First Zimny bridge in December 2012

1-й Зимний мост

1-й Зи́мний мост — автодорожный каменный арочный мост через Зимнюю канавку в Центральном районеСанкт-Петербурга, соединяет 1-й и 2-й Адмиралтейские острова. Памятник инженерного строительства второй половины XVIII века1. Формы и силуэт моста сохранились в первоначальном виде23. Объект культурного наследия России федерального значения.

Расположение

Расположен по оси Миллионной улицы. Рядом с мостом расположены Новый Эрмитаж и Дворцовая площадь. Выше по течению находится Эрмитажный мост, ниже — 2-й Зимний мост.

Ближайшая станция метрополитена — «Адмиралтейская».

Название

20 апреля 1738 года мост получил название Немецкий4 по находившейся в этом районе Немецкой слободе. С 1770 до 1828 года мост назывался Миллионным, Зимним (с 1829 до 1930-х годов), с 1940 года — 1-й Зимний5.

История

Первый деревянный подъёмный мост на этом месте был построен в 1718—1720 годах, сразу после прорытия Зимнедворцового канала у Зимнего дворца Петра I. В середине XVIII века он был заменён деревянным трёхпролётным балочным мостом. В 17831785 годах на это место был перенесён гранитный арочный мост с засыпанного Красного канала, построенный в 1768 году367. Авторами проекта предположительно были архитекторы И. Л. Росси и Ю. М. Фельтен8. Строительными работами заведовал Т. И. Насонов.

В 1955 году на мосту производился ремонт по проекту инженера «Ленгипроинжпроекта» Б. Б. Левина. В ходе работ был частично отремонтирован каменный свод и проезжая часть моста1.

Конструкция

Мост однопролетный арочный. Пролётное строение выполнено в виде сплошного каменного бесшарнирного свода параболической формы. Опоры моста из бутовой кладки на свайном основании, облицованы гранитными плитами. Фасады моста облицованы гранитом. Длина моста — 15,6 м, ширина — 21,2 м3.

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 2 полосы для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части — асфальтобетон, на тротуарах уложены гранитные плиты. В качестве ограждений использованы глухие гранитные парапеты. Тротуары моста и набережных сопряжены ступенями.

Примечания

  1. .
  2. , с. 62.
  3. , с. 185.
  4. Петров П. Н.История Санкт-Петербурга с основания города, до введения в действие выборного городского управления по учреждениям о губерниях. 1703—1782. — СПб.: Тип. Глазунова, 1884. — С. 342. — 848 с.
  5. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 49. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  6. , с. 12.
  7. Е. В. Плюхин, А. Л. Пунин.Мосты повисли над водами… / And bridges spanned the water` width…. — 2-е изд. — Л.: Аврора, 1977. — С. 28.
  8. .