
Афинский Акрополь
Афи́нский Акро́поль (греч.Ακρόπολη Αθηνών) — акрополь в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину). Это было главное место для нахождения царя. Также внутри имелось немало храмов, где возносились молитвы греческим богам и воздавались жертвы. В настоящее время Акрополь — выдающийся памятник архитектурного искусства.
Хотя есть свидетельства того, что холм был заселён ещё в четвёртом тысячелетии до н. э., наиболее важные сооружения на этом месте, включая Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон и Храм Ники Аптерос, были построены в V веке до н. э. по инициативе Перикла12. Парфенон и другие здания были серьёзно повреждены при осаде венецианцами в 1687 году, во время турецко-венецианской войны (1684—1699), когда порох, хранившийся в Парфеноне, был поражён пушечным ядром и взорвался3.
История
Первые укрепления на скалистом отроге размером 300 м на 130 м, поднимающемся на окраине Афин, появились ещё задолго до наступления классического периода. Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные предметы культа. Акрополь также называют «Кекропия» (Cecropia) или «Кекропс» (Kekrops) — в честь Кекропса, который по легенде был первым царём Афин и основателем Акрополя4.
В микенский период (XV—XIII вв. до н. э.) Акрополь являлся укреплённой царской резиденцией. В VII—VI вв. до н. э. здесь велось большое строительство. При тиране Писистрате (560—527 гг. до н. э.) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (то есть храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 году до н. э. во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.
В 447 году до н. э. по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо и явился автором проекта, лёгшего в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика. Над созданием ансамбля Акрополя работали также зодчие Калликрат, Иктин, Мнесикл, Архилох и другие5.
В V векеПарфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в XV веке) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем — в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 году после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины — Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале XIX векалорд Элджин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду — из портика Эрехтейона.
В 1827 году во время обороны Акрополя греческими повстанцами от турецкого пушечного ядра сильно пострадал храм Эрехтейон. Предыдущие попытки турок взорвать Акрополь с помощью подкопов сорвал греческий сапёрКостас Хормовитис, имя которого дано одной из центральных улиц.
После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце XIX века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры сейчас заменены копиями.

Галерея
Примечания
- Hurwit 2000, p. 87
- «History»Архивная копия от 24 октября 2019 на Wayback Machine, Odysseus. Retrieved 2 December 2012.
- Nicholas Reeves and Dyfri Williams, «The Parthenon in Ruins»Архивировано 6 августа 2009 года., British Museum Magazine 57 (spring/summer 2007), pp. 36-38. Retrieved 2 December 2012.
- Афинский АкропольАрхивировано 23 апреля 2012 года., архитектура и ансамбль Афинского Акрополя.
- Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — С. 31. — 264 с.