Alarchin Bridge SPB (img1)

Аларчин мост

Ала́рчин мост — мост через канал Грибоедова в Адмиралтейском районеСанкт-Петербурга, соединяет Коломенский и Покровский острова. Мост является памятником архитектуры федерального значения и охраняется государством.

Расположение

Расположен по оси Английского проспекта. Рядом с мостом расположено здание Пятой Санкт-Петербургской гимназии, в которой были устроены одни из первых женских курсов в Петербурге (так называемых бесплатных частных уроков у Аларчина моста).

Выше по течению находится Могилёвский мост, ниже — Коломенский мост.

Ближайшая станция метрополитена (2 км) — «Садовая».

Название

Название известно с 1761 г. и произошло от неправильного произношения фамилии галерного мастераАлатчанина, жившего поблизости в конце XVIII века1. До 1790 г. использовалась форма Аларчинов мост, современное название известно с 1776 года23.

История

К 1753 году на этом месте существовал деревянный мост4. В 17831785 гг. при сооружении гранитных набережных был построен новый мост по типовому проекту, разработанному для мостов Крюкова канала и нижнего течения Екатерининского канала: деревянный трёхпролетный, на бутовых, облицованных гранитом опорах, с разводным средним пролётом5. Автор проекта не установлен. На опорах моста находились четыре гранитных обелиска со стеклянными овальными фонарями. Ограждением служила железная решётка с простым рисунком6. В 1840 году разводной пролёт был заменен постоянным балочным78. В 1876 г. мост был усилен для прокладки одиночного пути конки9. В 1889 г. заменены балки моста, убраны подкосы, затруднявшие судоходство1011.

В 19061908 гг., в связи с намечавшимся открытием трамвайного движения по Английскому проспекту, мост был перестроен по проекту инженеров В. А. Берса, А. П. Пшеницкого и архитектора А. И. Зазерского658. Опоры моста были переложены и уширены, деревянные балки пролётного строения были заменены на металлические клёпаные12. Ширина моста увеличилась с 10,2 до 15,8 м, тротуары были вынесены на консоли. На мосту было установлено новое перильное ограждение, гранитные обелиски с фонарями, находившиеся изначально на боковых закруглениях средних опор, были вынесены на береговые устои613.

Работы по перестройке моста производились комиссией по заведыванию общественными работами12. Производителем работ на мосту был инженер Г. Л. Тагеев. Мост был открыт для движения в ноябре 1907 г., установка перил и фонарей моста была закончена в 1908 году13.

В 1953 г. по проекту архитектора А. Л. Ротача восстановлены утраченные торшеры с фонарями, была произведена разборка каменных подферменников и верха тела опор на высоту одного ряда облицовки с устройством бетонного верха, подферменники были выполнены из гранита14. В 1963 г. в связи с прокладкой теплотрассы произведен капитальный ремонт мостового полотна14. В 1969 году воссоздана позолота декоративных деталей моста7. В 1995 году на мосту восстановлены фонари типа «Вашингтон», в 1996 г. — гранитный водоотводной лоток8.

В апреле 2015 года СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» объявило конкурс на разработку проектной документации по капитальному ремонту Аларчина моста, победителем стало ООО «Отделпроект»15.

Конструкция

Мост трёхпролётный металлический, балочно-неразрезной системы. По конструкции схож с Мало-Калинкиным и Старо-Никольским мостами. Схема разбивки на пролеты 6,115 + 11,15 + 6,115 м14. Пролётное строение состоит из 7 стальных клепаных двутавровых балок, объединённых поперечными балками. Поверх балок устроена железобетонная плита проезжей части. Тротуары вынесены на консоли. Устои и промежуточные опоры бутовой кладки на свайном основании с массивной гранитной облицовкой. Мост косой в плане, угол косины составляет 73°13. Длина моста составляет 26,5 (35,3) м, ширина — 15,8 м61.

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 2 полосы для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон, на примыкании к набережным на тротуарах уложены гранитные плиты. Тротуары отделены от проезжей части высоким гранитным парапетом, вдоль которого устроены гранитный водоотводной лоток. Перильное ограждение металлическое, художественной ковки, завершается на устоях чугунными стойками. При въездах на мост установлены гранитные обелиски со стеклянными овальными фонарями типа «Вашингтон».

Примечания

  1. , с. 308.
  2. Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. — М.: АСТ ; СПб.: Астрель-СПб ; Владимир: ВКТ, 2009. — С. 146. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-057482-7.
  3. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 21. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  4. Аларчин мост//Энциклопедия Санкт-Петербурга
  5. , с. 309.
  6. , с. 103.
  7. Фролов, А. И. Реки, каналы, острова, набережные, мосты. — СПб.: Глагол, 2002. — С. 75. — 176 с. — ISBN 5-88729-063-3.
  8. Аларчин мост//СПб ГБУ «Мостотрест»
  9. Отчет С.-Петербургской городской управы за 1877 год. — СПб., 1879. — С. 218.
  10. Отчеты городской Управы и других городских установлений // С.-Петербургское городское общественное управление в 1889 году. — СПб., 1890. — Т. 1. — С. 252.
  11. Всеподданнейший отчет С.-Петербургского градоначальника за 1889 год. — СПб., 1890. — С. 33.
  12. Войтинский В. С.Петербургский совет безработных, 1906—1907. — New York: Columbia University: Russian Institute, 1969. — С. 254. — 315 с.
  13. Обзор строительной деятельности С.-Петербургского городского общественного управления за 1905 и 1906 гг. / Сост. Н. С. Нелюбов. — СПб., 1908. — С. 13, 109—110. — 213 с.
  14. СТ-50/15-ИД.5 Технический отчет об обследовании состояния искусственного сооружения // Капитальный ремонт объекта: «Аларчин мост через канал Грибоедова». — ООО «Отделпроект», 2015. — Т. 10.5.
  15. Выполнение работ по разработке проектной документации с разработкой рабочей документации на капитальный ремонт объекта "Аларчин мост через канал Грибоедова" для нужд Санкт-Петербурга // Портал Госзакупок