Второй Лаврский мост

2-й Лаврский мост

2-й Лаврский мост — мост через реку Монастырку в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяет Безымянный и Монастырский острова. Первый в городе мост из клееной древесины1.

Расположение

Расположен в створе Лаврского проезда.

Выше по течению находится 1-й Лаврский мост, ниже — безымянный мост.

Ближайшие станции метрополитена — «Площадь Александра Невского-1», «Площадь Александра Невского-2».

Название

Название мосту дано по находящейся рядом Александро-Невской Лавре2.

История

Сооружение моста относится к середине XVIII века. Мост был деревянный, балочно-подкосной системы и неоднократно ремонтировался в дереве. В 1830 году мост был перестроен в однопролётный, деревянный, арочной системы с ездой поверху. Пролётное строение состояло из пяти дощато-гвоздевых арок с надарочным строением из брусьев. Покрытие на проезжей части было дощатое, а ограждение — брусчатое. Устои массивные, каменные из кирпичной кладки, на свайном основании. Мост неоднократно ремонтировался, сохраняя прежнюю конструкцию. В период с 1950 по 1972 год мост был закрыт для движения автотранспорта и использовался как пешеходный. Было принято решение о перестройке моста. В 1980 году он был разобран. В 19801981 годах по проекту инженера Ленгипроинжпроекта Б. Э. Дворкина, архитектора В. М. Иванова и инженера Ленмосттреста З. Г. Васильевой на месте старого был построен новый деревянный арочный мост. Впервые в Ленинграде была использована технология изготовления элементов моста из клееной древесины1. Конструкции пролётного строения были изготовлены в Архангельске. Строительство моста осуществляло РСУ Ленмосттреста.

Конструкция

Мост однопролётный деревянный арочный с ездой поверху. Пролётное строение состоит из шести арок, изготовленных из сосновых досок, склеенных между собой синтетическим клеем на основе эпоксидной смолы. По статической схеме — двухшарнирная арка. Объединение арок и продольных балок мостового полотна осуществляется с помощью деревянных схваток. Устои использованы старые каменные из кирпичной кладки на свайном основании, в нижней части облицованы известняком. Покрытие на проезжей части — асфальтобетонное по деревоплите, на тротуарах — дощатый настил. Перильное ограждение металлическое сварное. На въездах установлены фонарные столбы старинного рисунка. Мост косой в плане — угол составляет 15°. Длина моста 18 м, ширина — 9,5 м.

Alexander Nevsky Lavra 18802-nd Lavrsky bridge2-nd Lavrsky bridge 1
Вид моста в 1880-х гг.Фасад моста с верховой стороныПроезжая часть моста и северо-западная башня Александро-Невской Лавры

Примечания

  1. Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга - Петрограда - Ленинграда.. — Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1986. — 280 с.
  2. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 64. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.