии), с платформы № 1, как правило, отправлялись поезда до станции «Международная» (с 10 сентября2005 года), а в час пик — и в сторону станции «Студенческая»19. Однако до 1997 года, до приказа[какого?], запрещающего следование с пассажирами по ССВ (до 1953 года были главными путями Арбатско-Покровской линии), было практикой и сквозное следование поездов с Арбатско-Покровской линии со станции «Площадь Революции» до станции «Киевская» (дальше не позволяла длина состава), после чего поезд отправлялся на ночной отстой в оборотные тупики за «Киевской» или следовал в депо «Фили» (ТЧ-9).
- С 7 января 2008 до 1 февраля 2011 года поезда отправлялись обычно с платформы № 2 (включая почти все поезда до станции «Международная»), только в час пик задействовалась платформа № 1 для поездов до станции «Кунцевская».
- С 1 февраля до 26 апреля 2011 года с 5:45 до 11:19 и с 16:08 до 1:08 поезда до станции «Международная» отправлялись с платформы № 1. С платформы № 2 с 5:45 до 1:03 поезда отправлялись до станции «Кунцевская», а также с 11:19 до 16:08 до станции «Международная».
- С 26 апреля 2011 года все поезда до станции «Международная» отправляются с платформы № 1, до станции «Кунцевская» — с платформы № 2.
Уникальность
Станция, возможно, лидирует в Московском метрополитене по числу параметров, по которым она является уникальной.
- Станция с боковыми платформами, единственная среди станций первой очереди9 и среди конечных20 станций. До 2020 года была единственной подземной станцией московского метро с боковыми платформами.
- Единственная в Москве четырёхпролётная колонная станция мелкого заложения21.
- Одна из конечных станций Московского метрополитена (наряду с «Международной», «Кунцевской» Филёвской линии, «Алма-Атинской», до января 1990 года — «Тёплым Станом», до 1996 года — «Волжской», до 2008 года — «Крылатским», до 2014 года — «Улицей Старокачаловской» и до 2020 года — «Косином»), оборот поездов на которых производится не за станцией, а посредством перекрёстного съезда перед станцией. В результате, на них выход пассажиров из вагонов не является обязательным. Помимо этого, на станции частично присутствует левостороннее движение: в случае прибытия поезда на первый путь, со второго другой поезд уезжает в противоположную сторону.
- Одна из двух конечных станций Московского метрополитена, которая не планировалась как конечная при строительстве (вторая — «Кунцевская» — на другом конце этой же Филёвской линии)4.
- Одна из станций, изначально не планировавшихся к строительству на перегоне (наряду с «Пятницким шоссе» и другими).
- Одна из шести станций Московского метрополитена, закрывавшихся на длительный срок21.
- Одна из шести станций Московского метрополитена с изогнутыми платформами (другие — «Кутузовская», «Зябликово», «Пятницкое шоссе», «Международная» и «Выставочная»)21.
- Станция, в декабре 2008 года вышедшая на первое место по продолжительности пребывания конечной21.
- Расстояние по путям до следующей станции («Арбатская») Филёвской линии составляет 510 метров, этот перегон был самым коротким в Московском метрополитене с момента открытия метрополитена до открытия станции «Международная» 30 августа 2006 года2223.
- На станции сохранялись последние стрелочные интервальные часы, демонтированные примерно в 2003 году4.
- Станция вместе с «Киевской», «Смоленской» и «Арбатской» на той же Филёвской линии побывала в составе трёх разных линий.
Примечания
- Гридчин Ю.Станция «Александровский Сад». news.metro.ru. Дата обращения: 29 марта 2010.Архивировано 22 октября 2007 года.
- На мемориальной станционной табличке присвоение названия «Александровский сад» ошибочно датировано 1991 годом
- kudagoТоп-10 рекордов московского метрополитена. KudaGo.com. Дата обращения: 4 июля 2023.Архивировано 13 февраля 2023 года.
- Свириденков В.Александровский Сад. metro.molot.ru. Дата обращения: 20 марта 2010.Архивировано 19 августа 2011 года.
- Станция «Александровский сад». Мир метро (12 февраля 2022). Дата обращения: 17 июня 2023.Архивировано 17 июня 2023 года.
- Схема путевого развития Московского метрополитена. Дата обращения: 20 марта 2010.Архивировано 3 июня 2012 года.
- Александровский Сад. Московское метро. Проект Артемия Лебедева. Дата обращения: 27 мая 2010.Архивировано 6 августа 2011 года.
- Филевская линия. metro.molot.ru. Дата обращения: 27 мая 2010.Архивировано 3 сентября 2011 года.
- С. М. Кравец. Архитектура Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича. — М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1939. — С. 40—41.
- Пассажиропоток по линиям и станциям московского метрополитена. change-metro.ru. Дата обращения: 28 мая 2010.Архивировано из оригинала 19 мая 2011 года.
- Пассажиропотоки в московском метро. prgp.ru. Дата обращения: 28 мая 2010.Архивировано из оригинала 28 сентября 2008 года.
- Схема путевого развития Московского Метрополитена. trackmap.ru. Дата обращения: 28 июня 2010.Архивировано 28 августа 2011 года.
- Расписание поездов. mosmetro.ru. ГУП «Московский метрополитен».
- Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве. Портал открытых данных правительства Москвы. Дата обращения: 26 сентября 2020.
- Информация для посетителей. Музеи Московского Кремля. Дата обращения: 12 июня 2010.Архивировано 28 августа 2011 года.
- Александровский сад и Московский Кремль. moscow.puteshestviy.net. Дата обращения: 12 июня 2010.Архивировано 28 августа 2011 года.
- Памятник Жукову на Манежной площади. intomoscow.ru. Дата обращения: 12 июня 2010.Архивировано 28 августа 2011 года.
- Режим работы станций и вестибюлей. Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 29 мая 2010.Архивировано из оригинала 17 ноября 2011 года.
- М. С. Наумов, И. А. Кусый. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2005. — С. 230—231. — 360 с. — ISBN 5-98652-023-8.
- До 2013 года таковой была также станция Выхино.
- См. описания всех станций на официальном сайте Московского метрополитенаАрхивная копия от 3 октября 2020 на Wayback Machine
- Час пик в подземном измерении. newizv.ru. Дата обращения: 29 мая 2010.Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года.
- Метро в цифрах. metro.molot.ru. Дата обращения: 29 мая 2010.Архивировано 3 сентября 2011 года.
- Ранее — «Кн», что происходит от прежнего названия — «Калининская».
- По прибытии на станцию у поезда меняется направление движения; далее путь преобразовывается в служебную соединительную ветвь, по которой движение с пассажирами запрещено.
- Из-за того, что вагон (секция) поездов «Русич» на полтора метра длиннее стандартных