2-й Елагин мост

2-й Ела́гин мост — пешеходный металлический разводной мост через Среднюю Невку в Санкт-Петербурге, соединяет между собой Елагин и Крестовский острова.

Первый наплавной мост в этом месте появился в 1821 году. В 1852 году перестроен в деревянный балочно-подкосный разводной мост, который неоднократно ремонтировался. Существующий мост построен 1948—1950 годах, в 2017—2018 годах выполнен капитальный ремонт моста. Объект культурного наследия России федерального значения.

Расположение

Мост расположен на продолжении Рюхиной улицы и является главным входом в Центральный парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова (ЦПКиО). Ближайшая станция метро«Крестовский остров». Выше по течению находится 1-й Елагин мост1.

Название

Наименование моста дано по названию Елагина острова, который в свою очередь был назван по имени владельца — государственного деятеля И. П. Елагина2. Название известно с 1828 года, первое время чаще именовался просто Елагинским, а также Ново-Крестовским, Крестовским и Елагино-Крестовским34.

История

Первый наплавной мост появился здесь в 1821 году, он стал вторым деревянным мостом, ведущим на Елагин остров и девятым в городе наплавным мостом25. В 1826 году мост был передан из ведомства Кабинета Его Величества в городское управление6. На плане Шуберта 1828 года здесь показан плашкоутный мост7. В 1852 году построен деревянный мост балочно-подкосной системы с разводным пролётом посередине18. Мост был 16-пролётным, общая длина составляла 151,5м. Одним из серьёзных недостатков моста была качка — один раз толпа, скопившаяся на мосту, не могла устоять на ногах; люди стали падать и произошла довольно значительная паника. Ездить по мосту разрешалось только шагом9.

Мост был перестроен в 1862 году с изменением конструкции по проекту инженера Антона Штукенберга. Новый мост имел 13 пролётов по 8,5м1011. В 1881 году произведён капитальный ремонт моста с сохранением прежней конструкции. Для удобства судоходства было изменено положение промежуточных опор, число пролётов уменьшено с 13 до 1112. 19 июля 1882 года мост сгорел во время большого пожара на Крестовском острове131415. В 1883 году мост был перестроен заново с использованием сохранившихся в воде свай16. В 1912 году произведён капитальный ремонт моста, работы производил инженер П. А. Лихачёв1718. Разводной пролёт был двукрылый, раскрывающейся системы. Состоял из 4-х деревянных рам. Разводка моста производилась с помощью ручных лебёдок. Опоры были свайные, проезжая часть и перила — деревянные2.

В 1948—1950 годах мост был реконструирован по проекту инженера В. В. Блажевича8. Деревянные пролётные строения были заменены металлическими сварными балочно-разрезной системы, опоры разводного пролёта сооружены из металлических рам. Вместо двукрылого разводного пролёта соорудили однокрылый раскрывающейся системы. Покрытие на проезжей части и тротуарах на постоянных пролётных строениях состояло из асфальтобетона по деревоплите, на разводном пролёте — дощатое. На мосту установили металлические перила простого рисунка — так же, как на 1-м и 3-м Елагиных мостах2. Строительство моста осуществляло СУ-2 треста «Ленмостострой»19 под руководством главного инженера В. А. Аланова5.

В 1978–1979 годах по проекту инженеров проектной группы Ленмосттреста З. В. Васильевой и Г. П. Лашенковой выполнен ремонт моста: произведён ремонт устоев и промежуточных опор, заменено покрытие проезжей части. В 1990 году после очередного ремонта мост стал пешеходным, деревянные устои заменены на железобетонные, восстановлена обшивка опор разводного пролёта, на пролётных строениях уложен дощатый настил5. Реконструкция проходила по проекту инженера проектного отдела Ленмосттреста З. В. Васильевой28.

21 ноября 2017 года мост был закрыт на капитальный ремонт. В ходе ремонта конструкции старого моста были полностью демонтированы, также была поднята затонувшая баржа, лежавшая на дне между опорами № 3 и № 420. Построены новые железобетонные фундаменты опор, заменены все опоры и пролётное строение моста21. При этом существующая конструктивная схема и архитектурный облик моста сохранены2. Подрядчиком выступал ЗАО «Стройинвест». 1 июня 2018 года реконструированный мост был открыт22.

Конструкция

Мост разводной, общее количество пролётов — 11. Схема моста: 15,02 + 10,44 + 11,87 + 12,76 + 10,57 + 16,00 + 9,66 + 12,69 + 11,59 + 12,5 + 16,12 м. Четвёртый и восьмой пролёты моста судоходные, шестой пролёт — разводной23.

Стационарные пролётные строения металлические сварные балочные, состоят из двутавровых балок. В поперечном сечении каждое пролётное строение состоит из 9 главных балок, расстояние между главными балками 1,7м. Пролётное строение разводного пролёта металлическое, сварное однокрылое, раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения и жестко прикреплённым противовесом. В поперечном сечении крыло состоит из 4-х главных балок23. В закрытом состоянии разводное пролётное строение опирается на ось вращения и поперечную балку второй опоры разводного пролёта и работает как простая разрезная балка. Размер разводного пролёта в свету — 13,5м. Разводка производится с помощью электрического привода. Мост разводят не по графику, а по предварительным заявкам для пропуска маломерных судов2.

