Moscow, Lesnaya 20 Jan 2009 02

4-й троллейбусный парк имени Щепетильникова

Филиал ордена Октябрьской революции 4-й тролле́йбусный парк им. Щепети́льникова — закрытый троллейбусный парк Москвы, который обслуживал маршруты Центрального и Северного административных округов города. Являлся старейшим предприятием пассажирского транспорта Москвы. Территория парка находилась в Тверском районе между станциями метро «Белорусская» и «Менделеевская», ограничена Лесной, 1-й и 2-й Миусскими улицами и Миусским переулком.

История

Миусский трамвайный парк. 1909 год
Миусский трамвайный парк. 1909 год

4-й троллейбусный парк им. Щепетильникова был основан в 1874 году как Миусский парк конно-железных дорог и фактически стал родоначальником сети городского общественного транспорта. К 1909 году завершился перевод парка на электрические трамваи. К этому времени существенно изменился и его внешний облик. На месте конюшен был выстроен административно-жилой корпус, сохранившийся до наших дней, и депо («вагонный сарай») на 220 единиц подвижного состава. Мастерские были перестроены в цеха: вагонный, механический, электрический. Значительно развилась инфраструктура парка, упрочилась материально-техническая и ремонтная база. В таком виде Миусский парк существовал до 1957 года. В 1922 году парк был переименован в Трамвайное депо имени Петра Щепетильникова — в честь слесаря парка, активного участника революционных событий.1

18 июля 1955 года на шесть вновь открытых маршрутов вышли первые 93 троллейбуса серии МТБ-82. Было положено начало новой коренной реконструкции депо. Как и в начале века, его подвижной состав стал смешанным. В 1956 году в депо насчитывалось 95 трамвайных вагонов и 186 троллейбусов, шла планомерная подготовка к окончательному переводу депо на новый вид городского пассажирского транспорта. 11 ноября 1957 года трамвайно-троллейбусное депо было преобразовано в 4-й троллейбусный парк имени Петра Щепетильникова.2

В августе 1974 года, в 100-летний юбилей парка, его коллектив был награждён Орденом Октябрьской Революции.2

11 апреля 2014 года считается последним днём работы парка, на следующий день (12 апреля) на маршрут Бкр. (последний маршрут, обслуживаемый 4-м парком) вышли троллейбусы 5-го парка. В настоящее время депо переделывают в бизнес-центр. Категория землепользования была переведена в статус: «Для размещения объектов делового назначения, в том числе офисных центров». В мае 2017 года на территории парка была полностью демонтирована контактная сеть.3

Маршруты

ТролЗа-5265 «Мегаполис» на 10-м маршруте. 2007 год
ТролЗа-5265 «Мегаполис» на 10-м маршруте. 2007 год
БТЗ-5276-01 на маршруте № 30 в Новокосино, 2009 год
БТЗ-5276-01 на маршруте № 30 в Новокосино, 2009 год

До начала расформирования 4-й троллейбусный парк обслуживал следующие маршруты:

Конечные пунктыПередан в паркДата передачи
3Улица Милашенкова — Трубная площадь65 апреля 2014
10Даниловская площадь — Самотёчная площадь518 января 2014
18Рижский вокзал — Стрельбищенский переулок518 января 2014
29Улица Милашенкова — Метро «Динамо»65 апреля 2014
30Метро «Выхино» — Проезд ЭнтузиастовНАТП26 сентября 2009
35Улица Маршала Тухачевского — Тишинская площадь5Апрель 2013
42Рижский вокзал — Метро «Динамо»530 ноября 2013
47Бескудниковский переулок — Самотёчная площадь6Июнь 2013
95Метро «Краснопресненская» — Савёловский вокзал519 сентября 2009
БКурский вокзал55 апреля 2014
БкСмоленский бульвар512 апреля 2014