Замок (21)

2-й Инженерный мост

2-й Инжене́рный мост — автодорожный каменный арочный мост через ныне засыпанный Воскресенский канал в Центральном районеСанкт-Петербурга, по правой набережной реки Фонтанки у Михайловского (Инженерного) замка. Объект культурного наследия России федерального значения.

Название

Название известно с 1890-х годов1 и дано по расположенному рядом Инженерному замку.

История

Мост построен в 1824—1826 годах по проекту инженера П. П. Базена при устройстве сквозного проезда по набережной Фонтанки23. Возможно, одним из авторов решётки перильного ограждения моста был К. И. Росси4. В 1879–1882 Воскресенский канал был засыпан, но мост сохранился в неизменном виде; нижняя часть свода моста была засыпана, а верхняя зашита металлическим листом56.

В 1952—1955 годах по проекту архитектора А. Л. Ротача силами «Ленмосттреста» выполнена реставрация моста: восстановлены утраченнные торшеры и фонари, отремонтированы перильные ограждения и гранитные парапеты2. В 1983 году произведена очередная реставрация, выполнен ремонт гранитного бордюра, отделяющего тротуар от проезжей части, и восстановлена позолота архитектурных деталей моста5. В 1991 году отреставрированы перила моста, в 1994 году — торшеры с фонарями. Демонтированы металлические листы, закрывавшие пролет моста с верховой стороны2.

В 1995 году произведен частичный ремонт каменного свода, гидроизоляции, выправлены тротуарные гранитные плиты и бордюрное ограждение. Все гранитные поверхности очищены пескоструем. В 1999 году заменена гидроизоляция на проезжей части23. Весной 2018 года обновлена позолота торшеров2.

Конструкция

Мост однопролётный каменный арочный (бесшарнирная арка)2. Пролёт перекрыт кирпично-плитным сводом с гранитными арками по фасадам, по оси моста и гранитным прокладным рядом в замке3. Мост косой в плане. Устои из бутовой кладки на свайном основании из деревянных свай6. Расчётный пролёт моста 15,2 м. Длина моста составляет 15,8 (25,0) м, ширина — 10 м (ширина проезжей части 6,8 м и два тротуара по 1,6 м)53.

Перильное ограждение моста
Перильное ограждение моста

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 2 полосы для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части — асфальтобетон. На тротуарах уложены гранитные плиты. На открылках тротуары отделены от проезжей части гранитным бордюром. Опоры моста, свод, фасады облицованы блоками розового гранита (рапакиви). Фасадные арки облицованы гранитом с «веерной» укладкой7. Перильное ограждение – чугунные решетки художественного литья с накладной арматурой из воинских атрибутов, расположенные между гранитными тумбами. На въездах моста — четыре торшера в виде пучков из 6 копий, соединенных переплетающимися венками, на которых укреплены шестигранные фонари627.

Примечания

  1. В 1986 году появился проект частичного воссоздания Воскресенского канала, но тогда он не был реализован. В 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга канал был частично воссоздан.
  2. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 49. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  3. .
  4. .
  5. Гермонт Г. Н.Решётки Ленинграда и его окрестностей. — М.: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1938. — С. 18. — 120 с.
  6. , с. 301.
  7. , с. 66.
  8. Распоряжение КГИОП от 24.03.2017 № 131-р — «Набережные и мосты реки Фонтанки». — Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.