Мост - panoramio (104)

3-й Елагин мост

3-й Ела́гин мост — автодорожный металлический балочный мост через Большую Невку в Санкт-Петербурге. Соединяет правый берег Большой Невки и Елагин остров, являясь главным входом в Центральный парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова.

Расположение

Мост соединяет Приморский проспект и ЦПКиО им. С.М.Кирова. Рядом с мостом расположен буддийский храм.

Выше по течению находится Ушаковский мост, ниже — Яхтенный мост.

Ближайшая станция метрополитена — «Старая Деревня».

Название

Название моста известно с 1828 года и дано по названию Елагина острова, который в свою очередь был назван по имени владельца — государственного деятеля И. П. Елагина1. В 1849—1875 годах существовало название Ново-Деревенский мост2.

История

Наплавной мост появился здесь в 1826 году3. На плане Шуберта 1828 года здесь показан плашкоутный мост4. В 1840 году по проекту инженеров П. П. Базена и А. И. Мальте5 он был заменён постоянным девятипролётным ригельно-подкосным деревянным мостом с центральным разводным пролётом6. Разводной пролёт был двукрылый, раскрывающейся системы, состоял из четырёх деревянных рам7. Разводка моста производилась с помощью ручных лебёдок. В 1860—1861 годах8 (по проекту инженера А. И. Штукенберга)9 и 18741011 годах выполнен ремонт моста. В 1900—1901 годах мост был перестроен на новом свайном основании с расширением разводной части121314. Длина моста составляла 98,85 м, ширина — 13,1 м15. в 1925 выполнен очередной ремонт моста11.

Перед реконструкцией моста в 1951 году мост уже был семипролётным. В 1949—1951 годах по проекту инженеров конторы «Дормостпроекта» В. В. Демченко и В. В. Блажевича произведена реконструкция моста, в результате которой он стал восьмипролётным с разводным пролётом посередине. Постоянные пролётные строения были металлические, сварные, балочно-разрезной системы. В поперечном сечении состояли из восьми главных двутавровых балок, связанных между собой попарно. Разводной пролёт был однокрылый, раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения. В поперечном сечении состоял из двух металлических сварных балок, связанных между собой балочной клеткой. Пролёт в свету разводного пролёта — 13,5 м. Устои моста бетонные на естественном основании. Промежуточные опоры башенного типа на деревянном свайном основании с жёстким металлическим ростверком и металлической рамной обстройкой. Длина моста была 93,3 (95,5 м), ширина — 12,0 м, в том числе два тротуара по 2,25 м3. На мосту было установлено металлическое сварное перильное ограждение простого рисунка по типу перил 1-го и 2-го Елагиных мостов11.

В 1976 году по проекту инженеров ТО Ленмосттреста А. В. Юшина и В. П. Кошкиной произведён капитальный ремонт моста. Заменена деревоплита на постоянных пролётах на железобетонные плиты, включённые в работу главных балок, с восстановлением асфальтобетонного покрытия. Произведён ремонт дощатого настила на разводном пролёте и обшивка опор6. В 1982 году произведён капитальный ремонт механизмов и электротехнических устройств. В 1999 году в створе русловых опор моста установлены металлические охранные кусты7.

В 20082009 годах в составе реконструкции Приморского проспекта мост был разобран и на его месте построен новый металлический трёхпролётный неразводной мост. Заказчиком работ являлся СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства», генподрядчиком — ЗАО «АБЗ-Дорстрой», генеральным проектировщиком — ГУП «Ленгипроинжпроект»16.

Примечания

  1. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 301. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  2. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 45. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  3. , с. 315.
  4. Шуберт Ф. Ф. Подробный план столичного города Ст. Петербурга
  5. РГИА. Ф. 1487. Оп. 4. Д. 322
  6. Елагины мосты. Энциклопедия Санкт-Петербурга.
  7. .
  8. Сведения о городских работах в С.-Петербурге // Журнал Главного управления путей сообщения и публичных зданий. — СПб., 1861. — Июль—август (т. 34. Кн.4). — С. 154.
  9. А. Штукенберг.О перестройке Второго и Третьего Елагинских мостов в С.-Петербурге в 1861 году и вообще о деревянных мостах // Журнал Главного управления путей сообщения и публичных зданий. — СПб., 1863. — Май—июнь (т. 40. Кн.3). — С. 83.
  10. Отчёт С.-Петербургской городской управы за 1875 год. — СПб., 1876. — С. 110—111.
  11. Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. — М.: Издательство министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1963. — С. 27. — 298 с.
  12. Отчёт городской Управы и входящих в состав её лиц и установлений // С.-Петербургское городское общественное управление в 1899 году. — СПб., 1900. — С. 86.
  13. Обзор деятельности городского общественного управления. Отчеты городской Управы и входящих в состав её лиц и установлений // С.-Петербургское городское общественное управление в 1900 году. — СПб., 1901. — Т. 1. — С. 89—90.
  14. Часть 2. Обзор деятельности городского общественного управления // Отчёт С.-Петербургского городского общественного управления за 1901 год. — СПб., 1905. — С. XLVI.
  15. Инвентарь недвижимых имуществ города С.-Петербурга. — СПб., 1903. — С. 228—229.
  16. Реконструкция Приморского проспекта на участке от улицы Академика Шиманского до Яхтенной улицы //ЗАО «АБЗ-Дорстрой»(недоступная ссылка). Дата обращения: 4 ноября 2017.Архивировано 7 ноября 2017 года.