2-й Садовый мост

2-й Садо́вый мост — автодорожный железобетонный рамный мост через реку Мойку в Центральном районеСанкт-Петербурга, соединяет 1-й Адмиралтейский и Спасский острова. Объект культурного наследия России регионального значения.

Расположение

Связывает Царицынский проезд с проездом вдоль Марсова поля. Мост находится в сосредоточении исторических мест: непосредственно у Михайловского сада, Марсова поля и храма Спаса на Крови.

Выше по течению находится 1-й Садовый мост, ниже — Мало-Конюшенный мост.

Ближайшая станция метрополитена — «Гостиный двор».

История

В 1876 году1 на этом месте был построен мост на чугунных винтовых сваях, пролётное строение состояло из железных ферм. Мост был предназначен для движения конки2, пешеходное движение было запрещено3. Длина моста составляла 35,2 м, ширина — 3,65 м4. В 1906 году произведены работы по укреплению моста5. В 1932 году2 по проекту архитектора Е. Н. Сандлера под руководством профессора Л. А. Ильина6 построен трёхпролётный балочный мост. Опоры были деревянными на свайном основании, пролётное строение состояло из металлических двутавровых балок. Мост предназначался только для трамвайного движения и пешеходов. В 1961 году по инициативе инженера П. П. Степнова деревянное перильное ограждение было заменено чугунным художественного литья по типу решётки каменного моста через реку Таракановку у Нарвских ворот, засыпанного вместе с соответствующим участком реки в 1920-х7. Работы выполнялись силами РСУ Ленмосттреста по проекту архитекторов-реставраторов И. Н. Бенуа, А. Е. Полякова и скульптора Г. Ф. Цыганкова89102.

Существующий мост был построен в 19661967 годах по проекту инженера Е. А. Болтуновой и архитектора Л. А. Носкова81127. Строительство моста осуществляло СУ-1 треста Ленмостострой под руководством инженера Л. С. Кулибанова. В 1970 году архитектурные детали на мосту были позолочены. В 1985 году установлен повышенный гранитный поребрик10. В 1998 году проведён капитальный ремонт моста. В ходе работ заменена гидроизоляция, выполнено устройство переходных плит, демонтированы трамвайные пути, отреставрировано перильное ограждение, торшеры и детали художественного декора10.

Конструкция

Мост однопролётный железобетонный, по статической схеме — трёхшарнирная рама2. Опоры на свайном основании, облицованы гранитом. Фонарные торшеры в виде связок пик схожи с торшерами 1-го Садового моста7.

Примечания

  1. Всеподданнейший отчёт С.-Петербургского градоначальника за 1876 год. — СПб., 1877. — С. 4. Архивировано 12 апреля 2021 года.
  2. , с. 304.
  3. Отчёт С.-Петербургской городской управы за 1877 год. — СПб., 1879. — С. 217. Архивировано 12 октября 2021 года.
  4. Инвентарь недвижимых имуществ города С.-Петербурга. — СПб., 1903. — С. 204—205. Архивировано 25 июня 2021 года.
  5. Исполнительная комиссия по заведованию и переустройству городских железных дорог // Отчёт С.-Петербургского городского общественного управления за 1906 год. — СПб., 1907. — С. 13. Архивировано 21 января 2022 года.
  6. Дмитриев К. М.Мосты и набережные Ленинграда // «Архитектура Ленинграда» : журнал. — Л., 1938. — Август—октябрь (№ 4 (9)). — С. 43. Архивировано 21 января 2022 года.
  7. , с. 33.
  8. , с. 262.
  9. , с. 152.
  10. .
  11. , с. 150.