Устои моста представляют собой три ряда свай, четвёртая — забирочная, связанные в продольном направлении продольными нижними схватками и крестами, в поперечном направлении нижними поперечными схватками и подкосами. Промежуточные опоры стационарных пролётов моста башенного типа, двухрядные, на свайном основании. Обстройка опор выше ординара выполнена из бруса. Опоры разводного пролёта металлические рамные на свайном основании. Свайное основание всех опор — забивные призматические железобетонные сваи сечением 0,35х0,35м. По верху сваи объединены монолитными железобетонными ростверками23. Все опоры защищены от навала судов и льда свайными кустами, устроенными с верховой и низовой сторон моста2.

Мост предназначен для движения пешеходов. Покрытие прохожей части — дощатый настил. Перильное ограждение металлическое сварное простого рисунка, однотипное с ограждениями 1-го Елагина моста. Длина моста составляет 141,8м, ширина между перилами — 15,9м2.

Примечания

  1. , с. 315.
  2. .
  3. Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. — М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб; Владимир: ВКТ, 2009. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-057482-7.
  4. 2-й Елагин мост // Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 45. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  5. Богданов Г. И. Всем преградам вопреки. Трест «Ленмостострой» 80 лет на службе Петербургу, 1936—2016. — СПб.: Бранко, 2016. — С. 33. — 445 с. — ISBN 978-5-903521-39-5.
  6. Дело по отношению Санкт-Петербургского военного генерал-губернатора о сумме, потребной на исправление трех мостов: Елагинского, Каменноостровского и идущего с Елагина острова в Новую Деревню // РГИА. Ф. 1286. Оп. 4. Д. 124. 35 л.
  7. Шуберт Ф. Ф. Подробный план столичного города Ст. Петербурга
  8. .
  9. Памяти инженера тайного советника А. И. Штукенберга // Журнал Министерства путей сообщения : журнал. — СПб., 1887. — № 49. — С. 84.
  10. А. Штукенберг.О перестройке Второго и Третьего Елагинских мостов в С.-Петербурге в 1861 году и вообще о деревянных мостах // Журнал Главного управления путей сообщения и публичных зданий : журнал. — СПб., 1863. — Май—июнь (т. 40. Кн.3). — С. 78—90. Архивировано 25 октября 2021 года.
  11. Штукенберг А.Краткие сведения о произведённых по С.-Петербургу городских работах в 1862 году // Журнал Министерства путей сообщения : журнал. — СПб., 1863. — Март—апрель (т. 39. Кн.2). — С. 89.
  12. Отчёт С.-Петербургской городской Управы за 1881 год. — СПб., 1882. — С. 255—256. Архивировано 21 января 2022 года.
  13. Рудницкий В. С.Пожарное дело в С.-Петербурге. — СПб., 1903. — С. 100. — 119 с. Архивировано 23 ноября 2021 года.
  14. Баум К.Часть 1 (1703 г. — 19 июля 1882 г.) // Описание наиболее интересных пожаров, происшедших в С.-Петербурге-Петрограде с 1703 по 1922 гг. (Копия с авторской рукописи, хранящейся в книжном собрании Постоянной пожарно-технической выставки г. Ленинграда). — Л.: Постоянная пожарно-техническая выставка, 1969. — 182 с.
  15. Шишкин В. М. Петербург губернский : из истории местных государственных учреждений. — СПб.: МиМ-Дельта, 2010. — С. 94. — 317 с.
  16. С.-Петербургское городское общественное управление в 1883 году. Отчёт городской управы. — СПб., 1884. — С. 338—339. Архивировано 13 апреля 2021 года.
  17. Финансовый отчёт // Отчёт С.-Петербургского городского общественного управления за 1912 год. — СПб., 1913. — С. 928. Архивировано 13 апреля 2021 года.
  18. Финансовый отчёт // Отчёт С.-Петербургского городского общественного управления за 1913 год. — СПб., 1914. — С. 572. Архивировано 13 апреля 2021 года.
  19. Строящийся Петербург 50 лет назад // Санкт-Петербургский строительный еженедельник. — СПб.: Строй-Пресс, 2002. — 2 декабря (№ 42). — С. 20. Архивировано 12 ноября 2021 года.
  20. ДТС-14-09-3-ПОД. Раздел 6. Проект организации работ по демонтажу линейного объекта // Проектная документация. Капитальный ремонт объекта «2-й Елагин мост через р. Ср. Невку» для нужд Санкт-Петербурга / ГИП А. Л. Романов. — ООО «ИнжСтройКонсалт», 2015. — С. 11. — 43 с.
  21. Пешеходный мост из ЦПКиО на Крестовский закроют до весны. Фонтанка.ру (20 ноября 2017). Архивировано 10 декабря 2017 года.
  22. В Петербурге после ремонта открывается 2-й Елагин мост. Деловой Петербург (1 июня 2018). Архивировано 13 апреля 2021 года.
  23. ДТС-14-09-3-ТКР2.1. Книга 2.1. Искусственные сооружения. Мост. Строительные решения. Фундаменты мостового сооружения // Проектная документация. Капитальный ремонт объекта «2-й Елагин мост через р. Ср. Невку» для нужд Санкт-Петербурга / ГИП А. Л. Романов. — ООО «ИнжСтройКонсалт», 2015. — С. 4—7. — 62 с.